Педагогика монтессори: что это и кому подойдёт
Содержание:
- Игрушки для развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики
- Предметы до года для развития движений
- Игры по методике Монтессори на сенсорное развитие
- Чтение и письмо
- Природные материалы и крупы
- Занятия и материалы для детей от 2 до 3 лет
- Классификация материалов Монтессори
- Сундук с костюмами
- Занятия по методике Монтессори для детей — быт и хозяйство
- Виды игрушек
- Основные принципы методики
- Монтессори-среда
- Особенности методики воспитания
- Игры по методике Марии Монтессори — упражнения с жидкостью
- Дидактические и развивающие игры по системе Монтессори
- Немного истории
- Позаботилась о безопасности дома
Игрушки для развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики
Ещё одно важное умение в первые месяцы — это координация зрения, а затем и присоединение движения. То есть ребёнку необходимо научиться видеть и выбирать цель, и координировать свои движения для достижения этой цели
Вот какие игрушки помогут развитию зрительно-моторной координации до года.
Подробный разбор проверенных развивающих игрушек. Как показывать ребёнку и что говорить, чтобы заинтересовать — в нашем мини-курсе
Различные мобили для концентрации зрения. Первые мобили помогут малышу научиться фокусировать взгляд. Для новорождённых детей выбирайте чёрно-белые картинки, так как они пока могут различать только эти цвета. С 1–2 месяцев используйте разнообразные мобили основных или пастельных цветов. Это могут быть различные фигуры из бумаги, шарики, геометрические тела. Такие мобили просто сделать дома, не стоит покупать ярких крутящихся мобилей с музыкой.
Мобили, к которым ребёнок сможет тянуться для координации зрения с движением. С 3 месяцев мобили будут стимулировать развитие движения. Подвешивайте так, чтобы малыш имел возможность дотянуться и захватить их и притянуть к себе. Используйте деревянные фигурки пастельных или основных цветов, деревянное колечко или небольшой колокольчик, который будет звенеть при каждом касании маленьких ручек.
Развивающие игрушки для обучения захвату, предлагаем с 3 месяцев. Это должны быть предметы из натуральных материалов (в основном из дерева), сделанные так, чтобы малышу было удобно их брать в руки, учиться держать и перекладывать в последствии из руки в руку.
Классические игрушки на развитие захвата:
- два соединённых диска;
- несколько шариков, закреплённых шнурком на палочке;
- несколько шариков, скреплённых шнурком.
Корзинка с сокровищами. С 6–7 месяцев ребёнок обычно уже хорошо осваивает захват, но всё ещё стремится к изучению окружающих его предметов. Для этого можно использовать коробку или корзинку с 5–6 знакомыми ребёнку предметами из окружающей среды. Они должны быть из разных материалов, приятными на цвет и на ощупь.
Ребёнок будет изучать эти предметы, перебирать их, исследуя свойства. Предметы необходимо менять время от времени. Вы можете сделать несколько подобных корзиночек, поставив их в разных комнатах.
Игрушки для установления причинно-следственных связей. Дети в возрасте около года находятся в периоде освоения причинно-следственных связей и в то же время стремятся работать с мелкими предметами, развивая мелкую моторику. «Копилка» послужит обеим целям.
Её просто сделать дома. Возьмите небольшую аккуратную коробку, например, из-под обуви. Учтите, что она не должна быть ярких или пёстрых цветов. Прорежьте отверстие в крышке и предложите малышу проталкивать в него шарики. А потом открывать коробку и искать их. Как только ребёнок перестанет пробовать предметы на вкус, сделайте отверстие меньше, а шарики замените на более мелкие предметы. Часто родители используют для подобной игры банки.
Пирамидки и вкладыши. Разницу между большим и маленьким можно показывать, собирая пирамидки, башенки, матрёшки, стаканчики: «Вот большое колечко пирамидки, а вот маленькое». Но не заставляйте, если ребёнок пока не проявляет интереса к таким занятиям, не стоит действовать его ручкой.
Предметы до года для развития движений
С самого рождения важно оборудовать комнату так, чтобы ребёнок мог свободно двигаться. В этом поможет матрас для двигательной активности, расстеленный на полу, низко подвешенное зеркало, а к концу первого года – перекладина около зеркала для того, чтобы он мог вставать и ходить
Ребёнок обладает естественным стремлением к движению. Возможность постоянно свободно двигаться поможет ему не только научиться определённым навыкам (держать головку, переворачиваться, ползать, садиться, вставать), но и обеспечит основу для развития практически всех дальнейших умений.
Так может выглядеть развивающее пространство ребёнка до года — до игрушек легко дотянуться и их немного
Что потребуется для развития движений:
- Матрас для двигательной активности. Это небольшой матрасик, расстеленный прямо на полу, где малыш будет проводить большую часть дня, учась переворачиваться, поднимать головку, вставать на колени.
- Свести к минимуму пребывание в колясках, шезлонгах и других приспособлениях, ограничивающих активность.
- Не мешать естественному ходу событий: раньше времени не сажать, не ставить на ножки, не заставлять ходить за ручку. Однако помните, что вы можете проделывать некоторые упражнения в виде гимнастики, они не навредят.
- Когда ребёнок будет готов, понадобится обеспечить надёжную опору для возможности встать. Это может быть специальная перекладина, прикреплённая к стене или домашняя мебель, которую он не сможет сдвинуть, опираясь на неё.
Самым значимым для развития до года выступает установление и поддержание эмоционального контакта с мамой (или заменяющим маму по каким-либо причинам взрослым). Если такого контакта нет, никакие игрушки не помогут ребёнку гармонично развиваться. Поэтому будьте со своим малышом, получайте удовольствие от общения с ним, улыбайтесь, разговаривайте, чаще держите на руках. Помните, что так он уже получает всё самое необходимое в свой первый год от эмоциональной близости с вами, даже без развивающих игрушек.
Фото предоставлены автором и Юлией Воробьёвой
Игры по методике Монтессори на сенсорное развитие
Занятия на сенсорику очень увлекают ребят. Одной из таких игр считается сумка, в которой они на ощупь должны определить предмет. Это вызывает огромный восторг у малышей, как только они угадают.
Для игр Монтессори материалы своими руками могут включать в себя изготовление звуковых цилиндров. Они делаются из любых емкостей, коробков, которые можно заполнить крупами, камешками, монетками. Такие предметы развивают остроту слуха у детей.
Обратите внимание! Одним из самых увлекательных занятий считается рисование пальчиками. Во время его выполнения малыш может развить мелкую моторику, фантазию и любознательность
Увлекательное рисование
Чтение и письмо
М. Монтессори предлагала обучать детей чтению через письмо. Лишь овладев письмом, дети самостоятельно научаются читать. Обучение письму в основном сводиться к обведению контура фигур букв и их ощупыванию (гласные и согласные покрыты разным материалом и цветом). Так ребенок узнает и запоминает прописные буквы. Изучив некоторое количество букв, ребенок пробует составлять из них слова. Слова в итальянском языке (как и в русском), читаются также, как и пишутся, т.е. каждая буква имеет свой определенный звук. Составив слово из несколько знакомых букв, ребенку может легко его прочитать. Поэтому научиться читать после овладения письмом, не составляет для ребенка большого труда.
Ребенка никто специально не сажает и не учит прописывать буквы, не заставляет зубрить. Ребенок учится писать по собственному желанию, что является отличительной чертой такого метода.
Однако чтение по Монтессори (с 3-4 лет) может приводить к тому же результату, что и в других методиках раннего обучения — чтение не переводится в понимание. Дети не понимают смысл прочитанного. Чтение представляет из себя лишь механическое воспроизведение звуков, но «в голове» у ребенка не только не откладывается знание прочитанного, но оно даже не представляется. Об этом пишет сама М. Монтессори:
Это проблема не самого метода Монтессори, это проблема всех слишком ранних методик обучения чтению. Поэтому родителям не нужно бежать впереди развития мозга ребенка и заставлять его учиться читать раньше своих органических способностей. Раннее обучение чтению может принести вред ребенку, он научится читать неправильно и ему придется переучиваться, что гораздо труднее чем обучиться с нуля, но в более подходящем возрасте.
Природные материалы и крупы
Природные материалы мы используем в играх достаточно часто. Это всевозможные ракушки, камушки, жёлуди, каштаны, листья, веточки и всё, что угодно! У них есть множество применений: коллекционировать, раскладывать по коробочкам, сортировать, считать, использовать в творческих работах и сенсорных коробочках.
С некоторым удивлением я узнала, что природные материалы годятся и для сюжетно-ролевых игр. Например, оказалось, что совсем не обязательно покупать специальные наборы для игры в магазин, кафе, больницу… Достаточно всегда иметь под рукой природные материалы, крупы и позволять детям использовать окружающие предметы. «Повар» сварит вам суп из желудей, «покупатель» в магазине расплатится ракушками, а «доктор» посмотрит горло палочкой и пропишет сухую фасоль в качестве таблеток.
В Монтессори-педагогике детей учат социальным навыкам: проигрывая сценки «в больнице», «в поезде» или «на дне рождения», мы помогаем детям в реальных жизненных ситуациях. Желательно выбирать для подобных игр реалистичные сюжеты.
Занятия и материалы для детей от 2 до 3 лет
Занятия Монтессори дома основываются точно на таких же принципах, что и в специализированных садиках. Поэтому взрослому следует постепенно становиться наблюдателем, а не инициатором занятий.
Детям старше двух лет свойственно стремиться к самостоятельному познанию окружающего мира. К тому же этот процесс им очень нравится. Задача родителей – не навязывать игрушки, а предоставить возможность манипулировать предметами.
конструирование. Не обязательно покупать ЛЕГО, можно изготовить свой собственный конструктор из подручных элементов. Для этого сгодятся камни, раковины, лоскуты, шнурки, раковины, дощечки. Ребёнок сам должен решить, как их комбинировать и что из них можно сконструировать;
собирание пазлов. В каждой семье хранятся старые открытки, плотные картинки. Их можно разрезать на 2 — 4 части (чем старше малыш, тем больше элементов). Первоначально родителю всё же необходимо продемонстрировать, как собирать пазл. Обычно ребятишки с радостью играют в подобную игру;
сортирование
Важно приучать ребёнка, что складывать одни предметы нужно в одну коробку, а другие – соответственно, в другую. Это помогает понять принцип сортировки предметов по каким-либо признакам: расцветке, форме, размерам, количеству и пр.
Также можно предлагать малышу игрушки типа «Почтовый ящик», когда необходимо в прорези определённой формы проталкивать соответствующие фигурки. Эта игра надолго увлекает детей в этом возрасте.
Классификация материалов Монтессори
Монтессори-материалы можно условно разделить по назначению и направленности, но это действительно лишь условная классификация, так как их используют разных целях.
- Материалы для развития речи
- Для сенсорного развития
- Для развития математических представлений
Сразу необходимо оговориться, что эффективно и полноценно использовать материалы для развития ребенка можно лишь в условиях Монтессори-группы, где специально оборудованная среда позволяет делать это правильно.
Дома дети могут играть лишь с некоторыми из них (рамки-вкладыши, шнуровки и т.д.).
Если родители действительно хотят опробовать возможности таких материалов, необходимо связаться с Монтессори-центром, где ребенка запишут на занятия в такой необычной группе.
Читайте далее – педагогические идеи Марии Монтессори кратко.
Сундук с костюмами
Ещё одна идея, которой я научилась в гостях у друзей, — сделать сундук с костюмами. Однажды мы пришли в гости, и дети с удовольствием доставали и надевали разные костюмы. Игра продолжалась, на удивление, долго. Это было похоже на театр, где дети примеряли на себя роли различных персонажей.
Мы наполнили наш сундук совершенно разными вещами. Настоящих карнавальных костюмов там всего несколько. Остальные вещи — старые шляпы, юбки, платки, самодельные маски; элементы костюмов: ушки, усы, парики, пиратские повязки на глаз… Такое разнообразие, в отличие от готовых костюмов, развивает воображение детей. Мои дети проводят очень много времени, придумывая наряды, особенно когда приходят друзья.
Занятия по методике Монтессори для детей — быт и хозяйство
Как ребенок младшего возраста, так и более старший очень увлекаются помощью родителям в домашних делах. Они относятся к этому со всей серьезностью, начинают учиться осознавать ответственность. Стоит только начать доверять ребенку самостоятельно чистить зубы и складывать грязные вещи в корзину, как он станет выполнять это ежедневно, как привычку без напоминания.
Обратите внимание! Отличным элементом игровой деятельности в быту станут пуговицы на одежде. Чем больше малыш будет тренироваться их самостоятельно застегивать, тем быстрее он освоит этот процесс
Ребенка полезно привлекать к выполнению домашних дел. Например, дать ему возможность протереть пыль, вымыть посуду, накрыть стол
Важно не переделывать ничего на глазах малыша
Занятие домашними делами
Виды игрушек
Перечень игрушек разнообразен и обширен. Разработано несколько видов игровых предметов, предназначенных для развития разных умений и навыков:
- Балансиры и шнуровки. Представляют предметы, изготовленные из натуральных материалов. Развивают мелкую моторику, усидчивость, помогают активным детям переключиться на более спокойное занятие.
- Конструкторы из дерева. Набор предметов разных форм и цветов. Позволяет детям включать фантазию, изобретать и строить новые фигуры.
- Кубики. Способствуют развитию пространственного мышления, могут тренировать навыки счета. Несмотря на кажущуюся простоту, из кубиков можно соорудить множество конструкций различной конфигурации.
- Настольные игры, пазлы, рамки-вкладыши, мозаики, детские планшеты. Дают возможность получить знания о мире.
В зависимости от того, на какую сферу развития они направлены, игрушки подразделяются на следующие виды:
- развитие речи;
- сенсорное восприятие;
- математическое представление.
Каждый малыш уникален, а желание развиваться заложено в нем природой. Развивающая среда, созданная с помощью игрушек Монтессори, воспитывает его как самостоятельную личность. Ребенок исследует мир без вмешательства взрослых, которые дают ему полную свободу для проявления инициативы. Этот процесс сопровождается развитием мышления, творчеством, отсутствием страха перед чем-то новым.
Основные принципы методики
Монтессори — методика раннего развития, но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты. Младшие учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество, хотя иногда и случаются недопонимания.
Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната разделена на несколько частей — стандартными считают зоны естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Но ещё добавляют творческую, игровую и спортивную. Ребёнок может заниматься там, где ему нравится, даже целый день. Задача педагога — подстроиться под интересы малыша
Важно дать свободу мышления, действий и чувств. Так дети будут учиться всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками.
Взрослый в обучении играет второстепенную роль: он не наставник, а помощник
Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
Обязательно есть правила, которые помогают упорядочить процессы в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.
Направление на развитие мелкой моторики, чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание
Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
Недопустима критика и запреты
Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен дойти до всего сам.
В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.
<<Форма демодоступа>>
Монтессори-среда
Монтессори-сад делится на ряд зон, в которых ребенок может свободно проводить время и заниматься. В каждой зоне размещен Монтессори-материал — дидактический инструмент, созданный специально для каждой зоны и направленный на развитие определенных качеств и способностей у ребенка.
1. Упражнения практической жизни. В этой зоне ребенок развивает навыки:
- Ухода за собой (одевание, умывание, приготовление еды, уборка).
- Заботы об окружающей среде (уход за растениями и животными).
- Навыки движения (ходьба по линии, упражнения тишины и грациозности).
- Социальные навыки (общение и манеры).
- Иногда добавляется лепка, занятия с глиной и гончарным кругом.
2. Зона сенсорного развития. Ребенок с помощью Монтессори-материала развивает свои органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Это основная зона по мнению М. Монтессори для развития ребенка, так как он познает мир с помощью органов чувств.
В материалах выделяется в основном один признак (например, чувство массы предмета), и ребенок учится концентрироваться только на нём, изолируя другие органы чувств (детям могут закрывать глаза повязкой). Такая концентрация помогает ребенку понять основное различие между предметами и усвоить это качество, например, что предметы бывают тяжелее или легче. Все это направленно не только на развитие точности различения, но и на понимание логических связей между предметами.
Материалы сенсорной зоны:
Для определения размера — блоки цилиндров, башни, лестницы, красные штанги, геометрические фигуры.
Для развития тактильного чувства — шершавые таблички и различные ткани.
Для различения цвета — цветные таблички с 64 оттенками. Монтессори в своей методике использовала «приглушенные» цвета (в отличие от массовых производителей игрушек), которые более спокойные и приобщают к более утонченному вкусу.
Для развития слуха — шумовые цилиндры и звоночки.
Для развития стереогностического чувства (чувство формы предмета) — геометрические тела, волшебный мешочек (мешочек с различными предметами для определения на ощупь), сортировка, бруски разного веса.
Для развития обоняния — наборы баночек с маслами, мешочков с разными травами, специями и т.п. для вдыхания и различения ароматов.
Для развития вкуса — «вкусовые бутылочки», набор бутылочек с пипетками, каждая со своим вкусом (горький, сладкий, кислый, соленый). Ребенок поочередно пробует каждый вкус.
3. Зона математического развития. Основа строится на сенсорном материале, что очень хорошо, ведь ребенку не приходится абстрактно постигать концепцию чисел. Это упрощает понимание ребенком чисел и математических операций.
Используемые материалы:
Для счёта в пределах 10 — числовые штанги, таблички с цифрами (шероховатые и тактильные), веретена.
Для знакомства с многозначными числами — «золотой» материал.
Для счёта до 100 — бусины, доски Сегана, цветные цепочки.
Для знакомства с арифметическими действиями — марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления.
И еще несколько других для понимания дробей и геометрических фигур.
4. Зона родного языка. Здесь дети учатся чтению и письму, через тактильный материал, что упрощает обучение.
Материалы:
Расширение словарного запаса — карточки, изображающие предметы.
Для обучения письму — рамки для штриховки, шероховатые буквы, контуры букв, подвижный алфавит.
Для обучения чтению — коробочки с фигурками, подписи к предметам окружающей среды.
Подробнее про чтение и писание мы поговорим чуть ниже.
Это 4 классических Монтессори-зоны, созданные самим автором. Помимо них вы можете встретить «зону космического воспитания», в которой детям предлагается изучение окружающего мира. Как правило обучение проходит на конкретном материале, иногда с демонстрациями воспитателя. К материалам относят различные таблицы, карточки, карты, схемы, календари, экспериментальные наборы и т.п., на тему: географии, биологии, истории, науки.
Фотографиями мы привели лишь часть материала для ознакомления.
Особенности методики воспитания
«Образование – не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития ребенка. Он происходит не благодаря восприятию им слов взрослых, а представляет собой накопление опыта практических действий, самостоятельных открытий, которые он черпает в окружающей его среде».
Великие слова великой женщины Марии Монтессори – ученого, врача, педагога, философа и гуманиста. Более века назад она смогла обучить своих подопечных – умственно отсталых детей – так что они в чтении, письме и счете превзошли своих здоровых сверстников. Ее достижения всколыхнули весь мир и обнажили несовершенство традиционного обучения. В 1907 году Мария открыла школу для здоровых детей в Риме. Методы, которые она использовала в работе, продолжают совершенствоваться по сей день.
Особенности обучения по Монтессори:
- использование дидактических материалов, которые позволят ребенку заниматься самостоятельно: изучать, отрабатывать действия, обнаруживать и исправлять ошибки;
- поощрение свободы ребенка, признание за ним права предаваться тому занятию, которое ему нравится, без ограничений по времени или любых других;
- коллективное обучение в разновозрастной группе, где младшие перенимают опыт и знания старших, а те, в свою очередь, учатся заботе и ответственности;
- отсутствие соревнования между детьми и какой-либо системы оценок;
- побуждающая, поощряющая, содействующая роль воспитателя, но не ограничивающая и не предписывающая.
«Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Узнать о ней больше можно здесь.
Игры по методике Марии Монтессори — упражнения с жидкостью
Занятия Монтессори своими руками организовать очень легко. В детском возрасте малыши любят играть с водой. Занятия, связанные с жидкостью, вызовут истинный интерес. Например, можно предложить переливать воду из одного сосуда в другой, они должны различаться по форме
Важно в процессе игры ничего не пролить
Обратите внимание! Простое бытовое занятие можно легко превратить в игру. Можно предложить малышу наливать сок самостоятельно в стакан
Это упражнение научит его самостоятельности и аккуратности. Если он случайно прольет сок, нужно рассказать ему, как вытирать за собой.
Упражнения с жидкостью
Дидактические и развивающие игры по системе Монтессори
Игры Монтессори для детей построены на принципе полной самостоятельности. Дети выбирают для себя материалы, темпы и ритмы игры. Если одно занятие ребенку наскучило, он может сменить обстановку и материал в любое время. Самой главной особенностью считается предоставление права выбора на то направление, в котором малыш хотел бы развиваться.
Принцип системы Монтессори
Задача родителей и педагогов — создать большую предметную среду. Все элементы, которые ребенок может использовать для игры, должны находиться в доступе. Воспитатели должны относиться уважительно к выбору. Цели воспитания — создать максимально комфортную среду, в которой будет проходить полноценное развитие. Ребенок должен выступать как в роли наблюдателя, так и помощника, если это необходимо. Нельзя стремиться делать малыша похожим на себя. Монтессори считает, что вмешиваться в процесс становления личности недопустимо.
Обратите внимание! Цели взрослого во время занятия по методике Монтессори — помочь ребенку в стремлении развивать свою самостоятельность, давать подсказки только в тот момент, когда он об этом просит. Категорически запрещено заставлять малыша что-то делать
Какие бывают и на что направлены
В процессе разработки совей методики Мария Монтессори длительное время наблюдала за поведением детей в игре. Благодаря этому занятия подразделяются на различные направления:
- Математические, направленные на развитие умственных способностей.
- Языковые для развития навыков общения и познания.
- Сенсорные, предназначенные для развития чувств яркого восприятия окружающей среды.
- Упражнения, направленные на развитие практических и бытовых навыков.
- Космос для того, чтобы ребенок мог найти свое собственное место в этом мире.
https://youtube.com/watch?v=nx4dU40ciLo
Целью дидактических игр Монтессори является оказание помощи детям и их духовном и умственном развитии. Ребенку нужно подобрать такой дидактический материал, на котором он будет полностью концентрироваться. Все пособия должны быть максимально простыми, так как вмешательство взрослых не рекомендуется. То есть для ребенка должны быть созданы такие условия, при которых он не только сам сможет найти ошибку, но и исправит ее.
Принципы работы с дидактическим материалом:
Все элементы для игр должны располагаться на уровне глаз. Это побудит ребенка к деятельности.
Использование материала возможно только после того, как родитель объяснит его предназначение.
Работа должна проводиться ступенями, от простой техники к более сложной.
Ребенок может работать с материалом не только по тому принципу, который установил взрослый
Он может самостоятельно применять знания.
Важно приучить ребенка, что после завершения каждого занятия он сам возвращает материал на места. Только после этого он может приступить к другой игре.
Элементы раскладываются в определенном порядке перед малышом на коврике или столе.
Обратите внимание! Если проводятся групповые занятия, то один ребенок должен работать с одним материалом, не должно быть передачи элементов из рук в руки другому участнику
Дидактические элементы
Немного истории
Мария Монтессори (итальянский доктор, антрополог, педагог) является создателем уникальной методики воспитания, которая стала популярной в первой половине XX столетия. Свою медицинскую карьеру Мария начинала ассистентом врача, и, работая в учреждении для детей с ограниченными возможностями (в психиатрической больнице), интересовалась методами лечения таких ребят. Монтессори пришла к выводу, что их проблемы с интеллектом отчасти не только медицинские, но и педагогические.
Монтессори видела, насколько одиноки эти дети, с ними никто не занимался, у них даже не было игрушек. И тогда она стала приносить ребятам простейшие предметы: лоскуты, коробки, бусины. И малыши словно ожили.
Мария Монтессори разработала уникальную методику воспитания, которую вначале использовала в работе с детьми с ограниченными возможностями
Впоследствии Мария заняла должность директора Ортофренического института, специализирующегося на подготовке учителей для работы с больными детьми. При институте была школа, где Монтессори сама занималась с малышами. Результат был очевиден: многие ученики сдали экзамен на уровне общеобразовательной школы.
Доктор постепенно совершенствовала свою систему воспитания и обучения, и затем решила применять её и на здоровых детях — были организованы специальные детские сады для малышей 3–7 лет.
Школы Монтессори получили большую популярность в Европе (особенно в Германии, Австрии, Нидерландах), США, Японии, Северной Корее. В России же данная методика долгое время была недоступной.
Об этой педагогической системе в нашей стране не вспоминали до 90-х гг. Именно в это время начинают появляться первые пособия. Сегодня же по этой уникальной методике в России работают многие детские сады, центры раннего развития ребёнка, а мамы самостоятельно занимаются дома с детьми.
Сегодня системой Монтессори увлекаются многие мамы и применяют её в домашних занятиях с детьми
Позаботилась о безопасности дома
Откровением для меня стало, сколько опасностей для малыша собрано в квартире. Методика Монтессори помогает посмотреть на всё с другого ракурса. Я обнаружила много опасностей для малышки дома и сразу начала с ними бороться:
- приобрела заглушки для низкорасположенных розеток;
- заказала ограничители для дверей и накладки на углы мебели;
- убрала миску с кормом и ящик с вещами для собаки;
- на выдвижные ящики, шкаф и окна поставила замки;
- унесла большую неустойчивую вазу;
- перепрятала бытовую химию и другие опасные предметы с нижних ящиков;
- подняла шторы на подоконники;
- в ванной решила наклеить мягкий уголок на подиум с острым краем;
- у входа на балкон наклеила мягкий уголок на край ступени из керамогранита.
Сейчас я уверена, что Ева может спокойно перемещаться по дому без риска удариться, пораниться или получить другие травмы.
В нижних ящиках не осталось опасных для малышки предметов