Логопедические упражнения на звук ш для ребенка

Содержание:

Почему не шипит буква «Ш»

Причины неправильного произношения могут быть следующими:

Физиологические: неправильный прикус, большой язык, высокое небо. Кроме того, качество произносимого звука зависит от развитости речевого аппарата.
Длительное использовании соски. Этот предмет портит прикус, что приводит к искаженному выговариванию свистящих и шипящих.
«Сюсюканье» с ребенком

Повторяя за старшими, дети коверкают речь.
Повторение некорректного произношения за взрослыми, у которых есть дефекты речи.
Плохо развиты память, мышление и внимание.
Нарушение речевого слуха (в некоторых случаях может развиваться дислексия).

Если после домашних занятий ребенок так и не выговаривает букву «Ш», стоит обратиться к логопеду.

Методические рекомендации для родителей

Иногда родители не обращаются к логопеду по разным причинам. Кто-то из-за финансовых затруднений, другие в соответствии с убеждениями. При этом родители должны знать, как научить ребенка говорить букву «Ш».

Советы по постановке звука

Научиться правильно произносить звук не так легко и поэтому ребенок нуждается в поддержке взрослых людей. Каждый день нужно уделять занятию около 20 минут.

Разминка для языка и губ

Самые эффективный и легко выполнимый способ справиться с невыговариванием звуков — артикуляционная гимнастика.

Она включает следующие упражнения:

  1. «Согреем ладошки».
    Его цель — научиться выпускать сильную струю воздуха. Ребенку нужно округленными губами равномерными порциями выдыхать воздух, не надувая щеки.
  2. Непослушный язычок.
    Упражнение способствует расслаблению языковых мышц. С размещенным на нижней губе языком произносится по счету от 1 до 10 слог «пя-пя-пя», края языка вверх не поднимаются.
  3. Приклей конфетку.
    Результатом такой тренировки должны стать укрепленные языковые мышцы и отработанный подъем языка наверх. Кончик языка располагается на нижней губе, на край кладется небольшой кусочек ириски, который нужно приклеить к небу. Челюсть должна оставаться неподвижной, работает только язык.
  4. Качели.
    Кончиком языка касаются то верхних, то нижних зубов.
  5. Лошадка.
    Поцокать, как лошадь.
  6. Блинчик.
    Расслабленный язык разместить на нижней губе.
  7. Кошечка.
    Ребенку нужно дотянуться языком до носа.
  8. Фокус.
    Нужно, улыбаясь, приоткрыть рот и разместить край языка на верхней губе так, чтобы образовался желоб по центру, теперь нужно сдуть вату, которая лежит на носу.

Задания для развития дыхания

  • «Забей мяч в ворота», игра в необычный футбол. В центре стола строятся ворота, делаются ватные «мячики». Игроки с двух сторон дуют на ватные мячики так, чтобы они влетали в ворота. Взрослый следит за правильными артикуляционными действиями ребенка: широкая улыбка, язык на нижней губе.
  • «Снежинки на носу». Предложить дошкольнику сдуть ватный комочек с носа правильными движениями челюсти: широкая улыбка, язык на верхней губе, подуть, чтобы комочек взлетел вверх.
  • Аналогично проводятся игры «Метель», «Листья летят», «Кораблики», «Самолетики».

Упражнения постановки от звука С

Самый распространенный способ постановки звука Ш от С. Такой способ используют, когда нарушений подвижности речевого аппарата не обнаружено. Для постановки шипящих будет полезен даже не звонко свистящий звук. Ребенку необходимо поднимать язык к небу, без напряжения озвучить С. После чего необходимо выпускать воздух при произношении. Таким образом получается шипящая Ш.

Воздух должен выходить без лишних усилий, ребенку не следует напрягать мышцы лица, излишнюю мимику. Постановка звука «Ш» ребенку поэтапно совершается для того, чтобы наглядно объяснить различия в принимаемом положении языка. Верхнее положение при звуке С дети часто путают с нижним звука Ш, из-за чего происходит смешение свистящих и шипящих.

Закрепляем правильное произношение «Ш» и «Щ»

Для автоматизации произношения этих звуков используются классические методы и приёмы: чистоговорки, скороговорки, чтение и анализ текстов.

«Ш»

Наша Маша маленькая, на неё шубка аленькая.

Мы давали Даше кашу,

Даша, Даша, кушай, кашу!

У бабушки в шкатулке много катушек. Наша кошка любит играться катушками.

Щенок уколол щепкой лапку, ему больно, он пищит.

Щеголиха у щегла щеголихою была.

Что мы знаем о щеглах?

Щеглы – это маленькие красивые птички, которые селятся в широколиственных лесах. Пища щеглов – семена берёзы, осины и чертополоха. Щеглы любят жить не только в лесах, но и рядом с человеческим жильём – в садах и парках. Щеглы вьют гнёзда высоко на ветках деревьев, а их птенцы щеглята появляются на свет из яиц удивительного цвета – голубого, с тёмными пятнышками и небольшими штрихами. Осенью щеглы собираются в большие стаи и улетают туда, где зима теплее.

Проанализируйте текст, используя элементы заданий по развитию речи. Попросите ребёнка рассказать, что он узнал о щеглах, что ему запомнилось больше всего? Как называются птенцы щеглов? Где живут щеглы?

Во время выполнения этого задания следите за чистотой произнесения звуков «Ш» и «Щ», при необходимости повторите упражнения для их коррекции и правильной постановки.

Преподаватель, специалист детского развивающего центраДружинина Елена

Постановка звука «Ч» и «Щ»

Постановка звука «Ш»

Закрепление произношения

Логопед не только ставит звук, но и автоматизирует его. Для дошкольников уроки строят в интересной игровой форме. Примерный план поэтапной постановки Ш:

  1. Ищем букву на картинке, учим стишок про нее.
  2. Проговариваем слоги ша, шо, шу, после их освоения — аш, уш, ош.
  3. Закрепляем открытые и закрытые слоги с связках с другими фонемами: што, штат, шут.
  4. Тренируем произношение слов с Ш посредине и в конце.
  5. Произносим короткие, а потом более сложные предложения с Ш.

Постепенно усложняем задания, полноценно вводя Ш в свободную речь

Если возникают трудности в постановке, не стоит переходить к следующему этапу — важно оттачивать навыки последовательно. Отрабатывайте все до идеала — торопиться некуда

Ход занятия:

1. Орг. момент.

-Радмир, здравствуй! Вот перед тобой эти палочки, составь на парте из них домик. (выполняет)

2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

-Давай мы с тобой посмотрим в зеркало на себя и сделаем упражнения для губ:

«улыбка» (логопед считает до 10)

«трубочка» (счет до 10)

чередование «улыбка»«трубочка» (до 5-и раз)

упражнения для языка:

«блинчик» (при этом улыбаемся) (до 10-и считаем)

«вкусное варенье» (облизываем верхнюю губу 5 раз)

«чашечка» (считаем до 10-и)

упражнения для воздушной струи:

«ветерок»-дуть на ваточку (дуть сквозь сближенные губы)

«фокус» (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа)

-Молодец!

3. Голосовые упражнения.

-Сейчас мы попоем гласные звуки: А, И, О, У. Сначала громко, потом тихо и наоборот. (Логопед показывает карточки с этими гласными.)

Затем логопед предлагает пропеть сочетание гласных АИ, АИО.

4. Повторение пройденного материала.

— Какой мы с тобой звук учимся правильно и красиво произносить?

(ребенок: «Звук Ж»)

— Сколько тебе лет?

(ребенок: «Мне 7 лет»)

— Вспомни, пожалуйста, столько слов со звуком ж.

(ребенок называет их, загибая свои пальцы.)

— Молодец!

5. Повтор слогов, слов со звуком Ж.

— Повторяй за мной:

ЖА-ЖА-ЖА – иголки у ежа.

ЖУ-ЖУ-ЖУ – что-то расскажу.

ЖА-ЖА-ЖА – рыба у моржа.

ЖУ-ЖУ-ЖУ – я вовсе не тужу.

-Молодец, Радмир!

6. Упражнение «Закончи предложения».

— Попробуй закончить предложения:

Весело бегать босиком по ЛУ. (лужам)

На диване кот ЛЕ. (лежит)

Я купил себе МОРО. (мороженое)

Мы сегодня загорали на ПЛЯ. (пляже)

Крепко яблоко ДЕР. (держу)

-Хорошо!

7. Пальчиковая гимнастика.

-Радмир, в прошлый раз ты из кусочков бумаги букву Ж составлял, а сегодня ты попробуешь вырезать букву Ж без ножниц. Это очень трудно, но ты постарайся!

(ребенку логопед дает лист бумаги формата А4.)

— Умница, Радмир!

8. Образование уменьшительно- ласкательных слов.

-Попробуй сделать из большого слова маленькое,например: ДРУГ- ДРУЖОК.

ЛУГ.

КРУГ.

ФЛАГ.

СНЕГ.

БЕРЕГ.

РОГ.

ПИРОГ.

УТЮГ.

САПОГ.

— Молодец!

9. Я начну,а ты закончи:

Я ЛЕЖУ НА ЖЕЛТОМ ЛЕЖАКЕ.

ТЫ ЛЕЖИШЬ НА ЖЕЛТОМ ЛЕЖАКЕ.

ОН.

ОНА.

МЫ.

ВЫ.

ОНИ.

10. Произнеси предложения отраженно.

-Повторяй за мной:

Женя и Жанна играют и никогда не ссорятся. Как играют Женя и Жанна?

(ребенок должен ту ответить: «Дружно»)

Какие Женя и Жанна?

(Ребенок: «дружные».)

Кто дружно играет?

(ребенок: «Женя и Жанна»)

11. Настольная игра «Логопедическое лото».

— Поиграем в лото.

Ребенку предлагаются схемы слов:

ж

ж

ж

Логопед показывает картинки, а ребенок подставляет их к нужной схеме.

-Молодец.

12. Составь предложения и прочти их.

— Вот тебе небольшие листочки, на каждом набор слов, из них составь предложения!

1) От, дождь, промокнуть, одежда.

2) Живот, Жора, у, болит.

3) Нет, у, жало, уж.

4) Теплые, улететь, в журавли, края.

5) Наживать, и, поживать, стали, жить, добро.

-Умница, Радмир! Справился.

13. Развитие памяти.

— Перед тобой шесть картинок, запомни их.

(ребенку дается несколько секунд для запоминания.)

— Сейчас закрой глазки. (В это время логопед меняет две картинки местами.) А теперь поставь их так, как было.

(Логопед проделывает это упражнение два- три раза. Для разнообразия логопед убирает одну картинку.)

14. Итоги занятия.

-Радмир, скажи, пожалуйста, чем мы сегодня занимались?

(Ребенок отвечает)

— Молодец, Радмир! Ты сегодня очень хорошо занимался! До скорого!

Логопедические игры

Логопедические игры на звук «ш», как и любые развлекательные занятия при отработке трудных звуков, нравятся малышу. Они помогают не только весело провести время, но и сформировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение верно употреблять данный звук в речи. Также логопедические игры заинтересовывают детей в дальнейшей работе, что помогает существенно ускорить прогресс обучения.

Логопедическая игра на автоматизацию звука «ш»

Постановка звуков «ш» и ж» с помощью  развлекательных средств

Постановка шипящих звуков у детей, упражнения и другие развлекательные средства включают:

  • Игры,
  • Просмотр карточек со словами, в которых есть шипящие,
  • Произношение потешек, скороговорк, стихотворений.

Дополнительная информация

Важно, чтобы малыш был заинтересован и не переживал, что ему приходится что-то делать без желания. Поэтому стоит подобрать ребенку те игры и развлечения, которые конкретно ему будут по душе

Карточки можно приобрести либо в книжной лавке, либо нарисовать самому. Гораздо эффективнее это делать вместе с ребенком – это поможет одновременно прорабатывать произношение.

Игры:

  • «Закончи слово». Написать слова, в которых в конце есть буква «ш», и попросить малыша дописать букву, а затем проговорить слово целиком. Например, малы…, камы…, ду…
  • «Запомни – повтори». Написать ряд слов и попросить малыша повторить. Впоследствии порядок слов менять. Например, каша-лапша-душ-машина.
  • «Повтори, скажи свое». Ребенку предлагается повторить слово за взрослым, затем он говорит свое слово с буквой «ш», которое повторяет родитель. Игра тренирует не только произношение, но и память порядка сказанных слов. Например, взрослый говорит «шок», малыш повторяет и говорит «шок-машина», родитель далее произносит «шок-машина-тишина».
  • «Один-много». Произносится слово, затем из него составляется слово во множественном числе. Игра тренирует также грамматику. Например, мешок-мешки, шип-шипы, шишка-шишки.

Чтобы малыш научился правильно произносить трудные буквы, необходимо не только выполнять ежедневные тренировки и упражнения, но и следить за собственной речью. Создавая грамотные условия для проработки и автоматизации звуков, достаточно скоро можно помочь ребенку забыть о проблеме.

Когда нужна коррекция речи ребенка

Формирование звукового произношения начинается с первых месяцев жизни. Первые звуки возникают непроизвольно, обычно они самые простые в произношении («а», «о», «у»). До 3-х лет замена звуков, искажения в их произношении считается возрастной нормой. К 5-ти годам активно формируется полноценный фонематический ряд.

Если к 5 годам у ребенка не получается правильно произносить «ш», необходимо помочь ему с произношением звука артикуляционной гимнастикой и другими методами.

Постановка звука «Ш» возникает между третьим и пятым годом жизни. Первое время произношение ребенка страдает, звук получается нечетким. Иногда дети используют свистящий С вместо шипящего.

Наиболее распространены такие причины отставания в этапах речевого произношения: неправильное развитие речевого аппарата (проблемы с прикусом или уздечкой языка); малоподвижная нижняя челюсть.

Чтобы приступить к правильному формированию звукопроизношения, сперва необходимо разобраться в звуках, которые ребенку трудно произносить, в чем заключается трудность. Первой в обязательном порядке проверяется группа шипящих, свистящих и сонорных. Для корректной проверки нужно попросить ребенка рассказать стихотворение, историю, сказку.

Нарушение твердой согласной чаще всего сопровождается неправильным произношением мягкой. При этом проверяется произношение звука отдельно от слова. Если в таком виде ребенок правильно произносит звук, тогда заниматься нужно путем повторения фраз и слов. Когда понятно, что звук искажается, необходимо начинать работу по его постановке.

Основные методы постановки звука «Ш»

Логопедические занятия на букву «Ш» начинаются с выработки произношения изолированного звука. Один из наиболее эффективных способов – это постановка звука от других звуков.

Если ребенок звук «Т» выговаривает хорошо, то это один из самых простых способов. Для этого ребенок должен произносить «Тс-с-с» до тех пор, пока не добьетесь нормального произношения. После этого попросите его проделать ту же процедуру, но «спрятав» язык за зубами. В результате получиться звук «Ш».

Если сомневаетесь, то можете проделать это самостоятельно. Для закрепления подойдет упражнение «шипящая змея». Для разнообразия делайте ассоциации этого звука со звуком спущенного шара или шипением кота.

Ранее мы рассматривали, как научить ребенка говорить букву «Р». Если в этом вы достигли успеха, то можно использовать и этот звук. Часто ребенок отлично выговаривает звук «Р», но затрудняется с «Ш». Поэтому попросите его прошептать «Р». Результат вас удивит.

Также постановку «Ш» можно осуществлять на основании звука «С». Попросите ребенка произнести его, приподнимая край языка ложечкой до тех пор, пока между языком и небом не образуется необходимая щель.

Если вы добились желаемого результата, то пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно. При этом напоминайте, чтобы язык был немного приподнят. Если не получилось, то возвращайтесь к фокусу с ложкой.

Как только изолированный звук закреплен можно дальше переходить к словам и предложениям с «Ш» в различных позициях. Для этого подойдут различные скороговорки на букву «Ш» или различные логопедические слова

Важно закреплять результаты. Простейшим способом является внедрение «Ш» в обыденную речь как можно чаще

Шипящие всегда вызывают у детей трудности. И звук «Ш» является одним из наиболее сложных. Представленные в данной статье рекомендации помогут вам выявить проблему как можно раньше и добиться избавления от нее. Достаточно просто приложить немного усилий, и вашему ребенку в дальнейшем будет легче в общении.

Артикуляционные упражнения

Комплекс артикуляционной гимнастики необходим, для того чтобы подготовить детский речевой аппарат для проговаривания шипящих звуков. Когда речевые органы подготовятся к произношению шипящих звуков, тогда приступают к вышеописанным логопедическим упражнениям.

«Блинчик». Рот приоткрывается, язык распластывается на нижней губе так, чтобы его бока дотрагивались уголков губ, в таком положении удерживается 5 секунд.
«Фокус». Делается ватный шарик, размещается на кончике детского носа. Рот приоткрывается. Язык принимает чашеобразную форму, на уровне широкой части прижимается к верхней губе. Пациент выпускает изо рта воздушный поток, пытаясь сдуть ватку

Важно, чтобы воздух шёл вдоль середины рта, а челюсти не двигались.
«Грибок». Рот широко открывается

Язык прижимается к верхнему нёбу, удерживается максимально возможное время.
«Змейка». Пациент улыбается с широко раскрытым ртом, сужает язык, высовывает его изо рта, затем засовывает обратно. Действия повторяются несколько раз, в процессе рот должен оставаться широко раскрытым.
«Варенье». Рот приоткрывается. Расслабленным языком облизывается верхняя губа вверх-вниз. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Что делать, если ребенок не выговаривает «ж»?

При произнесении звонкого «ж» участвуют голосовые связки. Выдыхаемая струя и напряжение языка при звуке слабые. Кончик языка под действием струи воздуха немного дрожит, вибрирует. Если язык ребенка недостаточно подвижен, вял, то необходимы специально подобранные подготовительные упражнения.

Звук «ж» сложен по своей артикуляции, поэтому малыши осваивают его сравнительно поздно и нередко даже к концу дошкольного возраста выговаривают неправильно или неясно. Существует несколько вариантов неправильного произношения этого звука: или его вовсе упускают, или произносят нечетко, или заменяют другим (чаще всего «з»).

Нарушение звука «ж» в большинстве случаев исправимо, и часто этот недостаток устраняется сравнительно легко. Но непременным условием является регулярность, систематичность упражнений и желание самого ребенка исправить речь и начать выговаривать «ж» правильно.

Прежде чем приступать к занятиям, надо проверить, достаточно ли развит у малыша фонематический слух, то есть умеет ли он отличать шипящие от других, сходных звуков. Для проверки и тренировки фонематического слуха полезно предложить ребенку придумать слова со звуками, о которых идет речь. Отобрать картинки, в названиях которых есть эти звуки, разобрать с ребёнком смысл слов, отличающихся одним звуком.

Разминка для языка и губ

Чтобы лучше получалось выговаривать звук, можно использовать разминку для языка, которая состоит из следующих упражнений:

  1. Сначала округляем губы, зубы не смыкаются, края языка прижимаются к зубам, а сам он образует ковш. Выдыхать воздух с добавлением воздуха при произнесении шипящего звука.
  2. Широко распластать язык, загнуть его кончик и высовывать с приподнятыми боковыми краями.
  3. Лопатообразно высунутый язык поочередно поднимать к верхним и нижним зубам, к верхней и нижней губе.
  4. «Гармошка» для укрепления мышц языка в вертикальном положении: открыть рот, улыбнуться, а язык прижать к нёбу, 5 раз открывать и закрывать рот.
  5. «Пирожок»: рот раскрыть и улыбнуться, скрутить язык, приподняв края, досчитать до 15, а затем повторить.

Основные методы постановки звука «ж»

Постановка звука – это выработка у ребёнка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее. К методам, которые могут помочь поставить звук «ж», относят:

Первый метод – по подражанию, когда внимание ребенка фокусируется на движениях, положениях артикуляционного аппарата.

Второй метод – механический. Используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля.

Третий метод – смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели – постановки правильного произношения изолированного звука.. При всех этих методах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки

При всех этих методах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки.

Для тренировки буквы «ж» можно прибегнуть к таким упражнениям:

  1. Чистоговорка: «ЖА-ЖА-ЖА. Мы видела ежа. ЖА-ЖА-ЖА. Есть иголки у ежа. ЖА-ЖА-ЖА. Я нашел ежа. ЖИ-ЖИ-ЖИ. Живут в лесу ежи.»
  2. Ребенок должен научиться образовывать множественное число существительных – гараж-гаражи, нож-ножи, уж-ужи и т. д.
  3. «Жук жужжит» – ребенку нужно представить, как жужжат жуки, и изобразить этот звук. Положение губ должно быть правильным – округлены и немного выдвинуты вперед. Широкая часть языка поднимается к бугоркам за верхние зубы, а изо рта должна выходить теплая воздушная струя.

А как работают с детьми логопеды для постановки звука «ж», Вы можете посмотреть в данном видео:

Занятия на постановку звука «ш»

Постановка при логопедических упражнениях на звук ш может происходить с помощью разных методов:

  • От «с».
  • От «т».
  • От «р».
  • И даже от «а, э, ы»

Постановка по методике Баловой О.И.

Правильная постановка звуков

Самым распространенным способом правильной постановки звука «ш» является метод от «с». Он применяется, когда нет никаких дефектов и проблем с речевым аппаратом

Также важно, чтобы свистящий звук был не ярко выражен. Малыш сначала начинает произносить «с», выпускает воздух, а затем чуть больше напрягает животик при выдохе

Таким образом получается шипение. Также можно попробовать при выдохе нажать легко на диафрагму (живот) малыша, чтобы помочь процессу. Мимика лица не должна меняться, никакого напряжения быть не может!

Обратите внимание! Трудности с произношением шипящих могут возникать при неправильном речевом дыхании, проблемах в речевом слухе и при индивидуальном строении уздечки. Поэтому следует предварительно выявить наличие данных вопросов и посетить специалистов

В случае их отсутствия приступать к постановке звуков с логопедом.

От «т» в логопедии производится постановка при межзубном сигматизме ребенка. Сначала кроху учат дотрагиваться верхних зубов, после очень медленно произносить правильный звук от «т».

От «р» постановка выполняется только при наличии уверенного «р». «Р» произносится тихо, почти шепотом, напор выдоха уменьшается – получается «ш».

От гласных постановку «ш» можно проводить дома, поскольку он не требует присутствия логопеда. Малыш произносит гласные, а специальным инструментом язык поднимает к небу.

Автоматизация звука

Автоматизация «ш» происходит при работе со слогами, словами и предложениями. Для более приятного времяпрепровождения можно купить специальные раскраски, картинки, карточки или альбом для рисования, где вместе с ребенком можно будет изображать иллюстрации. Малыш будет рисовать и одновременно проговаривать, тем самым закрепляя навыки.

Задания на «ш», раскраска

В игровой форме проводятся следующие мероприятия:

  • Сначала произносятся отдельные слоги: шо-ша-шу-шэ-ши,
  • Затем добавляются слова: шашка, шоссе, шишки,
  • И после можно переходить к предложениям, скороговоркам: шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Учимся произносить «Щ»

Постановку согласного «Щ» провести проще, если использовать базовые моменты артикуляции мягкого звука «C’». Если ребёнок успешно выговаривает мягкий «С’» в слогах «ся» «се», «си», «сю», то у него, скорее всего, не возникнет проблем с постановкой звука «Ш».

Однако если произнесение «Щ» вызывает у детей затруднения, то можно выполнить механическую постановку этого звука. Как это сделать?

Предложите ребёнку произнести слоги «ась» или «ся». В момент произнесения малышом этих звуков, взрослый должен шпателем (либо указательным пальцем) откорректировать положение язычка, переместив его кончик за основание верхних резцов.

Постановку звука «Щ» можно попробовать провести и без механической коррекции. Для этого просто предложите детям поэкспериментировать во время занятия, меняя положение языка во рту в момент произнесения ими слогов «ся» и «ась». Проанализируйте вместе, что получается в этом случае, какие звуки?

«Домашняя» логопедия звук [ш]

Чтобы учить малыша правильно произносить в домашних условиях нужно изучить несколько основных способов постановки:

  • механический;
  • от схожего по звучанию звука.

Механическая постановка

При данном способе малышу не нужно самостоятельно искать правильное положение звука — за него это делает взрослый, при помощи специальных логопедических инструментов (шпатель, зонд). Если необходимо залезть в рот дошкольнику рукой — она должна быть чистой.

Процесс механической постановки

Постановка через звук

Как научиться говорить букву Ш через звук ? Казалось бы, неправильное произношение — самый сложный и наиболее часто встречающийся дефект в речи. Однако многие дети умеют правильно проговаривать , но совершенно не понимают, как нужно располагать язык в полости рта, чтобы правильно свистеть и шипеть. По этой причине постановка звука должна происходить через твердый , а не смежные свистящие.

Дошкольник должен сидеть перед зеркалом, и произносить , постепенно ослабляя напор воздуха. Звук должен произноситься до тех пор, пока полностью не исчезнет вибрация. После этого станет слышно легкое шипение и зазвучит без вспомогательного .

Логопедические упражнения по произношению звука

Чтобы закрепить поставленный в речи малыша, необходимо как можно больше разговаривать отдельным звуком — шипеть в процессе игры. Для этого дошкольнику предлагаются различные упражнения:

  • провести змейку по дорожке, и при этом шипеть;
  • «досказать» словечко, например— малы ..(ш), каранда ..(ш) и т. д.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе ДОУ

Артикуляционная гимнастика. Комплекс упражнений для шипящих звуков «Ш», «Ж»

Работа логопеда будет наиболее результативной в том случае, если активную помощь в обучении ребенка будут оказывать его родители. Семейная атмосфера позволит малышу не только подготовиться к обучению, но и достигнуть успехов в максимально короткие сроки.

Так, логопед, помимо индивидуальных занятий, подготовит для вас домашние задания, выполнение которых также поспособствует закреплению полученных и обретению новых навыков произношения. Желательно превратить обучение в некоторую игру. Так можно заинтересовать ребенка и выработать у него собственную инициативу в выполнении упражнений на развитие артикуляционного аппарата.

Чтобы обучение проходило без серьезных проблем, следует придерживаться следующих советов:

➢ длительность ежедневного упражнения должна составлять около 10-20 минут;

➢ уделяйте внимание повторению задания для его закрепления;

➢ необходимо, чтобы ребенок видел, как работают его губы и язык во время речи в зеркале;

➢ если он устал, устройте небольшой перерыв;

➢ держите логопеда в курсе уровня выполнения ваших домашних заданий.

Чтобы курс обучения на развитие речи усваивался ребенком наилучшим образом, обратите внимание на несколько советов:

1. Освоение упражнений должно происходить от простых техник к более сложным.

2. Те задания, которые делает ребенок впервые, нужно выполнять неспешно, желательно в отражении.

3. Необходимость повторений должна соответствовать правильности выполнения упражнения. Диапазон повторений от 2 до 15 раз.

4. Когда ребенок освоит то или иное задание, в зеркале не будет необходимости.

5. Выполнять задания необходимо ежедневно.

6. Если ребенку сложно за один раз осваивать целый комплекс упражнений, разбейте их на части и растяните их в течение дня.

7. В случае необходимости поддержки при фиксации языка рекомендуется пользоваться стерильной ручкой чайной ложечки или чистым пальцем.

Для того, чтобы научить ребенка произносить звуки «Ш» и «Ж», необходимо соблюсти следующие моменты:

1. Зубы должны быть сближены, а губы иметь округлую форму и быть слегка поданы вперед.

2. Передняя часть языка занимает положение ближе к небу, а его края должны примкнуть к верхним рядам коренных зубов.

3. Струя воздуха при выдохе проходит по центральной части языка.

4. «Ш» — это глухой звук, не нуждающийся в голосе, а «Ж» — звонкий и произносится с участием голоса.

Упражнение 1: «Заборчик»

Во-первых, ребенок должен улыбнуться и показать оба ряда зубов сверху и снизу, разместив их стык в стык. После этого ему необходимо «про себя» произнести звук «И» на протяжении 10 секунд.

Упражнение 2: «Трубочка»

Сначала делаем уже знакомый «Заборчик», а после, придаем губам вид «трубочки», вытянув их вперед и зафиксировав так на 10 секунд.

Для закрепления комбинируем и повторяем упражнения «Заборчик-Трубочка».

Упражнение 3: «Открыть/закрыть заборчик»

Необходимо открыть рот с улыбкой, не задействовав язык (оставив его внизу). После этого упираем его кончик в нижние зубы и закрываем рот. Число повторение 5-10 раз.

Упражнение 4: «Блинчик»

Здесь требуется расслабить язык, разместив его на нижней губе, без дрожания. Края должны примыкать к уголкам рта. При этом должно быть видно верхние зубы. Фиксация положения в течение 10 секунд.

Упражнение 5: «Маляр»

Ребенок должен «погладить» кончиком язычка небо при открытом рте.

Упражнение 6: «Вкусное варенье»

Первым делом просим ребенка разместить язык на нижней губе. После этого ему необходимо облизать верхнюю сверху вниз, а после спрятать язык за верхним рядом зубов. Следите за тем, чтобы челюсть была статична.

Упражнение 7: «Чашечка»

Первым этапом является выполнение уже знакомого «Блинчика». После этого язык должен принять форму «чашечки» с сохранением поднятых краев и кончика в течение 10 секунд. В завершении «чашечку» помещаем в рот и вновь держим положение около 5 секунд.

Упражнение 8: «Фокус»

Вновь улыбка с открытым ртом. Теперь вам необходимо проследить, чтобы передняя зона языка разместилась на верхней губе с образованием желоба посередине (края прижаты). Сдуваем ватку с кончика носа.

Упражнение 9: «Парус»

Шипящие в речи ребенка

К шипящим относятся — , , , . Формирование их правильного произношения происходит между третьим и пятым годом жизни малыша.

Неправильное произношение «Ш»: виды, причины

Искажение или полное отсутствие в речи ребенка шипящих называется сигматизмом. В зависимости от вида неправильной постановки, выделяется 4 вида сигматизма:

  • Парасигматизм — устойчивая замена другим звуком. Губно-зубной — зубной — замена на . Призубной — замена на . Шипящий — замена на . Свистящий — замена на  или . Происходит при неправильном прикусе или нарушенном фонематическом слухе. Пример: шапка — тапка.
  • Сигматизм межзубный — тот самый «шепелявый» звук. Происходит из-за укороченной уздечки или узкого мягкого неба.

Занятие со специалистом

  • Сигматизм боковой — звук звучит не твердо, как должен, а хлюпающе, как будто малыш набрал в рот воды. Наблюдается из-за бокового открытого прикуса или слабых языковых мышц.
  • Сигматизм носовой — у дошкольника сильно напрягается задняя спинка языка, и  получается произнести с носовым «отзвуком».

Прежде чем разбираться, как научить ребенка выговаривать букву ш, следует понять причины нарушения. Часто обычный визит к ортодонту, в процессе которого происходит коррекция прикуса или верхнего неба, заканчивается долгожданным «шипением» малыша. В ином случае появляется необходимость вырабатывать правильный артикуляционный уклад на логопедических занятиях.

Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих

Прежде чем требовать от малыша выговорить шипящий звук, необходимо провести подготовительную артикуляционную гимнастику. Время ее проведения — не более 10 минут. Несмотря на быстрый темп (чтобы дошкольник не заскучал), ребенок должен выполнять каждое упражнение тщательно, т. к. от гимнастики напрямую зависит, как быстро получится научить ребенка говорить звук .

Основные задания в артикуляционной гимнастике:

  • Заборчик — широкая улыбка с зубами.
  • Трубочка — губы собираются в трубочку, между губами небольшой просвет.
  • Чередование заборчик — трубочка.
  • Бегемот — широко открыть рот и подержать некоторое время.
  • Лопатка — широкий распластанный язык положить на нижнюю губу. Можно «прикусывать» языком, чтобы сделать его шире.
  • Домашнее варенье — облизать кончиком языка верхнюю, а затем нижнюю губу.
  • Кисточка — кончиком языка поводить по мягкому небу — от горла к зубам и обратно.

Артикуляционная гимнастика

Задания на определение позиции звука в слове

В начале занятия можно также заниматься развитием фонематического слуха — определять положение звука в слове. Для этого понадобится богатый речевой и предметный материал.

  • Ребенку предлагается хлопнуть, если он услышит «песенку змеи (звук )». При этом произносятся слова, содержащие нужный звук, либо не содержащие. Не стоит произносить слова с другими шипящими или смешиваемыми свистящими звуками.
  • Малышу выдается небольшая табличка с 3-мя окошечками, обозначающими начало, середину и конец слова. А также фишку (кубик/нарисованный звук). Педагог говорит условие: «Я буду называть слово, а ты положи фишку туда, где находится звук ».

Гимнастика для четкого произношения

Чтобы верно произносить шипящие звуки, в логопедии в комплексе используется артикуляционная и дыхательная гимнастика. При этом обязательно следует помнить о правильном положении органов артикуляции: губ и языка.

Дополнительная информация! Дыхательная гимнастика направлена на развитие плавного выдоха. Чтобы приучить малыша выполнять дыхательные упражнения, нужно изготовить яркий и интересный дидактический материал. Например, цветок с сидящей на нем бабочкой, которую по условию задания нужно сдуть.

Методические основы для родителей

Важно знать правильное положение языка и губ при произнесении звука, чтобы проработать упражнения дома

  • Губы в положении «трубочка»;
  • Язык широкий, кончик приподнят кверху;
  • Боковые части языка соприкасаются с зубами верхней челюсти;
  • Между небом и языком образуется небольшая щель в районе верхних резцов.

Почему возникают проблемы с шипящими звуками «ш» и «ж»

Сложности с произнесением шипящих звуков («ш», «ж», «щ») возникают по разным причинам. Чтобы определить, почему они не выходят у ребенка так, как надо, необходимо проконсультироваться с опытным логопедом. Специалист поможет найти причину неправильного произношения:

долгое использование соски часто порождает проблему произнесения свистящих и шипящих звуков;
особенности физиологии, крупный язык, проблемы прикуса, высокое небо;
проблемы с произношением этих звуков у взрослых членов семьи, ребенок подражает произношению;
«сюсюканье» с крохой, коверкать речь малыш начинает, привыкнув к такому обращению;
проблемы со слухом;
задержка развития, если малыш отстает, имеет проблемы с мышлением, вниманием и памятью, непременно возникнут сложности с речью;
иногда объективные проблемы отсутствуют, просто родители требуют от чада больше, чем следует.

Выявление причины проблем с произношением позволяет гораздо быстрее устранить проблему. Часто сначала ребенка учат правильно говорить звук «с». Усвоив произношение этого звука, разобраться с шипящими звуками ребенку будет значительно проще.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector