Как быстро научиться пересказывать текст — правила и виды изложения

Секреты человеческой памяти

Иногда приходится слышать:  у ребёнка плохая память, он не может запомнить текст. Но мало кто задумывается над тем, почему же у него память плохая?  И можно ли что-то сделать, чтобы она стала лучше? Чаще просто констатируют: не повезло ему с памятью. А значит, и пытаться запомнить содержание текста бесполезно. На самом деле дело не в том, что у ребёнка плохая память. Просто надо знать некоторые особенности её функционирования.

Сегодня весьма распространено мнение, что нет никакой необходимости удерживать в памяти множество фактов – ведь можно в любой момент заглянуть в компьютер и найти нужную информацию.  Зачем загромождать  память ненужными сведениями? Но это – глубокое заблуждение!  Люди, которые жалуются на плохую память, скорее всего, жалеют свой мозг и боятся его перегрузить.

Вспомните, что происходит с людьми, которые мало двигаются? У них слабеют и атрофируются мышцы. То же самое происходит с нашим мозгом. Ему тоже нужна физкультура. Наша память тем лучше, чем больше мы заставляем её работать. И чем больше информации содержится в нашей памяти, тем легче  запоминать новую.  Мозг можно и нужно  тренировать.

Трудности при запоминании информации обусловлены тем, что мы можем одновременно удерживать в памяти  от семи до девяти элементов информации.  Если мы хотим запомнить эту информацию на более долгий срок, мы должны её несколько повторить. Желательно по определённой схеме.

А как учит уроки большинство школьников?  Обычно выглядит это так:  делаем письменные задания, устные читаем один или два раза. Чаще всего на этом подготовка заканчивается. То, что прочитано, к следующему уроку благополучно забывается.

Что уж говорить о переводных или итоговых экзаменах? К этому времени улетучиваются остатки знаний. Речь, разумеется, не обо всех школьниках. Но о многих. И дело не в том, что они глупые и бестолковые. Совсем нет. Среди них есть очень толковые и сообразительные ребята, которые могли бы добиться значительных успехов, если бы знали некоторые секреты о свойствах своей памяти.

Учим детей пересказывать

Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.

Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.

Запомните: текст для пересказа всегда читается дважды.

Первичное чтение

Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл

Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения

Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.

После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:

— О чем текст (рассказ, сказка)?
— Что нового (интересного) ты узнал?
— Что произошло (описывается)?
— Кто главный герой?
— Что тебе больше всего запомнилось?

Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.

Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.

Далее нужно сделать небольшую передышку.

Часто родители сетуют: ребёнок не любит читать. Сделать из ребенка читателя — цель благая, и мы собрали советы психологов и писателей на эту тему.

Повторное чтение

Перед повторным чтением нужно сделать установку на пересказ: сейчас прочти (прочтем) еще раз, а ты постарайся запомнить и пересказать.

Художественные тексты читаем целиком, а научные можно разбить на смысловые части (параграфы) и пересказывать по частям.

Собственно пересказ

Важно не подглядывать, а пересказывать полностью самостоятельно. Не перебивайте ребенка

Выслушивайте его, учите его строить монолог. Если ребенок не знает, как начать, то задайте ему наводящий вопрос, но не учите первое предложение. После пересказа предложите заглянуть в текст, чтобы понять, что он забыл или пропустил, помогите ему.

Таким образом, пересказывается весь текст.

Виды пересказа

Школьники должны овладеть различными видами пересказа.

Вид пересказа

Особенности

Проблемы освоения

Как помочь детям

Подробный

Пересказ учебного или художественного материала близко к тексту.

Незнание, с чего начать.

Отсутствие эмоциональной окраски.

Неиспользование лексики текста, образных выражений.

Потеря деталей или отдельных событий.

Не заучивайте отдельные фразы

При анализе текста спросите, с чего начинается текст? Как еще можно было начать?

Обращайте внимание на средства выражения в тексте, просите их повторить.

Используйте метод схематизации.

Выборочный

Пересказ части текста, с целью ответа на вопрос.

Неумение выбрать нужный отрывок, пересказ всего текста.

Составляйте план текста, делите текст на смысловые части.

Сжатый

Краткий пересказ сути и основных событий.

Неумение передать коротко содержание текста, уход в подробный пересказ.

Учите выделять главные мысли. Составляйте план текста.

Творческий

Изменение текста и включение в него новых героев, диалогов, своей концовки, собственных выводов.

Неспособность придумать нового героя или концовку, сделать свои выводы.

Рассмотрите различные варианты действий, предложите подобрать героев из других произведений

Учите высказывать свою точку зрения с помощью наводящих вопросов:

— Что бы ты изменил?

— Хотел бы ты жить там и почему?

— Чтобы ты сделал, если бы оказался в этом месте?

Маленькие хитрости

Читайте текст с интересом, учите ребенка мысленно рисовать картинки.

С младшими дошкольниками можно рассматривать иллюстрации сразу при чтении, а с более старшими детьми иллюстрации рассматривают после прочтения.

Используйте схематизации или метод бутерброда после первого прочтения. Разрешите ребенку использовать свои зарисовки при пересказе.

Станьте благодарным слушателем. Подчеркивайте как интересно то, что рассказывает ребенок.

Пересказу нужно учить, начиная с дошкольного возраста. Этот навык не появляется за один день или месяц. Здесь требуется кропотливая постоянная работа. Однако этот труд будет вознагражден самостоятельным качественным выполнением домашних заданий вашими детьми в будущем. Согласитесь, что очень заманчивая перспектива.

Какие советы использовать родителям?

Признаки непонимания прочитанного – не причина для родительского недовольства, а свидетельство того, что ребенку необходима помощь. Если вовремя не среагировать на такую ситуацию, то такая манера чтения закрепиться и переучивание в дальнейшем потребует большего старания.

Справиться с такой неприятностью можно, но для этого придется приложить определенные усилия.

  1. Необходимо убедиться, что ребенок знает все буквы, но не по азбуке или кубикам, где рисунок может натолкнуть на нужный ответ, а в тексте. Для этого, например, можно предложить ребенку игру, в которой нужно найти и вычеркнуть все знакомые буквы, а незнакомые – обвести в кружок.
  2. Нужно чаще читать, но книги должны отвечать определенным требованиям
    • крупный шрифт
    • интересная тема
    • преимущественно короткие фразы: чем они короче, тем проще будет их понять (предложения, состоящие из 5 и более слов следует читать вместе с ребенком)
    • отсутствие устаревших слов, что характерно, например, для классических произведений.
  1. Не подгоняйте ребенка, как бы медленно он ни читал. Скоростное чтение – совсем не показатель понимания прочитанного. Чаще переспрашивайте, уточняйте сюжет, просите напомнить содержание предыдущей строчки. Так вы будете стимулировать его к осознанному вдумчивому чтению, а заодно сможете контролировать, насколько глубоко усваивается им текст.
  2. Позвольте ребенку читать так, как ему удобнее. Если нужно, пусть водит пальцем по фразе или подкладывает под строчку линейку.
  3. Заведите забавную привычку общаться дома с помощью коротеньких записок. Оставьте ребенку письменное послание с описанием того, где именно лежит его любимое лакомство или новая игрушка. Конечно же, буквы должны быть крупными и разборчивыми.
  4. Выучивая наизусть стихи, обязательно уточняйте, понял ли их ребенок, разъясняйте значение сложных или редко употребляемых слов. В данной ситуации важна не зубрежка, а осмысление произведения.
  5. Работая над сказками и рассказами, обсуждайте главных героев, их поступки и мотивы, которые ими руководили.
  6. Контролируйте физический тонус ребенка. Гуляйте на свежем воздухе, активно обсуждайте то, что видите на прогулке, поощряйте разговорную активность ребенка. Это будет способствовать общему развитию речи и обогащению словарного запаса, что не будет лишним при устранении проблем с чтением и пониманием материала.
  7. Помогая детям выполнять домашнее задание, просмотрите тексты, которые предназначены для работы в школе на следующий день. Найдите сложные и длинные слова, обсудите их значение. Это поможет ребенку чувствовать себя увереннее на уроке и немного сгладит остроту проблемы.

Способов и приемов, направленных на развитие беглого и осмысленного чтения, существует великое множество. Главное – использовать их в комплексе и регулярно. Ответственное и систематическое выполнение упражнений станет гарантией положительного результата и залогом успеваемости по всем остальным предметам.

Игры для расширения словарного запаса ребенка

Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке

Как только заметили, что внимание малыша стало переключаться на посторонние объекты, игра прекращается.
1. Поводырь

На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает.
2. Описание объекта. Малышу предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов.
3. За кем последнее слово. По очереди описываете объект, за кем останется последнее слово, тот и выиграл.
4. Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.
5. Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему — существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой…
6. Стань писателем. Предлагается 5-7 слов и из них нужно составить рассказ. Если малышу сложно «со слуха» запомнить слова, то можно предложить картинки. Сначала это может быть такой набор: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем задание усложняется: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.
7. Найти повтор. Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша одевала одежду на куклу».
8. Игра в антонимы, в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой — маленький».
9. Игра в синонимы. Например, синоним к слову «палка» — трость, клюка, костыль, посох.
10. Что увидел? Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?
11. Заведите папку небольшого формата, которую удобно носить с собой. В ней можно держать дидактический материал, помогающий вашим занятиям – играм по развитию речи ребенка. Это картинки, фотографии, загадки, небольшие тексты, кроссворды. Всегда в течение дня можно найти несколько минут, для того чтобы раскрыть папочку и поиграть с малышом в «разговорные» игры. Материал для подобных игр-занятий можно найти в любом книжном магазине. Он выходит в серии «Практическое пособие по развитию речи».
12. Логическая цепочка. Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ. Затем задание усложняется. Карточки переворачиваются, и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка, чем старше – тем картинок больше. Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок.

Что такое пересказ, и каким он должен быть

Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.

Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена

Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:

Живая речь. Никаких заучиваний и зубрежки!
Использование в пересказе синтаксических конструкций, образных выражений, лексики, взятых из текста.
Соблюдение последовательности, логики изложения, установление причинно-следственных факторов.
Полнота текста

Важно не упускать каких-то фактов, основных описаний. Особенно этот пункт касается пересказа научных текстов.
Выразительность

Самый тягостный недостаток пересказа — монотонность. Конечно, пересказывать параграф о строении лягушки весело и озорно трудно. Но вот пересказ художественного произведения обязан быть эмоциональным. Здесь хорошим помощником послужит выразительное чтение или чтение по ролям.

«Чтобы научиться пересказывать текст, дети должны уметь работать с ним: выделять самое главное, конспектировать, обращать внимание на богатство языка», — говорит Шатханова Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы с 30-летним стажем работы из МБОУ «Ново-Ленинская СОШ» Осинского района Иркутской области, Россия

Виды пересказа

В таблице показано, какие проблемы могут возникнуть при обучении тому или иному виду пересказа.

Вид пересказа

Описание

Возможные проблемы

Как это исправить

Подробный, близко к тексту

Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу

Неумение начать пересказ

Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа

Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной части

Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям)

Обеднение языка

Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис

Скучность пересказа

Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций
Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа)

Выборочный

Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросу

Неумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий заданию

Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов

Сжатый

Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказа

Нарушается логика повествования или исключаются важные факты

Не допускайте механического сокращения текста

Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот)

Неумение передавать содержание диалогов

Поработайте над косвенной речью

Есть еще творческий вид пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.

Техника запоминания текста

Известно, что информация лучше запоминается, если её проговорить вслух. Это правило действует и в отношении младших школьников. Самый простой способ воспроизвести информацию, которую услышал или прочитал — это записать её. Ученики старших классов и студенты пишут конспекты, но как быть с первоклассником?

Очень просто — рисовать (или делать аппликации). Зарисовывать можно любой простой текст. Для обозначения используются простые картинки, с которыми ассоциируется то или иное действие. Например, зарисуем такое предложение «Папа с Вовой вышли из дома и взяли с собой собаку Кляксу, но вскоре пошёл дождь и им пришлось вернуться домой». Ряд наших рисунков будет таким: две фигурки, дорога, собака (можно нарисовать кляксу, чтобы запомнить имя), зонтик с каплями, домик. После прочтения этого предложения пусть ребёнок, глядя на рисунки, расскажет, о чём шла речь. Со временем предложения пусть превращаются в короткие рассказы.

Важно, чтобы ребёнок не просто запоминал прочитанное, а вникал в смысл и понимал, о чём речь. В этом помогут комментарии при пересказывании

Например, можно давать оценку героям сказки и их действиям: какие они — глупые, наивные, хорошие, плохие… Правильно ли они поступают? Что можно было бы ещё сделать? Комментарии к рассказу или сказке покажут, понимает ли ребёнок суть прочитанного и учит его формулировать своё мнение.

Как научить пересказывать текст с выражением собственного мнения о прочитанном?

В  школе практически каждый день учащимся встречаются ситуации, когда они должны уметь высказать свое мнение по определённой проблеме,   отстаивать  собственную позицию или  выступить в какой-либо роли.

Но для многих даже обычный пересказ – большая проблема, не говоря уже о том, чтобы добавить к рассказу собственное видение проблемы.  Выпускники школ в большинстве своём совершенно не владеют навыками монологической речи: не всегда умеют стройно и грамотно высказать свои мысли, не знают, с чего начать, как закончить, чем аргументировать  собственное мнение.

Пересказ подобного рода строится примерно по той же схеме, что и сочинение.

То есть, начинается он со вступления, в котором нужно сформулировать проблему или исходный тезис.

Далее – главная часть, где даётся анализ ситуации, возможные способы решения проблемы или аргументы в пользу того или иного тезиса. Аргументация – почему именно эти способы, а не другие.

И последняя часть – в виде заключения, где подводятся итоги всему сказанному, делаются выводы. Иногда бывает уместно повторить то, о чём говорилось во вступлении.

По такой схеме можно научить строить своё высказывание даже малышей. Например:  (тезис) Я считаю, что ёжик в сказке «…» очень хороший, потому что (аргумент) он помог … .  Значит,  (вывод) …он настоящий друг. Я хотел бы иметь такого друга.

То есть, нужно  побуждать ребёнка не просто пересказывать, но и высказывать собственное мнение,  делать выводы.

Иногда детям просто не хватает языковых средств для придания своей речи выразительности и законченности. Причина – в бедности словарного запаса. Помочь может работа над составлением словаря к каждому тексту.

Нужно также побуждать детей к использованию так называемых речевых клише. Это словосочетания, готовые к употреблению. В том смысле, что не нужно задумываться над тем, как их сформулировать. Мы применяем их в речи автоматически, если они помогают нам лучше высказать и оформить свою мысль.

Пример:

Необходимо уточнить\ заметить, что …

Нет сомнения в том, что…

Надо полагать …

Кроме того …

В дополнение к сказанному …

И так далее.

Как научить ребёнка пересказывать прочитанное

Если ребёнок не умеет пересказывать, то здесь важна тренировка. Первый раз будет сложно, но с каждым последующим пересказом ситуация будет выравниваться, учение и труд как говорится, всё перетрут.

  •  если ученик при пересказе вдруг забывает слово, и из-за этого «встаёт» вся следующая работа, то надо научить его подбирать другие слова-синонимы. Для этого надо при прочтении текста и выделении главных мыслей, эти главные мысли говорить двумя разными предложениями, т.е. то же самое, но другими словами (я увидел, что за окном моросил дождь= дождик капал, когда я выглянул в окно)
  • взрослым желательно добавить в свой повседневный лексикон как можно больше разнообразных слов, а не общаться на уровне «подай соль – иди спать». Ведь наш русский язык велик и могуч. Чем больше ребёнок слышит разных слов, тем богаче его словарный запас, который и поможет быстро подбирать синонимы к забывшемуся слову. Добавьте в свою речь сравнительные обороты, говорите образами, предложения делайте максимально развёрнутыми («я налила горячий, вкусный, красный борщ в эту красивую жёлтую тарелку со слонёнком, приятного аппетита», вместо «ешь суп»)
  • начните с пересказов самых простых сказок: «Колобок», «Курочка Ряба» и другие, хорошо знакомые с детства персонажи, легко научат пересказывать.
  • скажите ребёнку, что он режиссёр и должен снять в своём воображении кино по прочитанному сценарию. Так у него разовьётся фантазия и образное мышление, которые помогут в дальнейшем пересказе. Можно в ролях разыграть небольшую сценку по прочитанному произведению.
  • спрашивайте у ребёнка, как он видит главного героя, как остальных – эти образы подскажут школьнику дальнейшее развитие сюжета.

Читайте вслух как можно больше книг, обсуждайте с ребёнком прочитанное, это сможет помочь школьнику хорошо учиться . В детских книгах большое количество иллюстраций, они также сыграют немаловажную роль в помощи при пересказе.

Расспрашивайте, как ребёнок провёл день, что ему запомнилось, что он хотел бы изменить, и вопрос «как научить ребёнка пересказывать прочитанное» отпадёт сам собой, ведь если малыш перескажет свой день, то и пересказ интересной книжки не вызовет у него затруднений.

План работы над пересказом для детей постарше

Работа с текстом для учеников старших классов рекомендуют разбить на этапы.

Словарная работа.

Если речь идет о научной литературе, попросите ученика выписать все непонятные слова (обычно их выделяют). Теперь необходимо выяснить значение этих слов. В начале работы значение можно объяснить самому учителю/родителю. В дальнейшем лучше приучать ребенка пользоваться словарями и справочниками.

При прочтении художественной литературы этот этап можно опустить, поясняя незнакомые слова уже в процессе чтения.

Первичное знакомство с текстом.

На данном этапе важно выделить смысловые части. В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием

В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием.

Работу можно построить следующим образом: читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: «О чем здесь написано?» Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос.

К концу чтения мысленно составляется план текст, состоящий из выделенных ключевых моментов.

Для удобства составленный опорный конспект можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые пункты.

Обобщение впечатлений и совместный пересказ.

На этом этапе важно составить резюме, подвести итог, выявить цель и главную идею текста, спросить о том, какое впечатление произвел рассказ. Передышка минут на 5-10

Передышка минут на 5-10.

Теперь лучше отвлечься, переключить внимание на что-нибудь другое. Если дело происходит на уроке, учитель на данном этапе может предложить какую-то работу, не связанную с текстом

Например, дополнить биографию автора интересными сведениями, привести какие-то дополнительные примеры из жизни, связанные с темой урока.

  • Повторное чтение.
  • Собственно пересказ.

Тут важно не подглядывать в учебник/книгу, а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект. Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации

Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д

Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д.

Если речь идет о художественной литературе, попросите учеников вспомнить —— кого им напомнили герои, какие ассоциации вызвали образы, описанные в тексте, может учащиеся невольно сравнили описанные события с событиями из своей жизни.

После 2-3 минут таких размышлений можно заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом пересказываем весь текст.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector