Как научиться играть в шахматы

Выполнение ходов

4.1. Каждый ход должен выполняться только одной рукой.4.2. Предупредив заранее о своем намерении (например, сказав «поправляю». В оригинале «j’adoube» — по-французски и «I adjust» по-английски.), игрок при своем ходе может поправить расположение одной или нескольких фигур на их полях.4.3. За исключением предусмотренного Статьей 4.2 случая, если игрок при своем ходе намеренно касается на шахматной доске

  1. одной или нескольких своих фигур, он должен пойти первой тронутой фигурой, ход которой возможен; или
  2. одной или нескольких фигур партнера, он должен взять первую тронутую фигуру, взятие которой возможно;
  3. одной фигуры каждого цвета, он должен взять фигуру партнера своей фигурой или, если это невозможно, пойти фигурой или взять фигуру, которой коснулся первой и ход или взятие которой возможны. Если неясно, фигура ли игрока или его партнера была тронута первой, надо считать, что своей фигуры игрок коснулся раньше, чем фигуры партнера.

4.4.

  1. Если игрок намеренно касается своего короля и ладьи, он должен рокировать в эту сторону, если это возможно.
  2. Если игрок намеренно касается ладьи, а затем своего короля, он не может рокировать в эту сторону на этом ходу, и к данной ситуации применяется Статья 4.3.а.
  3. Если игрок, намереваясь рокировать, касается короля или короля и ладьи одновременно, а рокировка в эту сторону невозможна, игрок должен сделать другой возможный ход королем, в том числе — рокировку в иную сторону. Если король не имеет возможного хода, игрок может сделать любой возможный ход.

4.5. Если ни одна из тронутых фигур не может пойти или быть взята, игроку разрешается сделать любой возможный ход.4.6. Игрок теряет свое право заявить о нарушении его партнером Статей 4.3 или 4.4, как только он сам намеренно касается фигуры.4.7. Когда в качестве возможного хода или части возможного хода фигуру поставили на поле и отпустили от нее руку, она не может затем быть передвинута на другое поле.

Как быть хорошим учителем?

Будьте подбадривающим и воодушевляющим наставником. Хвалите ребенка за достижения независимо от его возраста. Даже если он проиграл, похвалите за удачные ходы и решения, которые были сделаны в процессе.

Никогда не делайте преднамеренную ошибку. Ученик должен накапливать знания через применение игровых шаблонов и понимание их последствий. Незаслуженный выигрыш не делает процесс забавным, а лишь серьезно подрывает потенциал обучения.

Помните, что единственный способ развить навык – регулярные занятия, для которых у ребенка должен быть партнер. Существует множество компьютерных игр, видеоигр и приложений, которые могут быть использованы как дополнительные средства обучения после того, как ученик освоит базовые приемы.

Ответственные и заботливые родители стремятся развивать своего ребенка всесторонне. Шахматы – захватывающая, но и самая сложная интеллектуальная игра. Главное при обучении детей – сохранить высокий интерес на каждом этапе и не форсировать события. Тогда можно достичь вполне реальных результатов практически за несколько недель и, возможно, привить любовь к шахматам на долгое время.

Ни капли пощады: личный опыт автора статьи, как научиться играть в шахматы

О том, как было бы замечательно уметь играть в шахматы, автор статьи задумалась лет в 12. И как только эта умная мысль пришла в голову, Вселенная решила: «А почему бы и нет?»: по соседству с нами поселилась семейная пара, где муж был не абы каким учителем физкультуры, а кандидатом в мастера спорта по шахматам.

Так и началось настоящее «боевое крещение»: за полчаса были объяснены правила, а дальше началось жестокое «рубилово» — уважаемый Александр Иосифович ставил бедному ребенку (автору статьи) мат в три-четыре хода и самодовольно потирал руки.

О том, чтобы поддаться новичку, не было даже речи! Затем следовал разбор допущенных ошибок и начиналась новая партия.

Через несколько месяцев такого «издевательства» автор статьи научилась вполне сносно игре в шахматы, а когда впервые «ученик превзошел учителя», то радости не было предела. Это событие отмечалось тортиком и горячим шоколадом.

Бесплатные уроки

Для первичного ознакомления подойдут и бесплатные уроки. Если вы просто хотите научиться играть и вам не нужно углубляться в особенности игры, стратегию и тактические приемы, то бесплатные видеоматериалы и текстовые лекции станут отличным выбором.

Советую также ознакомиться с книгами по шахматам, из которых можно почерпнуть много полезного и интересного.

Пора играть – Chess.com

Пора играть – это сборник из 12 уроков и 60 заданий для начинающих шахматистов. Студентов обучают основам и правилам, рассказывают о фигурах, их ценности, расстановке и возможностях.

Вы узнаете:

  • что такое шах и мат, в чем разница между этими понятиями;
  • что такое пат;
  • основы стратегии и тактики;
  • как делать рокировку, взятие на проходе и т. д.

Другие онлайн-программы от Chess.com:

  • Как ходят фигуры
  • Введение в теорию дебютов
  • Стратегия для продолжающих

Шахматы для малышей – YouTube-канал “Шахматная Страна”

Шахматы для малышей – это небольшие видеоуроки для самых маленьких. Лекции проводит анимированная пешка, чтобы ребенку было интересно смотреть и учиться. Она все объясняет и показывает на экране.

За 8 уроков можно узнать самые базовые понятия и правила: знакомство с шахматной доской, какие есть фигуры, как они ходят, в чем их ценность, как их расставлять, что такое шах, мат и пат.

Лекции в среднем длятся 5 минут. Все рассказано понятным языком, так что разобраться ребенок сможет и сам.

Уроки по шахматам для начинающих на YouTube-канале “Шахматы. Уроки. Обучение”

Уроки по шахматам для начинающих – это сборник видеоуроков для шахматистов-новичков.

Какие темы разбираются лектором:

  • основные правила;
  • рокировка;
  • как сделать ничью;
  • как и какими фигурами ставить мат;
  • дебютные правила;
  • шахматные ловушки;
  • миттельшпиль;
  • эндшпиль;
  • связка в шахматах.

На канале есть и видеоуроки для более опытных игроков. Там раскрыты секреты стратегии и тактики, которые помогут выиграть на соревнованиях. Можно стать спонсором канала и получить доступ к дополнительным урокам по шахматам.

Интерактивные уроки шахмат – Chess Lessons

Интерактивные уроки шахмат будут интересны и взрослым, и детям. Все занятия разбиты на группы:

  • знакомство с шахматной доской, фигурами и правилами;
  • уроки для начинающих;
  • игры для игроков с небольшим опытом;
  • занятия для уверенных шахматистов.

Во время обучения студенты играют с другими участниками онлайн-программы и при выигрыше получают баллы. Они нужны, чтобы открыть самые последние уроки для продвинутых игроков.

Шахматные онлайн-уроки – ChessDeti.Ru

Шахматные онлайн-уроки подойдут взрослым и маленьким начинающим шахматистам. Это книга, удобно разделенная на 30 уроков. К тексту прилагаются иллюстрации, наглядно показывающие о чем говорилось в лекции.

Темы, рассматриваемые в главах:

  • базовые правила;
  • шахматная доска и шахматная нотация;
  • разбор каждой фигуры;
  • шах, мат и пат;
  • начало шахматной партии;
  • что такое рокировка;
  • законы дебюта;
  • ловушки;
  • как поставить мат;
  • шахматные комбинации;
  • связка и ее виды;
  • история появления шахмат на Руси.

Рекомендации для начинающих шахматистов

Правила расстановки фигур являются первым шагом для каждого начинающего шахматиста. Изучить все нюансы нужно перед изучением способов перемещений единиц, общих принципов игры. Есть несколько рекомендаций опытных шахматистов, которые пригодятся каждому новичку, помогут быстрее усвоить секреты игры, не допускать ошибок:

  • при установке доски нужно помнить, что крайнее правое положение должна занимать белая клетка;
  • можно устанавливать главные фигуры в любой последовательности, ферзь обязательно должен занять клетку своего цвета;
  • на этапе подготовки следует внимательно изучить ценность каждой фигуры, чтобы избежать неоправданных потерь;
  • обязательно нужно запомнить обозначение фигур, символику, правила определения адреса поля для изучения литературы, грамотной записи ходов.

Одним из привлекательных качеств этой игры являются неограниченные возможности в выборе тактики, стратегии, возможность вырабатывать свои комбинации. Однако на первых порах не стоит рассчитывать на свои математические способности. На первый взгляд шахматы могут показаться простой игрой из-за конкретных правил. Однако каждый новичок быстро убеждается в том, что эта игра обладает высокой сложностью.

Начинающим шахматистам необходимо выделить время для изучения литературы, в которой содержатся рекомендации по тактике и стратегии, детально разбираются традиционные партии. Это позволит быстрее понять особенности игры. Новичок, внимательно изучивший знаменитые дебюты, вряд ли допустит промах, получит простой мат в три хода. Позже придет умение, начнут вырабатываться собственные варианты, комбинации, которые помогут поставить в тупик даже опытного мастера.

Ничья[]

Партия заканчивается вничью:

  • В положении, когда возможность выигрыша исключена (король против короля, король против короля со слоном или конем, король со слоном против короля со слоном (при одноцветных слонах)).
  • Если король игрока (при его очереди хода) не находится под шахом и игрок не может сделать ни одного хода. Такое положение называется патом.
  • При взаимном согласии игроков.
  • По требованию игрока, если одна и та же позиция возникает три раза, причем очередь хода каждый раз будет за этим игроком (троекратное повторение позиции).
  • Когда игрок до совершения хода доказывает, что обеими сторонами сделано не менее 50 ходов, в течение которых ни одна фигура не была взята и ни одна пешка не сделала хода (правило 50 ходов).
  • Если у одного из шахматистов закончилось время на ходы, отведенное регламентом партии, и у его соперника при этом на доске не достаточно фигур, чтобы поставить мат за условия наименее компетентной игры соперника.

Исключением является конь против пешки или Ладьи (мат возможен, но тогда засчитается ничья), или слон против пешки.

Шахматы для начинающих: простые тактические приемы

На самом деле шахматные комбинации включают в себя множество разных тактических приемов, поэтому мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Отвлечение

Этот тактический прием направлен на то, чтобы отвлечь фигуру противника от защиты поля или выполнения какого-либо действия. Посмотрите на следующий рисунок:

Как видим, пока что преимущество у черных, так как у них есть лишняя фигура. Но расположены их фигуры не самым лучшим образом: ладья и слон на клетках e7 и g7 мешают королю свободно передвигаться, оставляя нам возможность для использования тактического приема.

Из белых фигур препятствием для черного короля может стать слон по диагонали a2-g8, а белый ферзь мог бы объявить королю мат, перейдя на g8, если бы не черный слон. Выходит, надо отвлекать вражеского слона:

  1. Ладьей захватываем черного коня, двигая фигуру с g5 на f6. Черный король оказывается под угрозой – ему объявлен шах:
  2. Слон оказывается отвлеченным. Противнику нужно сделать выбор: уводить короля или пускать слона в ход. Предположим, что он сделает ход королем на e8, тогда мы ладьей забираем черного слона (Лg7) и преимущество по фигурам остается у нас:
  3. Если же фигура короля останется на месте, а черный слон «съест» ферзя, перейдя на f6, то мы шагнем ладьей с g3 на g8, и черный король получит мат:

Перекрытие

Научиться хорошо играть поможет и данный прием: он используется, когда нужно создать препятствие по линии действия вражеской фигуры. Смотрим на исходную картину:

Белые могли бы забрать ладью противника на клетке f8, но она обеспечена защитой черного ферзя. Тут-то нам и понадобится перекрыть ход ферзю и оставить ладью без поддержки.

В перекрытии нам пригодится конь, которого следует передвинуть с e4 на f6:
Таким образом конь не только закрыл ладью от ферзя, но еще и объявил шах королю черных

В таком случае не важно, станет ли он отступать на поле h8, либо черная пешка на g7 заберет нашего коня, белый ферзь все равно объявит королю мат на клетке f8.
А если король черных шагнет на f7, тогда у белых появляется возможность забрать ферзя после следующей череды ходов: 1) фигура короля идет на f7; 2) белая ладья «съедает» черную ладью на f8, фигура короля отступает на g6; 3) конь белых переходит на d5, открывая ферзю путь к королю – это шах, и черный король отступает, забрав пешку на g5; 4) белая ладья переходит на f5, забирая ферзя соперника и объявляя шах королю, который ее забирает, перейдя на то же поле. Теперь белые легко смогут выйти победителями этой партии с помощью оставшегося у них белого ферзя.

Завлечение

Как отвлекать фигуры, мы уже узнали, теперь нужно научиться их завлекать – такой прием подойдет, когда нужно, чтобы фигура противника перешла на неудачное для себя поле.

На рисунке выше очевидно, что черные обладают преимуществом по фигурам, так как у них есть черный ферзь против белых коня и слона. Но белым может помочь то, что король соперника делит с ферзем общую диагональ, открывая путь к нанесению тактического удара.

  1. Передвигаем белого слона на d5, завлекая ферзя противника на это же поле.
  2. Ферзь переходит на d5, забирая слона, так как не может покинуть диагональ. Теперь можно сделать вилку белым конем и встать на e7:
  3. Под ударом оказывается и король соперника, и ферзь. Логично, что король черных отойдет на f7, и ферзь будет «съеден» конем, вставшим на d5. Теперь у сторон окажется по королю, равное количество пешек и один лишний конь у белых, что дает им возможность стать победителями этой партии:

Кто как ходит

Итак, пехота, она, конечно, царица полей, но больно медленная. Пока построятся, передислоцируются, окопаются. Это потом – ура! И в бой.

Здесь точно так же. Пешка ходит только вперед и только на одно поле. Исключением является начало движения. Можно перескочить и сразу оказаться на 4-й и 5-й горизонтали соответственно. Атакует она только наискосок. Если дойдет до противоположного конца доски, превращается в любую фигуру, кроме короля. Вот такой скрытый потенциал.

А вообще, в умелых руках и с наметанным глазом, пешками можно сделать очень многое!

Схожим образом двигается и король. Он у нас особа царственная, ему спешить не пристало. Поэтому только одна клетка, господа, правда, в любую сторону. Исключением является долгая рокировка, но об этом позже.

Как научиться играть в шахматы, если не знать, что конь всегда ходит буквой «Г»? Малышей обычно учат присказке – «скок, скок и в бок», то есть 2 поля прямо и одно в сторону. Присмотритесь к рисунку, на нем кавалерия изображена внизу.

Самый сильный герой этой стратегии – ферзь. Советник, визирь, серый кардинал. В его руках вся власть в государстве. Поэтому и полномочия наивысшие. Он спокойно ходит в любую сторону на неограниченное количество клеток. Гляньте на чертеж, выше на странице. Корона на нем обозначает ферзя.

Слон, он же офицер, достаточно экстравагантный персонаж. Он может двигаться только по диагонали, причем исключительно того цвета, на котором стоял в начале игры. По силе он сравним с конем, правда, немного быстрее в плане реакции. Пока тот допрыгает зигзагами, слон уже все закончит.

Шахматы Фишера-960

Шахматы-960 (которые также называются «Шахматы Фишера») — это шахматы по стандартным правилам, за исключением начальной позиции фигур на последней горизонтали, где фигуры до начала игры размещаются в произвольном порядке.

При произвольном размещении фигур соблюдаются лишь два правила: слоны должны быть разнопольные, а ладьи должны стоять по разные стороны от короля. Фигуры соперника при этом располагаются зеркально.

Существует ровно 960 возможных начальных позиций фигур с соблюдением этих двух правил (отсюда и «960» в названии).

Единственное отличие в правилах касается рокировки: правила здесь, по большей части, те же, что и в обычных шахматах (до рокировки ни король, ни ладья ещё не ходили и король не может проходить через атакованные клетки или вставать на атакованную клетку), дополнительным правилом является то, что непосредственно перед рокировкой все поля между начальной и конечной позицией короля и начальной и конечной позицией рокируемой ладьи свободны, без учёта самих рокируемых фигур. Вместо того, чтобы двигать короля именно на две клетки в сторону ладьи, рокировка всегда делается так, чтобы в конечной позиции рокированные фигуры стояли, как в обычных шахматах: при рокировке на королевском фланге король всегда идёт на g1, а «на ферзевом фланге» — на c1.

Ходы фигур

3.1. Не разрешается ходить фигурой на поле, занятое фигурой того же цвета. Если фигура ходит на поле, занятое фигурой партнера, последняя берется и снимается с шахматной доски, что является частью того же самого хода. Считается, что фигура нападает на фигуру партнера, если фигура может совершить взятие на этом поле в соответствии со статьями 3.2-3.8.3.2. Слон может пойти на любое поле по диагонали, на которой он стоит.

3.3. Ладья может пойти на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит.

3.4. Ферзь может пойти на любое поле по вертикали, горизонтали или диагонали, на которых он стоит.

3.5. При выполнении этих ходов слон, ладья или ферзь не могут передвигаться через какие-либо стоящие на их пути фигуры.3.6. Конь может пойти на одно из полей, ближайших к тому, на котором он стоит, но не на той же самой горизонтали, вертикали или диагонали.

3.7.

  1. Пешка может пойти вперед на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали, или
  2. своим первым ходом пешка может пойти как в (а); кроме того, она может продвинуться вперед на два поля по той же вертикали при условии, что оба поля свободны, или
  3. пешка может пойти на поле, занятое фигурой партнера, которая находится по диагонали перед ней на соседней вертикали, при этом пешка берет эту фигуру.
  4. пешка, атакующая поле, пересеченное пешкой партнера, которая одним ходом продвинулась со своей начальной позиции на два поля, может взять эту пешку партнера, как будто последняя была продвинута только на одно поле. Это взятие может быть осуществлено только на ходу, следующим за этим продвижением, и называется взятием «на проходе».
  5. Когда пешка достигает самой дальней от ее начальной позиции горизонтали, она должна быть заменена (и это является частью того же хода) на ферзя, ладью, слона или коня того же цвета. Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были взяты ранее. Такая замена пешки на другую фигуру называется «превращением», и действие новой фигуры начинается сразу же.

3.8.( а) Имеются два различных способа передвижения короля, посредством:

  1. передвижения на любое соседнее поле, которое не атаковано одной или несколькими фигурами партнера;Считается, что фигуры партнера атакуют поле, даже если такие фигуры сами не могут ходить.или
  2. <рокировки>. Это ход короля и одной из ладей того же цвета на одной и той же горизонтали, считающийся как единственный ход короля и выполняемый следующим образом: король перемещается со своего начального места на два поля по направлению к ладье, затем эта ладья перемещается на поле, которое король только что пересек.

Перед рокировкой белых на королевский фланг.Перед рокировкой черных на ферзевый фланг После рокировки белых на королевский фланг.После рокировки черных на ферзевый фланг


Перед рокировкой черных на королевский фланг.Перед рокировкой белых на ферзевый фланг После рокировки белых на ферзевый фланг.После рокировки черных на королевский фланг.

1) Рокировка невозможна:

  1. если король уже ходил, или
  2. с ладьей, которая уже ходила.

2) Рокировка временно невозможна:

  1. если поле, на котором король стоит, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, атаковано одной или несколькими фигурами партнера;
  2. если между королем и ладьей, с которой намереваются рокировать, находится какая-либо фигура.

(b) Считается, что король находится «под шахом», если он атакован одной или несколькими фигурами партнера, даже если такие фигуры сами не могут ходить.Объявление шаха не обязательно.3.9. Ни одной фигурой нельзя ходить так, чтобы ставить своего короля под шах или оставлять своего короля под шахом.

Другие правила шахмат

Как известно, в любом сражении солдаты не просто маневрируют на поле боя, они нападают и бьют солдат противника, а сами защищаются от вражеских атак. Шахматные фигуры не исключение, тоже нападают, бьют врага и защищаются от атак.

Ходы в шахматах выполняются соперниками по очереди. Ход может состоять из простого перемещения своей фигуры, а может из взятия фигуры соперника. При этом она убирается с доски, а фигура, которая совершила взятие, ставится на место побитой фигуры.

На диаграмме ферзь черных, при своем ходе, может взять белую ладью на е3, в этом случае ладья убирается с доски, а ферзь побивший ее ферзь становится на поле е3. Также ферзь может взять слона не а6. При этом слон убирается, а ферзь становится на а6. Показаны также другие возможные взятия разными фигурами.

Нападение на короля называется шахом. На диаграммах показан шах королю от различных фигур.

Игрок обязан защитится от шаха. Сделать это можно тремя способами — уйти королем, закрыть короля своей фигурой, взять атакующую фигуру противника. На диаграмме белый ферзь напал на черного короля, объявил шах. Черные могут уйти королем, закрыться ладьей или взять шахующего ферзя слоном.

Если возникла позиция, когда король находится под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать, это значит, что королю поставили мат. С арабского словосочетание «шах мат» переводится как «король умер». Главная цель игры поставить мат королю противника. В шахматах означает проигрыш. Партия заканчивается.

На диаграмме мат черному королю. Белая ладья d8 дает шах, закрыться или взять напавшую ладью невозможно, так же как уйти от шаха.

Шахматные партии не всегда играются до мата. Часто игрок получивший плохую позицию и считая свое положение безнадежным, сдается не дожидаясь мата, так как уверен, что мат рано или поздно неизбежен. Однако даже в самой тяжелой позиции, при невнимательности противника, проигрывающий игрок может избежать поражения и потребовать ничью.

Если возникает позиция, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом, это значит, что на доске пат. Партия заканчивается, объявляется ничья.

На диаграмме у белых ладья и король, против одинокого черного короля. Белые предвкушают победу и готовы в несколько ходов поставить мат и выиграть. Однако очередь хода черных. Шаха им нет, а ходить некуда. Брать ладью нельзя, она под защитой короля, поля а7 и b8 под боем ладьи. Пат. Ничья.

Другая ничейная ситуация это троекратное повторение. Часто достигается вечным шахом. На диаграмме у белых материальный перевес и следующим ходом они готовы поставить мат. Однако ход черных и они ходят ферзём на f2 и объявляют шах. Белый король обязан отступить на h1, другого способа защитится нет. Но черные вновь делают шах, возвращаясь ферзём на f1. У белого короля нет выбора кроме как вернуться на h2. Избежать непрерывных шахов нет возможности. И после троекратного повторения позиции объявляется ничья.

Также ничья фиксируется:

  • если обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой;
  • если на доске осталось недостаточно фигур для постановки мата.

Ну и конечно, игроки имеют право по взаимному согласию зафиксировать ничью, если ни один из них не видит пути к выигрышу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector