Что нужно знать родителям о развитии ребенка в 1 год и 3 месяца?

1,5 года ребенку: развитие речи

Формирование речи в возрасте полутора лет достигает особенных высот. С этого возраста и дальше дети начинают постепенно «разговариваться». Если до этого срока у ребенка в речи присутствуют слоги и некоторые слова, а в основном общение все же базируется на жестах, то примерно с восемнадцати месяцев понемногу начинает появляться речь в том виде, в котором ее знаем мы.

  • Расширяется словарный запас. Пассивный (это те слова, значение которых малыш знает) пополняется с каждым днем, ведь ребенок слышит взрослых и запоминает выражения. Активный словарный запас (а это — слова, которые ребенок проговаривает) растет тоже, пополняясь из пассивного.
  • В речи появляются первые предложения. Вначале они могут быть смешанными — из слов и жестов. Постепенно слова вытесняют жесты, и простейшие предложения начинают состоять из одних слов. Например, «папа ням-ням» — это уже предложение.
  • Дети могут участвовать в первых осознанных диалогах. Пока на уровне ответов да-нет, но это уже что-то. Ведь еще не так давно малыш и вовсе не умел понимать взрослого, а сейчас — понимает, да еще и может сформулировать простейший ответ.

Конечно, развивает речь ребенку абсолютно все, но без специальных занятий, тренирующих это умение, дело спориться не будет. Закрывать глаза и пускать все на самотек нельзя, ведь родители отвечают за здоровье и благополучие своего чада. Что же можно предпринять для помощи малышу в формировании языка?

  • Разговаривать с ним. Это универсальное упражнение. Рассказывайте обо всем, что видите, провоцируйте отвечать.
  • Не заставляйте. Причем заставлять нельзя ни молчать, ни проговаривать разнообразные слова. Ни к чему хорошему это не приведет.
  • Телевизор, планшет, компьютер, смартфон — лучше ограничить любые экраны. Мультики — особенно. Просматривая их, малыш больше зациклен на картинке, и воспринимает речь как шум. Соответственно, это потом вредит ему, когда он начинает осваивать говорение сам. Конечно, от одного мультика вреда не будет, особенно, если тот развивающий. Но на постоянной и длительной основе такое развлечение недопустимо. А на телефон или планшет лучше загрузить не мультики, а развивающие и обучающие приложения. И держать их на случай, когда ребенка надо занять на какое-то время. В очереди в поликлинике, например, или в дороге в общественном транспорте.
  • Пояснять лучше все с примерами. Не просто «как говорит собачка?», а показать ее живьем или на фотографии, или в виде игрушки, а затем уж спрашивать. У малышей нет образного мышления, а это значит, представить себе предмет или существо, о котором говорят, он не в силах. А потому не будет удивительным, если на вопрос без визуального сопровождения он дать ответ не сможет.

Воспитание детей — бесспорно, не самый простой в жизни процесс. Но при правильном подходе к нему, при соблюдении определенных несложных правил он станет не только источником обязательств и ограничений родителям, но и поводом для радостных ярких моментов.

Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 год

Малыш очень любопытен, внимательно смотрит на поведение взрослых и старается его копировать

Это важно помнить и при воспитании: даже если ребенок вас не слушает, он точно будет перенимать ваше поведение. Ребенка очень интересуют складывающиеся и разбирающиеся вещи, поэтому он может интересоваться кубиками, пирамидками, складывать из них конструкции

Некоторым нравится перелистывать книжки, прятать и искать предметы. Малыши в этом возрасте уже проявляют обширный спектр эмоций, в их лексиконе до 10–15 простых слов, они распознают разных животных и помнят имена родителей. Годовалый ребенок способен понять простое поручение: «подойди», «дай». Он начинает интересоваться играми с сюжетом. Улучшается и долгосрочная память: малыш помнит, что произошло несколько дней назад. Он узнает животных и разные предметы, может научиться пользоваться некоторыми из них, например открыть шкаф.

Что заставило меня задуматься о развитии ребёнка к его 1 году и 3 месяцам

Меня зовут Виктория, мы с сыном Артёмом живём в Воронеже. Когда родился мой мальчик, я решила, что он будет расти любимым и счастливым, а не удобным. Поэтому старалась не препятствовать его развитию: сын вдоволь наползался, брал любые предметы для изучения, пил воду из кружки и не боялся облиться, долго и неопрятно ел ложкой и валялся в песочнице, засунув руки в песок по самые плечи.

Мне казалось, что я всё правильно делаю. Но в какой-то момент расплата за эту вседозволенность оказалась слишком большой — меня ожидал полный хаос из игрушек, одежды, обуви, кастрюль, картошки, пролитой воды, утопленных комнатных тапочек и ещё много чего.

Чтобы исправить эти перекосы, я решила пройти обучение на онлайн-курсе «Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет».

С методикой Монтессори я была знакома давно, но поверхностно. Наблюдала результаты подхода у детей своих друзей, читала статьи и отзывы выпускниц курса. Как могла, двигалась в этом направлении:

  • приобрела башню помощника, чтобы сын мог стоять рядом и участвовать в готовке;
  • спрятала большую часть игрушек, чтобы облегчить ему выбор и уборку;
  • дала губку для уборки его столика;
  • убрала из доступа воду там, где нельзя;
  • дала возможность подольше сидеть и играть в воде вечером.

В самом начале обучения на курсе я была перфекционисткой и максималисткой. Мне хотелось сделать всё красиво, и чтобы сразу работало. Из-за этого я постоянно была в напряжении, а ребёнок не принимал изменений. Но с помощью экспертов курса я быстро это поняла, и уже не тратила время на закупку всего необходимого, а воплощала идеи с тем, что есть. Создать лучшие условия для своего малыша действительно можно без особых затрат.

В нашем случае стояла задача создать развивающее пространство ребёнку 1 года 3 месяцев на 33 кв. метрах, и чтобы оно было удобным и для сына, и для меня. Ниже поделюсь, что у нас получилось и не получилось.

Это мы с сыном

Психическое развитие (рефлексы)

  • Предлагать несколько раз в день лежать на животе, тренируя мышцы спины и шеи;
  • Перед лежащим на животе малышом выкладывать разнообразные яркие предметы, стимулируя его тянуться за ними;
  • Стимулировать перевороты на бок, лежа на спине. Заведите ручку крохи за противоположное плечо, мотивируя его перевернуться;
  • В положении лежа на спине предложите крохе захватить ваши пальцы и чуть приподнимите его. При постоянном выполнении этого упражнения вы сможете постепенно заметить, как укрепляются мышцы спины, кроха стремится сесть. Но не стоит слишком упорствовать. Умение сидеть появится ближе к полугоду. На данный момент мышцы спины еще не достаточно окрепли, лишняя нагрузка может негативно сказаться. Старайтесь не помогать, а стимулировать!

Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.

Физические навыки малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:

К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.

  • Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
  • Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
  • Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
  • Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.

Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:

За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними. 

По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике

Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей
Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
Теперь он проявляет терпеливость, послушание

Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.

Все индивидуально

Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!

Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.

Желаем вашему малышу радостного детства с вами!

Список использованной литературы:

  1. Евдокимова Т. А., Тимошина Е. Л., Камалтынова Е. М., Бушмелева Л. П. Питание детей первого года жизни. Москва: Издательство «Феникс», 2006.
  2. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2010.
  3. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. 1-3 года. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2009.
  4. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2010.
  5. Ибука Масару. После трех уже поздно. Москва: Издательство «Альпина нон-фикшн», 2015.

Нейро-психомоторное и психическое развитие

В 11 месяцев малыш уже осознает причинно-следственные связи от элементарных заученных вроде – собачка говорит «гав» коровка говорит «му», до самостоятельных, относительно слов и поступков взрослых.

Многие родители ошибочно полагают, что в этом возрасте карапуз ещё ничего не понимает, поэтому спокойно выясняют перед ними отношения или нецензурно выражаются, совершенно не отдавая себе отчёта, что наносят малышу психологическую травму или пополняют его пассивный словарный запас.

К признакам правильного психомоторного развития ребёнка 11 месяцев относится:

  • Выбор ведущей руки. Уже в этом возрасте можно проследить, левшой или правшой будет кроха. Он всё чаще берет предметы, держит ложку, зубную щётку и т. д. одной и той же рукой.
  • Умение манипулировать. Не самая положительная черта характера, но в той или иной мере прослеживается у всех малышей у этого возраста. Это может быть демонстрационный плач, крик, неделание двигаться с места, чтобы получить желаемое. Главное в этот момент не поддаваться на провокации и показать ребёнку, что его действия не имеют над вами власть.
  • Понимание и исполнение элементарных просьб вроде «дай», «положи» «покажи», «возьми». Чем чаще вы проводите подобные упражнения с ребёнком, тем быстрее он научится ориентироваться в пространстве и окружающих его предметах.
  • Стремление получить положительную оценку. Кроха запоминает, что взрослые воспринимают с улыбкой, смехом или похвальбой и стараются как можно чаще повторять аналогичные действия.
  • Использование простых игровых сюжетов– покачать куклу, покатать машинку и т. д.
  • Активное использование мелкой моторики пальцев. Маленькому исследователю нравится брать мелкие объекты двумя пальчиками, мять что-то в ладонях, осязать предметы руками.

Тест на развитие малыша в 11 месяцев

Узнать, нормально ли проходит развитие у 11-месячного младенца при помощи следующих нехитрых тестов:

  1. Самостоятельное передвижение. Понаблюдайте за тем, какребёнок садится самостоятельно, как сидит, стоит у опоры и ползает на четвереньках.
  2. Способность логически мыслить. Покажите малышу, как строить башенку из кубиков, а затем попросите его повторить ваши действия и поставить несколько кубиков друг на друга. Способность повторять ранее заученные бытовые действия такие как вытирать лицо полотенцем, есть ложкой, надевать ботинки и т. д.

Если вышеперечисленные задачи не вызывают у вашего чада трудностей, то можете быть спокойны – ваш малыш развивается правильно. Если же вы заметили какие-либо отклонения от нормы – покажите ребёнка педиатру. Он поможет скорректировать ситуацию или перенаправит вас к другому врачу, в зависимости от типа проблемы.

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка иногда еще именуют «месяцем оживления». Ваш малыш теперь меньше спит, может бодрствовать до 50 минут.

У ребенка улучшаются зрение и слух, кроха способен разглядывать предметы с расстояния от 30 сантиметров до полуметра. Около 15 минут малыш может провести в своей кроватке, глядя на мобиль или другие игрушки.

  1. В двухмесячном возрасте детки уже поднимают головку и некоторое время удерживают ее в вертикальном положении.
  2. Некоторые младенцы уже умеют переворачиваться с бочка на спину. Подробнее о том, когда ребенок начинает переворачиваться>>>
  3. Ребенок изучает свои ручки – может подносить кулачки ко рту и обсасывать их;
  4. Младенческие рефлексы пока сохраняются, но начинают понемногу угасать;
  5. Развивается и эмоциональная сфера. В два месяца формируется так называемый «комплекс оживления». Этот навык занимает почетное место в таблице развития ребенка; это одна из важнейших вех до года, подтверждающих нормальное функционирование нервной системы;
  6. Малыш уже может узнать своих родителей, радуется им. Когда вы склоняетесь над кроваткой, кроха начинает быстро-быстро дергать ручками и ножками;
  7. Во второй месяц жизни ваше чадо, скорее всего, подарит вам свою первую осознанную улыбку.  Если этого не произойдет, ничего страшного; значит, это радостное событие случится чуть позже. Узнайте, когда ребенок начинает улыбаться>>>
  8. В два месяца ребенок умеет гулить – издает певучие гласные звуки, иногда даже может произносить «агу», «ага», «абу». Деткам нравится собственная «речь», они с удовольствием прислушиваются к ней. В статье информация о том, когда кроха начинает агукать>>>

Чаще общайтесь с ребенком, пойте ему, вы увидите, что кроха будет вам подпевать!

Двигательная активность

Навыки ходьбы совершенствует с каждый днем. Придерживая карапуза за руку, можно наблюдать, что он пытается самостоятельно подниматься, а также спускаться по ступенькам, преодолевать некоторые препятствия на своем пути.

В один год и три месяца ребенок уже ходит дольше, чем несколько месяцев назад, его походка значительно увереннее, постепенно оттачиваются навыки приседания. Карапуз пробует наклоняться, занимать устойчивое стоячее положение.

Большинство деток этого возраста умеют держать в руках столовые приборы, а также пользоваться ими по назначению.

Ребенок в 15 мес. без особого труда выполняет простые движения: поднятие рук и разведение их в сторону, шевеление пальчиками и осуществление вращательных движений кистью. Все эти действия могут происходить как по собственной инициативе малыша, так и по просьбе родителей.

Двигательная активность ребенка

То, что умеет ребенок в год, не идет ни в какое сравнение с его умениями всего несколько месяцев назад. Он уже намного лучше научился обращаться с собственным телом, очень активен, много и разнообразно двигается. В ручках малыш спокойно держит два предмета, может собрать пирамидку или даже удержать ложку за столом во время прикорма. Конечно, во многих действиях ему до сих пор нужна помощь родителей: такие маленькие дети способны концентрироваться на чем-то всего несколько минут.

Активные движения. Ребенок ползает, встает на ножки, в том числе из положения на корточках, самостоятельно встает на коленки. Он может залезть на стул или диван или слезть оттуда, а с помощью родителей – подняться или спуститься по лестнице. Дети очень любознательны, поэтому в таком возрасте их нельзя оставлять рядом с открытыми окнами или опасными предметами. Малыш может догадаться добраться до подоконника с помощью стула. Мелкая моторика становится намного лучше: ребенок может взять какой-нибудь мелкий предмет двумя пальчиками, взять чашку и отпить из нее.

Танцы. Маленькие дети любят музыку. Многие замечают, что, услышав интересную мелодию, малыш начинает активно пританцовывать: ему это нравится. Некоторые не только танцуют, но и пытаются подпевать детским песенкам. Если ребенок этого не делает, можно показать ему несложный танец, и он начнет повторять уже без подсказки мамы или папы.

Быстрое передвижение на четвереньках. Практически все малыши в этом возрасте уже ползают, причем довольно быстро. Некоторые пропускают этап хождения на четвереньках и сразу встают на ножки, но это происходит далеко не у всех. Чаще всего годовалый ребенок спокойно перемещается ползком.

Ходьба с поддержкой родителей. Некоторые детки уже начинают делать первые шаги. Самостоятельно ходить начинает мало кто, но большинство малышей уже может неуверенно пройтись, держась за руку мамы или папы. Кое-кто пытается ходить, держась за стенки или другую опору. Впрочем, есть и дети, которые не спешат начинать передвигаться на двух ногах, и это совершенно нормально. Если ваш ребенок еще не пошел, не нужно его торопить. Доктор Комаровский предполагает, что в таких случаях повременить с ходьбой может быть даже полезно: прямохождение – это серьезная нагрузка на спину, возможно, малыш просто пока к ней не готов .

Собирать грибы/ягоды

Еще одна интересная игра родилась у нас сама собой, когда в нашем доме появился счетный набор «Грибы» (Лабиринт, My-shop, KoroBoom). Суть игры такова: малышу нужно найти заранее расставленные по комнате грибочки (вместо них могут быть и другие одинаковые предметы, например, ягодки, маленькие мячики, листочки).

Грибочки нужно расставить заранее, пока ребенка нет в комнате. Некоторые грибочки нужно обязательно поставить на самых видных местах, чтобы малыш почувствовал интерес к игре и понял, что у него все получается. А некоторые нужно поставить так, чтобы пришлось чуть-чуть поискать, например, за ножкой стула, под машинкой и т.п. Но не слишком переусердствуйте! Игра хорошо развивает внимательность и наблюдательность.

Возможные проблемы

Приучение к горшку

Большинство малышей уже знакомы с этим предметом, а некоторым даже периодически удается успешно его использовать. Существует миф, что чем раньше родители начнут приучать ребенка к горшку, тем лучше он будет справляться с этой задачей самостоятельно. Но здесь не все так просто. За контроль выделительной системы отвечают определенные зоны мозга. До их созревания ребенок просто не сможет физически уловить, что ему пора сесть на горшок. У большинства деток эти зоны формируются к 1,5-2 годам. То есть раньше этого возраста высаживание горшок – это скорее игра для ребенка, чем реальное приучение к правильным походам в туалет.

Проблемы с засыпанием

Детки этого возраста порой имеют трудности с засыпанием из-за излишней эмоциональности, обилия полученных впечатлений или отступления от режима. Нужно помнить несколько простых правил, которые помогут избежать этой проблемы:

  • Четкое соблюдение режима дня поможет спокойному отходу ко сну. Возможны отступления от привычного ритма на 20-30 минут.
  • Слишком позднее пробуждение после дневного сна или недостаток активности во второй половине дня могут привести к тому, что малыш не успевает устать до вечернего укладывания.
  • Излишне плотный ужин также мешает спокойно заснуть.
  • Активные игры перед сном, эмоциональное перевозбуждение не способствуют быстрому укладыванию.
  • Слишком душный или теплый воздух в детской провоцирует беспокойство ребенка. В идеале температура не должны быть выше 22°С.
  • Хорошим правилом будет ежедневное применение вечернего ритуала. Например, уборка игрушек, питье кефира, водные процедуры, чтение в кроватке перед сном. Строгая последовательность действий, выполняемых каждый день, помогут ребенку эмоционально подготовиться ко сну.

Особенности развития от 5 до 6 месяцев

К полугоду у малыша начинает появляться интерес к еде. Является новым и важным этапом в жизни ребенка. С этого возраста разрешается вводить первый прикорм, отдавая предпочтение гипоаллергенным продуктам (нужно заранее проконсультироваться с детским врачом). Малыш все больше интересуется происходящим и окружающим миром:

  • может фокусировать взгляд, поворачивать головку на звук, наблюдать за происходящим;
  • понимает, где близкие и чужие люди;
  • в лепете прослеживаются четкие слоги;
  • начинают резаться первые зубки;
  • рассматривает предметы в руках, притягивает и отодвигает их от себя;
  • подражает движениям людей и пытается повторять звуки за другими.

Темп роста уже не настолько активный. В весе прибавляется 600-650 г, вырастает на 2 см.

Что делать во время поноса без повышения температуры

Зачастую, если устранить причину поноса у малыша двух лет, то недуг этот, при условии, что нет температуры у крохи, проходит.

При поносе малыш плохо кушает. Но стоит избавиться от недуга, ребёнок с удовольствием начнёт кушать.

понос у ребенка

Появление кишечных инфекций зачастую относится к тем малышам, которые ходят в детские садики. Чтобы избежать недуга, следует научить ребёнка тщательно мыть руки после туалета. Малыш должен знать, что грязные руки после туалета являются источником поноса.

Если понос продолжается довольно длительное время, то рекомендуется найти первопричину для исключения серьёзных последствий. Если ребёнка не лечить от поноса, то он может стать причиной истощения детского организма.

Самой главной задачей для родителей при появлении поноса у ребёнка — это предотвращение обезвоживания детского организма. Чтобы предотвратить обезвоживание, следует компенсировать потерю жидкости и солей в организме малыша. Тут подойдёт применение специальных растворов, лечащих от обезвоживания, которые продаются в аптечных пунктах (регидрон, оралит). На 1 литр полученного раствора следует добавить столовую ложку сахара.

Важно, чтобы во время поноса ребёнок пил жидкость в больших количествах. Большое употребление жидкости возмещает потерю её в организме при поносе.. Также можно изготовить следующий раствор, который поможет спасти ребёнка от обезвоживания: чайную ложку соды, три четверти чайной ложки соли, а также восемь маленьких ложек сахара, следует разбавить в чашке апельсинового сока и смешать полученную сметь с литром воды

Давать пить ребёнку раствор следует по маленькой ложке каждые пятнадцать минут на протяжении двух часов. Если по истечении этого времени ребёнка не начало тошнить, то можно удвоить дозировку раствора. Как только малыш начнёт чувствовать улучшение, то постепенно нужно вернуться к привычному рациону ребёнка. Но если симптомы обезвоживания проявляются всё больше, то рекомендуется незамедлительно вызвать скорую

Также можно изготовить следующий раствор, который поможет спасти ребёнка от обезвоживания: чайную ложку соды, три четверти чайной ложки соли, а также восемь маленьких ложек сахара, следует разбавить в чашке апельсинового сока и смешать полученную сметь с литром воды. Давать пить ребёнку раствор следует по маленькой ложке каждые пятнадцать минут на протяжении двух часов. Если по истечении этого времени ребёнка не начало тошнить, то можно удвоить дозировку раствора. Как только малыш начнёт чувствовать улучшение, то постепенно нужно вернуться к привычному рациону ребёнка. Но если симптомы обезвоживания проявляются всё больше, то рекомендуется незамедлительно вызвать скорую.

Вызывать скорую следует, если понос сопровождается некоторыми признаками, проявляющимися:

  • западанием глаз;
  • вялостью и сонливостью;
  • потемнением цвета мочи, а также уменьшением её количества;
  • сухостью в ротовой полости;
  • появлением сухости, а также шершавости кожи;
  • отсутствием слёз во время плача.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector