Лаборатория «коoperaция-2021», посвященная музыкальному театру для детей и подростков, подвела итоги

«Сказка о глупом мышонке»

Режиссер Михаил Цехановский. СССР, 1940

МузыкаДмитрий Шостакович

Михаил Цехановский, один из первых советских экспериментаторов в области анимации, чья международная слава началась с авангардной «Почты» (которая считается первым отечественным звуковым мультфильмом), работал с Шоста­ко­вичем дважды. Первой попыткой была пушкинская «Сказка о попе и о ра­бот­нике его Балде», задуманная как полнометражная анимационная опера: в исто­рии от нее осталась единственная сцена — «Базар» с ариями на стихи Введен­ского. Музыкальная «Сказка о глупом мышонке» на стихи Маршака была снята уже после прокатившейся в середине 1930-х кампании по борьбе с формализ­мом и выглядела менее революционно. И, как и более поздние мультфильмы по этому стихотворению Маршака, отказывалась от трагиче­ского финала, чтобы не пугать детей.

Пьесы С.Прокофьева для детей

К осени 1935 года автор написал серию пьес, которые объединил в одну фортепианную сюиту под названием «Детская музыка». В этом произведении автор изображает летний день ребенка.

Сюита состоит из 12 частей:

Название пьесы Краткая характеристика
1 «Утро» Мелодия легкая, воздушная, по-детски чистая и простая
2 «Прогулка» Ритмичность пьесы помогает представить торопливую походку малыша, спешащего навстречу новому дню
3 «Сказочка» Погружает в мир детской мечтательности и фантазии
4 «Тарантелла» Написана в танцевальном жанре, живой ритм пьесы передает задорный темперамент юного создания
5 «Раскаяние» Психологическая миниатюра с печальной мелодией, в которой раскрываются искренние переживания провинившегося ребенка
6 «Вальс» Легкая лирическая пьеса, передающая хрупкость и нежность детской души
7 «Шествие кузнечиков» Мелодия – быстрая, веселая, как шалости ребенка и стрекот забавных насекомых
8 «Дождь и радуга» Пьеса отражает детское восприятие явлений природы. Музыка передает звучание капель и удивление ребенка всему происходящему
9 «Пятнашки» Пьеса носит характер веселой подвижной игры, напоминает по стилю «Тарантеллу»
10 «Марш» Произведение рисует реалистичный образ марширующих детей
11 «Вечер» Мелодичная лирическая пьеса, раскрывающая чистоту и благородство человеческих чувств
12 «Ходит месяц за лугами» Заключительное произведение цикла, пронизанное народными интонациями

В этих мини-зарисовках автор показывает детям кратко и доходчиво красоту окружающего мира, глубину человеческой души.

Опера «Снегурочка» (1881)

Николай Римский-Корсаков

Дмитрий Стеллецкий. Эскиз занавеса для оперы «Снегурочка». 1910-е годы

Либретто оперы написал сам Римский-Корсаков на основе пьесы Островского «Снегурочка». Снегурочка приходит в волшебное царство берендеев, чтобы обрести теплое чувство любви, но, добившись этого, трагически тает. Слуша­тели оперы не должны печалиться, ведь только благодаря появлению и гибели Снегурочки в царстве Берендея снова наступает теплое лето, дарованное лучами бога Ярилы.

Римский-Корсаков делил многочисленных персонажей оперы на три группы: мифологические (Дед Мороз, Весна-Красна, Леший), полумифологические (Снегурочка, Лель, царь Берендей) и реальные (Купава, Мизгирь, Бобыль и Бобылиха, Бермята, бирючи). У каждой группы своя музыкальная харак­теристика, у каждого персонажа — свой лейтмотив. Например, появление Весны сопровождается теплым тембром валторн, а появление Мороза — застывшей «холодной» музыкой в низком регистре. Образ народного певца Леля склады­вается из трех песен — протяжной, хороводной, плясовой, а образ Снегурочки сочетает строгую партию флейты с лирическими мелодиями в вокальной партии. Появление «реального» человека Мизгиря сопровождается густым тембром бас-кларнета. Большую роль в опере играют хоры: так, в сюжете участвует народ берендеев, например в сцене «Проводы Масленицы» и в финале: звучание хора нарастает — как яркость солнца, которое снова светит над Берендеевым царством.

Исполнение: Симфонический оркестр и хор Большого театра, дирижер Евгений Светланов, солисты Иван Козловский, Вера Фирсова, Алексей Кривченя

История возникновения жанра

Википедия предоставляет весьма обширную информацию о возникновении и развитии оперного жанра. Остановимся на значимых этапах. Родиной этого жанра является Италия. Жители этой страны знамениты не только своими макаронными изделиями.

Опера была известна еще во времена Древней Греции. Именно греки первыми начали совмещать сценическое искусство и вокал. Если сравнивать современную постановку с древнегреческой, то можно найти существенное отличие.

Ведь древние греки предпочитали в своих выступлениях просто чередовать пение с обычной речью. Если рассуждать на тему современной оперы, то она делает больший упор именно на вокальную часть.

Главной его особенностью стало использование исключительно одноголосых и мелодичных декламаций. Эта особенность помогала отличить жанр от полифонии, которая в те годы пользовалась особой популярностью.

Такая театральная постановка многим пришлась по вкусу. С помощью необычного для тех времен музыкального сопровождения удалось подчеркнуть чувственность поэзии.

В 1598 начинается активное развитие жанра, вниманию зрителей была представлена первая постановка. По крайне мере, специалисты называют именно эту дату. Считается, что в те времена зрители увидели постановку под названием «Дафна». В основу произведения легли стихи О. Ринуччини, а музыку написал талантливый композитор Я. Пери. К сожалению, до наших дней не сохранилось даже краткого содержания той постановки. Известно лишь ее название. Позже авторы представили еще одно произведение «Эвридика». Оно не только сохранилось до наших времен, но и считается старейшим произведением.

Настоящие ценители искусства считают, что это алмаз без огранки, но с ними согласны далеко не все, поскольку для большинства произведение представляет собой лишь отголосок прошлого, на который не стоит обращать особого внимания. Именно поэтому «Эвридика» более не ставится в театрах. Но зато огромной популярностью пользуется другая опера – «Орфей», написанная в 1607 году. Автором является знаменитый К. Монтеверди. Написана была пьеса специально для мантуанского двора. К Монтеверди лично обратился представитель рода Гонзага.

Лаборатория оперной драматургии

На протяжении двух недель подростки работали над оперными сочинениями с куратором — сценаристом, драматургом, одним из арт-директоров фестиваля современной драматургии «Любимовка» Марией Огневой и молодыми, но уже профессионально состоявшимися композиторами. В результате сформировалось рабочие группы, которые подготовят и представят на сцене театра «Новая опера» 8 камерных опер уже в октябре 2021 года. 1 июня подростки и композиторы рассказали о готовящихся проектах.

Концепции опер получились самыми разными: аниме-опера о принятии себя, драмы, рассказывающие о том, как можно побороть собственные страхи, изменить себя, история о раздвоении и даже раcтроении личности, симфорок об отличиях, квест, от которого зависит судьба отца и сына, а также темное фэнтези о главном герое, который отказывается от своего дара и от магического будущего ради блага человечества.

Идея оперы в жанре темного фэнтези принадлежит команде, в которой вместе работали участник драматургической лаборатории Дима Белов и композитор Екатерина Степпе.

— поделилась впечатлениями Екатерина Степпе.

— рассказывает Катя Василева.

Некоторые прототипы систем, которые будут задействованы в будущих проектах, также представили во время события в Новой опере.

Концепции камерных опер, созданные участниками лаборатории «КоOPERAция-2021»:

Как готовиться к походу на оперный спектакль?

Людям, которые никогда не были на оперном спектакле, Светлана Дюдина рекомендует для начала изучить репертуар театра и выбрать какую-нибудь оперетту или мюзикл, чтобы просто адаптироваться к звучанию оркестра и классических оперных голосов, чтобы было не настолько тяжело воспринимать информацию сразу цельным оперным полотном. Ведь оперетта и мюзикл – это и вокал, и разговорная речь, и зачастую более простая музыка, что облегчает восприятие.

Фото – Андрей Архипов (из архива)

Перед походом на оперу нужно обязательно прочесть в интернете ее либретто (содержание – РИА «Воронеж»). В случае с оперой не стоит оставлять для себя сюжетной загадки, потому что во время спектакля из-за этого могут возникнуть сложности. Оперный текст тяжелее воспринимать на слух, не все слова могут быть разборчивы и понятны. Знакомство с оперным либретто нельзя сравнить со спойлером фильма, наоборот, это объяснение того, что будет происходить на сцене. Особенно если опера на иностранном языке. Если в театре есть бегущая строка с переводом, это здорово. Но если нет, как в воронежском Оперном, зрителям придется внимательно следить за происходящим на сцене. А когда опера идет, например, на итальянском, понять ход сюжета по игре актеров будет сложно.

Также Светлана Дюдина рекомендует перед походом на спектакль посмотреть фотографии с постановок этой оперы в разных театрах, послушать отрывки из них. К примеру, в опере «Дон Жуан» самый известный отрывок – это ария с шампанским. Это очень популярный номер, в котором исполнитель главной партии предстает во всей красе.

Обязательно посмотрите, сколько по времени идет спектакль и на сколько действий он разбит. Оперные спектакли довольно долгие, зрителю нужно быть готовым высидеть 3 часа, как, например, на «Доне Жуане».

Другие новости раздела

6 октября 2021, 16:28     
 1 312

В Бурятии заработала школа социальных компетенций
Причем обучаются там только женщины.

5 октября 2021, 15:47     
 2 825

В Бурятии наградили лучших учителей
Педагоги выигрывали как региональные, так и федеральные конкурсы.

4 октября 2021, 21:09     
 1 609

Стоит ли отказаться от телефонов в школах Бурятии? (ОПРОС)
Напомним, полный запрет на мобильные пытались ввести два года назад.

Смотреть еще

Актуально

30 сентября, 17:30     

 4 776

5 фактов о нововведениях октября

24 сентября, 20:35     

 3 417

«Камера — это моё». Как прошел кастинг проекта «Хочу на Ариг Ус»

22 сентября, 18:00     

 9 237

Несколько районов Бурятии накрыло снегом (ФОТО, ВИДЕО)

21 сентября, 15:34     

 13 831

Верховный суд Бурятии вынес решение по делу Баира Жамбалова

Свежие новости

8 октября, 20:16      43
Битва за кресло или Лед тронулся
Мысли под классику о выборах в Бурятии.

8 октября, 20:06      60
В Улан-Удэ на сцене Русского драмтеатра актеры расскажут о собственной жизни
Не обойдется без криков, алкоголя и даже обнаженки.

8 октября, 19:30      151
В России прогнозируют рост цен на непродовольственные товары
Подробнее об этом и других событиях экономики в рубрике «Чужие деньги…

8 октября, 17:33      847
В Бурятии могут появиться «территории без COVID-19»
За такое звание поборются районы республики.

8 октября, 17:14      1 100
«Мы остались ни с чем». Стали известны детали крупного пожара в Бурятии
Напомним, жилой дом сгорел в Кяхтинском районе.

8 октября, 16:03      247
Участники проекта «Хочу на Ариг Ус» прошли первый этап обучения
Впереди практика.

8 октября, 15:42      1 088
В Бурятии «засекли» лихача, ехавшего на скорости почти 200 км/ч
С начала года в республике выписали штрафов на 180 млн.

8 октября, 15:24      796
«Как будто бы немного не Россия». В Бурятию приехал блогер-путешественник
Велосипедист едет во Владивосток.

8 октября, 14:54      294
Три проекта телекомпании «Ариг Ус» прошли в финал конкурса «ТЭФИ-Регион»
Победителей определят в ноябре в Санкт-Петербурге.

8 октября, 13:59      243
Горняки севера – самые активные интернет-пользователи Бурятии
Где находятся самые активные юзеры республики?

8 октября, 13:34      532
В Бурятии бесследно пропал 63-летний мужчина
Он ушел из дома почти 3 месяца назад и не вернулся.

8 октября, 12:40      1 531
В Бурятии нашли пропавшего в лесу охотника
Напомним, мужчина бесследно исчез еще на прошлой неделе.

Сводить ребенка на детскую оперу

Когда:
1 октября в 19:00 и 2 октября в 11:00

Где:
Театр оперы и балета (площадь Ленина, 7)

Сколько:
300−850 рублей (возможна оплата билета «Пушкинской картой»)

Опера для современных детей «Дитя и волшебство» – первая премьера сезона-2021/2022. Произведение Мориса Равеля рассказывает о
непослушном ребенке: он не хочет выполнять домашнее задание, за что его
наказывает мать. Мальчик громит все вокруг, но предметы и животные бунтуют и
хотят его проучить. Благодаря волшебству главный герой совершает для себя
открытия, которые заставляют его понять, что по-настоящему ценно, а что
является пустым, искусственным. Только когда ребенок найдет в своем сердце
новые чувства и эмоции, он заслужит прощение и получит возможность вернуться в
реальный мир, к маме. В спектакле режиссера Андрея Цветкова-Толбина заняты
ведущие солисты оперы, артисты хора, миманса, музыканты симфонического оркестра
театра. Билеты на 1 октября доступны тут, на 2 октября – здесь. 0+

Лучшие спектакли для детей

А чтобы вы не задавались вопросом, куда отвести ребёнка в его первый и самый важный раз, мы собрали лучшие детские оперные и балетные спектакли для детей в Санкт-Петербурге.

Для самых маленьких театр Зазеркалье поставил мини-оперу «Теремок». Чтобы понемногу вводить маленьких зрителей в сложное искусство, они разбавили оперу…цирком. Таким образом, риск оттолкнуть детей от этого жанра стремится к нулю.

Композитор Борис Астафьев специально написал оперу «Золушка», чтобы таким образом приобщать детей. Яркий, праздничный спектакль о всепобеждающем добре в Михайловском театре обязательно создаст впечатление чего-то красивого и возвышенного.

Захватывающие приключения принца в сказочной стране от маэстро Моцарта радует детей уже не первое столетие… Хорошая рекомендация, правда? Показать своему ребёнку этот чудесный спектакль можно и в Мариинском концертном зале, и в Михайловском театре.

Балет «Щелкунчик» — буквально детская классика. И посмотреть его можно совсем не только на Новый Год. Храбрый Принц сражается с Мышиным королём сразу в нескольких местах: в Эрмитажном театре, в Мариинском и Михайловском. Выбрать можно любой, главное — подготовить ребёнка к чудесам.

Если сказки Андерсена уже прочитаны и юный мечтатель хочет зрелищ без хлеба, значит пора отправляться на балетный спектакль «Принцесса на горошине». Проходит он в разных местах: это может быть и ДК Горького, и КЗ «Колизей» и другие площадки Петербурга, но ребёнку точно понравятся чарующие движения прекрасной принцессы.

Когда Джанни Родари проходит мимо детей — это огромное упущение. Так что обязательно читайте эту историю о храбрых овощах и ягодах, а потом отправляйтесь на балет «Чиполлино» в Михайловский театр. Что может быть лучше знакомых героев, которые оживают и становятся проводниками в свой мир?

И, конечно же, «Спящая красавица». Эрмитажный театр, как вы уже заметили, радуется юным зрителям, открывая для них двери в мир высокого искусства. Нельзя упускать такой шанс, ведь то, как будет сыгран спектакль, сильно повлияет и на последующее восприятие балета.

Выбор в Санкт-Петербурге большой, вопросов, куда отвести ребёнка, не должно возникать. Главное удостовериться, что вы сделали всё возможное, и ваш ребёнок точно готов окунуться в дивный новый мир!

«Оптическая поэма» («An Optical Poem»)

Режиссер Оскар Фишингер. США, 1938

МузыкаФеренц Лист — Венгерская рапсодия № 2

Немецко-американский режиссер Оскар Фишингер — один из первых экспе­ри­ментаторов в визуализации музыки, оказавший огромное влияние на всю мировую (прежде всего абстрактную и музыкальную) анимацию. «Оптическая поэма» по Венгерской рапсодии № 2 Листа снята с помощью бумажных деталей, прикрепленных к невидимым нитям. Удивительна настолько ручная работа в том типе фильмов, который для нас сегодня ассоциируется прежде всего с компьютер­ной графикой. Кстати, это единственный фильм Фишингера, снятый на боль­шой американской студии, Metro-Goldwyn-Mayer, вскоре после его эмиграции в Америку. Вообще, Фишингер много работал с музыкой, и одно из его самых знаменитых произведений, которому посвя­щены множество искусствоведче­ских работ и фильмов-трибьютов, — это более поздний фильм «Движущаяся живопись» («Motion Painting I»), абстракт­ные масляные картины на стекле на музыку Бранденбургского концерта № 3 Баха.

Свадьба Фигаро | В. А. Моцарт

«Свадьба Фигаро» (В. А. Моцарт) — популярная опера австрийского композитора-виртуоза, получившая мировую славу. Написана по одноименной пьесе Бомарше. Написание музыкального произведения Моцарт начал в 86-м году 18 столетия. Создание партитуры длилось на протяжении пяти месяцев. После первого представления ее публике, она не снискала большой популярности. Слава и лавры пришли после того, как опера была постановлена в Праге. На русский язык опера была впервые переведена Петром Ильичом Чуковским. Всего опера включает в себя четыре акта. Сюжет произведения связан со подготовкой к свадьбе служанки Сюзанны и камердинера Фигаро.

Драма «Связи нет» о потери связи между отцом и сыном

Драматург — Тина Тоидзе, композитор — Лидия-Мария Кошевая.

Сюжет: Отец-карьерист и сын-школьник отправляются в лес выполнять домашнее задание по географии. Отсутствие мобильной связи и замкнутость лесного пространства сталкивают героев лицом к лицу. Выполнение задания превращается в игру на выживание. Отцу и сыну предстоит понять, что недопонимание и невнимательность друг к другу могут стоить одному из них жизни.

Технология: звуковая инсталляция, иллюстрирующая появление светлячков — персонажей оперы, которые возникают в момент наибольшей гармонии между главными героями.

Сериа и буффа

Эти два жанра в XVIII веке приобрели огромную популярность и известность. И Сериа, и буффа зародились в Неаполе, но при этом кардинально отличались друг от друга. Сериа по праву считалась серьезной оперой. В основу таких произведений всегда ложились исторические или мифологические сюжеты, которые собственно и отличались серьезностью. Для таких произведений была характерна и определенная статичность действий.

Буффа – это типично комедийный жанр. Такую оперу в то время было принято считать не слишком интересной, поскольку в основу сюжетов всегда ложились обыденные ситуации. Стоит отметить, что этот поджанр появился исключительно благодаря коротким постановкам, которые в театрах показывали зрителям во время антрактов.

Именно они и стали основой для нового жанра. Поначалу буффа многие отказывались воспринимать как поджанр. Он был слишком смешным, поэтому некоторым казался попросту нелепым. Однако постепенно он сумел завоевать симпатии зрителей, а вскоре в театрах начали ставить не только серьезные сериа, но и забавные буффа.

Школа театрального блогинга

К осени подростки-участники «Школы театрального блогинга» создадут специальную интернет-платформу, посвященную современному музыкальному театру. На платформе будут размещены материалы в двух форматах — визуальном и текстовом. Так, подростки будут вести колонки или готовить интервью и статьи, а лучшие из них будут опубликованы в крупных медиа.

За эти две недели участники Школы театрального блогинга уже провели несколько больших интервью, например, с оперным режиссером Василием Бархатовым и сценографом Полиной Бахтиной, которая в этом году стала лауреатом «Золотой маски». Эту традицию «КоOPERAция» планирует продолжать, организуя участникам лаборатории встречи с важными деятелями оперного театра, теми, кто создает его историю прямо сейчас.

—  сказала участница направления Школы театрального блогинга Елизавета Самохвалова. В 2019 году Лиза уже принимала участие в лаборатории, но в направлении драматургии.

На языке подростков об опере в этом году вместе с Елизаветой говорят Степан Голубовский, Лилия Кирюхина, Алена Алексеева, Софья Лепехина, Денис Алтынташ, Алиса Каракой, Ия Санина, Александр Раченко, Виктория Глазунова, Алена Седых, Софья Живецкая и Элеонора Холова.

Балет «Спящая красавица» (1889)

Петр Чайковский

Лев Бакст. Эскиз костюма к балету «Спящая красавица». 1921 год

В балете «Спящая красавица» Чайковского, написанном по сказке Шарля Перро, как это обычно и бывает в сказках, сталкиваются два мира: мир добра, за который отвечает фея Сирень, и мир зла, олицетво­рением которого является фея Карабос. У каждой феи свой лейтмотив: у феи Сирени это нежный лирический вальс, а у феи Карабос — неустойчивая и резкая, постоянно меняющаяся музыка.

Темы сталкиваются уже в прологе, и там побеждает добро. А вот в тот момент, когда главная героиня балета — Аврора — укалывается веретеном, полученным от Карабос, всепобеждающе звучит тема злой феи. Лейтмотив сна Авроры в начале мелодически перекликается с лейтмотивом феи Карабос, но уже во втором акте балета он близок теме добра. Полная победа добра происходит в третьем акте, наполненном ликующими мелодиями. Большую роль в финале играют многочисленные звукоподражательные приемы. Под звуки полонеза на свадьбе принца Дезире и принцессы Авроры появляются гости — персонажи из других сказок Шарля Перро: Золушка и принц Фортюне, Красавица и Чудо­вище, Синяя Борода и его жена и другие. Каждая пара героев представ­лена индивидуально как музыкально, так и хореографически. Так, например, па-де-де принцессы Флорины и Синей Птицы благодаря порхающим взмахам рук, легким прыжкам и кружениям напоминает свободный и легкий полет птиц. Музыкально этот образ пере­дается с помощью вьющихся мелодий, исполняе­мых флейтами и кларнетами, которые подражают пению фантасти­ческих птиц. В эпизоде «Кот в сапогах и белая кошечка» звучание гобоев и фаготов подражает кошачьему мяуканью, а эпизод «Красная Шапочка и волк» ритмически передает мелкие торопливые шаги девочки.

Исполнение: Лондонский симфонический оркестр, дирижер Андре Превин

Известные произведения

Список отсортирован в алфавитном порядке по названию детской оперы:

  • 35 мая , Виолетта Динеску , 1986.
  • Али-Баба и 40 разбойников Селмана Ады (Оригинал: Ali baba ve kırk haramiler) , 1989.
  • Амаль и ночные гости по Джан Карло Менотти , 1951.
  • Баллада Норберта Накендика Уилфрида Хиллера, 1982.
  • по Ричард Мохаупту , 1949.
  • Опасное Errand по Питеру Максвелл Дэвис , 1990.
  • Эльстер и Парсифаль от Пола Хертел , 2003.
  • Экспедиция на Землю от Бернарда Кинга ., 1994
  • История чаши и ложки по Клаус Кунл ( на основе детской книги Майкла Энде ) , 1997.
  • Кентервильское привидение из Мариуса Феликс Ланге (повести Wilde ) ,, 2013.
  • на Кюи , 1913.
  • на Шавье Монтсальватже (Оригинал: El Gato жулик Botas) , 1947.
  • Кот в сапогах Корнела Трэилеску, 1961.
  • Goggolori по Вильфрид Хиллера , 1985.
  • Восточная сказочная опера Альберта Дженни «Рубин» (1938) по одноименному тексту Фридриха Хеббеля
  • Hamburger Sindbadauken от Benjamin Gordon , 2015.
  • Гензель и Гретель Энгельберта Хампердинка (по сказке братьев Гримм ) , ок. 1891.
  • Ведьма Хиллари идет в оперу по Питеру Лунд ., 1997
  • Help, Help, the Globolinks , Джан Карло Менотти, 1968.
  • Ежа , как жених по Сизар Бресгену , 1951.
  • Новое платье императора Милоша Вацека (музыка) и Мирославы Гомолки (либретто) (Оригинал: Císařovy nové šaty. Детская опера или мюзикл по сказке Андерсена ) , 1962 год.
  • по Сизар Бресгену (музыка) и Пройслер (либретто) , 1982.
  • Оперный корабль Мариуса Феликса Ланге, 2005 год.
  • , Фабрис Боллон ( декорации Эрика-Эммануэля Шмитта ) , 2013.
  • на Ричарда Эресом (музыка) и Лавинии Гринлоу (либретто) (по мотивам повести Джеймса Мэтью Барри ) , 2013.
  • Pollicino по Ханс Вернер Хенце (музыка) и Джузеппе Ди Лева (либретто) ( на основе сказок Карло Коллоди , братьев Гримм и Шарля Перро ) , 1979/80.
  • Ronja дочери разбойника по Джорну Арнек (музыка) и Хольгер Потоцкого (либретто) . Семейная опера по детской книге Астрид Линдгрен , 2015 г.
  • Снежная королева Мариуса Феликса Ланге по сказке Ганса-Кристиана Андерсена , 2016.
  • Мариуса Феликса Ланге (по сказке братьев Гримм ) , 2011.
  • Черный паук на Джудит Уир , 1984 об. Бенджамин Гордон, 2008 год.
  • Транкилла Трампельтрой , настойчивая черепаха Уилфрида Хиллера, 1981.
  • Пожиратель снов Уилфрида Хиллера, 1991.
  • Затонувший город — история моря по Виолета Динеску (музыка) и Ютта Шуберта (либретто) , 2008.
  • О девушке, которая не хотела спать — Мариус Феликс Ланге (музыка) и Мартин Бальшайт (либретто) , 2014.
  • «Ветер в ивах » Елены Кац-Чернин (музыка) и Йенса Лаквальдта (либретто) (по книге Кеннета Грэхема ) , 2019/20.
  • Zwerg Nase от Samuel Хогарта (музыка) и Вольфганг Willaschek (текст) (на основе сказки Вильгельма Гауфа ) , 2013.

«Человек и его птица»

Режиссер Анатолий Солин. СССР, 1975

МузыкаСофия Губайдулина

Все знают, что София Губайдулина писала музыку ко всем сериям «Маугли» Романа Давыдова, остальное известно меньше. А между тем она была компо­зитором двух фильмов одного из самых интересных и необычных советских режиссеров — Идеи Гараниной: полнометражной «Кошки, которая гуляла сама по себе» (1988), в которой использованы чуть ли не все возмож­ные анимацион­ные техники, и одного из лучших фильмов Гараниной — кукольного «Бала­гана» (1981) по мотивам пьес Гарсиа Лорки «Любовь дона Перлимплина», «Чудесная башмачница» и «Балаганчик дона Кристобаля», который начинается как пло­щадной театр марионеток, а заканчивается высо­кой трагедией с преобразив­ши­мися утонченными куклами.

“Красная шапочка”

  • Опера-сказка
  • Композитор Михаил Раухвергер

С этой прекрасной сказкой, рассказанной замечательным французским писателем Шарлем Перро, выросло не одно поколение мальчиков и девочек. Писатель Евгений Шварц написал по мотивам сказки пьесу, а по ней уже была создана опера, которую поставил Детский музыкальный театр Натальи Сац. 

Знакомые всем герои сказки в этом спектакле не только поют, но и танцуют. Вы узнаете, сколько противоречивых чувств охватывает Красную Шапочку, когда она идет через лес к своей бабушке. Тут и страх перед темнеющим лесом, и перед возможной встречей с волком. Смелая и решительная девочка учит Зайца храбрости, заботится о своих лесных друзьях, а как поведет себя в сказке вполне современный Волк?

Предложенная видео-версия оперы является постановкой Детского музыкального театра под руководством Натальи Сац. 

Watch this video on YouTube

Определение

Опера для детей — это очень общее название, которое включает в себя множество стилей, в которых инструментальные партии ( оркестр , небольшой ансамбль или фортепиано ), диалоги, спетые партии ( хор и / или солисты ) должны исполняться в основном молодыми людьми. постановка, хореография остается необязательной.

Опера для детей включает в себя столько же разных форм, как и опера для взрослых. Основные из них:

  • музыкальная сказка (где рассказчик в сопровождении оркестра, инструментального ансамбля, хора или сольного инструмента, играет центральную роль),
  • музыкальный (который может отличать разговорные сцены и балеты , как американские мюзиклы),
  • детская опера (где детские хоры вместе с оркестром составляют движущую силу повествования) , одним из инициаторов которой был композитор Клод-Анри Жубер во Франции с 1980-х годов,
  • или смесь этих трех форм.

Обработки опер для взрослых не подходят, за редким исключением, по очевидным причинам трудностей реализации, репертуар, который с каждым годом обогащает композиторов и либреттистов со всех сторон, состоит в основном из авторских произведений. Но такие музыканты, как Генри Перселл , Георг Филипп Телеман , Вольфганг Амадей Моцарт , Дариус Мийо , Малькольм Уильямсон и Бенджамин Бриттен , если назвать только самых известных, были своего рода предшественниками этой дисциплины.

Балет «Конек-Горбунок» (1955)

Родион Щедрин

Эскиз декораций к балету «Конек-Горбунок». 1939 год

Первый балет композитора Родиона Щедрина написан на сюжет сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок». С начальных тактов в музыке царит атмосфера народного праздника. Трубы и валторны по очереди проводят быструю тему-заставку всего действия, которая передает нескончаемый гомон толпы. Звучит мелодия танца с типичным русским притопом. В сказке-балете широко представлен жанр частушки: здесь и энергичные мелодии в сцене Ивана с братьями, и сочиненные Щедриным припевки в «Девичьем хороводе». В состав оркестра композитор включил большое число ударных инструментов: колокольчики, колокола, бубенчики, треугольник, барабаны, литавры, а также трещотки.

Три картины первого действия знакомят нас с главными действующими лицами балета. Под «балалаечный» аккомпанемент у фаготов и низких струн­ных инструментов появляется лейтмотив братьев Ивана. Тема у братьев одна, так как Данила и Гаврила похожи во всем друга на друга. Это тяжеловесная угловатая тема с чеканным ритмом, акцентами и повторениями: братья упрямы и заносчивы.

Маленький Конек не столько волшебный, сколько смекалистый, себе на уме. Тема Конька звучит у флейты-пикколо и бубенчиков. Она схожа с лейтмо­тивом самого Ивана, которому Конек во всем помогает. Царь-девица охаракте­ризована несколькими темами. Ее первый лейтмотив — тема-зов с невероятно красочной оркестровкой, эта мелодия роднит героиню с фантастическим миром этого балета. А второй лейтмотив Царь-девицы появляется уже после встречи с Иваном. Она становится русской героиней — звучит колыбельная песня, заимствованная композитором из сборника Лядова «Песни русского народа».

Балет заканчивается веселым праздником с перезвоном колоколов. Величают молодых — Ивана с Царь-девицей. Молодежь водит хороводы: плавный рус­ский танец невесты сменяет молодецкая пляска жениха. Сопровождает всеобщее веселье тема Конька-Горбунка.

Исполнение: Оркестр Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, дирижер Георгий Жемчужин

Жанровые разновидности

Виды оперы:

  1. Опера-балет – танец в данном случае является звездой представления. Особой популярностью пользовалась во Франции, где собственно и зародилась.
  2. Комическая – житейские сюжеты, которые являются основой, показывают привычную жизнь в другом ключе.
  3. Опера спасения – зародилась во Франции. Во время Великой французской революции многие воспевали тему героики.
  4. Романтическая – главной особенностью романтической оперы было не только наличие любовной линии, но и примесь мистики.
  5. Большая опера – представляет собой главное направление, для которого характерны эпичность сюжетов и красочность.
  6. Оперетта – эстрадное направление, достаточно тесно связано с комической оперой.

Главные композиторы

  • Изабель Абулкер
  • Жан Абсил
  • Жан-Клод Амио
  • Жан-Поль Баумгартнер
  • Жан-Дени Беннет
  • Даниэль Бимби
  • Бенджамин Бриттен
  • Роджер Калмель
  • Марк Карлес
  • Жак Шарпантье
  • Жан-Мари Колин
  • Жерар Конде
  • Жан-Мишель Дамас
  • Этьен Даниэль
  • Питер Максвелл Дэвис
  • Оливье Дежур
  • Ивонн Деспортес
  • Пьер-Макс Дюбуа
  • Филип Дулат
  • Марк-Оливье Дюпен
  • Кристиан Элой
  • Корали Файоль
  • Жак Филлёль
  • Бруно Гинер
  • Франсуаза Герр
  • Пол Хиндемит
  • Жан-Поль Гольштейн
  • Клод-Анри Жубер
  • Жюльен Жубер
  • Владимир Кожухаров
  • Тьерри лало
  • Марсель ландовски
  • Эдит Леджет
  • Эндрю Ллойд Уэббер
  • Мари-Люс Лукас
  • Дариус Мийо
  • Жан-Батист Моро
  • Вольфганг Амадей Моцарт
  • Эрик Уолнат
  • Морис Охана
  • Этьен Перручон
  • Жан-Луи Пети
  • Генри Пёрселл
  • Бруно Ренье
  • Этьен Ролен
  • Джон Раттер
  • Раффаэле сардженти
  • Анри Соге
  • Ален Савуре
  • Рудольф Шмидт-Вунсторф
  • Патрис Шортино
  • Брижит Сурисс
  • Франц Ксавер Зюсмайр
  • Георг Филипп Телеманн
  • Антуан Тисне
  • Анри Томази
  • Даниэль Този
  • Райнхардт вагнер
  • Ален Вебер
  • Курт Вайль
  • Франсуа Веркен
  • Жан-Жак Вернер
  • Малькольм Уильямсон
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector