Кризисы дошкольного возраста: как помочь ребенку

Что необходимо делать родителям

  • Стараться соблюдать привычный режим дня.
  • Создавать максимально богатую развивающую среду в доме. Обучайте его. Давайте ему трогать разные поверхности, нюхать запахи, слушать звуки. Показывайте, как пользоваться разными предметами.
  • Во всем поддерживать своего малыша.
  • Подавать ребенку только хороший пример.
  • Давать ему несложные поручения, чтобы малыш почувствовал свою ответственность и самостоятельность.
  • Согласовать модель воспитания с остальными родственниками, чтобы не возникало противоречивого поведения разных членов семьи, когда один запрещает, а другой разрешает.

Организовать ребенку личное пространство, где он будет чувствовать себя главным.
Стараться понять все просьбы малыша, если поняли — озвучивайте их. Например: «А, ты хочешь достать игрушку?» — и даже: «Ты хочешь потрогать огонь?» Затем можно объяснить, почему этого не стоит делать

Важно, чтобы не возникало неразрешенных ситуаций.
Не бойтесь, что ребенок стукнется, поранится или обожжется, конечно, если речь не идет о серьезной ране. Осваивающий окружающую реальность маленький человек обязательно должен пройти через некоторые испытания, чтобы научиться безопасно действовать в нашем непростом мире.
Уважать личность ребенка и демонстрировать свое уважение

Это поможет ему вырасти сильным и уверенным в себе человеком.
Проявлять безусловную любовь к малышу. Чаще обнимайте и целуйте его.
Если вам надо выйти из дома, расскажите об этом. Объясните, что вы скоро вернетесь.
Если ребенок вас не слушает и продолжает совершать какие-то недопустимые действия, важно четко выстроить систему правил и запретов. Не делайте ничего насильно. Придумайте, как его отвлечь или увлечь. Например, если малыш отказывается от определенной еды, предложите съесть ее в компании с игрушками.
Перед тем, как идти в туалет, заинтересуйте ребенка чем-нибудь, иначе он обязательно расстроится из-за вашего отсутствия. В таком случае поговорите с ним из-за двери, объясните, что скоро вы выйдете.
Если ребенок просит помочь — помогите, но не переусердствуйте с помощью. Пусть малыш старается справиться сам, а вы «подстрахуете» его в той части дела, которая ему пока не под силу.
Если малыш требует внимания — уделите ему время. А если у вас его совсем нет, отвлеките его чем-нибудь интересным.

Надеемся, эти советы помогут вам наладить конструктивное общение с вашим малышом. Пусть этот период будет для вас не кризисом, а увлекательным «квестом», который научит вас выдержке и мудрости, а вашему ребенку поможет стать взрослее.

Что такое кризис первого года

Отрезки времени, когда меняются поведение и привычки малыша — неотъемлемая часть взросления ребёнка. И называются они возрастными или личностными кризисами. На протяжении жизни такие кризисы повторяются регулярно. В детстве это происходит в первые недели после рождения, в 1 год, в три, в шесть и в 12–14 лет.

Возрастные кризисы у детей: причины, признаки, что делать

Именно в возрасте 1 года (плюс-минус 1–2 месяца) малыш делает первые шаги, начинает активно изучать окружающий мир. Но его стремления и порывы чаще всего ограничиваются родительским категорическим «нет!». От этого и слёзы, и капризы, и упрямство.

Помните первопричину мировых революций: «Низы не могут, а верха не хотят»? Здесь примерно та же ситуация. Мамы и папы должны осознать, что их малыш вырос, стал более самостоятельным, коммуникабельным и мобильным, и начать относиться к крохе по-другому. Но как понять, что кризис у годовалого карапуза уже наступил?

Существует ли кризис первого года?

Существует. Психолог Даниил Эльконин относил кризис первого года к числу «малых» кризисов в жизни человека и считал, что это состояние разделяет два этапа эпохи раннего детства – младенчество и ранний детский возраст.

Лев Выготский полагал, что кризис первого года связан с появлением в жизни ребенка ходьбы и автономной речи (переходный этап между пассивной и активной речью, так называемый «детский жаргон»). Обе этих функции буквально рушат привычную систему существования, когда потребности ребенка полностью соответствовали его желаниям – и в большинстве случаев удовлетворялись.

В годовалом возрасте ребенок начинает изучать окружающий мир, его интересуют окружающие предметы, в его сознании теперь всплывают образы из памяти, все вызывает у него побуждение к действию.

По мнению психолога Екатерины Мурашовой, в год у ребенка запускается биологическая программа, целью которой является определение границ дозволенного. Именно этот процесс приводит к появлению в поведении ребенка агрессии, нытья, манипуляторного плача.

Периодизация

В психологии обычно выделяется пять детских кризисов по возрастам:

  • 1 года — переход от младенчества к раннему детству;
  • 3 лет — переход к дошкольному возрасту;
  • 7 лет — освоение школы;
  • 13 лет — подростковый период;
  • 17 лет — начало ранней юности.

Однако данная периодизация достаточно условна. В трудах психологов, учебниках, различных источниках можно встретить другие её интерпретации.

Например, есть мнение, что в отдельный кризис новорожденности следует выделять весь первый год жизни малыша, начиная от появления на свет и заканчивая становлением на ножки. По сути, там каждую неделю можно назвать переходным периодом, характеризующимся резкими скачками в физическом состоянии.

Согласно другой точке зрения, кризисные периоды 13 и 17 лет следует объединить в один — подростковый.

В некоторых источниках кризис ранней юности исключён из данной периодизации, так как семнадцатилетнего человека трудно назвать ребёнком в общем смысле этого слова.

Такие разночтения в периодизации не должны пугать. Их описания максимально похожи.

Причины

Если родители смогли осознать суть кризиса, им будет проще понять его причины. Это поможет наладить отношения с ребёнком и совместно преодолеть все противоречия этого непростого периода.

Психологи называют следующие факторы-провокаторы:

огромное количество информации, которую нужно ежедневно усваивать и перерабатывать;
необходимость постоянно учиться чему-то новому: есть ложкой, ползать, сидеть, ходить, говорить;
непомерные физические нагрузки: на фоне ещё не сформировавшегося опорно-двигательного аппарата ребёнок начинает ходить, что даётся ему крайне нелегко;
открытие окружающего мира, который, оказывается, не ограничивается кроваткой или одной комнатой, и по нему можно перемещаться — причём самостоятельно;
отрыв от родителей: от них можно уползти и убежать — это второй разрыв с матерью в жизни ребёнка, но уже осознанный (первый — рождение);
отказ от материнской груди — потеря ещё одной важной психофизиологической связи с мамой;
освоение новых предметов (ложки, пирамидки, книжки, телевизора);
выстраивание первых отношений с окружающими: у кого-то можно попросить кушать, у других это делать бесполезно.

С точки зрения психофизиологии, мозг ребёнка постоянно развивается и совершенствуется, он пытается понять, какое место занимает в этом огромном мире и как нужно себя в нём вести. Это первые шаги на пути социализации, и чем увереннее они будут, тем успешнее человек будет в будущем. Но без помощи взрослых малышу это не под силу.

Если раньше он жил по законам биологических ритмов, то к 8-9 месяцам они теряют свою организационную функцию. Его поведение кардинально меняется из-за созревания структур головного мозга и перестройки нервной системы.

Овладение ходьбой, речью, манипулятивными и предметными действиями сопровождается формированием новых качеств психики. Появляется потребность в самостоятельности (ребёнок понимает, что сам может перемещаться, чтобы изучить окружающее пространство и предметы), но для этого отсутствуют условия. Для родителей он всё такой же кроха, и большинство из того, что ему хочется, нельзя.

Разобрав каждую причину подробно и применив её к своему малышу, родителям будет проще понять, что с ним происходит. Это позволит более безболезненно преодолеть возрастной кризис первого года жизни ребёнка. Психологи и педиатры называют данный фактор обязательным условием формирования гармоничной личности в будущем.

Почему ты можешь чувствовать себя плохо?

1. Кризис первого года у ребенка

Малыш очень изменился за этот год: из беспомощного комочка он стал розовощеким ребенком, любопытным, подвижным, но по-прежнему требующим максимум внимания. Он осознает, что может сам производить какие-то действия, которые принесут результат, и начинает этим умением вовсю пользоваться. Кроме того, он активно познает мир.

Психолог Даниил Эльконин1, считал, что кризис первого года разделяет два этапа эпохи раннего детства – младенчество и ранний детский возраст.

Лев Выготский2 этот возрастной кризис объяснял возникновением новых навыков: ходьбы и автономной речи. Это кардинально меняет привычную картину мира ребенка, когда все потребности ребенка в большинстве случаев сразу же удовлетворялись.  

В годовалом возрасте ребенок начинает активнее изучать окружающий мир, его интересуют окружающие предметы, в его сознании теперь всплывают образы из памяти, все вызывает у него побуждение к действию.

По мнению психолога Екатерины Мурашовой3, в год у ребенка запускается биологическая программа, целью которой является определение границ дозволенного. Именно этот процесс приводит к появлению в поведении ребенка агрессии, нытья, манипуляторного плача.

Конечно, кризис роста может сказаться на поведении ребенка: он становится более капризным, требовательным. Это не может не отнимать мамин ресурс.

2. Усталость

Вот уже год ты находишься в напряжении. Помнишь это чувство, когда выходишь из дома без ребенка и продолжаешь инстинктивно искать его глазами? Ты не можешь расслабиться ни на минутку. Какими бы включенными не были современные папы, основная ответственность все-таки лежит на мамах. Бессонные ночи, переживания, гиперответственность — все это не добавляет сил и энергии.

3. Конфликты с окружающими

С появлением ребенка происходит рождение новых социальных ролей: окружающие тебя люди становятся папами, бабушками, крестными и просто желающими дать тебе совет. 

Наверняка ты уже узнала о том, что молоко у тебя жидкое/невкусное/уже бесполезное, ребенку холодно без шапочки/жарко в этой куртке, ты с ним не занимаешься/замучила своими развивашками. Постоянное отстаивание своих границ, особенно перед ближайшими — мамой и свекровью — закладывает в голову вредные мысли о несостоятельности твоего материнства. 

Могут охладиться отношения с мужем. Заботы о малыше не оставляют места для приятных бесед по вечерам. Иногда мысли о ребенке вытесняют из головы матери все остальные. Не все супруги относятся к этому с пониманием, и тогда случаются ссоры, которые тоже не добавляют приятных эмоций.

4. Болезни малыша

К 12 месяцам мама уже успевает познакомиться с повышением температуры, возможно, аллергией и даже раз проглядеть, как малыш падает с кровати или дивана. Болезнь ребенка, особенно, если он первый, добавляет мамам тревоги и всегда бьет по самооценке.

5. Чувство “отсталости от жизни”

Твой круг общения и интересов значительно изменился и сузился. Практически все время ты посвящаешь заботам о малыше, и так давно не была на вечеринках и взрослых тусовках. Ты помнишь сотню детских песенок, но совсем перестала интересоваться тем, что происходит в мире. Тебе кажется, что все вокруг такие современные, а ты часами укачиваешь и варишь кашу. От этого, конечно, не становится веселее.

6. Обманутые надежды

Один год! Ты ждала этой мифической даты, после которой “станет легче”. Но легче почему-то не становится. Малыш не начал спать всю ночь, не стал сам есть ложкой и не заговорил. Наоборот, он стал гораздо подвижнее, научился подставлять табуреточку и открывать шкатулку с косметикой. Отсюда порой возникает чувство обманутых надежд.

У молодых мам могут возникнуть такие чувства как: 

  • апатия или раздражительность;
  • плаксивость;
  • чувство “нелюбви” к ребенку;
  • ощущение себя плохой мамой;
  • снижение сексуального влечения.

Что происходит с ребенком в этот период

Характерные признаки кризиса одного года:

  • Самостоятельность;
  • Неуправляемость;
  • Упрямство;
  • Непослушание;
  • Требование внимания к себе;
  • Чувствительность к замечаниям;
  • Обиды;
  • Агрессия;
  • Капризность;
  • Противоречивое поведение.

В это время у ребенка наблюдается определенный скачок в развитии. Внутри него происходят глубокие психологические преобразования. Он начинает ощущать себя личностью и хочет быть самостоятельным. У маленького человека возникают собственные желания, которые больше не зависят от взрослых. Он стремится познавать мир самостоятельно — все потрогать, попробовать на вкус, посмотреть, что внутри. И любые запреты вызывают в нем волну непослушания. 

Подростковый кризис

Подростковый кризис – некая «страшилка» для взрослых. Они боятся этого периода и прогнозируют проблемы и трудности связанные с взрослением детей. В это время родители чаще обычного чувствуют себя беспомощными. Кроме того, что это личностный кризис ребенка, это еще и противостояние поколений. Родители сравнивают себя со своими детьми и видят, что в их детстве многое было по-другому. Это несоответствие поднимает много чувств у родителей, часто это возмущение и раздражение поведением чада. Эмоциональное противостояние «отцов и детей» выливается в конфликты и скандалы. Некоторые подростки замыкаются в себе, становятся скрытными. Это тоже беспокоит родителей. Что бы ни делал подросток, родители чаще всего недовольны им. Время протекания сложного периода очень разное. Ситуация может быть очень острой и в 9-11 лет, и в 15-17 лет, хотя принято считать подростками детей 12-14 лет.

Случай из практики.

В семье сложные взаимоотношения между родителями, однако, оба они обеспокоены эмоциональным состоянием сына 13 лет. Мальчик два раза менял школу и место жительства, на момент обращения учился сносно, но без желания, домашние задания выполнял под принуждением. Друзей мало, конфликтные отношения с одноклассниками, дома ребенок отгораживался от родителей, разговаривал с ними очень мало. Взрослые видели моральное неблагополучие сына, но не понимали, как ему помочь. Обратившись к психологу, им удалось наладить контакт с ребенком. Мальчик стал более открыт и заинтересован в общении с родителями, в школе почувствовал себя более комфортно и спокойно, изменился общий фон настроения ребенка.

***

Конечно, любая кризисная ситуация, всегда усложняет жизнь. Грамотное поведение родителей в кризисный период развития ребенка, зачастую, помогает предотвратить затяжной характер wxe cпроблем. Взрослые, чувствующие и понимающие внутреннюю жизнь своих детей, помогают им преодолеть сложности, и стимулируют подъем на новую ступень. Родители, испытывающие трудности, в эти периоды могут получить реальную помощь от психолога, если обращаются и готовы к совместной работе.

Основные признаки кризиса 7 лет.

Все изменения ребёнка можно разделить на 3 основных группы:

1. Первая группа симптомов связана с возникшей тягой ребёнка к самостоятельности:

— появление большого интереса к семейным делам. Это может быть и заинтересованность во взаимоотношениях родителей, в бюджете семьи и т.д.;

— частое вступление во взрослые разговоры, порой со знакомыми родителей;

— внезапное желание взять на себя новые обязанности, проявляя большую важность к своей персоне.

— разбрасывает или вовсе ломает подаренные игрушки;

— на любые просьбы отвечает отказом;

— проявляет упрямство, часто спорит с поводом и без;

— грубит, гневно высказывается.

3. Третья группа отличается подражанием взрослым людям:

— передразнивает мимику, голоса и движения взрослых;

— просит купить модную одежду и дорогие гаджеты;

— кривляется;

— слишком сильно обижается, когда слышит критику или шутки в свой адрес;

— часто может кардинально меняться настроение.

Если вы заметили одно или несколько отклонений в поведении ребёнка, указанных в данном абзаце, вероятно ваше дитё переживает кризис 7 лет

Все проявления имеют очень важное значение как в развитии, так и в дальнейшей жизни ребёнка.

Мои рекомендации родителям

Как вести себя родителям в кризис 7 лет? Психология утверждает, что главное – сохранять спокойствие и уравновешенность, мягко устанавливать границы и поддерживать ребенка. Несколько советов на период кризиса:

  • В первую очередь родителям необходимо настроиться на спокойный лад и осознать, что кризис семи лет – это лишь небольшой период нормального развития ребенка.
  • Быть последовательными. Не отменять своих обещаний, не снимать запреты, если они уже даны.
  • Честно говорить ребенку о своих чувствах. Но эти сообщения должны быть именно о своих ощущениях, а не о личности ребенка. Нельзя говорить: «ты отвратительно себя ведешь», можно: «Я огорчаюсь и сержусь, когда меня передразнивают».
  • По возможности позволить ребенку принимать некоторые решения в семье, высказывать свое мнение, давать возможность на небольшие самостоятельные дела без контроля взрослых.
  • Не забывать, что ребенок – это отдельная личность, а не собственность родителей. Не стоит решать за ребенка, чего он хочет, а чего – нет.
  • Давать ребенку возможность отдыхать. После учебных и развивающих занятий ребенок должен размяться, поиграть, активно провести некоторое время.
  • Не устраивать эмоциональную перегрузку. Не стоит в период кризиса стараться заполнить все свободное время яркими впечатлениями: устраивать в одни выходные и посещение парка каруселей, и кино, и кафе, и игровой комнаты. Это приведет истерике или агрессии в связи с психическим переутомлением.
  • Сохранять детство. Не стоит забывать, что с наступлением школьной жизни ребенок все равно остается ребенком.

Первый класс – это переходный период между дошкольным и школьным детством, поэтому малыш будет рад, если родители помогут ему запоминать и понимать учебный материал в игровой форме. Кроме того, это действительно поможет ему более качественно разбираться в темах.

Еще советы

Основная задача взрослых — всю эту неуемную энергию обратить в нужное русло, а лучше всего в игру.

Например, на кухне открывается просто огромное поле для деятельности и игры любимого чада. Вместо исследования горячей плиты и холодильника, кроха может разбирать и складывать корзину с луком, чесноком и другими овощами. Кастрюли, сковородки, крышки от банок, ложки и небьющиеся тарелки — это просто сокровища для малыша и с ними он может делать все, что захочет. А можно также позволять ему кормить чем-нибудь свои игрушки.

Обучение первым навыкам

Вместе со своим крохой можно загружать и выгружать стиральную машину. Ему это очень понравится. А если разрешить ему нажать на нужную кнопочку, радости не будет предела.

В этот период проявления самостоятельности необходимо научить своего карапуза некоторым навыкам. Например, мыть руки, держать правильно ручку и ложку и другим.

В этот очень сложный, но в то же время интересный жизненный этап нужно не забывать о том, что такое безусловная любовь. Никаких нервов, криков и ругательств!

НЕ НАДО кричать на ребенка! Найдите другой способ объяснить ему, как правильно

Прежде чем начать свою истерику, нужно глубоко вдохнуть и подумать, поймет ли ребенок, которому, возможно, чуть больше года, все правильно. Негатив в сторону! Кризис — он пройдет! А все происходящее должно вызывать улыбку и гордость за малыша хотя бы за то, что он так быстро и хорошо развивается. А разрядку после напряженного дня можно получить и другим способом, вовсе не обязательно срываться на ребенке.

Нужно быть другом своему малышу, он должен знать, что в любую минуту может положиться на своих родителей. И это ощущение того, что его любят просто так, всегда понимают и поддерживают, очень поможет ему на протяжении всей его жизни.

Как вести себя родителям

Протестующий годовалый малыш — довольно распространенное явление во многих семьях. Но как договориться с капризным ребенком, который из ласкового крохи превратился в несговорчивого демона? Есть несколько методов, которые, по мнению психологов, позволят пережить кризисный период с минимальными потерями:

  • Не стоит сломя голову бежать к психологу и пытаться разобраться в чем дело. Кризис 1 года жизни не требует лечения и не указывает на какие-либо проблемы.
  • Позвольте своему ребенку ощутить себя самостоятельной личностью. Например, при посещении магазина пусть он сам выберет себе игрушку.
  • Отбросьте лишние запреты и уберите вещи, которые могут быть опасными для малыша, с поля его зрения. Это позволит минимизировать произношение категоричного «нет».
  • Не пытайтесь пресечь желание ребенка сделать что-то самостоятельно — лучше помогите ему.
  • Не заставляйте делать ребенка делать то, что он не хочет в данный момент. Например, кушать кашу или другую еду. Поверьте, что от голода он точно не умрет.
  • Научитесь понимать свое чадо и будьте внимательны к его просьбам и желаниям на интуитивном уровне.
  • Станьте ребенку другом, а не суровым воспитателем. Проводите с ним больше времени и играйте в детские забавы.
  • Общайтесь со своим малышом. Это не только знак внимания, но и отличная предпосылка к развитию речи. Вы можете делиться с ним совместными планами на день или же просто рассказывать интересные сказки.
  • Привлекайте ребенка в качестве помощника. Поверьте, это станет не только интересным, но и полезным занятием для вашего крохи. С таких мелочей и вырабатываются положительные привычки.
  • Не бегите сломя голову по первому плачу. Тем более если вы точно знаете, что это — каприз. Пусть малыш останется ненадолго в одиночестве — скорее всего он найдет себе другое занятие и прекратит проявлять характер.
  • Приучайте ребенка к словам «надо» и «нельзя».
  • Соблюдайте режим дня, даже если ребенок протестует. Только делайте это в формате игры, а не насильственно.
  • Развивайте интеллект и кругозор малыша. Купите ему соответствующие игрушки и тренируйте мелкую моторику.

С чем связан кризис 1 года

Кризис 1 года у ребенка возрастная психология связывает с первыми шагами малыша. Когда карапуз начинает ходить, весь мир вокруг него меняется. Еще недавно у него было несовершенное зрение, он не мог ни стоять, ни сидеть. Его мозг работал совершенно по-другому и постепенно накапливал информацию об окружающем мире. Но карапуз научился сидеть, затем ползать, он понял, что мир вокруг многомерный, а не плоский, как казалось, лежа на кроватке. Осознание того, что каждый предмет особенный на ощупь, что он имеет определенный цвет, размер и свою функцию, заставляет нервную систему малыша напряженно работать. Новые умения в совокупности с активной мозговой деятельностью побуждают малыша общаться с родителями. Он хочет выразить свое недовольство или попросить какой-либо предмет. Малютка уже знает название некоторых вещей, понимает, что люди общаются с помощью речи, но сам пока не может говорить, и это его расстраивает.

Еще одной немаловажной причиной является желание все делать самостоятельно. Теперь, когда карапуз уже ходит на своих ножках, он хочет все делать сам

У него уже появились свои вкусы, он не хочет надевать кофточку, которую дает мама, отдавая предпочтение другой одежде. Кроха хочет самостоятельно питаться, и хоть он еще не умеет есть с ложечки, но уже старательно повторяет за взрослыми.

Помните, что копирование поведения взрослых – это естественный процесс. В раннем возрасте дети пытаются разговаривать по телефону, как мама с папой, а в подростковом им уже хочется курить, как мама с папой.

У карапуза на этой стадии появляется огромный интерес к окружающему миру, он норовит все потрогать и попробовать на вкус. Это ввергает родителей в шок. Малютка может взять папин молоток и постучать им по телевизору. Такими действиями ребенок не хочет причинить вред, он просто копирует поведение отца, для малыша нет принципиальной разницы между забиванием гвоздя и ударом по монитору.

Часто крохи хотят прикоснуться к горячему или острому. Помните, что взрослые люди не столько умные, сколько опытные, они много раз обжигались, падали, кололись иглами и, таким образом, накопили много информации об окружающем мире. Дети, росшие до года в тепличных условиях, совершенно не понимают, что есть опасные предметы. И такие слова, как горячее или колючее, не вызывает у них никаких эмоций, пока они не обожгутся и не уколются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector