Что уже умеет делать малыш, а что нет: развитие ребенка в 1 год и 3 месяца

Физическое развитие ребенка в 1 год 9 месяцев

В 1 год и 9 месяцев Ваш малыш заметно подрос и окреп.

Прибавка в весе и увеличение длины тела в этом возрасте происходит весьма индивидуально.

В среднем длина тела малышей в 1 год 9 месяцев составляет:

для мальчиков — 80 — 87 см;

для девочек — 80-85 см;

Масса тела в 1 год 9 месяцев (в среднем):

для мальчиков — 11-13,5 кг;

для девочек — 11 -13 кг.

Окружность головы:

мальчики — 47,5 — 50,5 см;

девочки — 46,5 — 49,5 см.

В 1 год 9 месяцев у малыша может быть до 20 зубов (2 нижних средних резца, 2 верхних средних резца, 2 верхних боковых резца, 2 нижних боковых резца, 4 первых моляра (2 верхних и 2 нижних), 4 клыка (2 нижних и 2 верхних), 4 вторые моляра (2 верхних и 2 нижних)).

Для определения необходимого количества молочных зубов в возрасте от 6 до 24 месяцев (2 года) можно воспользоваться формулой:

Х=N-4

Где N – возраст ребенка в месяцах;

Х — число молочных зубов.

Питание ребенка в 1 год 9 месяцев

Питание малыша в 1 год 9 месяцев не сильно отличается от питания полуторагодовалого ребенка. Малыш самостоятельно ест любую пищу. Ест с хлебом. Самостоятельно кушает за столом, ловко обращается с чашкой (если только она не заполнена до краев).

Так в рационе ребенка должны обязательно присутствовать первые и вторые блюда. На завтрак всё также дается каша, можно давать омлет или запеканку из вермишели. Можно давать супы-пюре, борщ, мясные и рыбные блюда, гарниры, картофельное пюре, овощное рагу, молочные и кисло-молочные продукты. Так же обязательно в рационе должны быть свежие фрукты и овощи, растительные и животные жиры.

Молочные и кисло-молочные продукты продолжают сохранять ведущие позиции в рационе ребенка.

За день малыш может выпивать до 500 мл кефира или молока. Творог можно предлагать уже и в более сложных блюдах, например, в виде творожных запеканок, ленивых вареников, сырников.

Расширяется арсенал овощных блюд, так малышу можно давать морковь, картофель, капусту, свеклу, тыкву, кабачки. Можно предложить ребенку салат из свежих огурцов и помидоров, натертых на терке.

Мясные блюда необходимы ребенку ежедневно, лучше давать их в первой половине дня. Для малышей хорошо подходят нежирные сорта говядины, телятина, кролик, курица. Мясные блюда могут быть в виде мясных пюре, паровых котлет, тефтелей, суфле. Рыбные блюда рекомендуется давать 1-2 раза в неделю.

Ходьба

Малыш уверенно и без напряжения держится на ногах и ориентируется в пространстве. Особенное удовольствие детям приносит преодоление препятствий: движение приставным шагом по ступенькам, наклоны, повороты, перешагивание через препятствия. А какое счастье много раз подряд забраться в кресло или на диван и столько же раз спуститься обратно!

ВНИМАНИЕ! В этом возрасте ребенок необычайно активен. Он бегает из комнаты в комнату, на кухню, взаимодействует с предметами

Задача взрослых на этом этапе – обеспечить полную безопасность ребенка, убрать острые предметы, электроприборы, спички и все, что может навредить.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Обувь лучше подбирать на рифленой подошве, легкую, регулируемую по полноте. Для правильного формирования стопы необходимо приобретать обувь с жесткой пяткой, из натуральных материалов. Хорошо, если подошва изготовлена с помощью современных технологий и может служить амортизатором при прыжках.

Подвижные игры

Самые любимые игры малышей в этом возрасте – это игры в мяч. Их великое множество. «Лови – лови! », «Куда мячик укатился», «Закинь мяч в короб», «Догони мяч», «Собери мячики по цвету корзинки», «Попрыгай, как мяч» и другие. Кроме этого, для развития движений годятся любые препятствия: лестницы, дощечки, неровная поверхность. Очень весело проходит игра с солнечным зайчиком, «Прятки», «Солнышко и дождик», «Догоню – догоню».

Развитие ребенка в 9 месяцев

Девятимесячный ребенок еще не может самостоятельно ходить, но уже предпринимает попытки встать на колени, а потом на ножки, используя близлежащие предметы в качестве опоры. Многие малыши делают свои первые, неуверенные шаги при помощи взрослых.

В 9 месяцев большинство детей осваивают так называемый “щипковый захват” — метод, при котором ребенок берет вещь большим и указательным пальцем. С этого момента значительно улучшается мелкая моторика рук. Родителям необходимо быть бдительными: следить, чтобы малыш не тянул в рот и нос детали конструктора, пуговицы, бусины и другие опасные предметы небольшого размера.

В этом возрасте дети начинают внимательно изучать действия окружающих и пытаются им подражать. Мир вокруг становится все интереснее!

Физическое развитие ребенка в полтора года

Вес мальчиков в 1 год и 6 месяцев от 10,2 до 13,0 кг. Вес девочек от 9,8 до 12,2 кг.
Рост мальчиков от 78,4 до 85,9 см.
Рост девочек от 77,1 до 84,5 см.

После первого года жизни за прибавкой веса малыша следят уже не так тщательно. Измерение массы тела и роста проводят 1 раз в три месяца. В этом возрасте могут быть значительные колебания в прибавке веса, так как малыш активно двигается, больше бодрствует, меняется его режим дня и рацион питания.

Ребенок в полтора года хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы). Перешагивает через препятствия на полу приставным шагом (после показа взрослым). Восходит и сходит по детской лестнице чередующимся шагом. Проходит по слегка наклонной доске. Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке. Бросает мяч вниз, вперед, вверх.

Ребенок уже држит в кулачке ложку, ест частично полужидкую и жидкую пишу. Пьет из чашки, почти не проливая. Отрицательно относится к нарушению опрятности. Сообщает о физиологических потребностях. Спокойно относится к умыванию.

Особенности ухода и гигиены

Купание проводят ежедневно во второй половине дня.

Так как ребенок хорошо сидит, ванну следует оборудовать специальным кругом или стульчиком, которые обеспечат его устойчивое положение и защиту.

Также используют резиновую шапочку для защиты лица от шампуня. Вода для купания должна быть около 45 градусов.

Используют мягкие губки. Ребенка моют осторожными поглаживающими движениями. Если малыш предпочитает подолгу плескаться, купание можно растянуть до 20-30 минут. В ванной можно занять ребенка игрой в мыльные пузыри, мячик и другие резиновые игрушки.

Для мытья первых зубов используют детские зубные щетки с мягкой щетиной. Тщательно промывают все складки тела. Голову моют последней. Наружный слуховой проход и носовые ходы чистят каждый день. После мытья ежедневно используют эмоленты (увлажняющие средства). Купание детей обоего пола проходит в едином порядке, но с небольшими отличиями.

Купание мальчика

Гигиена промежности мальчика включает в себя осторожное промывание с отодвиганием крайней плоти, тщательное обмывание половых органов и всех складочек. Кожу промежности нельзя тереть

Купание девочки

Девочкам осторожными движениями обмывают наружные половые органы только в направлении спереди назад, не растирая кожу. Тщательно моют все складки промежности. Отверстие заднего прохода обмывают последним.

Массаж

Массаж включает в себя поглаживающие и растирающие движения на туловище и ножки. Разминание ребенку не проводят. Массаж делают в определенном порядке: поглаживание-растирание-поглаживание.

  1. Медленными круговыми движениями погладить живот ребенка по часовой стрелке вокруг пупка, после чего сделать несколько прямых движений в направлении косых мышц – 5-10 раз.
  2. Погладить спинку от затылка до ягодиц и в обратном порядке – 10 раз.
  3. Погладить ножки от стоп к ягодицам – по 10 раз.
  4. Легкими осторожными ударными движениями подушечек пальцев помассировать спинку и ягодицы – 1-2 минуты.
  5. Растереть мышцы спины тыльной стороной ладони – 1-2 минуты.
  6. Легкими вибрирующими движениями погладить область груди – 2 минуты.
  7. Завершить массаж поглаживанием.

Питание

Питание в этом возрасте четырехразовое. Запрещены жирные, копченые и жареные продукты, маринованные овощи, морепродукты, газировка, шоколад, натуральный кофе!

Примерное трехдневное меню

День Недели Завтрак Обед Полдник
1-й Каша молочная пшеннаяНапитокХлебМаслоСыр Щи из свежей капустыГуляш из телятины с гречневой кашейХлеб Творожно-вермишелевая запеканка с повидломНапиток Котлета куринаяКартофельное пюреСалат
2-й ОмлетМорковь тертаяНапитокХлеб, маслоСыр Суп куриный с рисомТефтели куриные с подливойХлеб Ватрушка с творогом Картофельный рулет с мясом и подливойХлебСалат
3-й Каша молочная овсянаяНапитокХлебМасло Салат из морковиСуп гороховыйГолубцы ленивыеХлеб Булочка домашняя Овощное рагуХлебНапитокПряник

Речь крошки в девятимесячном возрасте

К девяти месяцам малыш четко произносит различные слоги, комбинирует их. Иногда взрослым кажется, что их чадо разговаривает на каком-то «своем» языке.

Речевое развитие ребенка доходит до такого уровня, что в 9 месяцев жизни малыш вполне способен повторять за родителями простые слова. Пусть сначала это будет один слог из слова, или даже один звук. Немного практики, и у вашего малыша будет получаться все лучше и лучше.

Продолжайте читать крошке короткие стишки и потешки, петь песенки, это покажет ему хорошие речевые примеры, поможет развитию чувства ритма и впоследствии побудит самого рассказывать стихи. В 9 месяцев ребенку интересны напевные строчки, он способен повторить за вами простые движения; если вы не знаете, что он должен уметь, видео с записью потешек для малышей поможет вам сориентироваться.

Девять месяцев ребенку – самое время для расширения пассивного словарного запаса; показывать предметы по просьбе взрослого – это то, что должен уметь и мальчик, и девочка в этом возрасте. Чаще рассказывайте крохе обо всем, что его окружает, комментируйте все его занятия.

Что умеет малыш в 2 месяца

Несколько недель после родов пролетели быстро и в хлопотах о малыше. Новорожденный растет быстро и меняется буквально на глазах. Его взгляд становится более осознанным и заинтересованным, движения уверенными. Что должен уметь малыш в 2 месяца:

  1. Хорошо держать голову. Если вы кладете малыша на живот, то он уверенно держит головку, приподнимает ее и поворачивает в разные стороны. Уже в таком возрасте малыш любопытен и ему все интересно. Также крошка будет рассматривать и изучать окружающую обстановку, если вы возьмете его на руки.
  2. Реагировать на звуки. Громкие и резкие звуки могут испугать малыша или же заинтересовать, «заставив» повернуть голову в сторону источника, их издающего.
  3. Проявлять эмоции. К 2 месяцам малыш уже научиться распознавать голоса родственников и будет радоваться, услышав их. Положительная эмоция может проявиться в виде осознанной улыбки и энергичного вздрагивания ручками-ножками. Часто малыши улыбаются буквально с первых дней жизни. Однако, такие улыбки носят непроизвольный, рефлекторный характер и чаще всего наблюдаются во сне. К двум же месяцам малыш научиться улыбаться «по-настоящему», демонстрируя первые успехи в развитии эмоциональной сферы. Помимо радости, малыш может показывать первые негативные эмоции. Например, хныкать, требуя внимания, или возмущенно плакать, если у него отнять грудь во время кормления.
  4. Фокусировать взгляд. Вы наверняка знаете, что дети рождаются с очень плохим зрением. К двум месяцам ребенок уже научиться фокусировать зрение на интересном ему предмете. Следить за его движением он пока не сможет, но вот долго разглядывать интересную ему вещь будет с удовольствием. Чтобы развлечь малыша такого возраста, можно повесить над его люлькой детский мобиль или просто подвесную неподвижную игрушку. Также можно украсить стены картинкой с изображением какой-нибудь геометрической фигуры. Не стоит «увлекаться» с количеством цветов, малышу 2 месяцев пока достаточно монохромных изображений.
  5. Произносить первые звуки. В 2 месяца родители малыша уже могут услышать от своего ребенка первые звуки. Они, конечно, произносятся ребенком пока неосознанно и могут удивить его самого.
  6. Играть с ручками и ножками. Игра с собственными руками для малышей такого возраста является одной их самых любимых забав. Дети с интересном изучают их, рассматривают могут пробовать на вкус. Такое зрелище является очень забавным и милым.
  7. Хорошо плавать. У каждого новорожденного малыша присутствует рефлекс плавания. Если малыша окунуть в воду, то он на уровне инстинкта задержит дыхание и поплывет. Конечно, мы не рекомендуем заниматься плаванием с новорожденными детьми без инструктора и в случаях, когда вы не совсем представляете себе этот процесс. Если вы найдете хорошего тренера по плаванию с малышами, то возраст 2 месяцев идеально подходит для начала тренировок. Кстати, малыши такого возраста легко проплывают самостоятельно расстояния до нескольких метров.
  8. Следовать по режиму. К двум месяцам ребенок на подсознательном уровне уже сможете отличить день от ночи, соответствующим образом начнут выстраиваться и его биоритмы. Если вы являетесь родителями, которые стремятся к соблюдению распорядка дня и хотят приучить ребенка к определенному режиму, то начинайте с 2-х месячного возраста. Старайтесь кормить малыша в одно и то же время и соблюдать последовательность всех действий с малышом (кормить после пробуждения, всегда купать перед сном, проводить утреннюю гимнастику и т.д.).

Кстати, у малыша двух месяцев естественный гипертонус мышц уже значительно снижен. Произвольных движений малыша становится все больше, однако, он все еще может «ударять» себя ручками во сне или случайно царапать. Если вы пеленали ребенка после рождения, то к 2-м месяцам малыша нужно чаще оставлять без пеленок. По крайней мере, во время бодрствования. Можно уже не пеленать ножки, лишь слегка фиксировать ручки, чтобы малыш мог спокойно уснуть. Теперь вы знаете, что должен уметь ребенок 2 месяца развитие.

Занятия с малышом

Игры

С малышом в 20 месяцев необходимо играть в подвижные игры — это способствует развитию вестибулярного аппарата, укрепляет мышцы тела. Футбол на траве, перекидывание мячика друг другу, попытки бросить кольцо на палочку очень полезны в этом возрасте.

Для развития социальных навыков можно играть с ребенком в ролевые игры — дочки-матери, в профессии врача, пожарного, ветеринара). Малыши с радостью включаются в подобные игры, через некоторое время дети — ровесники смогут играть в них самостоятельно.

Игрушки

Для ролевых игр дети с радостью воспользуются готовыми наборами — например, доктора или парикмахера.

Ближе к двум годам малышей начинают интересовать куклы, в том числе перчаточные, с которыми можно ставить небольшие сценки из любимых сказок. С радостью малыши собирают конструкторы, небольшие, из четырех — восьми деталей, пазлы.

Здоровье ребенка: На солнце без вреда для здоровья

Чрезвычайно важно защитить кожу малыша от воздействия солнца. В теплое время года гулять с ребенком очень полезно, но слишком долгое пребывание на солнце может быть вредным для кожи

Более того, УФ-лучи оказывают вредное воздействие даже осенью и зимой, поэтому важно круглый год соблюдать меры предосторожности:

  • Старайтесь беречь малыша от прямых солнечных лучей с 10:00 до 16:00 (период наивысшей активности).

  • Одевайте малыша в легкую одежду из хлопчатобумажной ткани, которая закрывает почти все тело, например в кофточки с длинным рукавом и брючки.

  • Если вы играете с малышом на улице, делайте это под пляжным зонтиком. Во время прогулок закрывайте коляску навесом.

  • Наденьте на ребенка широкополую шляпу.

  • Примерно за полчаса до выхода на улицу нанесите на кожу малыша крем от загара с SPF 30 или выше. Крем следует наносить повторным слоем через два часа.

  • Если малыш все-таки обгорел на солнце, положите на пораженный участок прохладный компресс, а затем нанесите увлажняющий крем. Если на обожженной коже образовались пузыри, обратитесь к врачу.
    Кроме солнечных ожогов, дети в этом возрасте могут быть подвержены таким заболеваниям, как коклюш и инфекции среднего уха.* Коклюш. Это бактериальная инфекция, поражающая дыхательные пути и вызывающая сильные приступы лающего кашля, особенно у детей постарше. У детей в возрасте до 1 года максимальный риск развития осложнений после коклюша, поэтому в таких случаях следует сразу же обращаться к врачу. К признакам коклюша относятся ухудшение кашля или приступы сильного кашля до изнеможения. Также к врачу нужно обращаться безотлагательно, если ребенок задыхается, у него посинели губы или кончики пальцев, если у него после приступа кашля случается рвота или обильное слюнотечение. Неукоснительно соблюдайте рекомендации врача и помните, что кашель может не проходить по несколько недель, а то и месяцев.

  • Инфекции среднего уха. У 2/3 всех детей в возрасте до 2 лет развиваются инфекции среднего уха. Хотя девятимесячный ребенок не может объяснить словами, что у него болит ухо, он может показать это другими способами. Например, он плачет во время кормления, потому что у него возникает боль в области среднего уха во время сосания и глотания. Также у него может быть беспокойный сон или высокая температура. Из пораженного уха может выделяться сукровица или гной. Иногда у ребенка может нарушаться слух. Чаще всего такие инфекции встречаются осенью и зимой. Если у вас возникнет подозрение на осложнение, обратитесь к педиатру. Педиатр назначит соответствующее лечение, возможно антибиотики. В этом случае следите за тем, чтобы пройти весь курс антибиотиков. Не прекращайте его даже в случае улучшения состояния ребенка.

Какие бывают упражнения для развития крупной моторики?

Как мелкая, так и крупная моторика ребенка — это, в первую очередь, навыки, важные во взрослом возрасте. Старайтесь показывать малышу на собственном примере, что вам нравится двигаться, гулять, делать домашние дела, а валяться часами с телефоном или сидеть полдня перед телевизором совсем неинтересно (даже если это совсем не так). Если удастся привить ребенку любовь к активному образу жизни, вы дадите ему огромный стимул для самостоятельного развития крупной моторики. И вот еще несколько рекомендаций, позволяющих ускорить этот процесс.

Совет № 1. Танцуйте

С какого возраста: при поддержке мамы — хоть с 6 месяцев, самостоятельно — когда малыш научится уверенно ходить.

Лучших результатов удается добиться, когда упражнения для развития крупной моторики становятся для детей развлечением. Именно потому танцы — отличный выбор, ведь кто не любит танцевать!

Предлагайте малышу двигаться под музыку из любимых мультиков, повторяя танцы персонажей. Танцуйте с ним в паре или наблюдайте за сольным выступлением крохи, обязательно сопровождая его одобрительными аплодисментами. Когда ребенок подрастет, покажите ему клипы ваших любимых исполнителей, чтобы от простых танцев вроде «два притопа, три прихлопа» он постепенно переходил к более серьезным методикам развития крупной моторики.

Совет № 2. Занимайтесь спортивными играми

С какого возраста: примерно с полутора-двух лет.

Если ваш малыш уверенно стоит на ногах, предложите ему спортивные игры на развитие крупной моторики. Это не настоящий спорт, а просто занятия по мотивам, но они принесут немалую пользу. Купите ребенку мячик подходящего размера и играйте с ним в «футбол» — легонько пасуйте друг другу, забивайте в дверной проем или другие импровизированные ворота. Затем переходите на «баскетбол», найдя дома какое-нибудь подходящее ведро или кастрюлю.

Совет № 3. Делайте зарядку

С какого возраста: отдельные упражнения — с 1 года, традиционная зарядка — с 4–5 лет.

Когда мы занимаемся совместной домашней гимнастикой, мы не только развиваем крупную моторику у своих детей, мы также приучаем их к здоровому образу жизни и способствуем поддержанию физической формы. В общем, штука, полезная во всех отношениях.

Уже в возрасте года вы можете пригласить малыша сделать зарядку вместе с вами. Конечно, его движения будут неуклюжими, и все это будет мало похоже на настоящую гимнастику, но сейчас задача вдругом — привить любовь к упражнениям. Если сможете, к 4–5 годам ребенок будет делать их не хуже вас, может быть, даже и лучше.

Совет № 4. Катайтесь на велосипеде

С какого возраста: с 1 года.

На первый велосипед (трехколесный и со страховочной ручкой сзади) малыша можно сажать в самом раннем возрасте. Управляя им, ребенок тренирует мышцы ног, оттачивает движения рук и учится синхронизировать действия всех четырех конечностей. Это один из лучших вариантов, как развить крупную моторику.

По мере взросления пересаживайте малыша на более продвинутые модели для тренировки координации, баланса и других важных навыков. Кстати, не ограничивайтесь только велосипедом: полезны все колесные средства — и самокат, и скейт, и моноколесо, и гироскутер.

Совет № 5. Не ограничивайте без повода физическую активность малыша

С какого возраста: всегда.

«Зачем тебе развивать моторику, лучше просто сиди и ничего не делай», — вряд ли мама или папа скажут своему малышу такую фразу. Тем не менее, многие родители произносят ее завуалировано, ведь все «не залезай туда», «не прыгай оттуда», «не отходи далеко», «не бегай», «играй тут» — лишь ее варианты.

Нередко родители включают режим «суперзащиты» и ограничивают активность малыша лишь потому, что им неохота отвлекаться от своих дел или лень трезво проанализировать ситуацию. Ребенок захотел залезть на горку? Отложите телефон, встаньте со скамейки и подстрахуйте его. Решил пройтись по высокому бордюру? Возьмите за руку, а не запрещайте.

Не пытайтесь оградить малыша от малейших опасностей. Помните: овладеть крупной моторикой — это как раз научиться уверенно выполнять действия, которые для нетренированного ребенка могут быть опасны.

Возможные отклонения в развитии

В год каждого ребенка должен осматривать педиатр. На плановом осмотре формируют график вакцинации, оценивают состояние малыша, как физическое, так и нервно-психическое. Врач задаст родителям вопросы, ответы на которые определят, нормально ли развивается ребенок. Насторожиться стоит, только если ребенок демонстрирует серьезные отклонения в поведении:

  • не умеет ползать, плохо стоит, испытывает сложности с передвижением;
  • не произносит осмысленных слов, отсутствует жестикуляция;
  • не понимает даже простых просьб, плохо взаимодействует с родителями и другими детьми;
  • не умеет пользоваться предметами быта. При этом пирамидку годовалые дети вполне могут нанизывать в неверном порядке, это нормально.

Если вас что-то насторожило, расскажите об этом педиатру при плановом обследовании. Он поможет справиться с проблемами, если они есть.

Малыш, перешагнувший годовалый рубеж, очень сильно отличается от себя буквально несколько месяцев назад. Дальше он будет становиться все более смышленым, активным и самостоятельным, радуя родителей и познавая мир. Помните: каждый ребенок не похож на другого, и учитывайте индивидуальные особенности малыша при воспитании и развитии.

Евгений Комаровский «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»

Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»

Елена Сосорева «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка»

(1
оценок; рейтинг статьи 2.0)

Что сделать, чтобы ребенок развивался правильно

Вот что можно сделать, чтобы помочь малышу расти и развиваться на этом этапе:

  • Почаще играйте с ребенком на полу. Если он уже ползает, предлагаем соорудить для него полосу препятствий из подушек, коробок и других мягких предметов, через которые он может перелезать. Чтобы малышу было интереснее двигаться в нужном направлении, поманите его игрушкой или угощением.

  • Не спешите помогать ребенку. Иногда сложно бывает определить, когда помочь ребенку, а когда дать ему справиться самому. Например, что делать, если игрушка оказалась под подушкой? Если малыш явно расстроен, лучше помочь ему, но если он активно пытается достать игрушку, не мешайте.

  • Чтобы развить мелкую моторику ребенка, выбирайте безопасные игрушки со сменными движущимися частями. Это могут быть наборы кубиков, игрушки для ванны, которые можно сжимать, типа резиновой уточки, а также игрушки, которые можно двигать, например деревянный паровозик.

  • Не стоит изолировать малыша от других детей и их родителей. Стоит, однако, помнить, что поначалу ребенок может стесняться посторонних. Дайте ему время – скоро он привыкнет к новым людям и обстановке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector