Конспект нод по блокам дьенеша в старшей группе

Игры с обручами и блоками Дьенеша

Особый раздел в методике Дьенеша отведен играм с обручами, которые так же начинаются с выполнения простых заданий и постепенно усложняются, позволяя педагогу развивать аналитическое мышление, гибкость ума и быстроту реакции у будущих школьников.

«Игра с одним обручем»

На полу лежит обруч. У каждого ребёнка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча — все красные блоки, а вне обруча — все остальные. Детям задают вопросы: Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные). Какие блоки оказались вне обруча? (Некрасные). Верен именно такой ответ, т.к

важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри. При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом другу друга определяют одним словом фигуры вне обруча

«Игра с двумя обручами»

На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать внутри синего обруча, внутри красного обруча, внутри обоих обручей, вне красного обруча, внутри синего, но вне красного, внутри красного, но вне синего, вне синего и красного обручей.

Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча — все красные.

На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей. После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса:

  1. Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
  2. Внутри синего, но вне красного обруча?
  3. Внутри красного, но вне синего?
  4. Вне обоих обручей?

Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств — формы и цвета.

«Игра с тремя обручами»

В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами, задача классификации блоков по трём свойствам. Ведущий кладёт на пол три разноцветных (красный, синий, жёлтый) обруча так, как показано на рисунке, т.е. чтобы образовалось 8 областей.

После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трёх обручей, внутри красного и синего, но вне жёлтого и т.д.), предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего — все квадратные, а внутри жёлтого — все большие.

После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры с тремя обручами) вопросов.

  • Какие блоки лежат внутри всех трёх обручей?
  • Какие блоки лежат внутри красного и синего, но вне жёлтого обруча?
  • Какие блоки лежат внутри синего и жёлтого, но вне красного обруча?
  • Какие блоки лежат внутри красного и жёлтого, но вне синего обруча?
  • Какие блоки лежат внутри красного, но вне синего и вне жёлтого обруча?
  • Какие блоки лежат внутри синего, но вне жёлтого и красного обруча?
  • Какие блоки лежат внутри жёлтого, но вне красного и вне синего обруча?
  • Какие блоки лежат вне всех трёх обручей?

В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трёх свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим). Игры с блоками Дьенеша в старшем дошкольном возрасте не требуют особой подготовки, необходимо только подготовить специальные карточки для совместной и индивидуальной работы. Вы можете скачать архив с карточками для игр с блоками Дьенеша, в котором представлены карточки-символы и карточки-отрицания, а так же карточки для игр «Отгадай загадку», «Рассели жильцов», «Логические таблицы» разного уровня сложности.

Игры с блоками Дьенеша

Блоки Дьенеша для самых маленьких (младшая группа)

Игра 1. Рассматриваем и запоминаем основные геометрические фигуры. Строим из фигур сказочных персонажей.

Конечно же, можно просто показать фигуру и сказать: «Смотри, Аня, это круг, а это квадрат…». Но запоминание такой информации будет сложным и неинтересным для ребенка. Как сделать этот процесс более продуктивным и увлекательным, как превратить обучение в игру? На помощь приходят пособия для игр с блоками Дьенеша для самых маленьких.

В них ребенку предлагается выложить из геометрических фигур какого-нибудь сказочного персонажа. По сути — провести настоящую игру.

— Аня, ты только посмотри, кто к нам идет. По извилистой тропинке возвращался еж домой. Нес поклажу он на спинке и довольный, и смешной. Ой, посмотри какие на спинке у него колючки. На какую фигуру они похожи?

— Они похожи на треугольники — отвечает Аня.

— Молодец! Колючки как настоящие треугольники. Давай сделаем ежику настоящие колючки, острые-острые. Возьмем наши треугольники и положим их вместо колючек. Только будем внимательными. У ежика есть большие и маленькие колючки, мы с тобой возьмем большие и маленькие треугольники.

— Здорово получилось!

Или вот такая история…

— Аня, посмотри, какая милая ворона с вороненком к нам сегодня прилетели. Каррр! — кричит ворона, — каррр! Улетаю на базаррр! Воронята, не деритесь! И меня в гнезде дождитесь!

— Аня, а давай мы сегодня с тобой отгадаем веселые загадки? Слушай внимательно. Первый мой вопрос простой: что пробьет туман густой? Чьи волшебные лучи освещают путь в ночи? На машине их две пары. Догадались? Это… (фары).

Это самые простые игры с логическими блоками Дьенеша. Играть в них можно уже с двух лет.

Для игр такого типа мне пригодились следующие пособия:

  • Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики»
  • Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики 2»
  • Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)
  • Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 (2-4 года)

Сначала мы очень долго играли в игры такого типа с Аней. Блоки Дьенеша, конечно же, были незаменимыми помощниками в каждой игре. С помощью этих игр Аня отлично выучила все фигуры, полюбила их, научилась их распознавать.

Игры с блоками Дьенеша для средней группы

Игра 2. Отгадываем геометрические фигуры с помощью знаков-символов. «Расколдовываем» сказочных персонажей.

Потом мы стали играть в более сложные и серьезные игры с логическими блоками Дьенеша. От этих игр я в полном восторге! Это игры, позволяющие развивать логическое мышление ребенка.

Итак, мы стали постепенно вводить в игру знаки-символы, с помощью которых можно отгадать геометрические фигуры.

Со всеми знаками-символами Аня познакомилась достаточно быстро. Но процесс был постепенным.

Знаки-символы можно вырезать из пособия «Демонстрационный материал (для детей 2-7 лет)» или сделать самостоятельно.

Теперь Ане необходимо было не просто положить фигуру на альбом, а с помощью знаков-символов расшифровать спрятанную фигуру.

— Аня, ты только посмотри, злой волшебник заколдовал крокодила. Нам надо помочь бедняге. Волшебник оставил для нас хитрые подсказки.

Игра 3. Ищем спрятанный клад.

Для игр такого типа мне пригодились пособия:

  • «Лепим нелепицы. Серия Блоки Дьенеша с 4-х лет»
  • «Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша  для старших (5-8 лет)»

Когда Аня отгадала и построила всех сказочных персонажей, мы придумали новую игру — «Найди спрятанный клад». Я выкладываю фигуры в ряд. Под одну из фигур прячу наклейку. Далее показываю Ане знаки-символы. С помощью этих знаков Аня отгадывает фигуру, поднимает ее и находит спрятанную наклейку. Восторгу нет предела!

Игры с Блоками Дьенеша для старшей группы

Игра 4. Поиск затонувшего клада.

Моей старшей дочери Маше 7 лет. Она учится в первом классе. Но и для нее логические блоки Дьенеша — отличная игра, развивающая логическое мышление и даже основы математики.

Для игры с Марией я приобрела пособие «Поиск затонувшего клада». В нем предлагается сначала решить математические примеры, а затем с помощью полученных ответов расшифровать спрятанные фигуры по знакам-символам.

Также для детей старшего возраста можно использовать пособия:

  • «Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
  • «Поиск затонувшего клада. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
  • «Праздник в стране Блоков. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»

Ход игры: Все фигурки складываются в мешок.

Попросить ребенка на ощупь достать все круглые

блоки (все большие или все толстые). Затем все

квадратные, прямоугольные, треугольные.

Можно усложнить задание: попросить достать большой круглый блок или

маленький квадратный. Или предложить достать разные по толщине фигуры.

Когда ребёнок достанет блок, можно уточнить, какого он цвета.

Чудесный мешочек» — 2

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и

толщине; умение угадать предметы на ощупь.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Все фигурки – блоки складываются в мешок. Ребенок достает

фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким

признакам.

Можно усложнить задание: называет форму, размер или толщину, не

вынимая из мешка.

Игра «Украсим елочку». I вариант

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические

фигуры по одному, двум признакам. Упражнять в счете. Развивать

ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. Материал: Набор блоков, елочки высокая и низкая

Материал: Набор блоков, елочки высокая и низкая.

Ход игры:Дед Мороз дарит две елочки: низкую для жителей сказочного

города, высокую для детей. Украшают елочки игрушками (блоками) по

величине. (Можно по форме или цвету).

Дети любуются елочками и водят хоровод.

Можно усложнить задание: Дети украшают елочки игрушками (блоками)

по величине и по толщине (низкую – маленькими тонкими игрушками,

высокую – большими, толстыми).

По форме и цвету (низкую елочку – круглыми, желтыми игрушками;

высокую – квадратными, синими).

Игра «Украсим елочку». II вариант

Цель: Формировать умение выделять нужный блок из множества,

выкладывать алгоритм по цепочке

Развивать внимание, логическое. мышление

мышление.

Ход игры: Предложить украсить елочку бусами, используя карточки с

алгоритмами. На елке может быть 2 или 3 ряда бус.

Игра «Замочки»

Цель: Развивать умение находить блоки определенного цвета, размера и

формы по схеме

Развивать внимание, логическое. мышление, мелкую моторику

мышление, мелкую моторику.

Материал: Набор блоков Дьенеша, силуэты замков из

бумаги.

Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Интеллектуальные игры с блоками Дьенеша «Спешим на помощь Карлсону» в старшей группе
Интеллектуальные игры с блоками Дьенеша «Спешим на помощь Карлсону», старшая группа. Цель: Развитие логического мышления и психических функций: внимания, памяти, восприятия, речи; формирование мыслительных умений и способностей. Задачи: Образовательные задачи: 1) Упражнять в…

Фотоотчёт «Использование блоков Дьенеша в работе со старшими дошкольниками»
Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить фотоотчёт по использованию блоков Дьенеша в работе со старшими дошкольниками. Я часто в своей работе я использую игры с логическими блоками Дьенеша. Считаю, что такие игры развивают интеллект, способствуют быстрому запоминанию…

Как работать с блоками Дьенеша

Занятия проходят в несколько этапов. Дьенеш разработал свою методику с учетом психологических аспектов детей младшего возраста, поэтому не нужно бояться того, что она будет слишком сложной для мышления дошкольника. Выделяют такие стадии развития математических способностей:

  1. Свободная игра. Цель – научить кроху решать незнакомые задачи методом «проб и ошибок», пробуя разные варианты.
  2. Малыш плавно переходит на игру по определенным правилам. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией, например, «какие фигуры одинаковые».
  3. Обсуждение, сравнение содержания математических игр. Нужно подбирать разные варианты со смежными правилами, но отличающимися игровыми материалами.
  4. Знакомство с содержанием чисел. Рекомендуется использовать карты, диаграммы, таблицы.
  5. Последний этап – самый длительный и подойдет для старших дошкольников. На нем следует предлагать разные карточки с определением правил, которое помогает прийти к конкретным логическим выводам. Постепенно к малышу станут знакомы такие понятия, как теорема и аксиома.

Логические блоки

Сами фигурки – основа методики Дьенеша. С ними предусмотрено множество увлекательных дидактических игр для детей разных возрастов. Главное предназначение блоков Дьенеша – научить ребенка понимать свойства предметов. С их помощью он научится отличать и объединять объекты, делать их классификацию. Наличие картинок и специальных альбомов существенно разнообразит количество игр, которые вы сможете предложить дошкольнику.

Карточки

Для занятий применяются изображения, на которых содержится символическая информация о свойствах фигуры. Это выглядит так:

  1. Цвет обозначается пятном.
  2. Размер – это силуэт домика. Маленький обозначается одноэтажным строением, большой – многоэтажным.
  3. Контуры геометрических фигур соответствуют форме.
  4. Толщина – два изображения человечков. Первый – толстый, второй – худой.
  5. В комплекте Дьенеша есть карточки с отрицанием. К примеру, перечеркнутый крест-накрест многоэтажный дом означает, что нужная фигура «не большая», то есть, маленькая.

Комплекты карточек можно использовать не только вместе с блоками Дьенеша, но и для самостоятельных игр. Работа с ними развивает логику, навык расшифровки информации по символам. Сначала ребенку следует давать самые простые игровые задания для знакомства с карточками Дьенеша, а потом постепенно усложнять их. Комплект изображений способен существенно разнообразить занятия, сделать их значительно интереснее.

Альбомы

Таких пособий понадобится приобрести несколько, для каждого возрастного диапазона. Выбирать их следует по уровню развития ребенка, а не по тому, сколько ему лет в данный момент. Иногда в 3 года у малыша развитие пятилетнего, а бывает и наоборот. В альбомах представлены разные игры с фигурками Дьенеша, схемы-рисунки, по которым можно их складывать. Задания вы можете самостоятельно усложнять, вносить в них разнообразия, ориентируясь на реакцию ребенка.

Игры с карточками

Эти пособия открывают совершенно новый мир, ребенок чувствует себя настоящим разведчиком, отправляющимся в приключение. Но постепенно пыл охладевает, тогда мы можем предложить поиграть в новые игры. Например, спрячьте под одной из фигур наклейку с изображением любимого животного и скажите ребенку, что кошка (или собачка) находится в беде и спасти сможет ее только он сам. Теперь предъявите карточку, которая является картой. Например, наклейка под большим красным квадратом. Тогда вам понадобится карточка с красным пятном, большим домиком и контуром квадрата. А чтобы его запутать, усложните задание, найдя карточку с описанием некоего не синего, не маленького предмета.

Ход игры: От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как

можно более длинную цепочку

Варианты построения цепочки:

а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера,

толщины);

б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и

размеру; по размеру и форме, по толщине и т. д.);

в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме

и т. д. ;

г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной

формы (одинакового размера, но разного цвета).

Игра «Раздели фигуры»

Цель: освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету,

размеру, толщине.

Материал: Набор блоков Дьенеша,игрушки: мишка, кукла, заяц и др.

Предложите разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки

оказались все красные фигуры. Проверьте, правильно ли распределили

игрушки.Предложите ответить на вопросы:

— Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные).

— А у зайки? (Все не красные).

— Попробуйте разделить фигуры по-другому:

чтобы у мишки оказались все круглые;

чтобы зайцу достались все большие;

чтобы зайцу достались все желтые и т. д.

Более сложный вариант этой игры:

Разделите фигуры так: чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все

квадратные.

Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, неквадратные).

Только зайке? (Квадратные, не синие).

Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные).

А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, неквадратные).

Предлагаются другие варианты заданий.

Разделите фигуры так:

чтобы у мишки оказались все треугольные, а у зайки-все большие;

мишке достались все маленькие, а зайке — все прямоугольные; у мишки

оказались некруглые, а у зайки-все желтые.

Система Дьенеша: новый взгляд на обучение дошкольников

Итак, чем же примечательны блоки Дьенеша, что это такое, фото цветных кубиков напоминают обычные детские игрушки, в действительности это логическая игрушка. Дьенеш открывает подрастающим почемучкам увлекательный мир геометрии и творчества. Приобретая набор и схемы для блоков Дьенеша, вы получаете:

  1. Кубики для строительства.
  2. Конструктор.
  3. Объёмную мозаику.
  4. Сортировщик.
  5. Счётный материал.
  6. Многофункциональное пособие.

Маленьким детям эти блоки доставляют огромное удовольствие: они ощупывают фигурки, группируют, складывают их друг на друга. Ребёнок мимоходом знакомится с элементарными геометрическими понятиями, получает бесценные знания, без которых сложно познать окружающий мир.

Первоклашек умная игрушка побуждает к мыслительным действиям, незаменимым для полноценного развития: выявление свойств предметов, логические операции, абстрагирование, составление первых простейших алгоритмов.

Не старайтесь нагружать ребёнка сверх меры. Выбирайте задания для блоков Дьенеша, к которым ваш малыш уже готов. Пусть игра будет в радость, тогда ребёнок не устанет и не начнёт отвлекаться. Эффективная методика Дьенеша в сочетании с заинтересованностью и терпением родителя работает отлично!

Ход НОД.

Мотивационно-организационный этап.

Воспитатель: Ребята, я вижу, вы красивые и нарядные, скажите, а настроение у вас сегодня хорошее? Давайте улыбнемся и передадим свое хорошее настроение друг другу!

Вы знаете, нам сегодня в детский сад прислали много писем, одно из них для нашей группы, но какое я не знаю. Но у нас есть подсказка, которое поможет нам найти это письмо. Оно должно выглядеть так (воспитатель показывает детям карточку — подсказку к блокам Дьенеша, на которой закодирован прямоугольник, синего цвета, большой по размеру)

— И так давайте проговорим, как должно выглядеть наше письмо?

(Прямоугольник, большой, синий)

Воспитатель: Теперь давайте подойдём к столу и найдём наше письмо (на столе дети находят нужное письмо).

В: Хотите послушать, что в нем написано?

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам жители острова Сокровищ. Мы узнали, что вы стали уже совсем большие и умные. И мы приглашаем вас в гости, а еще приготовили для вас подарок. Но этот подарок похитили пираты и спрятали его в большой сундук. Открыть этот сундук смогут только очень смелые и находчивые дети. Помогите нам, ребята, забрать подарок у пиратов! Жители острова сокровищ.»

В: Ребята, жители с острова Сокровищ приглашают нас в гости и просят о помощи. Вы любите путешествовать? Хотите оказаться на острове Сокровищ? А как мы сможем туда попасть? (предположения детей)

Воспитатель: Да, мы можем полететь, но у нас нет самолета. Мы можем поплыть, но нет парохода. Но это же волшебный остров, и мы с вами тоже превратимся в маленьких волшебников и совершим перемещение на остров.

Давайте встанем в большой круг, закроем глаза и будем считать в обратном порядке от 10 до 0.

Содержательный этап.

Вот мы и оказались на острове.

Смотрите, что это такое? (Сундук с надписью, опутан цепями и закрыт на замки).

Это, наверное, наш подарок. Но как его достать? (предположения детей -нужны ключи)

Чтобы получить ключи, необходимо выполнить задания. Вы готовы? А справитесь?

Давайте возьмем конверт с цифрой 1и откроем его.

Наше первое задание: «Укрась шарфик волшебными бусинками».

— Пираты потеряли свои шарфики и просят сделать им новые. У них есть бусинки из драгоценных камней. Нужно разложить их по схеме.

(задание выполняется индивидуально за столом, и потом дети проверяют друг друга)

— Ребята, давайте,рассмотрим схему: что показывает символ в верхнем левом углу? (ответы детей) Первая бусинка будет квадратная, маленькая, синяя находите ее и кладите на шарфик. Далее по стрелке мы видим, что надо положить прямоугольную, большую, красную затем?

-треугольную, желтую и не маленькую.

-А потом по стрелке?

-круглую, маленькую и не синею.

-И снова квадратную, маленькую, синею.

Сейчас поменяйтесь и проверьте друг друга по парам. Молодцы, вы справились с заданием, и я могу взять ключ (ключ – блок Дьенеша).

Теперь отправимся за следующим ключом.

Берем второй конверт.

Второе задание -физкультминутка.

«Живые цифры»

В: Мы сейчас превратимся с вами в живые цифры. Одевайте ленточки с цифрами. Будем танцевать пока звучит музыка, когда музыка затихнет я покажу на какую-нибудь цифру, а её соседи встанут рядом.

(игра повторяется 2-3 раза.)

Молодцы, вы справились. Получаем второй ключ.

Идем выполнять следующее задание

Третье задание – «Ведра с сокровищами».

Пираты рассыпали свои сокровища. И просят помочь их собрать и разложить их правильно по ведрам.

На ковре рассыпаются блоки Дьенеша, дети парами берут по ведру, на котором символически изображены 3 свойства фигур. Не выпуская ведро из рук, дети должны собрать блоки с указанными свойствами.

Дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания.

— Молодцы. Мы получили третий ключ, и можем вернуться к сундуку.

Но мне не понятно, какой ключ подходит к какому замку? Смотрите, здесь есть какая-то подсказка.

Дети описывают фигуру на замке и находят нужный ключ для каждого замка.

Открываем сундук.

-Дети, посмотрите, в сундуке лежит книга. Сокровище – это не только драгоценный камень. Книга — это тоже сокровище, ведь с её помощью мы узнаем много нового и интересного. Она может и сказку рассказать, и ответ дать на любые вопросы.

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Давайте мы опять встанем в круг, закроем глаза и снова будем считать, но уже от 0 до 10.

(Дети закрывают глаза, считают)

Рефлексивный этап

Что вам запомнилось больше всего? Какое задание было трудным для вас?

Молодцы! Вы все справились с заданиями и помогли жителям острова сокровищ забрать у пиратов книгу.

Ход НОД:

1.- Ребята, я хочу вас познакомить с нашей гостьей. Это девочка Маше из сказки Маше и медведь.

Вы помните, что было в этой сказке? (ответы детей)

— Напекла Маше разных пирожков с вареньем, с картошкой, с творогом.

Все они получились разных размеров, разной формы,и разного цвета.

Все пирожки перепутались, и Маше не может разобраться.

— Давайте ей поможем. Пирожки с вареньем Тоня хочет оставить медведю (круглой формы)

А остальные пирожки Маше хочет отнести дедушке и бабушке.

— Поможем Маше?

Дети садятся за столы.

— У каждого в тарелочках лежат пирожки, рассмотрите их и скажите какой они формы? Размера? Цвета?

— А теперь на поднос положите все пирожки (круглой формы) для медведя.

— Какие по цвету, пирожки вы отложили для медведя?

— А какой формы они?

— Сколько у вас пирожков сосчитайте?

— Теперь положите в корзинку большие пирожки для дедушки и бабушки.

— Какие пирожки вы положили в корзинку? (большие)

— А какого цвета они? Формы?

— А какие пирожки остались у вас на тарелочках? (маленькие)

— Сколько их? Посчитайте.

— Какого они цвета? Формы?

Физминутка. Раз — мы встали, распрямились.

Два — согнулись, наклонились.

Три — руками три хлопка.

А четыре — под бока.

Пять — руками помахать.

Шесть — на место сесть опять. — А теперь положите в корзину все пирожки, кроме, круглых

— Какие пирожки вы положили? (квадратные, треугольные-

Вот эти пирожки медведь отнесёт дедушке и бабушке.

— Что сделала Маша, когда сложила пирожки в корзинку?

Правильно, она тоже села в корзинку, а сверху поставила пирожки.

Медведь посмотрел, никого нет, взял корзинку и пошёл в деревню.

Дети, скажите, кто приходил к вам в гости? Как называется сказка? Что Маша напекла? Вам понравилась сказка?

Давайте с вами вместе построим поезд, и тогда мишка не опоздает в гости к зайчику.

2.- Постройте поезд из 4 вагонов, так чтобы они располагались от самого маленького до самого большого вагончика.

— Сосчитать вагончики (спросить 2-3 детей)

— Сколько вагонов в нашем поезде?

— В наш поезд не все гости зашли, поэтому давайте к составу присоединим ещё 1 вагончик.

— Давайте сосчитаем. Сколько стало вагончиков? Счёт до5 (спросить2-3 детей)

— Какого цвета самый короткий вагончик?

— Какого цвета длинный вагончик?

— Какого цвета вагончик посередине?

— Какой по счёту жёлтый вагончик?

— Какой по счёту самый маленький вагончик?

3. Физминутка.

4. Приехал мишка Топтыжка к зайчику Степашке на день рожденья и решил подарить ему торт, но давайте поможем ему его украсить. Торт у мишки двух ярусный.

Положите перед собой большой «корж» (круг). Украсьте большой «корж» 4 маленькими красными кружками, и 3 большими квадратами.

— Сколько маленьких красных кружочков?

— Сколько больших квадратов?

— Положите перед собой маленький «корж».

— Украсьте его так. Посередине положите 1 большой жёлтый треугольник по краям маленькие квадратики.

— Сколько маленьких квадратиков?

5. А ещё мишка решил подарить и печенье зайчику, но он по дороге уронил коробку и печенье разбилось.

Давайте поможем собрать его. У вас на столе лежат коробочки, а там лежит разбитое печенье.

— Соберите его и мы подарим Степашке. (дети собирают разрезные квадраты.)

6. Ребята вы хорошие друзья. Помогли мишке Топтыжке порадовать зайчика Степашку. У них получился весёлый праздник. Давайте поздравим Степашку и поиграем с ним в хороводную игру «Каравай».

Дарят ему свои пожелания.

Дети, скажите, кто приходил к вам в гости? Как называется сказка? Что Маша напекла? Вам понравилась сказка?

Ход игры: Мы должны открыть эти замки. Замок откроется

лишь тогда, когда мы подберем ключи.

Можно усложнить задание: Замок откроется лишь тогда,

когда мы подберем ключи и найдем лишний. (Дети находят

лишний и объясняют, почему, например, все блоки желтые, а один

красный).

Дидактическая игра «Засели домик»

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать

геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете.

Развивать ориентировку в пространстве, внимание,

логическое мышление, мелкую моторику.

Материал: Набор блоков Дьенеша, 4 — этажный дом с

изображением двух признаков – цвета и формы.

Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно.

Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Необходимо найти

блоки, соответствующие данным свойствам (цвет и форма). Во время работы

детей,воспитатель задает вопросы: Какой блок здесь живет? (показывает).

Почему этот блок поселили именно сюда? (ответы детей).

Можно усложнить задание: Рассели большие толстые блоки или большие

тонкие блоки…

Игра «Приготовим компот»

Цель: Развивать умение находить блоки определенного цвета и формы.

Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику. Материал: Набор блоков Дьенеша, силуэты банок из бумаги с крышками

Материал: Набор блоков Дьенеша, силуэты банок из бумаги с крышками

разного цвета (красного, синего, желтого) и значками (круг квадрат,

треугольник, прямоугольник).

Ход занятия.

I.Оргмомент.

1. Игра – приветствие «Поздороваемся». (Дети стоят в двух шеренгах друг против друга).

Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй друг — берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг — берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг — качаем руками.

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть — приседаем,

Можем мы большими быть — встаём,

Но один никто не будет.

II. Актуализация имеющихся знаний.

1. Сюрпризный момент. (Дети проходят на ковер, занимают свои места на стульчиках. Перед ними блоки Дьенеша).

— Дети, я получила необычную посылку от Буратино и Пьеро. Эту посылку им отправила Мальвины. Они не могут разобраться. Поможем им? (открываю посылку). Что интересно в посылке? Давайте, откроем и посмотрим. Как много здесь фигур! Давайте рассмотрим их.

— Как называются эти фигуры?

— Правильно, это геометрические фигуры, блоки Дьенеша.

— А чем они отличаются? (форма, цвет, размер, толщина)

— Найдите две одинаковые фигуры. (Одинаковых нет).

— Найдите похожие фигуры. Чем они отличаются?

Вывод: похожих фигур много, но двух одинаковых нет.

2. Знакомство с новым материалом

В посылке еще есть конверт, а в нем карточка со знаками-символами.

— Внимательно посмотрите на карточку и прочитайте её и выберете соответствующую фигуру.

— Что у вас вызвало затруднение? (перечёркнутый символ)

— Подумайте, что он может обозначать? (не большой)

-Таким образом, перечёркнутый символ обозначает отрицание: не желтый, не квадратный,)

-Ребята, посмотрите, во втором ряду фигура какого цвета будет?

— Какой формы?

-Домик маленький и перечеркнут, значит, какой по размеру круг, НЕ маленький, значит, большой.

— Толстый человечек перечеркнут, значит по толщине будет круг, НЕ толстый, значит тонкий.

-Давайте, еще раз вспомним, что означает, если перечеркнут домик или человечек?

-Правильно, отрицание.

Физминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Закрепление.

1. Буратино нравятся красные фигуры. Соберите их в один обруч. (Дети выполняют задание)

Мальвина любит играть НЕ большими блоками, соберём их во второй обруч. (Дети выполняют задание)

— Какие фигуры вы положили в первый обруч? (все красные)

-Какие фигуры вы положили во второй обруч? (все маленькие)

-Какого цвета, размера, толщины и формы остались фигуры? Скажите с отрицанием.

-Правильно, НЕ маленькие прямоугольники синего и желтого цвета.

— Молодцы! Наши игрушки довольны.

2. Мальвина тоже хочет поиграть с вами.

Давайте разделим фигуры, выполним задание по-другому. У Буратино оказались все треугольные, у Мальвины – все НЕ большие, а у Пьеро – все НЕ толстые квадратные. Нужно каждому сложить правильно в корзину фигуры.

-Какие фигуры вы НЕ положите в корзину Буратино?

-Правильно, все квадратные и круглые.

-Какие фигуры не положите в корзину Мальвины?

-Правильно, все НЕ маленькие.

-Какие фигуры вы не положите в корзину Пьеро?

-Правильно, все толстые.

Давайте посчитаем, сколько фигур у Мальвины, у Пьеро, у Буратино. У кого фигур больше? У кого меньше? Сколько красных? Сколько толстых?

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, вам было интересно на занятии?

-По каким признакам отличаются блоки Дьенеша друг от друга?

-Какие трудности у вас были?

Ход игры:

Предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).

Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).

Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

Игра — Сказка «В царстве блоков»

Материал: Блоки Дьенеша по одной коробке на три человека.

Цель: знакомить с блоками, их свойствами, развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина, воображение, творческое мышление. Описание игры: Дети выбирают цвет для своего царства (желтый, синий, красный)

Ведущий рассказывает сказку, а дети назначают блоки на роли героев, и строят из них своё царство

Описание игры: Дети выбирают цвет для своего царства (желтый, синий, красный). Ведущий рассказывает сказку, а дети назначают блоки на роли героев, и строят из них своё царство.

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (детям выбирают блок – большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок – большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толсты и тонкий прямоугольники). И вот однажды…»

Варианты: Далее сказку можно продолжить по замыслу детей или в соответствии с темой. (Пошли в лес за грибами, Взяли домашнего питомца… и т. п.)

В играх с блоками Дьнеша очень удобно использовать в качестве дополнительного материала карточки с символами свойств и логические кубики, представленные в дидактическом наборе «Давайте вместе поиграем».

Игра «Украсим елку бусами»

Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур

Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему». Закрепление навыков порядкового счета.

Ход игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький

желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.

Подвижная игра «Кошки-мышки»

Цель: развивать умение «читать» карточки с символами свойств, выявлять необходимые свойства, стимулировать двигательную активность детей.

Материалы: жетоны на тесемках с символами свойств для Кота и Мышей.

Ход игры: Дети (4-9 человек) выбирают жетоны для мышей и надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине кот «Васька» (его можно выбрать, используя считалки В. Левина). Рядом с ним жетоны для кота.

Хоровод движется со словами:

— Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот.

И разгонит хоровод.

На последнем слове кот быстро надевает один из жетонов и поворачивается к «мышам». Чтобы они увидели его. Жетон – информация для мышей, каких именно «мышей» кот будет довить. Остальные мышам кот не страшен, они могут веселиться, дразнить Ваську. Пойманная мышь становится «котом» и игра продолжается.

Примечание: в качестве жетонов можно использовать карточки с символами свойств.

Уровни сложности: начинать игру следует с самого простого свойства цвета, затем усложнять, изменяя свойства и комбинируя их.Например: кот ловит красных и круглых мышей.

Высокий уровень сложности — наличие логического отрицания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector