Основы грудничкового плавания в ванной и бассейне

Рекомендации по проведению домашних занятий

Необходимо правильно выбрать время для занятий. Не стоит это делать, когда малыш голоден, или сразу после кормления, лучше подождать час, чтобы молоко усвоилось. Также ребенок должен быть хорошо выспавшимся и бодрым.

Маме стоит подумать и о своем удобстве. Чтобы не затекла спина и плечи, лучше сесть возле ванны, а на пол постелить резиновый коврик во избежание скольжения. Хорошо заранее приготовить чистую пеленку. Когда процедуры будут окончены, ею можно будет вытереть малыша и в ней же отнести его в комнату. Хотя отнести можно и голышом – это будет дополнительным закаливанием.

ИНТЕРЕСНО: в какое время лучше купать новорожденного ребенка: до кормления или после?

Когда ванна или мини-бассейн наполнены водой, можно начинать знакомство ребенка с водой с осторожного касания сначала одной ручкой или обеими. Затем можно намочить ступни, полностью ножки и постепенно – все тело

Погружать ребенка в воду следует в вертикальном положении. При этом с ним нужно постоянно разговаривать и улыбаться.

Маме необходимо опробовать оба вида поддержек, применяемых в грудничковом плавании: под подбородок и под затылок. Когда малыш лежит на воде животиком, мама поддерживает его голову так, чтобы подбородок лежал на ее ладони. Если ребенок лежит на спине, маме нужно поддерживать его затылок. Можно выбрать любое положение, которое больше понравится малышу, или использовать оба по очереди. Можно также попробовать плавание с плавательным кругом. После того, как домашние занятия хорошо освоены, рекомендуется переходить в большой бассейн.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: техники обучения детей плаванию

https://youtube.com/watch?v=ZeDEvPDlNOs

Что понадобится для занятий?

Если вы решили заниматься с малышом плаванием, важно позаботиться о комфорте и безопасности занятий. Вот что вам пригодится:

  • Термометр для воды — нужен, чтобы измерять температуру в домашней ванне, особенно если вы хотите приучать малыша к холодной воде постепенно;
  • Секундомер или обычные часы, с помощью которых вы будете засекать время плавания и ныряния;
  • Резиновый коврик для пола в ванной, нужен, чтобы тот, кто держит малыша, не поскользнулся;
  • Круг на шею или специальный чепчик с кармашками для пенопласта (его можно сделать самостоятельно). Цель — автономная поддержка головы малыша на поверхности на первом месяце обучения (потом он сможет держать головку сам);
  • Ковшик для воды, если планируете заниматься нырянием;
  • Игрушки для купания. Освоиться в водной среде крохе помогут яркие резиновые утята, рыбки, брызгалки, кубики. При покупке смотрите на возрастную маркировку: игрушки для самых маленьких делаются из безопасных материалов, не красятся и не пахнут, в них не должно быть мелких деталей;
  • Непромокаемые трусики для купания — в домашней ванне можно обойтись без них, а вот в бассейне защита от неожиданностей необходима;
  • Пеленка или полотенце, чтобы промокнуть маленького пловца после купания.

Что нужно знать родителям

Выше уже отмечалось, что дети обладают особыми рефлексами, позволяющими им удержаться на воде. Родителям, решившим развивать подобные природные способности, будет полезно знать, как научить новорождённого плавать. Сделать это совсем несложно, придерживаясь простых рекомендаций.

  1. Возраст. Плавание новорождённых в ванне можно практиковать по достижения ими 3–4 недель. Именно к этому сроку затягивается пупочная рана, а ребёнок начинает адаптироваться к окружающей среде.
  2. Ванна. Первые уроки плавания ребёнку следует давать в той же ванночке, в которой вы купали его до этого. Смена обстановки вызовет у ребёнка чувство страха и не даст желаемого результата. А также следует с ответственностью подойти в чистоте ванночки. Перед непосредственным купанием её следует мыть хозяйственным мылом, а 1–2 раза в неделю обрабатывать содой (дезинфицирующие средства не подойдут, поскольку могут вызвать у новорождённого аллергические реакции).

Таким образом, первые уроки должны проходить в привычной обстановке – в ванночке, по мере развития у малыша определённых навыков его можно перевести в большую ванну, а затем и в бассейн.

  1. Вода. Изначально она должна быть не ниже 35 и не выше 37 градусов. Градус можно понижать по мере адаптации новорождённого, тем самым закаляя его. Предельно низкое значение температуры – 32 градуса.

А также во время обучения нельзя переставать следить за поведением ребёнком. Например:

  • Непрекращающийся детский плач во время погружения в воду может сигнализировать о неправильной температуре воды – она либо слишком горячая, либо холодная.
  • Если спустя несколько секунд малыш успокаивается и перестаёт плакать – вы подобрали воду оптимальной температуры.
  • Излишняя пассивность малыша во время купания говорит о том, что вода слишком тёплая. Она оказывает на него убаюкивающее воздействие.

Многие молодые родители волнуются об остывании воды в процессе плавания. Переживать не стоит, ведь это и есть одна из целей грудничкового плавания дома – закалить ребёнка.

Почему стоит верить тем, кто ЗА

Причина первая. Сегодня в интернете можно найти множество материалов о пользе грудничкового и раннего плавания. И речь сейчас идет не о продающих текстах на сайтах детских бассейнов, а о статьях в научных журналах, конспектах лекций педиатров и других врачей. Чтобы написать их, авторы в свою очередь изучили десятки источников, посвященных теме – актуальные исследования и статьи других специалистов, труды основоположников методов раннего плавания. Сами эти труды также доступны для прочтения. Это книги Фирсова, Гутермана, Александрович, Булах, Васильева, Левина и других менее известных авторов.

Одна из таких лекций была прочитана в Иркутске в Детской поликлинике №1 врачами-педиатрами Кондратенко В.А и Шестаковой С.Ю. В своей работе они прослеживают этапы зарождения раннего плавания в России, пользу, которую оно несет детям, и условия, позволяющие избежать негативного воздействия. Выводы, сделанные ими, мы раскроем далее в статье.

Причина вторая. Польза от занятий в бассейне подтверждается наличием при российских медицинских и спортивных вузах кафедр гидрореабилитации и гидрокинезотерапии.

Впервые, такая кафедра появилась при Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта в Санкт-Петербурге. Исследования и наработки сотрудников этой кафедры стали предметом активного изучения не только их коллег в России, но и за рубежом, в Белоруссии, Украине, Латвии, Литве, Эстонии, США, Канаде, Португалии, Венесуэле, Германии, Израиле, Италии, Финляндии, Вьетнаме, Корее, Польше, Болгарии. Подопечные педагогов-лесгафтовцев многократно становились призерами Паралимпийских игр и чемпионатов по плаванию среди инвалидов.

Вслед за Петербургом, подобные программы обучения стали запускать по всему миру. О том, что такое гидрореабилитация и какую пользу она несёт людям, читайте в нашей предыдущей статье.

Причина третья. Существуют исследования, подтверждающие пользу раннего плавания. Подобные проводились, например, в Германии, США, Норвегии, а также в России. Конечно, они не столь массовые, как хотелось бы, но они есть.

Пример локального исследования о роли плавания в укреплении иммунитета мы нашли в №34 журнала “Молодой ученый” за 2017 год. В детском саду установили бассейн и в течение следующих двух лет наблюдали за группой дошкольников из 28 человек с анкетированием их родителей о здоровье детей. Посещаемость и заболеваемость в этой группе сравнили с группой другого детского сада, в котором не было бассейна. Оказалось, что плавающие дети на 8-18% (в зависимости от месяца года) реже пропускают занятия по сравнению с не плавающими. По данным опроса 57% родителей связали укрепление здоровья с посещением занятий в бассейне.

В №5 журнала “Мир науки, культуры, образования” за 2015 год опубликована статья “Плавание, как средство развития двигательных способностей у дошкольников” Ж.В.Кузнецовой, сотрудницы ХГУ им Н.Ф.Катанова. Автор рассказывает об эксперименте с двумя группами (по 10 человек в каждой) детей старшего дошкольного возраста. Одна из них в течение года занималась плаванием, другая – нет. По окончании года детей тестировали по пяти показателям – сила, выносливость, гибкость, ловкость и координация движений, измеряемым с помощью пяти видов физических упражнений. Показатели плавающей группы через год занятий в бассейне превзошли показатели не плавающей в прыжках в длину на 10%, в беге на 30м – на 8%, в челночном беге на 7%, в метании мяча на 5%, в тесте на гибкость на 11%.

Приспособления для купания

Родителям стоит приобрести такие приспособления:

  • надувной жилетик, который надевают на шею. Это приспособление предназначено для поддержания головки младенца на поверхности воды;
  • шапочку на голову для плавания. В ней дополнительно имеется пенопласт, помогающий удерживать шею малыша на поверхности воды;
  • специальный коврик в ванну. Это приспособление стелют на дно, чтобы младенец не скользил. Специальные коврики изготавливаются в виде животных. Есть и множество изделий с красочными картинками;
  • резиновые игрушки ярких расцветок.

Если занятия проходят в бассейне, дополнительно приобретают непромокаемые трусики-подгузники. В домашних условиях рекомендуется купаться голышом.

Причины дискомфорта во время купания

Если с процессом мытья мамам может быть все ясно, то остаются частые опасения о том, можно ли мочить ушки малыша, и что, если вода попадет в незаживший пупок.

При необходимости используют ватные палочки с ограничителем

Многие родители стараются избежать любого попадания воды в ушки новорожденного. Но они не учитывают, какое строение сейчас у их ребенка. Ушной аппарат еще не до конца сформирован, потому вода с меньшей вероятностью попадет в ухо, чем у взрослого человека. Кроме того, использование специальных горок или кругов обезопасит от лишних переживаний.

В процессе купания попадание воды в уши – нормальное явление. Если родители переживают, то могут подстраховаться:

  • промокнуть полотенцем;
  • использовать специальную детскую ватную палочку с ограничителем;
  • завернуть малыша в полотенце с головой и аккуратно его поворочать.

Особого внимания заслуживает мытье малыша, когда еще не зажила пупочная рана. Воду используют кипяченую первые 10-14 дней или до момента, пока пупок окончательно не заживет. После купания пупочную рану тщательно обрабатывают в следующем порядке:

  1. Мама раздвигает левой рукой кожицу вокруг пупочной раны и капает небольшое количество перекиси водорода внутрь.
  2. Используют марлевый тампон для удаления перекиси, отпавших корочек и для просушивания раны.
  3. При помощи ватной палочки обрабатывают пупок зеленкой.

В отдельных случаях воспаления пуповины или появления раздражения педиатры рекомендуют добавление травяных отваров в ванночки. Желательна предварительная консультация педиатра.

Дополнительная информация. Если мама купает малыша первый раз, следует быстро его помыть, ополоснуть и вытереть. Плач не принесет пользы от процедуры.

Если малыш капризничает во время водных процедур, на это есть несколько причин:

  • чаще всего малышу вода кажется холодной или горячей;
  • ребенку не подходит время купания;
  • у малыша на теле сыпь или опрелости;
  • ребенок голоден или только что поел;
  • ребенок болен.

При должной подготовке ко всем этапам купания ребенка у мамы не должно остаться опасений о том, как одной купать новорожденного. Заранее спланированное мероприятие будет полезно для здоровья ребенка, со временем будет доведено до автоматизма. Кроме того, специальные ванны, круги и прочие средства будут хорошими помощниками молодым мамам.

Ныряем? Ныряем. Ныряем!

Пожалуй, больше всего опасений у родителей вызывает ныряние. Однако происходит это из-за того, что родители сами боятся погружать ребенка под воду. Но на занятиях плаванием без ныряния не обойтись. Если ребенка правильно подготовили к погружению, то это упражнение не будет вызывать у него неприятных эмоций. Тем более не стоит опасаться, что он может захлебнуться. До 3 месяцев рефлекс задержки дыхания не даст малышу наглотаться воды, а попадание воды в ушки абсолютно безопасно.

Как же подготовить ребенка к нырянию? Для этого во время проводок и прыжков начинайте поливать малышу на личико водичку. Если малышу это будет неприятно, начните с затылка, постепенно переходите на лобик, затем, когда малыш привыкнет, — поливайте на личико. Можно при этом давать команду «ныряем». Когда малыш перестанет реагировать на поливание личика водой, будет закрывать глазки и задерживать дыхание — значит, он будет готов к погружению.

При погружении сначала поливаем личико водой и опускаем малыша в воду буквально на секунду, по мере привыкания начинайте проводить малыша под водой на 1-2 метра. Для надежности можете прикрыть ротик и носик малыша ладонью. Ныряние — это, в первую очередь, умение правильно регулировать режим вдоха и выдоха

Поэтому очень важно следить за дыханием ребенка — когда он делает вдох, когда выдох, когда задерживает дыхание. Поймайте момент «вдох — выдох — задержка» и поливайте и опускайте малыша под воду в этот момент

Потом начинайте потихоньку отпускать малыша во время погружения «в свободное плавание» — сначала буквально на секунду, затем на две и больше. Ваша уверенность будет залогом успеха малыша.

Что не надо делать в воде:

  • не форсировать события — резко увеличивать время занятия, резко снижать температуру воды. Это только ослабит организм малыша, а не оздоровит его;
  • не переходить к следующему шагу в обучении, пока не освоен предыдущий;
  • не делать того, что не понимаешь;
  • не работать на результат и ждать от ребенка быстрых успехов — цель занятий в воде не результат, а сами занятия;
  • не ориентироваться на других, смотрите только на своего ребенка, на то, что может он, и гордитесь даже самым маленьким успехом;
  • не сравнивайте его с другими;
  • не пользуйтесь дополнительными приспособлениями (нарукавниками, жилетами, кругами): они могут закрепить у ребенка навык неправильного (вертикального) положения в воде;
  • не теряйте чувство юмора.

Подготовка

Есть несколько золотых правил, которых необходимо придерживаться во время грудничкового плавания и перед ним. Прежде всего – это хорошее настроение ребенка. Уставший, грустный, обиженный, он будет много капризничать и в, в результате никакого плавания не получится. Родители также должны быть в хорошем настроении. Во время процедур необходимо постоянно говорить с ребенком, спокойным, ласковым голосом объяснять каждое действие, которое будет происходить и уже происходит, только так можно достичь существенных результатов.

Уверенность, еще один важный момент. Ребенок чувствует страх родителей, поэтому если бояться, паниковать, остерегаться все время, ребенок также будет чувствовать опасность, а не уют, как предполагается.

Грудничковое плавание лучше всего осуществлять после еды, где-то через час, и желательно в одно время, чтобы выработать своеобразную привычку у ребенка. Одноразовое плавание, или упражнения по выходным тут не подойдут. Плавать необходимо ежедневно, только так ребенок привыкнет и поймет суть происходящего и что от него требуется.

Чем плавание полезно для грудничков?

Если родители думают заняться с крохой водными упражнениями, то в первую очередь нужно узнать, какую пользу приносит плавание для грудничков? Формирование и развитие человеческого зародыша происходит в утробе женщины в водной среде – амниотической жидкости. Малыш чувствует себя в таких условиях достаточно комфортно. Поэтому едва родившийся грудничок отлично справляется с водной средой. Он умеет дышать под водой и держаться на ней. С дальнейшим взрослением ребенка эти способности постепенно пропадают. Они сохраняются у детей до одного года.

Как раннее плавание влияет на организм малыша:

  • После проведения исследований, было доказано, что расслабление крохи в воде позволяет в дальнейшем быть увереннее и смелее, а также не бояться водной глади;
  • Выпрямление ног и рук;
  • Формирование правильной осанки;
  • Организм малыша с раннего возраста привыкает к температурным перепадам, что укрепляет иммунитет;
  • Формирование крепкого здорового сна;
  • Нормализация работы сердечно-сосудистой деятельности;
  • Положительное влияние на артериальное давление, кровообращение и работу легких;
  • Профилактика аллергии и инфекций;
  • Активизация работы головного мозга;
  • Укрепление мышечной ткани.

Процедуры на воде для малыша намного полезнее, чем массаж. Они не только укрепляют мышцы всего организма, но и расслабляют их.

Также польза раннего плавания еще в том, что активно налаживается связь крохи с мамой. Поэтому малыш более спокоен, меньше плачет и капризничает.

Исследования ученых доказали – большинство детей, которые постоянно занимаются плаванием, начинают раньше своих сверстников сидеть, ползать и ходить.

Плаваем дома

Все занятия ранним плаванием начинаются дома в ванной. Специалисты считают, что лучше приступать к плаванию и нырянию с 2-3-недельного возраста, пока рефлекс задержки дыхания еще свеж. К этому времени родители уже немного освоились с новой ролью, научились держать малыша во время купаний. И даже, скорее всего, прониклись мыслью, что вода — вполне родная и привычная среда для крохи.

Попадая в теплую воду, малыши часто расслабляются и начинают улыбаться. Ведь для них водные объятия — как возвращение к “той” жизни до рождения, восстановление былой гармонии. Некоторых деток во время купаний пугает свободный объем со всех сторон, потому что в мамином животике в последние 2-3 месяца они чувствовали всем телом упругие стенки матки. Таких малышей поначалу купают в пеленке, но и они постепенно привыкают к “большой воде”.

Для начала занятий лучше всего найти инструктора, который сможет прийти к вам домой и показать захваты и движения для плавания, научит держать и двигать ребенка в воде. Это может быть специалист из детской клиники или семейного центра. Чтобы почувствовать смелость, потренируйте те же самые захваты и движения на кукле, тогда вы лучше будете держать в воде своего малыша.

Если ваши упражнения с крохой продвигаются успешно, то в следующий визит инструктор покажет, как можно нырять с ребенком. Готовить малыша к нырянию можно и во время обычных купаний. Цель — научить его задерживать дыхание на команду: “Ныряй!” Для этого мы водим ребенка, поддерживая одной рукой, по ванне “восьмерками”, затем громко и четко командуем: “Саша, ныряй!” — и полной горстью другой руки поливаем водичку на лоб ребенка. Малыш задерживает дыхание на 2-3 секунды, пока вода стекает по лицу. Постепенно мы переходим к коротким погружениям под воду.

Тиксотренажер Душ Алексеева — уникальный оздоровительный инструмент для ВСЕХ! Семинар-практикум

16 учебных часов

Тиксотренажер Душ Алексеева — универсальный оздоровительный инструмент, направленный на проработку соединительной ткани человека.
Цель семинара-практикума — подготовить пользователей для компетентного и осознанного проведения оздоровительного тиксотренинга душем Алексеева, учитывая особенности своего организма.
Семинар-практикум дает знания о том, как водой извне воздействовать на нашу внутреннюю воду, о том, как по новому, с интегративной точки зрения, взглянуть на себя, свою работу, свое здоровье.
Каждый найдет здесь ответы на свои вопросы по личному оздоровлению или по оздоровлению своих близких и подопечных.
Для качественного усвоения материала и для дальнейшего успешного использования, рекомендуем заранее приобрести тиксотренажер «Душ Алексеева».

Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей

Из истории возникновения плавания малышей

Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С.
В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна «Москва» И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию.
Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии.
В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания.
Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее.
Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский.
Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.

В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.

Значение обучения плаванию в грудном возрасте

Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования.
Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца.
Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания

Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев.
Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни. Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте

Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь.
Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:

  • Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции — радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения — крепкий , здоровый сон.
  • Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
  • Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения — основ нормального развития грудных детей.

Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.

Чувство ритма

Все дети появляются на свет со врождённым чувством ритма. Это было доказано в 2009-м году с помощью эксперимента: дети 2-х и 3-х дневного возраста слушали барабанный ритм с подключенными к голове электродами-датчиками. В случаях, когда исследователи намерено сбивались с ритма, мозг всех младенцев показывал «ожидаемость» удара в тот момент, где он должен был быть, вопреки тому, когда он на самом деле прозвучал.

Учёные полагают, что чувство ритма помогает детям распознавать интонацию в речи своих родителей и таким образом улавливать смысл, не понимая слов. Также с помощью него дети понимают отличие родного языка от любого другого.

Мозжечковая стимуляция в воде. Семинар

6 учебных часов

На протяжении многих десятилетий функция мозжечка сводилась исключительно к координации движений и умению удерживать равновесие. Но в последние десятилетия, благодаря новым исследованиям и современному нейровизуализационному оборудованию, ученые смогли сделать вывод о том, что его роль в регуляции процессов в организме гораздо обширнее. И метод мозжечковой стимуляции, изобретенный еще в 60-е гг. прошлого века, вновь обретает популярность!
Целью семинара является формирование у слушателей представления о методе мозжечковой стимуляции и способах ее адаптации к занятиям в бассейне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector