Как помочь ребенку начать говорить?

Основные стадии развития речи

Процесс формирования речевых навыков не является быстрым. Первые слова ребенок выговаривает в возрасте лишь около годика. Это время – огромный восторг для домашних. В течение первого года жизни формируются отделы мозга маленького человечка, отвечающие за обучение речевым навыкам.

Младенец разговаривает с мамой

Годовалый ребенок может уверенно говорить отдельные слоги и имеет словарный запас где-то в 10 слов. В целом, речевое развитие ребенка проходит следующие стадии:

  1. Крик. Как только младенец рождается, он умеет только кричать. В дальнейшем кроха может научиться делать это с разными интонациями, тоном и громкостью.
  2. Гуление. Это протяжные гласные звуки типа «ааа», «ууу». Впервые дети гулят в возрасте 3-6 месяцев.
  3. Лепет. Здесь уже сочетаются разные слоги, которые ребенок может повторять в хаотичном порядке. Наступает в период 6-9 месяцев. В это время кроха уже может понимать речь.
  4. Простые смысловые предложения. Не всегда они правильные, некоторые слова могут проговариваться лишь приблизительно. Иногда родители не могут понять, что ребенок хочет. Например, фраза «мама ди» означает «мама, иди сюда», а «кы тель» – включи телевизор.
  5. Использование грамматически правильных слов в верных падежах и с соответствующими окончаниями. Этот этап характерен после полутора лет. Именно тогда нужны занятия по развитию речи. Первые уроки нужно проводить, когда ребенок уже имеет достаточный для этого словарный запас. Упражнения выполняются в игровой форме.

Дальше навыки речи еще больше будут совершенствоваться, в 3 года будет сформирован их фундамент

Обучение пошаговое, важно адаптироваться под темп младенца

Артикуляционная гимнастика для малышей

Очень полезно предварительно сделать массаж

Важно, чтобы у малыша было хорошее настроение. Продолжительность упражнений должна составлять не более 15 мин

Затем можно приступать к выполнению упражнений:

  1. Надувание шарика. Это хороший массаж для лица.
  2. Локомотив. Нужно издавать звуки паровозика, складывая губы трубочкой и выполняя круговые повороты по часовой стрелке и против.
  3. Улыбка. Сначала улыбнуться, потом сложить губы трубочкой. Делать так пару минут.
  4. Поцелуй. Можно поцеловаться, сводя губы трубочкой.
  5. Лошадка. Нужно издавать звуки, которые делает лошадка, останавливаясь. По возможности это следует делать несколько минут без перерыва, разрабатывая губы.
  6. Языком проводить по губам из стороны в сторону.
  7. Поочередно дотрагиваться языком до верхней и нижней губы, водить от уголка к уголку.
  8. Имитировать умывание, гладя руками щеки, лоб, нос, растирая шею.
  9. В конце гимнастики необходимо повторить гласные и согласные звуки.

В некоторых случаях только логопед или педиатр сможет подсказать, что делать, если ребенок не говорит. Поэтому если все методы оказались бессильны, стоит сходить на прием к врачу.

Специалисты утверждают, что сейчас дети разговаривают хуже, что связано с тем, что родители мало общаются между собой и с детьми. Чтобы избежать проблем, начинать занятия с малышом нужно с первых месяцев его жизни. Родители должны все время разговаривать с чадом, читать сказки, петь песни. Это поможет ему раньше заговорить, так как дети повторяют все за мамой и папой. Слушая взрослых, малыш постепенно напрягает голосовые связки, шевелит губами и языком, поступательно разрабатывая мышцы. Если после 3 лет ребенок не произносит ни звука или не может говорить простые слова, это уже повод для консультации с доктором.

  • действенные методики обучения чтению;
  • как научить ребенка красиво писать;
  • учимся плавать с самого рождения.

Правило 4. Играйте в «дурацкие» игры

Малыш учится в процессе игры с предметами взаимодействию с окружающими. Чем веселее этот процесс, тем ярче запоминаются слова и фразы, которые звучат в процессе игры. Ведь так и у взрослых, чем больше эмоций вызывает у нас то или иное событие, тем ярче оно запомнится.

Поэтому играйте и дурачьтесь, делая небольшие паузы между «сетами» внутри одной игры — так вы дадите малышу пространство, чтобы побудить вас продолжать, используя слова или жесты.

Веселая игра снимет излишнее напряжение и стеснение перед использованием речи, снизит тревогу ребенка перед просьбами сказать или повторить что-либо. И поверьте, чем более эмоциональным вы будете, тем лучше включится ребенок.

Речь детей и речь взрослых

То, что малыш не разговаривает толком, может быть связано с непониманием функций речи в общении именно с маленькими детьми.

Когда мы имеем дело со взрослым человеком, и тогда, когда перед нами ребенок, которому 2 года 3 месяца, мы пользуемся теми же словами того же языка, и нам может казаться, что это то же самое. Не все ли равно, с кем разговаривать?

На самом же деле речь для взрослого — это информация. Не только, но главным образом. Когда мы, взрослые люди, говорим друг с другом, мы обмениваемся информацией. Совершенно неинформативная речь нам неинтересна. Речь крайне эмоционально насыщенная воспринимается нами как почти неприличная.

Дети другие. Для них речь — это выражение своих эмоций, их проявление, а также установление эмоциональной связи, контакта с другим человеком

Для ребенка неважно, что говорится, а важно, какими эмоциями насыщена речь, важна личностная отнесенность речи, кто именно говорит. Совершенно по-разному он воспринимает слова мамы и чужого человека

Если с помощью речи кроха не может объединить себя с близким человеком, эмоциональная связь не возникает, если речь взрослого, обращенная к малышу, всегда носит функциональный характер (взрослый обращается к подопечному только тогда, когда это для чего-то нужно из прагматических соображений, отдает какую-то команду), то ребенок теряет интерес к человеческой речи. Она не отвечает его запросам, не нужна ему.

Поэтому на вопрос, что делать, чтобы ребенок заговорил хотя бы в 2 года 9 месяцев, можно ответить: общаться с ребенком эмоционально. То есть ваши обращения к нему должны выражать ваши подлинные чувства: радость, нежность, восторг, жалость, грусть. И с помощью речи должна устанавливаться связь между вами и ребенком.

Только в этом случае все будет хорошо с его речевым развитием, если нет особых причин для его задержки.

Что надо знать родителям: этапы развития речи

В первые годы после рождения малыш больше всего времени находится в домашней, семейной обстановке. Это означает, обучение ребенка речи считается обязанностью родителей, и игнорировать развитие никак нельзя.

Ребенок плохо разговаривает

К сведению. Такое обучение, как учеба не воспринимается, а является частью жизни, общения мамы, папы с малышом. Однако, зная правила и способы, как помочь ребенку научиться говорить, это даст возможность быстро справиться с поставленной задачей.

Малыш учится в домашней обстановке

Развитие речи ребенка от рождения до школы

Опытный логопед подскажет, как учить ребенка разговаривать. Развивается речь поэтапно:

  1. Первые сочетания звуков ребенок начинает издавать, когда ему 2-3 месяца от роду. Малыш даже может различать голоса, но вот общие звуки новорожденные воспринимают, как успокаивающую мелодию. Это начальная стадия речевого развития.
  2. Примерно в 6 месяцев «гуление» ребенка становится наиболее понятным, эмоционально раскрашивается, и это следующая стадия правильного развития маленького чада.
  3. Наконец, в период с 7-9 месяцев ребенок начинает произносить небольшие слова, состоящие из слогов: «ма-ма», «па-па».

Понимание речи формируется у детей в возрасте около 12 месяцев, когда запас слов включает в себя уже несколько конструкций из 3-10 несложных слов. Если с ребенком на данном этапе проводить занятия, то в 2 года дочь или сын смогут не только расширить запас слов, но и называть демонстрируемые вещи, действия и передавать свои ощущения.

На заметку! Если малыш плохо говорит или совершенно не хочет идти на словесный контакт с другими детьми и взрослыми после того, как ему исполнилось 3 года, родителям надо бить тревогу — записаться к логопеду и детскому психологу. Нельзя исключать, что проблема в умственном развитии.

Разговор о событиях

Что нужно делать родителям, чтобы у ребенка развивалась речь?

Внимательных и ответственных родителей волнует вопрос, как научить ребенка разговаривать. Специалисты дают рекомендации:

Важно получать удовольствие, общаясь с дочкой или сыном и от самих уроков. Это позволит уделять малышу больше времени

Кроме того, разговоров будет больше, они наполнятся добром и нежностью.
Надо все время разговаривать с малышом о вещах, явлениях и событиях, окружающих его и происходящих с ним.
Необходимо покупать соответствующие возрасту игры, книги с картинками, «развивашки».

Важно играть совместно, так как играя, родитель может называть предметы и акцентировать внимание крохи на их свойствах, описании, включая размеры и цвета. Кроме того, нельзя «сюсюкать» и искривлять слова из активного детского лексикона. Правильная речь взрослых приведет к наиболее активному освоению словарного запаса

Правильная речь взрослых приведет к наиболее активному освоению словарного запаса.

С ребенком нужно разговаривать в любом возрасте

Считается нормой, если малыш не очень хорошо общается в 2-2,5 или даже в 3 года. Научить сына, дочь говорить — это значит видеть явный прогресс в развитии речи:

  • Новые звуки.
  • Попытку повтора слов.
  • Знание названий определенных предметов.

Девочки в этом смысле значительно быстрее восхищают мам и пап своими звуками, а мальчики отстают от них, начинают говорить чуть позднее. Все потому, что девочки созревает намного раньше, чем мальчики — так создала природа.

На заметку. В тех семьях, где мама и папа общаются на двух и более языках, ребенок скорее всего начнет говорить еще в более поздний период, так как годовалому и новорожденному «понять» сразу два информационных потока сложно.

Читаем книги, стихи и песенки

Задумываясь о том, как учить ребенка говорить, необходимо ежедневно и не по раз играть со слогами и звуками, читать книжки, петь, ведь всё это реально совмещать с повседневными заботами: поездка в маршрутке (можно поиграть в слоги), на прогулке (спеть песню).

Когда ребенок подрастет, важно повысить нагрузку и добавить к полезным развлечениям вопросы: что бывает сладким (сахар), что может быть желтым (солнце). На заметку

Ребенок должен смотреть в глаза родителя, когда к нему идет обращение. Слова, произнесенные вскользь, эффекта не дадут. Говорить надо выразительно, четко, а ударные гласные тянуть: «кооо-рооо-вааа». Правильно хорошо вытягивать губы округло в трубочку, чтобы ребенок понял, как нужно издавать звуки

На заметку. Ребенок должен смотреть в глаза родителя, когда к нему идет обращение. Слова, произнесенные вскользь, эффекта не дадут. Говорить надо выразительно, четко, а ударные гласные тянуть: «кооо-рооо-вааа». Правильно хорошо вытягивать губы округло в трубочку, чтобы ребенок понял, как нужно издавать звуки.

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится
разговаривать
или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо
самим родителям.

Основные рекомендации:

  • Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
  • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций — прячут
    игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка,
    приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото
    близких людей с комментариями и вопросами.
  • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики — здесь отлично
    подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения
    Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи
    мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания
    снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
  • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы — отбиваем ритм рукой,
    детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
  • Развитие сенсорных умений — здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами
    мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение
    цвета, размера, формы предметов.
  • Развитие словаря — показывание и называние предметов и явлений окружающего мира,
    проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
  • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой,
    В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и
    комментированием иллюстраций.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не
звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями
взрослых.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные особенности речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Учим говорить маленького ребёнка до года: не рано ли?

Развивать речь ребёнка можно и нужно уже в грудном возрасте. В педиатрии этот период именуется доречевым. Когда малыш с помощью органов чувств получает сведения об окружающем мире, возникает и мотивация для первых слов. Поэтому задача родителей — развивать у младенца зрительный, слуховой и тактильный анализатор.

Глазки крохи должны постоянно наблюдать вокруг интересные красочные предметы. Например, это мобиль в кроватке с вращающимися зверюшками, погремушки и прочие игрушки различной структуры. Помимо созерцания, ребёнок обязательно должен трогать эти вещи ручками.

Приблизить первые слова грудничка поможет развитие его слухового, зрительного и тактильного анализатора

Но гораздо более важная составляющая успеха — непрерывное общение с ребёнком. Причём речь идёт не о привычном многим сюсюканье, словесном восхищении от красоты своего чада. Реплики должны быть содержательными — когда мама проговаривает, комментирует словами все свои действия как можно подробнее (например, «мама варит кашу», «какая красивая кастрюля», «какая кашка вкусная», «сейчас ты будешь есть кашку» и т. п.). При этом фразы не должны быть «сухими» — говорить нужно полными предложениями, использовать больше прилагательных, глаголов.

Варианты общения также могут быть следующими:

  1. Рассказывать малышу о своих ближайших планах («Сейчас я поглажу твои распашонки, и мы пойдём гулять»).
  2. Задавать крохе вопросы и самой же на них отвечать («Какие ползунки ты хочешь одеть на прогулку? Наверное, вот эти, сейчас мы их и наденем»).
  3. Ближе к году уже можно практиковать простейшие речевые игры (на вопрос всё ещё отвечает сам взрослый):
    • мама называет разные слова, и когда говорит о чём-то съедобном, громко восклицаем «Ам!» и делает вид, что хочет укусить малыша. После нескольких таких игр, возможно, он и сам будет отвечать «Ам!»;
    • игра в звукоподражания. Мама спрашивает у ребёнка: «Как кричит кошечка?» (собачка, лягушка, ослик и т. д.). Затем сама отвечает, причём как можно более весело и эмоционально. Наверняка грудничок будет смеяться в ответ и рано или поздно сам начнёт издавать характерные звуки;
    • игра «Где находится предмет?». Мама спрашивает у крохи о местоположении какой-нибудь вещи и опять-таки сама отвечает на свой вопрос (например, «где же бутылочка — вот она»).

Самое главное — непрерывное общение с грудничком, и не важно, что пока он не может словесно ответить маме

Если вы хотите, чтобы ваш грудничок быстрее заговорил, отучайте его от соски

Обязательно (буквально с рождения) нужно читать малышу детские книжки, демонстрируя при этом крупным красочные картинки. Конечно же, первое время ребёнок не будет понимать смысла текста, но зато он будет слышать голос родного человека и живую образную речь.

Читать книжки можно и нужно едва ли не с рождения

Также полезно петь песенки, например, колыбельные, рассказывать простые, стихи потешки. Если же мама не умеет петь, на помощь придут покупные диски.

Уже в грудном возрасте следует массировать крохе кисти рук, пальчики. Это стимулирует мелкую моторику, которая напрямую связана с речевым развитием. Ближе к году можно предлагать игры с мукой, манкой — погружать туда игрушку и предлагать малышу её найти.

Для развития речи с раннего возраста нужно стимулировать мелкую моторику — массировать пальчики рук и кисти малыша

В результате таких систематических занятий, вероятно, уже после полугода грудничок скажет свои первые простые слова («мама», «дай» и пр.).

Переходим к практике

Если вы задумались о том, как научить ребенка говорить в год, будьте готовы к кропотливой работе. Стоит еще раз повторить: не сюсюкайте с ребенком, это только замедлит процесс формирования словарного запаса и приведет к тому, что малыш будет неправильно запоминать произношение слов.

Что касается конкретных шагов, направленных на развитие речи, можно выделить основные направления: массаж, гимнастика для артикуляционного аппарата, отработка произнесения звуков, скороговорки, речевые игры. Все занятия лучше проводить в игровой форме, не перетруждая и не принуждая малыша.

Массаж лица

Его выполняют для нормализации тонуса лицевых мышц, подготовки их к произнесению звуков. Проводить его следует циклами по десять-двадцать сеансов, после чего делают перерыв на месяц и повторяют цикл. Если ребенок болен, появился герпес или конъюнктивит, процедуры переносят.

Первые сеансы не должны длиться дольше двух минут, постепенно время можно увеличить до четверти часа. В домашних условиях массаж начинают с поверхностных поглаживаний, потом делают их более глубоко, с нажимом. Также применяют растирания. Завершать сеанс тоже следует поглаживаниями.

Направления массажных движений

  • от средней линии подбородка к ушным мочкам;
  • от уголков рта к уху;
  • от носа к уху;
  • от носа к углам рта;
  • от середины верхней губы до уголков рта, а оттуда – к середине нижней губы;
  • от шеи к ушам (от середины).

Также можно делать похлопывания губ, их поглаживание, вибрацию – обязательно с закрытым ртом.

Артикуляционная гимнастика

Такие упражнения позволяют развить и укрепить артикуляционный аппарат.

  • С года можно предлагать ребенку задуть свечку или подуть на одуванчик, сдувать бумажных бабочек или листочки с поверхности стола. Также бабочек можно прикрепить на нитке, чтобы они «летали». Дуть на них следует не дольше десяти секунд.
  • Аналогичным образом можно поиграть в «снежинки», сделав их из комочков ваты. Задача малыша – сдуть их с ладошки.
  • С полутора лет можно начинать и гимнастику для языка: пусть кроха открывает и закрывает рот, высовывает язык, проводит им по верхним и нижним зубам, губам, поднимает и опускает кончик. Сопровождайте каждое действие веселым комментарием – так выполнять гимнастику малыши будут охотнее.
  • Поиграйте с ребенком в обезьянок: сядьте перед зеркалом и корчите рожицы: надувайте и втягивайте щеки, доставайте язык, старайтесь коснуться им носа.

Произнесение звуков

Это один из самых проблематичных моментов, особенно если речь идет о «сложных» звуках: шипящих, «р» или «л». Чтобы научить ребенка, необязательно обращаться к логопеду. Учите с ним стишки и потешки, проговаривайте скороговорки, показывайте картинки, на которых изображены предметы, в названии которых есть «проблематичные» звуки: не только в начала слова, но и в конце или середине.

Обязательно выполняйте гимнастику для языка, покажите ребенку, как должен двигаться язычок, чтобы произнести тот или иной звук. Отличным вариантом тренировки станет совместное сочинение сказки про шарик (для звука «ш») или рысь (для тех, кто не умеет «рычать»). Совмещайте занятия с пальчиковой гимнастикой, тренировкой мелкой моторики.

Скороговорки

Выбирая скороговорки для крохи, начните с простых: тех, в которых не слишком много слов. Объясните малышу, о чем идет речь в каждой скороговорке. Не стоит предлагать двухлетнему крохе взрослые варианты, например, про лавирующие корабли или Сашу, идущую по шоссе. А вот понятные и очевидные, например, «У ежа – ежата, у ужа – ужата», наверняка понравятся детям.

Подбирая скороговорки, остановитесь на тех из них, где встречаются «проблемные» для ребенка звуки. Пусть малыш сначала научится произносить нужную фразу медленно, а темп наращивает постепенно.

Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте

Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.

Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.

Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.

Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его “чтению с губ”, не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.

Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать

У них достаточно развиты память и внимание

Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет “проекционной” базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь “не знает”, в каком полушарии ей “осесть”. Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха

Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие

Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе

Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе

Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание

А его преодолеть трудно

Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками

А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Очень полезно перед гимнастикой, малышу сделать массаж. Кроха должен находиться в хорошем настроении, быть здоровым. Время упражнений рекомендуется одно и тоже и продолжительностью не более 15 минут. Любая мама знает своего ребенка и сможет построить гимнастику в интересной форме.

  1. Надувной шар. Показываем малышу как надувать воздушный шарик, при этом раздуваем щечки. Таким образом массажируем личика.
  2. Локомотив. Учим ребенка различать звуки. Как делает паровозик? Правильно ту-ту. Складываем губки уточкой, делая одновременно круговые повороты влево и вправо. Время, одна минута на сторону.
  3. Улыбка. Сначала улыбаемся, а далее складываем губки в трубочку, две минуты.
  4. Поцелуй. Целуемся и сводим губки уточкой. Упражняемся две минуты.
  5. Лошадушка. Нужно издать звук схожий, когда останавливают лошадь — тфпр-тфпр. Делаем по возможности, беспрерывно. Упражнение помогает разработать губы.
  6. Ротик — губки. Язычком проводим по губам в обе стороны.
  7. Язык. Последовательно дотрагиваемся верхней и нижней губы. Далее к уголкам левой и правой сторон ротика.
  8. Утреннее умывание. Имитируем умывание лица, обеими ручонками гладим личико и шейку, растираем от лобика, по гайморовых пазухах, к шее.
  9. Гимнастику заканчиваем повторением гласных и согласных звуков.

https://youtube.com/watch?v=ah-UdyTbDT8

Повторяя за животными звуки и имитируя движения, рассматривая яркие картинки, такую гимнастику делать легко и непринуждённо. А красивое зеркальце во вложении — приятный сюрприз для деток, ведь они так любят в него смотреться.

Еще очень классная книга для деток от шести месяцев — «Уроки логопеда» Косинова Е.Н. Содержимое книги просто завораживает. В ней представлена целая коллекция игр на пальцах, языковой гимнастики в форме игры (веселые истории о языках мира), скороговорки для детей от 3 лет и старше. Книга очень яркая.

Немного «общей теории»

Прежде всего, важно понимать, что речь маленького человека развивается поэтапно. Опытные родители наверняка помнят, что их малыш в первые месяцы жизни произносил нараспев гласные звуки, потом начал гулить, произнося слоги с простыми согласными, потом пошли первые звукоподражания («ам-ам», «ав-ав») и первые слова

  • Ближе к году ребенок может говорить «мама», «папа», «баба», «дядя», «дай», возможно, и несколько других слов. А также еще использует «неправильные» слова («куп-куп», «бай-бай»).
  • С года до двух малыш учится формулировать первые простейшие предложения («буду суп», «папа, дай»). Если синтаксическая структура предложения (подлежащее — сказуемое) прослеживается, на чистоту звуков пока внимания не обращают: артикуляционный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован для этого. Зато семимильными шагами идет пополнение так называемого «пассивного» словаря, начатое в первые месяцы: ребенок учится понимать новые слова, запоминает их произношение и значение, хотя не умеет пока их произносить. Позже они перейдут в его активную речь. Сейчас он уже не просто произносит «словарный набор», но сам прислушивается к тому, как говорит эти слова и звуки в них, в состоянии оценивать, правильно это или нет.
  • В районе 3 лет ребенок учится повторять небольшие стихи, а также строить сложные предложения со словами «потому что», «который», «чтобы». Чаще всего именно к этому возрасту «созревают» свистящие звуки (С, З, Ц). Но даже если они пока заменяются (например, звуком Т), но при этом интеллект ребенка развивается нормально (он понимает обращенную к нему речь, знает, как зовут родных, или что у животных тоже есть мамы и папы) – тревожиться повода нет.
  • К 4 годам малыш должен знать обобщающие слова (что такое посуда, транспорт, игрушки, одежда). Произношение пока еще может быть не очень чистым (чаще всего страдают шипящие и Р).
  • В 5 лет ребенок должен правильно произносить все звуки, поскольку к этому времени отделы мозга, отвечающие за развитие речи, сформированы в достаточной степени, а речевой аппарат достиг нужной «кондиции» (при условии, что с малышом постоянно занимались: сама по себе речь не возьмется «ниоткуда»).

Причины, по которым ребенок не говорит

Основная причина, из-за которой мальчик или девочка, сын или дочь, сынок или дочка, сыночек или доченька (дочурка), ребенок не говорит – это внутриутробная гипоксия, или недостаток кислорода. Недостаток кислорода плода может наблюдаться во время беременности, во время родов, при кесаревом сечении. В этом случае опытный микроневропатолог, детский невролог, детский невропатолог ставит диагноз «перинатальная энцефалопатия постгипоксически-ишемического генеза» или «перинатальная энцефалопатия смешенного генеза» (перинатальное поражение ЦНС). Перинатальная энцефалопатия может быть 1, 2, 3 степени.

1 степень перинатальной энцефалопатии при своевременном и комплексном лечении в Сарклиник полностью вылечивается за достаточно короткие сроки. 2 степень перинатальной энцефалопатии – это тяжелое заболевание, которое требует длительного серьезного лечения. 3 степень перинатальной энцефалопатии обычно имеет тяжелые последствия, вплоть до развития такой патологии, как детский церебральный паралич. Частые причины задержки речевого развития у детей – это патология матери во время беременности, родовая травма ребенка, тяжелые роды, плохие результаты нейросонографии, обвитие пуповиной, тазовое предлежание плода, слабость родовой деятельности, анатомически или клинически узкий таз, соматические заболевания матери до и во время беременности, инфекции матери, инфекции плода, токсическое воздействие на головной мозг ребенка билирубина при гемолитической желтухе новорожденного (ГБН), интоксикация наркозом во время кесарева сечения, интоксикация лекарственными препаратами (лекарствами) в перинатальном периоде. Любая соматическая патология, ОРВИ, бронхиты, трахеобронхиты, инфекции, рахит, нарушения обмена веществ приводят к тому, что в более позднем возрасте ребенок не говорит, ребенок плохо говорит, ребенок мало говорит, ребенок молчит, поздно начинает говорит, говорит мало, не понятно, не внятно, отстает в развитии, отстает в речевом, психическом, психомоторном, психоречевом развитии, умственном развитии.

Наблюдается ЗРР (отставание, задержка речевого развития, в том числе и грубая задержка речевого развития), ЗПР (отставание, задержка психического развития), ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей), ЗПМР (задержка психомоторного развития у ребенка), ЗУР (задержка умственного развития у детей). Редко на ребенка влияют наследственные факторы, при которых задержка развития наблюдалась у матери или отца, или у обоих вместе. Любое ослабление организма ребенка, снижение иммунитета, побочное действие прививок (вакцин) может приводить к тому, что «ребенок не говорит». Также отрицательно на речевое развитие ребенка влияют неблагоприятная экологическая обстановка в районе проживания матери и ребенка, неблагоприятный климат в семье (конфликты между родителями), дефектная нечеткая речь в контактной среде (проблемы с речью у родственников или родителей), рождение второго ребенка в семье, наличие тяжелых грубых неврологических заболеваний (например, ДЦП). При задержке моторного развития часто наблюдается задержка речевого развития, а позже и задержка психического развития. При любых поражениях органа слуха также отмечается состояние, при котором «ребенок не говорит». В этом случае нужна консультация отоларинголога (врач ухо – горло – нос).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector