Виды коррекционных школ в россии

Тяжёлые времена

Последовавшие времена «перестройки» второй половины 1980-х, «лихие 1990-е» и начало 2000-х внесли свою негативную лепту. Заказчик изменил концепцию развития ЗРК, ТРК и ОТРК, отказавшись от требования плавучести. В результате наиболее востребованными стали рамные СКШ. После распада СССР со стороны Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ) на БАЗ не поступило ни одного крупного заказа на изготовление новых корпусных СКШ семейств БАЗ-5937 и БАЗ-5921. Реально выполнялись лишь работы по доработке шасси семейства БАЗ-5921, взятых с баз хранения МО РФ. Эти шасси затем поставлялись гражданским заказчикам (в том числе зарубежным), а также под некоторые комплексы вооружения и военной техники (ВВТ), например, для унифицированной радиолокационной станции (РЛС) разведки наземных движущихся целей 1Л268 «Кредо-1С».

Юридически производство корпусных СКШ не было прекращено, так как оно формально прекращается после появления соответствующего документа о прекращении производства за подписью того органа исполнительной власти, который подписывал документ о принятии на вооружение и о постановке на производство изделия, или документом о снятии с вооружения. Указанных документов не существует. Пока используется формулировка: «Не изготавливается ввиду отсутствия заказов». Однако фактически на БАЗе по состоянию на текущий момент полностью утеряны производства корпусных СКШ и диапазонной гидропередачи (ДГП) в связи с продажей или с полным износом оборудования и утилизацией оснастки для изготовления корпусов шасси и гидротрансформаторов…

Итак, приходится констатировать: в России в настоящее время фактически отсутствуют мощности по серийному изготовлению плавающих корпусных СКШ военного назначения.

Пусть сидит как овощ?

Бывает и по-другому. Ребенку очень трудно дается учеба. Однако родители, невзирая на умственные возможности ребенка, все-таки оставляют его учиться в «нормальной» школе. Да, по закону он имеет право в ней учиться. И ни учитель, ни школьный врач не вправе требовать справку из психиатрического диспансера и даже пытаться выяснять диагноз. Знайте, что по закону о психиатрии (ст. 5 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. N 3185-I) вы можете не называть диагноз ребенка, так же как другие не вправе требовать от вас его оглашения. Однако, если одноклассники вашего чада уже читают «Войну и мир», а сам он все еще читает по слогам – в буквальном смысле! – не лучше ли все-таки отдать его в коррекционную школу? Возможно, в обычной общеобразовательной школе он научиться писать и читать, но остальная информация пройдет для него мимо. Потому что ребенок с серьезным медицинским диагнозом подчас усваивает информацию намного медленнее здоровых сверстников. Что толку, что в обычной школе ваш наследник будет сидеть как овощ?! Впрочем, выбор школы – личный выбор каждого.

Не принимают в школу? Идите в суд

Разумеется, амбиции родителей «особых детей» не должны доходить до абсурда: то есть, нет смысла отдавать ребенка с диагнозом ДЦП, прикованного к инвалидному креслу, в секцию вольной борьбы. Зато есть, например, спортивные секции для тех, кто занимается бальными танцами, находясь в инвалидном кресле. И все же будьте разумны в своих желаниях: взвешивайте реальные физические и умственные способности и возможности вашего ребенка.

Бывают очень сложные дети: психически неуравновешенные, крикливые, гиперактивные, говоря языком учителей – «неуправляемые»

Они срывают урок всему классу, полностью берут внимание учителя на себя, не позволяя заниматься остальными учениками. Это происходит не от того, что ребенок плохо воспитан: он ведет себя в соответствие со своим диагнозом

Однако его диагноз совершенно не означает, что ребенок необучаем! Он может учиться, усваивать информацию, у него сохранный интеллект, есть лишь поведенческие отклонения. Почему тогда от его поведения должны страдать остальные дети в классе, тоже, заметим, не самые простые в обучении? Они страдать не должны. Поэтому особенно сложных детей дирекция школы обязана перевести на надомное обучение: выделить педагога, который будет приходить к ученику домой и давать уроки. Но вообще не зачислить ребенка в школу не имеют права – следуя все тому же закону Конституции РФ и Закону об образовании: каждый человек имеет право на обучение, независимо от диагноза. Исключение составляют лишь те случаи, когда вынесен медицинский приговор: «ребенок необучаем». Если же такой приговор вашему чаду не вынесен, а его не принимают даже коррекционную в школу – идите в суд. Но прежде, опять же, попросите директора школы написать письменный отказ. И вот увидите: место в классе тут же найдется и возможность для надомного обучения вашего непростого ребенка – тоже!

Помните: право родителей выбирать школу и форму получения образования для своего ребенка установлено законодательством и гарантировано государством.

Критерии выбора

Главное, на что следует обратить внимание, чтобы избежать ошибки при выборе соответствующего образовательного учреждения для своего чада — критерии выбора:

  • местоположение — хорошо, если школа будет находиться в шаговой доступности от дома, однако в огромном мегаполисе этот вариант маловероятен, поэтому следует выбирать ту, которая расположена в вашем округе, рядом с метро, остановками общественного транспорта, чтобы малыш четко знал, как добраться, и чтобы не тратить на дорогу несколько часов в день;
  • тип — государственные (бюджетные), где предоставляются бесплатные образовательные услуги, и частные, оплата которых ложится на родительские плечи;
  • стоимость — необходимо точно знать, сколько стоит обучение и прочие услуги в платной школе, желательно, чтобы средняя цена была адекватной;
  • дополнительные услуги — при выборе школы уместно узнать всю справочную информацию о дополнительных услугах: благоприятны ли в школе-интернате условия для проживания, есть ли воспитатели, как проводится внеклассная работа, что входит в систему оздоровительных мероприятий;
  • преподаватели — часто, следуя рекомендациям знакомых, родители делают выбор в пользу опытного, отзывчивого, талантливого учителя, поэтому следует уточнить информацию о педагогах, их квалификации и личностных качествах;
  • отзывы — не лишним будет изучить на сайтах и форумах в интернете отклики, чтобы понять, где самая благоприятная обстановка, опытные учителя, куда лучше отдать ребенка для получения компенсирующего образования. Если у школы есть собственный сайт, желательно ознакомиться с информацией, фото, размещенными на нем.

Разновидности учебных заведений для особенных детей

Виды коррекционных программ настолько разнообразны, что перечислять их можно бесконечно. Современный ребенок, вне зависимости от его психологических или физиологических особенностей, имеет право на получение бесплатного среднего образования. Однако дети с определенными особенностями зачастую просто не могут потянуть учебную программу в обычной школе, что сказывается и на успеваемости, и на их самооценке. В данной ситуации, преподаватели рекомендуют сразу же отдавать ребенка в специализированное учреждение.

Всего различают 8 основных видов учебных заведений для особенных детей. К школам первого вида относятся те, что специализируются на обучении детишек с проблемами слуха. В заведениях второго вида работают с глухонемыми детьми, а в школах третьего и четвертого вида со слабовидящими или же полностью слепыми учениками. В заведения пятого вида отправляют детей с определенными нарушениями речи.

Основное отличие этих учебных заведений от других специализированных школ заключается в том, что в них обучаются дети с обычным, а иногда и с крайне высоким уровнем IQ, но имеющие свои физиологические проблемы. Обучаться в обычной школе детям с нарушениями слуха и зрения будет очень сложно, ведь из-за своей особенности они будут хуже успевать по учебным предметам.

В специализированных школах специально разрабатываются наиболее подходящие методики образования, которые помогают преодолеть проблему и продолжить успешное обучение. Так, в подобных школах работают над дикцией, обучают детей языку глухонемых, преподают по специальным книгам для слепых. При этом уровень знаний остается достаточно высоким, и с таким аттестатом ребенок может претендовать на поступление в вуз.

В заведениях шестого типа принимают детей, которым был поставлен серьезный психиатрических или неврологический диагноз. Именно здесь обучаются детишки с ДЦП, с подозрениями на шизофрению и другие серьезные психиатрические заболевания. К таким детям необходим свой подход, поскольку из-за развития у них определенного заболевания, школьники могут страдать из-за припадков, чрезмерной агрессивности и замкнутости. В местных школах работают не только учителя, но и целый отряд психологов, задача которых состоит в том, чтобы облегчить жизнь подопечным.

К заведениям седьмого типа относятся школы, в которые принимают гиперактивных детей, малышей с задержками в развитии, а также тех детишек, которые страдают от синдрома дефицита внимания. Для таких подопечных учителя разрабатывают уже свою учебную программу, поскольку справиться со стандартным уровнем знаний им зачастую не удается.

И, наконец, заведения восьмого вида приспособлены для обучения умственно отсталых детей. Основная цель таких школ заключается в том, чтобы обучить детей основным нормам чтения, письма и счета. Разумеется, в таких школах могут работать только преподаватели, имеющие специальное образование, так как к умственно отсталым детишкам нужен свой подход, чтобы научить их азам жизни в современном обществе.

Список школ, подходящих для детей с ЗПР

Город Название Координатор по инклюзии Адрес Контактный телефон

Москва

Средняя образовательная «Школа здоровья» №50 Самокиш Татьяна Хасановна Кропоткинский переулок, д.10 (499) 246-43-13
Средняя образовательная школа № 59 им. Н.В. Гоголя Борисевич Надежда Анатольевна Староконюшенный пер., д. 18 (499) 241-56-62
Центр образования № 2030 Колодяжная Нина Афанасьевна 2-ая Звенигородская ул., д. 8 (499) 795-19-20
Средняя образовательная школа №1060 Алхазова Анна Андреевна Стремянный переулок, д. 33/35 (499) 236-52-14
Средняя образовательная школа №661 Потапова Таисия Николаевна Ул. Покровка, д. 10 (495) 624-98-27

Новосибирск

Коррекционная школа-интернат №12 _ Искитим, Центральный микрорайон, 17а +7 (38343) 2‒49‒05
Специальная (коррекционная) школа-интернат №116 _ Новосибирск, Александра Невского, 40 +7 (383) 271‒35‒22
+7 (383) 271‒35‒55
+7 (383) 271‒35‒53
Специальная (коррекционная) школа-интернат №37 _ Прибрежная, 2 +7 (383) 209‒39‒51
Ростов-на-Дону Коррекционная школа-интернат №41 для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья _ Днепровский переулок, 119 +7 (863) 223‒42‒55
Ростовская специальная школа-интернат №42 _ Леваневского, 34 +7 (863) 252‒97‒56
+7 (863) 254‒89‒33
Санкт-Петербург Школа-интернат №28 _ Герасимовская, 5 — 1-4 этаж +7 (812) 417‒53‒18
+7 (812) 543‒50‒26
Школа-интернат №9 _ Старцева, 7 +7 (812) 417‒64‒71
Омск Адаптивная школа-детский сад №76 _ 50 лет ВЛКСМ, 4г +7 (3812) 55‒33‒15
Адаптивная школа-интернат №7 _ Амурская 18-я, 1 +7 (3812) 61‒12‒07
+7 (3812) 61‒30‒81

При выборе учебного заведения можно не только ориентироваться на школы-интернаты или коррекционные заведения, где собираются дети с такими же проблемами, но и на инклюзивные классы для детей с ЗПР в обычных школах. Разница состоит в том, что инклюзия предполагает совместное обучение детей с особыми потребностями и здоровых школьников.

Попытка модернизации шасси для ТРК «Точка»

Проблема малого ресурса двигателя возникла и на шасси семейств БАЗ-5937 и БАЗ-5921, на которые устанавливали танковые двигатели модели 5Д20Б-300 и 5Д20К-300 соответственно, являвшиеся модификациями двигателя УТД-20 Барнаульского завода транспортного машиностроения. Напомню, УТД-20 применялся на боевых машинах пехоты БМП-1 и БМП-2. В ходе учений зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) «Оса» и тактических ракетных комплексов (ТРК) «Точка» ресурс двигателей довольно быстро вырабатывали. Ветераны БАЗа рассказывали, что зачастую перед участием в парадах на Красной площади в Москве на шасси приходилось менять двигатели на новые.

Такая ситуация не устраивала ни военных, ни заводских специалистов, поэтому в 1980-х годах БАЗ провёл ОКР по модернизации шасси БАЗ-5921 и БАЗ-5922, целью которой была замена двигателя танкового типа на двигатель автомобильного типа КамАЗ-7403 мощностью 260 л.с. с более высоким ресурсом. Модернизированные шасси получили индексы БАЗ-5921М и БАЗ-5922М и основные конструкторские работы были выполнены в 1986–1987 гг. под руководством ведущего конструктора Михаила Самойлова.

Скорее всего, идея замены двигателя 5Д20Б-300 на двигатель КамАЗ-7403 родилась на фоне всеобщей эйфории, царившей на БАЗе в ходе создания семейства «Вощина». Образцы этого семейства с двигателями КамАЗ-740 прошли испытания в жарко-пустынной местности, и с температурным режимом этих двигателей особых проблем не возникло.

Однако у шасси БАЗ-69481М температурный режим двигателей КамАЗ-7403 во время летних испытаний был на пределе, и уже тогда, в июле–августе 1987 г., этот факт насторожил Сергея Диесперова, который в ноябре 1987 г. принял у Михаила Самойлова «эстафетную палочку» ведущего конструктора шасси БАЗ-5921М и БАЗ-5922М. Первый образец СКШ БАЗ-5921М был собран в декабре 1987 г. Всего же было собрано по одному образцу шасси 5921М и 5922М для проведения заводских и приёмочных испытаний, и по одному образцу для монтажа оборудования и проведения Государственных испытаний.

По рассказам Сергея Диесперова, проблемы с перегревом двигателя шасси БАЗ-5921М и БАЗ-5922М выявились на испытаниях в жарко пустынной местности в рамках приёмочных испытаний и в Капустином Яре, где проводились Государственные испытания в составе комплекса.

Последние испытания шасси БАЗ-5921М и БАЗ-5922М в составе комплекса с боевыми стрельбами проводились на полигоне Туркестанского военного округа в Геок-Тепе (60 км от Ашхабада). К сожалению, там ситуация существенно не изменилась. Работы по данной тематике были прекращены.

Впоследствии, когда было принято решение о прекращении работ, появилась информация, что на одном из совещаний представители КамАЗа заявили, что даже в случае положительного результата испытаний они не согласовали бы БАЗу установку двигателя КамАЗ-7403 на шасси. Этот двигатель не мог работать в закрытом объёме, водяной насос от КамАЗ-740 не обеспечивал нужной производительности, а увеличение мощности двигателя до 260 л.с. стало для него критичным. Видимо, представители КамАЗа об этом знали ещё до начала всех работ по модернизации шасси. Знали, но почему-то не сообщили конструкторам в Брянск…

Инклюзивное обучение в обычной школе

Инклюзивное обучение  предполагает, что дети с ОВЗ и здоровые учатся вместе в одном классе, на равных проводят перемены, посещают столовую или школьные праздники.

<<Перелинковка2>>

У инклюзивного обучения есть ряд неоспоримых преимуществ:

      + Дети с ОВЗ находятся вместе со здоровыми, и ребята быстро привыкают к тому, что все люди разные.      + Школьники учатся взаимопомощи и развивают эмпатию.

Однако инклюзия считается спорным вариантом обучения, потому что имеет ряд проблем:

  • Школа по месту жительства не имеет права отказать ребёнку в обучении, но в это же время не имеет права его взять без создания специальных условий, например, наличия пандусов.
  • Создание специальных условий может стать проблемой, которую школа не в силах решить самостоятельно. Так, не в каждой образовательной организации есть бюджет на то, чтобы иметь в штате дефектолога и тьютора.
  • Администрации некоторых школ принимают детей с ОВЗ, чтобы получить статус «инклюзивной школы», но не отправляет преподавателей на переквалификацию. В результате учителя просто не знают, как работать с классом, в котором есть ребёнок с проблемами со здоровьем. 
  • Многие родители стремятся, чтобы их ребёнок с ОВЗ «был, как все», и совершенно забывают про его индивидуальные потребности. А родители детей с нормой не всегда готовы к тому, что в их классе учится школьник с ОВЗ. Всё это порождает психологические травмы и конфликты.

После школы VIII вида в «нормальную» путь закрыт?

Опыт показывает, что перевести ребенка из коррекционной школы в «нормальную» практически невозможно. Даже если школьник прогрессирует в своем развитии. Надежду вселяет повсеместное введение инклюзивного образования. Однако пока реальность такова: если в средней общеобразовательной школе вы только заикнетесь, что ваш ребенок до сих пор обучался в школе VIII вида, знайте – от него будут открещиваться как от прокаженного. Придумают любые предлоги для отказа: нет мест, классы переполнены. Списков учеников вам не покажут: не придете же вы 1 сентября на линейку, чтобы сосчитать учеников! Словом, будут придумывать и говорить что угодно, лишь бы напрямую не называть истинную причину отказа: «Ваш ребенок сложный, требующий особого внимания, и нам неохота с ним возиться, у нас своих проблем хватает», – открытым текстом вам этого не скажет никто! Потому что есть вышеназванный закон Конституции РФ. Однако закон-то существует, а вот в реальность такова: из школы VIII вида в «нормальную» ребенку путь закрыт. Ситуация поистине трагична для ребенка, который со временем начинает развиваться и наверстывать сверстников, становится умнее и собраннее, а его продолжают держать на том уровне, который он давно перерос.

Стучите, и вам откроют

Безусловно, пока не во всех столичных учебных учреждениях Москвы руководители внутренне приняли позицию Департамента образования города Москвы о необходимости инклюзивного образования: внешне, на словах согласились – приказ начальства, как ни выполнить! А на деле продолжают под любыми предлогами отталкивать «особых детей», закрывая им путь к полноценному образованию – как в обычных школах, так и в учреждениях дополнительного образования. Знайте: если вашего ребенка не принимают в какой-либо коллектив лишь на том основании, что он «не такой как все», смело просите руководство школы или учреждения дополнительного образования написать вам отказ в письменном виде: «Мы не принимаем Иванова Васю в кружок «Умелые руки» потому что Вася странный, не такой как все дети». И с этим письменным отказом идите в окружное Управление образования, и заодно продублируйте и отправьте письменный отказ в Департамент образования города Москвы – тогда ваш призыв о помощи точно не останется без ответа. Более того, как только вы потребуете выдать отказ в письменном виде, к вашему чаду резко изменится отношение: с него тут же начнут сдувать пылинки. Ни в какой Департамент обращаться не придется! Потому что все знают: уважительное отношение к инвалидам провозглашено на уровне Президента РФ, и прошедший 2010 год не случайно был объявлен Годом инвалида. Значит, пришло время менять в обществе отношение к людям с ограниченными физическими или умственными возможностями.

Так что боритесь за права своего ребенка. Ищите людей, учителей, директоров школ, которые скорее проявят понимание и сочувствие. Действуйте в соответствие с библейской заповедью: «Стучите, и вам откроют». Вы непременно найдете людей, которые по внутреннему убеждению согласятся на этот самоотверженный труд – обучать сложного ребенка.

Куда пойти учиться особенному ребёнку?

Сегодня наше государство взяло на себя заботу об образовании «особых детей», которые не могут на общих основаниях реализовать предоставленное им право на обучение в простой российской школе.

Хоть родители и выбирают сами, где и как  учиться, однако любой здравомыслящий «предок» понимает и отдаёт себе отчёт, что отдав ребёнка с имеющимися  в развитии отклонениями в обычный класс – значит, обрести его на муки, не меньше.

Понимает это и наше государство, потому российское законодательство направлено на создание подходящих условий для обучения непростых детей. Для особых учеников коррекционные классы и целые учебные заведения – это как раз те самые условия, гарантированные государством.

Сегодня существует 8 видов коррекционных учебных заведений. Что радует, у них нет ранее режущих слух названий типа «для глухих», «для умственно отсталых» и прочих, позволяющих посторонним с лёту узнать о проблемах в здоровье Вашего ребёнка. Лишь сведущие могут по цифровой аббревиатуре понять, почему ребёнок ходит в такую школу.

Деятельность сцецшкол регулируется на законодательном уровне, и все они перечислены в письме Минобразования России № 48 от 04.09.1997. Принципы отбора в конкретное спецучреждение построены на характере отклонения в здоровье.

  • Образовательное учреждение 1-го вида предназначено для неслышащих детей. Их основная задача – научить лишённого слуха ученика общаться с окружающим миром, при этом дав возможность обучиться нескольким видам речи: устной, жестовой, письменной и тактильной.
  • Школы 2-го вида берут учеников слабослышащих с частичной потерей слуха либо недоразвитием речи в разных степенях, а также позднооглохших (в дошкольном либо школьном возрасте), сохранивших самостоятельную речь. Все усилия педагогов направлены на восстановление потерянного слуха, пробелы восполняются активными речевыми практиками и коммуникацией.
  • Коррекционные классы в школах 3-го и 4-го видов обучают тех, у кого установлены первичные и вторичные отклонения соответственно с нарушениями зрительных функций, то есть незрячих либо слабовидящих, деток с косоглазием либо таким заболеванием как амблиопия. При обучении педагоги и врачи пользуются специальным тифлооборудованием, помогающим читать слабовидящим и незрячим, а также особенными дидактическими материалами. Задача номер один – сохранить здоровье и развить органы чувств, на которые перекладывается компенсаторная деятельность.
  • 5-ый вид образовательных учреждений занимается коррекцией детей с тяжёлыми речевыми патологиями. Обучение разделено на 2 отделения: первое – для тех, кто имеет общее речевое недоразвитие в тяжёлой форме, во второе попадают заикающиеся ученики. Вся работа в такой спецшколе крутится вокруг развития речевых навыков.
  • Школы 6-го вида коррекции созданы для детей, имеющих нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, например, с такими диагнозами как ДЦП, параличи верхних и нижних конечностей, с врождёнными и приобретёнными деформациями. Здесь ставку делают на физкультуру и труд, как дисциплины, помогающие восстановить двигательные функции.
  • Спецкоррекционное образовательное учреждение 7-го вида берёт деток с задержками в психическом развитии, которые сохранили у себя интеллектуальный потенциал, но имеют отклонения в памяти, внимании, темпе психологических процессов, а также учат тех деток, что эмоционально неустойчивы. Здесь приучают жить по правилам и по времени, вырабатывают усидчивость и концентрацию, развивают познавательную деятельность.
  • Ну и наконец, 8-ой вид спецшкол предназначен для тех, кому вынесен врачебный вердикт «умственно отсталый». Здесь обучение носит больше характер трудовой подготовки, дисциплины все имеют практический смысл и даже экзамен сдаётся по труду. Всё, чтобы помочь такому ребёнку в дальнейшем «выжить».

Попадают дети с нарушениями в здоровье в нужный класс или школу по направлению от местного управления образования с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.

Задачи и задания

Родители не должны менять свое отношение к малышу. Перевод в специализированное учебное заведение еще не означает, что ваш ребенок умственно отсталый. Этот диагноз

Дома вы можете ставить перед ним самые обычные задачи. Научите ребенка самостоятельно заботиться о гигиене, убираться в комнате. Для развития ситуационного мышления просто необходимо иметь обязанности. Давайте ему простые (разного уровня сложности) задания, которые нужно выполнять каждый день. Это помогает в волевом развитии личности, которое благотворно сказывается на психике.

Не стоит ограничивать детей в домашних

Обучение по коррекционной программе 7-го вида

По ней обучается особый ребенок, зачисленный в 1-й класс

Вспомогательная школа особое внимание уделяет дополнительному образованию. Помимо уроков, воспитанникам таких ОУ предлагаются кружки и секции спортивного, музыкального, художественного направлений

Характерна и вариативность в обучении. В частности, на некоторые основные темы педагог уделяет больше часов, чтобы закрепить практические умения и навыки детей. Существует определенный стандарт, разработанный для коррекционных школ каждого типа. Выпускники таких учебных заведений должны соответствовать всем требованиям, указанных в ФГОС.

Есть ли плюсы у школы-интерната?

Многое зависит от педагогического коллектива школы-интерната. Профессиональный и человечный, любящий детей персонал – от директора школы до уборщицы – может многое. В стандартный набор адаптационных процедур спецшколы входят:

  • беседы педагогов-психологов с детьми (индивидуальные и в группах);
  • диагностика отклонений в развитии (анкетирования, тестирования, наблюдение и прочие – причем отслеживаются как отставание, так и опережение в развитии);
  • психокоррекционная работа с детьми;
  • консультации родителей или опекунов;
  • медико-психологические процедуры.

У ребят с ограниченными возможностями здоровья в таких заведениях есть возможность заниматься по специальной программе и получать регулярное медицинское обследование. Талантливый ребенок из маленького городка не получит у себя дома того объёма знаний и умений, который ему дадут столичные преподаватели, а затем будет возможность поступить в элитный профильный вуз. Трудному подростку дают шанс стать образованным человеком и занять достойное место в обществе.

Получится ли когда-нибудь сделать пребывание ребенка в школе-интернате полностью комфортным? На сто процентов вряд ли. Ну не будет ребенку (за редчайшими исключениями) житься в казенном заведении, лучше чем дома. Да, некоторые дети в спецшколе становятся морально сильнее, учатся преодолевать препятствия, которые появляются у них на пути. И всё же школа-интернат на сегодняшний день, скорее, трудная неизбежность для девиантных детей и неизбежная трудность для детей талантливых.

Плюсы и минусы коррекционных школ

Начнем с плюсов коррекционных школ. Там в каждом классе от 7 до 14 учеников. Наполняемость класса более 14 детей считается нарушением: такой класс обязаны поделить пополам и выделить еще одну ставку для нового педагога. Очевидно: чем меньше детей, тем больше внимания каждому. С учениками работают не обычные учителя, а педагоги-дефектологи, которых специально обучают в ВУЗах работать детьми, имеющими непростые медицинские диагнозы. Такие преподаватели знают, как найти ключик к самому сложному ребенку

В коррекционных школах особое внимание уделяется развитию речи. С детьми занимаются логопеды, причем с особо сложными детьми – индивидуально

Психологи работают с учениками и при необходимости дают консультации родителям. Для коррекционных школ разработаны специальные учебники. Там щадящая программа, не такие сложные задачи и упражнения, так как «особые дети» быстро утомляются, имеют проблемы с концентрацией внимания. Учитывая то, что «особые дети» усваивают информацию медленнее своих обычных сверстников, темпы подачи нового материала в коррекционной школе замедлены. Словом, такая школа позволяет ребенку постепенно, микроскопическими шагами продвигаться к освоению новых вершин – знаний, которые даются ученику так непросто. И тут коррекционная школа идет в ногу с развитием ученика.

Одна из главных проблем коррекционных школ заключается в том, что в них объединяют детей невероятно разных. Несхожи медицинские диагнозы, психологические и психиатрические проблемы… Можно ли подобрать для всех универсальную программу? Часто в «особых детях» сочетается явное отставание в одной области с одаренностью в другой. Один не в ладу с математикой, зато рисует как художник. Другой криво пишет, зато обладает очевидной способностью к иностранным языкам. А они-то как раз программой коррекционных школ и не предусмотрены! Потому что большинство учащихся коррекционных школ с трудом говорят по-русски. Какой уж там английский!

В коррекционные школы нередко «сплавляют» неугодных – ребятишек из социально неблагополучных семей. Потому что дети алкоголиков и наркоманов поначалу действительно слегка отстают в развитии – ведь горе-родители совершенно не уделяют им внимания. А потом, когда с учениками начинают усиленно заниматься профессионалы, ученики быстро наверстывают упущенное в раннем детстве и выравниваются со здоровыми сверстниками: ведь у них нет сложных генетических или психиатрических диагнозов, отягощающих обучение. И что этим здоровым детям делать дальше в одном классе с больными синдромом Дауна? Однако, если ПМПК видит, что ребенок хотя бы чуть-чуть выбивается за рамки трафарета – его тут же отправляют в коррекционную школу.

Классы для малышей, отстающих в развитии

Отставание в развитии – это не всегда патология или умственная отсталость

Некоторая задержка может быть связана с прохождением беременности или невниманием к младенцу. Маленький человек не отличается от своих сверстников: ну речь похуже или говорить стал позже

Основные проблемы начинаются в школе. Он катастрофически не справляется со школьной программой. Начинаются «двойки», возмущение педагогов и упрёки родителей. Малыш начинает чувствовать себя самым плохим. Порой, родители награждают маленького человека нелестными эпитетами: «тупица» и пр. На самом деле, малыш просто не в состоянии справится с программой, ему нужен корректирующий класс.

Психолог или педагог, разобравшиеся в ситуации могут предложить родителям перевести ученика в класс коррекции, но не все с этим согласны. Коррекционный класс – это не «класс дураков», а место, где ученику помогут освоить необходимые знания.

Преимущества такого класса:

небольшое количество учащихся, что позволяет учителю уделить внимание каждому;
профессиональная подготовка педагогов;
возможность улучшить свои познавательные способности;
возможность получить среднее образование в доступной форме;
переход в обычный класс через 2-3 года работы в коррекционном.

Последнее показывает, что класс коррекции предназначен для здоровых учеников, которым что-то помешало сформировать вовремя свои способности. Впрочем, ученик может закончить своё обучение и в корректирующем классе, что не уменьшит его прав на поступление в вуз.

Получить достойное образование имеет право любой ученик, вне зависимости от особенностей его развития. Для каждой группы особенностей есть свои школы или классы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector