Логопедические игры, страница 2

Содержание:

Игра «Составляем слова».

Цель. Упражнять в составлении слов из трех букв.

     Оборудование. Гимнастические обручи, два набора цифр «1», «2», «3».

Наборы букв (первый набор: «К», «О», «Т», «Д», «Ы», «М», из которого составляются слова «кот», «дым»; второй набор букв: «С», «О», «К», «Д», «О», «М», из которого составляются слова «сок», «дом»; третий набор букв: «Ш», «А», «Р», «Л», «У», «Ч», из которого составляются слова «шар», «луч»).

    Проведение игры. Педагог говорит детям, что сегодня они будут играть в слова, каждый ребенок будет буквой, а у букв есть свои места в обручах, там, где цифра «один», будет стоять первая буква, где «два» —  вторая, где «три» — третья. Затем дети делятся на две команды. Перед ними кладутся два набора из трех обручей. В каждый набор педагог кладет цифры «1», «2», «3». Педагог раздает детям буквы и говорит, какие слова составляет каждая команда.

         Дети говорят стишок:

Раз- два, раз-два,

Составляем мы слова.

Затем каждый ребенок должен встать на свое место и поднять свою букву.        

Выигрывает та команда, которая раньше составит слово.

Аналогично можно провести игру  с более сложными словами.

Как производить занятия в домашних условиях

В домашних условиях можно проводить несколько видов занятий. Это:

  • пальчиковые игры;
  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнение на звукоповторение;
  • логоритмические упражнения;
  • игры для активизации слухового аппарата;
  • повторение литературного материала.

Занятия должны быть ежедневными, регулярными и проходить в игровой форме. Если ребенку будет скучно, то он не научится ничему.

Существует несколько правил проведения:

  1. Длительность занятий растет постепенно. Оптимальное время для первого занятия — 3-5 минут.
  2. Не стоит учить принудительно, иначе ребенок откажется заниматься и вовсе.
  3. В день проводить по несколько небольших упражнений.
  4. Не повышать голос, если малыш не способен на что — то. Следует определить, почему язык его не слушается и работать над этой проблемой.

Только в этом случае можно достигнуть успеха.

Как производить занятия в домашних условиях

Устраивая дидактические занятия дома, нужно соблюдать ряд простых правил. Проводить игры в домашних условиях следует в соответствии со следующими рекомендациями:

  • подбирать время для игр нужно тогда, когда ребенок прибывает в хорошем настроении;
  • играть нужно ежедневно, чтобы игровые занятия были систематическими. Если такой возможности нет, то следует постараться выработать график (хотя бы несколько раз в неделю), иначе результата родители дождутся совсем нескоро;
  • начинать игровые занятия следует после посещения специалиста (невролог, логопед), потому что причины могут крыться не только в неусидчивости или лени ребенка, но и иметь более серьезные корни.

Логопедические игры для дошкольников имеют важное значение в формировании у них речевого аппарата и выработке четкости речи. Специалисты логопедии рекомендуют для родителей следующие правила, которые помогут ребенку легче адаптироваться к занятиям, и делать последние более эффективными

Удобство занятий в домашних условиях также заключается в том, что игры не требуют особых затрат на их организацию, а весь учебный материал можно при желании изготовить вместе с ребенком.
Очень важно заинтересовать малыша такими занятиями, поэтому рекомендуется создать эффект соревнования или продумать поощрение за успехи в занятиях.
Логопедические игры должны проходить в легкой, положительной и позитивной атмосфере, которая обязательно укрепит связь между ребенком и родителями.
Прежде чем приступить к занятиям, нужно точно определиться с целью
Первое время лучше акцентировать внимание на одной конкретной проблеме, а немного погодя можно вводить и новые дидактические игры.. Ниже приведены лишь некоторые методики занятий, можно всегда придумать что-то свое, в этом деле существует простор для фантазии. Ниже приведены лишь некоторые методики занятий, можно всегда придумать что-то свое, в этом деле существует простор для фантазии

Ниже приведены лишь некоторые методики занятий, можно всегда придумать что-то свое, в этом деле существует простор для фантазии.

Игра «Раз, два, три, четыре, пять».

Цель. Расширять активный словарь детей, учить употреблять обобщающие понятия, укреплять мелкие мышцы кистей рук.

Проведение игры.

Проговаривая первую строчку стишка, педагог вместе с детьми  загибают по очереди пальцы ведущей руки в кулачок. На второй строчке – сжимают и разжимают все пальцы. Проговаривая третью и четвертую строчки, загибают пальцы в кулачок (пять предметов – пять пальчиков).

         После того как дети назвали пять предметов, можно предложить им продолжить ряд слов, загибая пальчики другой руки: «Пальцы дальше загибай и предметы называй». Можно спросить детей: «Что у нас в кулачке?» (фрукты…)

Фрукты.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем фрукты называть:

Груша, яблоко, гранат,

Апельсин и виноград.

  Овощи.

Раз, два, три, четыре, пять.

Нужно овощи назвать:

Лук, капуста, кабачок,

Сладкий перец и чеснок.

   Мебель.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем мебель вспоминать:

Полка, тумбочка, буфет,

Книжный шкаф и табурет.

   Посуда.

Раз, два, три, четыре, пять.

Нам посуду надо знать:

Чашка, сахарница, ложка,

Сковородка, поварешка.

   Птицы.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем птиц мы называть:

Утка, галка, соловей,

Попугай и воробей.

   Домашние животные.

Раз, два, три, четыре, пять.

Домашних животных начнем называть:

Лошадь, кошка и осел,

Поросенок и козел.

   Дикие животные.

Раз, два, три, четыре, пять.

Диких животных нам надо назвать:

Волк, лисица, лось, барсук,

Полосатый бурундук.

  Насекомые.

Раз, два, три, четыре, пять.

Насекомых надо знать:

Муха, бабочка, паук,

Стрекоза и майский жук.

   Цветы.

Раз, два, три, четыре, пять.

Нужно нам цветы назвать:

Мак, ромашка, василек,

Колокольчик и вьюнок.

   Деревья.

Раз, два, три, четыре, пять.

Надо нам деревья знать:

Дуб, береза, клен, осина

И кудрявая рябина.

   Инструменты.

Раз, два, три, четыре, пять.

Инструменты надо знать:

Молоток, пила, топор,

Плоскогубцы, гвоздодер.

   Обувь.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем обувь вспоминать:

Туфли, тапочки, сапожки,

Башмаки и босоножки.

   Одежда.

Раз, два, три, четыре, пять.

Нам одежду надо знать:

Шарф, футболка, галстук,

Полушубок, фартук.

Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет

Большинство старших дошкольников имеют трудности с:

  • освоением сонорных и шипящих звуков;
  • звуковым анализом слов;
  • развитием повествовательной речи;
  • составлением рассказа и описаний.

Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до общего недоразвития речи (ОНР). Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна.

Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка, ведь они помогают быстрее освоить грамоту.

Пальчиковые игры

Пальчиковая гимнастика совместно с текстами помогает развить мышление, воображение, внимание и выразить свои эмоции. Помимо развития речи наблюдается еще и появлении быстрой реакции

Заниматься следует ежедневно по 5 минут. Упражнений есть много, но для начала подойдут:

  1. Цветок. Ручки сложены, как при молитве. Малыш говорит: солнышко просыпается, цветочек открывается(пальцы разжимаются, ладошки сжатые), солнышка садится, цветочек спать ложиться (ладони вновь сомкнуть).
  2. Кошка. Руки на столе, сжатые в кулак. Малыш проговаривает: «кулачок-ладошка, я иду как кошка». Разжимает руки, не отрывает ладони от твердой поверхности, а затем возвращается в исходное положение. Повторить 7 раз.
  3. Птица. Скрестить руки перед грудью, ладони к себе. Сцепить большие пальцы, они символизируют голову птицы. Пальцы — крылья. Птица полетела (помахать пальцами), села-поседела (разъединить ладошки и прижать к груди), дальше полетела.

Такие игры можно использовать и в минуты отдыха, на прогулке, в дома, в поездке.

Логопедические игры — Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора Лего в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ

Публикация «Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора…»
Тема: «Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ». Цель: Ознакомление педагогов с инновационной технологией, с возможностями конструктора ЛЕГО в речевом развитии дошкольников. Формирование практических…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Использование лэпбука и синквейн-технологии в работе учителя-логопеда ДОУ
«Использование лэпбука и синквейн-технологии в работе учителя-логопеда ДОУ» В современном дошкольном образовании развитие речи рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Ведь от этого зависит будущая успешная учёба в школе, общее интеллектуальное развитие,…

Логопедические игры с шариками Марблс
Логопедические игры с шариками марблс В логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста советую применять шарики марблс и камешки-кабошонов. Стеклянный шарик марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних…

Консультация учителя-логопеда «Речевые игры дома»
1 «Один и много» (образование множественного числа существительных): яблоко – яблоки, груша — …, слива — …, персик — …, банан — … 2 «Скажи наоборот» (подбор антонимов): большой – маленький, короткий — …, сладкий — …, мягкий — … 3 «Назови ласково» (словообразование…

Статья «Конспект ООД в старшей логопедической группе с использованием игр В….»
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича «В стране геометрических фигур» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие»,…

Роль игры в логопедической работе с детьми
Игра является основным видом деятельности дошкольника, во время которой формируются определенные качества личности ребенка, развиваются основные физические и психические про¬цессы. В своей работе мы успешно использовали игры и игровые приемы с учетом индивидуальных особенностей…

Игра «Что происходит осенью с червячками» на основе логоритмической песенки Екатерины Железновой «Червячки»
А у нас опять осенние приключения. На этот раз мы узнаем: а что же происходит осенью с червячками. И где они прячутся зимой? На этот раз я познакомлю вас с увлекательной игрой «Червячки». За основу я взяла логоритмическую песенку Екатерины Железновой «Червячки». Смотрите, что…

Конспект итогового открытого логопедического занятия в подготовительной группе «Играем со звуковичками»
Конспект итогового открытого логопедического занятия в подготовительной группе «Играем со Звуковичками». Цель НОД: — Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь»; — Формирование…

Страницы:

Занятия с логопедом

Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте происходит быстро и взаимосвязано с уровнем интеллектуального развития. Основная закладка речевого развития происходит до 3 лет. Ребенок быстро пополняет пассивный, а затем и активный словарь, обогащается звуковое оформление слов, появляются первые фразы, предложения. Уровень речевого развития у всех детей разный, кто-то способен к трем годам правильно произносить слова, строить фразы и предложения. Другим же деткам необходима помощь со стороны взрослого, специалиста. Речь таких малышей может быть не отчетливой, нарушено звукопроизношение, или слоговая структура.

В таких случаях педагоги ДОУ, логопеды и воспитатели проводят логопедическую работу с использованием различного подсобного материала, книг, игр разработанные ведущими специалистами или учителями-логопедами дошкольного учреждения.

Цель занятий:

  • обучать четкому и правильному произношению,
  • постановке и закрепление звука,
  • формирование грамматического строя речи,
  • формирование голосовых способностей,
  • развитию мелкой моторики и мн.др.

Темы для занятий для логопеда

Занимаясь с детьми логопед может взять множество различных тем. помогая малышам развивать речевые навыки. Далее приводятся несколько наиболее популярных вариантов.

Тема «Профессии»

Во время таких занятий рассматривают различные специальности, вовлекая детей в игры и разнообразную деятельность. Им загадывают загадки, связанные с деятельностью взрослых. С малышами проделывают упражнения, имитирующие движения работников.

Проводя по теме «Профессии» логопедическое занятие в подготовительной группе детей учат говорить о различных видах занятий взрослых.

С детьми произносятся различные звуки и слова, их учат делать мимические движения, выражающие определенные эмоции.

Тема «Зима»

Когда проводится логопедическое занятие на тему «Зима» предлагаются загадки на темы зимней погоды, событий, относящихся к этому периоду. С детьми проводят беседы, связанные с этим временем года. Малышам предлагают описать зимнюю погоду, употребляя для этого различные слова. Например, «Что делает мороз/Щиплет, кусает».

Тема «Транспорт»

С детьми рассматривают различные виды транспорта и дают задания, которые имеют отношение к ним. Например, малыши рассматривают карточки с изображениями и должны определить, какая лишняя (изображены: автомобиль, поезд, самолет и кастрюля). Дети должны объяснить свой выбор. Можно проделать упражнение «Пароход гудит», используемое в логопедии.

Обратите внимание! При этом дети на выдохе с закрытым ртом должны произносить долгий звук «ы-ы-ы»

Тема «Мебель»

Мальчикам и девочкам дошкольного возраста предлагают назвать предметы мебели, расположенные в комнате. Их спрашивают о том, из чего сделаны различные части стула, стола или шкафа. Может использоваться игра, когда называются качества мебели, а ребенок должен назвать противоположное свойство.

Тема «Комнатные растения»

Можно сыграть в игру «Чтобы». Детям говорят, как нужно ухаживать за растениями, а они должны добавить слово «чтобы» и сказать, почему именно это надо делать. Игра «Два и пять» состоит в том, что о различных комнатных растениях нужно сказать предложение типа: «У меня два кактуса и пять кактусов». Детям с ОНР предлагают произнести различные предложения , рассказав о том, что делает божья коровка. Например: «Божья коровка летает над цветком».

Роль и значение логопедических игр

Речевые проблемы у детей – явление весьма распространенное. Если кто-то не выговаривает 2-3 звука, это еще пол беды. Если же в речи отсутствует более 3 звуков, то стоит задуматься над тем, чтобы серьезно заняться решением проблемы. В зависимости от сложности логопедических нарушений у ребенка можно решать, насколько продолжительным будет терапия. Но еще большое значение в таком лечении имеет стойкость и терпение родителей. Насколько стойкими они будут в выполнении всех требований специалистов.

Занятия с детьми лучше проводить в игровой форме. Игровая обучающая деятельность очень популярна среди детей дошкольного младшего школьного возраста. Такая форма терапии благотворно влияет на формирование мыслительных процессов от самых простых до самых сложных.

Логопедические игры — эффективное средство для пополнения лексикона дошкольника. В такой форме знания лучше усваиваются, а дети проявляют к ним неподдельный интерес и приятно проводят время с родителями. Игры в логопедии развивают сосредоточенность, речь, логическое мышление, общительность, ум и физическое состояние ребенка.

Дидактические игры являются неким катализатором психических процессов, которые происходят в сознании ребенка при познании различных предметов в возрасте 5-6 лет. Они являются не только речевой, но и познавательной деятельностью ребенка. Также игры помогают малышу почувствовать себя уверено не только наедине с родителями, но и в обществе, снимают страх перед окружающими и учат правильно излагать свои мысли в словах. В игровой форме дети самостоятельно решают задачи, пытаются найти правильные ответы, преодолев некоторые трудности.

Если родители вовремя не начнут помогать ребенку в устранении дефектов речи, то это может привести к развитию комплексов, замкнутости и необщительности у него. Для проведения логопедических игр совсем не обязательно посещать специальные центры, достаточно проводить регулярные занятия в домашних условиях.

Разновидности

Сейчас существует большое количество разнообразных речевых тренажеров, которые можно сделать самостоятельно. Но есть игры, хорошо зарекомендовавшие себя среди специалистов:

  • «Мир за твоим окном» − предназначена для старших дошкольников и младших школьников, имеющих нарушения слуха, речи и ЗПР (задержку психического развития). С ее помощью выявляют и преодолевают трудности в овладении мыслительными операциями и коммуникативной деятельностью. Ее используют в специализированных коррекционных учреждениях, ПМПК и центрах реабилитации.
  • «Демосфен» − применяют в работе с детьми с заиканием. С ее помощью вырабатывают специальные связи с ЦНС (центральной нервной системой), позволяющие осознанно контролировать темпо-ритмическую сторону. Процесс основан на визуализации речи.
  • «Уроки мудрой совы» − помогает преодолеть дисграфию и дислексию.
  • «Учимся с Логошей» − подготавливает детей к обучению в школе.
  • «Dizartria. NET» − эту программу используют только для коррекции дизартрических расстройств. Она помогает нормализовать функционирование речедвигательных центров коры головного мозга; сформировать сильный выдох; скорректировать просодическую сторону речи.
  • «Игры для Тигры» − данная программа была создана на основе авторских коррекционных методик известных логопедов. С ее помощью можно исправить не только звукопроизношение и просодику, но и поработать над лексикой и фонетико-фонематическими процессами. Ее применяют логопеды и воспитатели в детских садах.
  • «Солнечный замок» − упражнения направлены на коррекцию фонетико-фонематических процессов. Эту игру можно использовать при работе с детьми начиная с младшего дошкольного возраста, и заканчивая учениками начальной школы, имеющими любые речевые дефекты.
  • «Дельфа-142» − данный логопедический тренажер направлен на совершенствование всех сторон речи, в том числе и письменной. Поэтому его можно использовать при работе со школьниками.

Интерактивные технологии упрощают процесс обучения, дают дополнительную мотивацию детям. В играх главными героями могут выступать знакомые ребенку персонажи, что только еще больше заинтересует его. Они могут быть построены как в виде квеста (нужно решить одно задание, чтобы получить доступ к другому), так и малышу нужно просто «поймать» нужный звук.

Использование ИКТ в работе с дошколятами формирует у них навыки компьютерной грамотности и разумного отношения к подобным играм. Интерактивные тренажеры являются эффективным средством для совершенствования речевого развития, если они подобраны с учетом особенностей ребенка.

Шаблон схемы для анализа логопедического занятия

Для проведения такого анализа рассматривают следующее:

  1. Задачи, цели проведенного занятия.
  2. Схема проведения: насколько хорошо она была продумана и реализована.
  3. Качество содержательной части урока.
  4. Оценка коррекционного воздействия на малышей.
  5. Изучение отношения детей к уроку.
  6. Насколько профессионально вел работу логопед.

В заключительной части анализа делаются выводы и вносятся предложения для совершенствования методики работы с детьми.

В развитии детей важное значение имеет сфера речевых навыков. Она связана с мелкой моторикой, мышлением, памятью и воображением

Коррекционные мероприятия надо начинать как можно раньше и проводить комплексно, стараясь сделать все возможное, чтобы малыш избавился от недостатков речи.

Организация логопедических игр в подготовительной группе

Для дошкольников могут проводиться более сложные и насыщенные логопедические мероприятия. Далее рассказано об одном из них.

План занятия «Логопедический КВН»

Конспект такого занятия включает следующие действия.

Детям предлагается соревнование двух команд в том, насколько они знают буквы и умеют произносить слова.

Сначала воспитатель разговаривает с ними, произнося стихотворные фразы. Он предлагает произнести сложные слова — дети делают это хором.

Затем все вместе произносят хором различные звуки (жа-жа-жа, ша-ша-ша).

Детям показывают слова, которые нужно прочитать. Каждая команда выполняет задание.

Малыши из подготовительной группы должны из предложенных слов отбросить буквы и получить новые слова. Далее дети решают другие языковые головоломки.

Обязательно проводится физкультминутка.

В конце занятия определяется победитель логопедического КВН в подготовительной группе. Воспитатель обязательно должен похвалить участников.

Логопедическое упражнение

Логопедические игры для дошкольников

Дидактические игры предназначены для индивидуальных, логопедических занятий с детьми 4 – 7 лет. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям.

Цель: автоматизация и дифференциация звуков, развитие звукового анализа, развитие фонематического слуха.

1. «Снегурочка и Снеговик»

Цель: автоматизация и дифференциация звуков – в словах.

Оборудование: картинка с изображением Снегурочки и Снеговика, снежинки, на обороте которых изображены картинки с дифференцируемыми звуками.

Ход игры: Снегурочка и Снеговик – это снежные внуки Деда Мороза. Как ты думаешь, что они едят? А еще они любят «вкусные» снежинки. Давай накормим их. Но это непросто, посмотри,  что нарисовано на снежинках. Для Снегурочки мы будем выбирать снежинки с картинками, в словах которых слышится звук – , а для Снеговика – картинки со звуком — .

2.  «Угости Зою конфетами»

Цель: автоматизация звука в словах.

Оборудование: картинка с изображением девочки; конфеты, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Девочка Зоя очень любит сладости. Давай угостим Зою. Ты возьмешь конфетку и назовешь картинку. Если ты четко произнесешь звук в слове – конфета достанется Зое, если нет – то конфета останется у меня.

3. «Дождик»

Цель: автоматизация звука в словах.

Оборудование: картинка с изображением девочек под зонтом; капельки с картинками, в словах которых слышится автоматизируемый звук.

Ход игры: Две подружки Зоя и Зуля пошли на прогулку. Но вдруг начался дождик. Подружки не расстроились, ведь у них был с собой…(что?) – зонт. Девочки укрылись под ним. А веселые капельки дружно стекали с зонта и превращались в лужицы. Давай посмотрим,  из каких капелек получилась лужица. Ты бери капельку и называй картинку, четко произнося звук  . Только очень постарайся, чтобы наша лужица получилась большая.

4. «Шарики для Лягушонка»

Цель:  автоматизация звука  в словах.

Оборудование: картинка с изображением лягушонка с шариками; разноцветные шарики, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Лягушонок Кваша получил в день рождения воздушные шарики. Но вдруг подул ветерок,  и шарики разлетелись. Давай поможем Лягушонку поймать шарики и привязать их на ниточку. Называй картинку на обороте шарика, четко проговаривая  звук  .

5. «Звуковая полянка»

Цель: развитие звукового анализа, фонематического слуха.

Оборудование: три цветочка, обозначающих начало, середину и конец слова; «звуковая» пчелка.

Ход игры:  Я буду называть тебе слова со звуком , а ты внимательно слушай. Посади Звуковую пчелку на тот цветочек, где ты слышишь этот  звук.

6. «Ежику снятся сны» 

Цель: автоматизация звука в словах.

Оборудование: картинка ежика, спящего в кроватке, облачки–сны с картинками, в словах которых мы слышим звук .

Ход игры: Ежик сладко спит и ему снятся сны. Давай посмотрим, что ему приснилось. Бери облачко и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук .

7. «День рождение Карлсона»

Цель: автоматизация звука в словах.

Оборудование: картинка с изображением Карлсона; «коробки с подарками», на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: У  Карлсона — День рождения. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Карлсону? (ответ ребенка). Они принесли много подарков. Давай посмотрим, что в этих коробочках. Называй картинки, четко произнося звук .

8. «В каком домике живет звук?»

Оборудование: картинки – три домика с звуковыми схемами (начало, середина и конец слова); картинки на автоматизируемый звук.

Цель: развитие звукового анализа, фонематического слуха.

Ход игры: Посмотри сколько картинок, давай расселим их по домикам. Положи картинку в тот домик, где ты слышишь звук.

Каждую из этих игр можно разнообразить, например,  перевернуть картинки и попросить ребенка назвать, что на них было изображено. С каждой картинкой  можно поиграть в игры «Один — много»,  «Назови ласково», «Мой, моя, мое, мои» и т. д.

Логопедические задания

На букву Р

Один из самых трудных для освоения звуков — Р. Многие дошкольники учатся раскатисто рычать уже к самому окончанию детского сада. Если постановка звука Р уже позади, то ускорить его автоматизацию помогут специальные упражнения:

1. «Как моторчик»

Просим ребенка произнести звук Р в слове долго, протяжно (как мотор рычит).

2. «Где спрятался Р?» ( в картинках и словах)

Предложите выбрать картинки с изображениями предметов с данным звуком или хлопнуть в ладоши, если он такое слово услышит.

3. «Как ты умеешь рычать?»

Покажите ребенку картинки с предметами, в названии которых есть звук р. Предложите прочитать и раскрасить картинку.

4. «Звонкие дорожки»

Придумайте с ребенком несколько речевок, составленных из нескольких слогов:

Ра-ра-ра — убежали со двора.

Ро-ро-ро — а они нашли ведро.

Ру-ру-ру — мы придумали игру.

5. «Подставь слог»

Взрослый предлагает ребенку слова, заканчивающиеся или начинающиеся на слог с Р (ра, ро, ры), малыш должен подобрать правильный вариант и произнести его верно.

6. «Посмотри и назови»

Взрослый просит прочитать ребенка слова с буквой р по картинкам. Слово нужно произнести столько раз, сколько изображено звездочек рядом с каждой картинкой.

7. «Стихи, скороговорки, загадки»

Выучите с ребенком несколько стихотворений и загадок, в которых встречаются слова с Р.

На букву Л

Твердый звук Л тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет. Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения:

1. «Скажи красиво»

Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.

2. «Игрушки для Ларисы»

Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.

3. «Один-много»

Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А.В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20).

4. «Отыщи звук»

Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.

5. «Скороговорки и потешки»

Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.

На букву Ш

Трудности с шипящими у детей 5-6 лет тоже встречаются достаточно часто. Для автоматизации Ш подойдут следующие игры:

1. «Кто шипит?»

Предложите ребенку выбрать несколько картинок с изображениями тех, кто умеет шипеть. Попросите произнести их «песенку» четко, громко, долго.

2. «Поймай звук»

Попросите ребенка хлопать ладошками каждый раз, когда вы произносите Ш или слово с этим звуком (среди других).

3. «Слоги путешествуют»

Возьмите карточку с одним из слогов ША, ШО, ШУ. Предложите придумать слова или несколько, которые начинаются на этот слог и заканчиваются на него (Ша-ры и ка-Ша, шо-рох и хо-ро-шо).

4. «Как зовут ребят»

Попросите ребенка прочитать детские имена, добавив в конце слог ША.

4. «Сочиняем логопедические стишки»

Придумайте короткие ритмичные речевки со слогами ША, ШО, ШУ, ШИ.

Ша-ша-ша — убежала каша,

Шо-шо-шо — отдыхаем хорошо,

Шу-шу-шу — грибы-ягоды сушу.

5. «Говори красиво и правильно»

Попросите ребенка правильно произнести слова со звуком Ш.

Использование рабочих тетрадей позволяет не только правильно организовать занятия по развитию речи для детей 5-6 лет, но также дает возможность тренировать графические навыки, внимание, мышление, фантазию. Для закрепления материала используйте также видео-занятия:

Для закрепления материала используйте также видео-занятия:

Логопедические игра для постановки звуков Ш-Ж

Звук Ш является одним из самых коварных и ребенок первое время может вообще пропускать его в словах или заменять более простым С. Проблемным для произношения многих детей является и звук Ж, который ребенку порой проще заменить на З.

Для тренировки произношения этих звуков нужно провести артикуляционную разминку:

  • кончиком языка коснуться внутренней части верхней губы и резко рвануть его вниз, чтобы получить звук, похожий на щелчок;
  • свернуть губы трубочкой, задержать эту позу на 5-7 секунд;
  • маленький кусок ватки положить ребенку на кончик носа и попросить его сдуть ее. Ватка должна приподняться. Это упражнение очень нравиться детям.

Упражнения следует повторить 3-5 раз каждое.

Чтобы научить ребенка дифференцировать звуки Ш-З, можно организовать несколько простых игр.

  1. В ходе первой игры учитель просит ребенка назвать ему все возможные слова, в которых есть звуки Ш и Ж. Если в семье есть старшие дети, то игру можно обыграть, как соревнование.
  2. Колокольчик. Если ребенок услышит в игре слова со звонким звуком Ж, он должен позвонить в колокольчик. Шахматы, лужа, груша, пожар, жук, мешок, карандаш, кружок, шиповник, жасмин.
  3. В третьей игре родитель предлагает ребенку завершить начатые слова буквой Ж или Ш. Камы.., у.., мы.., гру.., лы.., но.., гара.., черте.., е.., шала.., детены.., кра.., клави..
  4. Ребенок должен повторять предложения за учителем.
    Леша обходит лужу.
    Ты бежать мне не мешай.
    Мой дружок от земли вершок.
    Кружка – это вам не чашка
    Без этой пружины не поедет машина.
    Шелест желтых листьев.
    Сереже подарили карандаши.
    Ложкой зачерпну я кашку.
    Подальше положишь — поближе возьмешь.
    Озорная кошечка поиграла с ложечкой.
    Малыши встали на лыжи.

Логопедические игры — Использование развивающих игр В. Воскобовича в работе учителя-логопеда

Публикация «Использование развивающих игр В. Воскобовича в работе…»
Инклюзивные тенденции современного образования ставят перед педагогом сложную задачу: организовать предметно-пространственную среду таким образом, чтобы она способствовала развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Использование развивающих игр в коррекционно-…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Игры с фонариком в работе учителя-логопеда
Игры с фонариком в работе учителя-логопеда ДОУ Игра — один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В…

Логопедические игры для дошкольников
АЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ Где позвонили? Цель. Определение направления звука. Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т.п. Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему…

Консультация для родителей «Как играть дома по заданию учителя-логопеда»
Написали мне в тетради Трудное заданье. Папа с мамою сказали: -Что за наказанье! На индивидуальных занятиях учитель-логопед обязательно работает с ребенком в индивидуальной тетради или альбоме. В тетради он выполняет рисунки, которые способствуют лучшему и более быстрому…

Логопедические игры — Логопедическое пособие «Разноцветные одёжки»

Статья «Логопедическое пособие «Разноцветные…»
Данное пособие многофункционально, и может решать следующие задачи: — Активизировать словарь по теме «Одежда»; — Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; — Автоматизировать звуки в словах, предложении. (Пособие максимально насыщено…

Игры с природным материалом летом для закрепления речевых навыков у детей логопедической и комбинированной групп
Игры с природным материалом летом для закрепления речевых навыков у детей логопедической и комбинированной групп Дидактическая игра «Что может палочка?» учитель-логопед Миронова Н.Н. Цель: вызвать у детей интерес к сухим палочкам от веток деревьев на земле после ветре ной…

Сценарий логопедической квест-игры в подготовительной к школе группе «В поисках звуков»
Сценарий логопедической квест-игры в подготовительной к школе группе «В поисках звуков» Цель: создавать оптимальные условия в ходе приключенческой игры-поиска, позволяющие дошкольникам реализовать свои речевые и творческие способности. Задачи: 1. Закреплять знания, полученные на…

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста по ПДД с элементами геокешинга в старшей логопедической группе
Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста по ПДД с элементами геокешинга в старшей логопедической группе «Буквоежки». Подготовила учитель-логопед Новикова Ю.А. Участники игры: учитель логопед Новикова Ю.А, воспитатель Никулина Е.И, дети старшей группы №4«Буквоежки»,…

Логопедические игры — перейти на главную страницу рубрики.

Страницы:
3 …

Артикуляционная гимнастика

Такого вида упражнения следует проводить перед каждым занятием. Они воздействуют на мускулатуру артикуляционного аппарата и помогают подготовить его к работе на занятиях.

Гимнастика представляет собой комплекс специально подобранных упражнений для укрепления мышц губ и языка. Именно они участвуют в произношении звуков. Из-за их недостаточной функциональности речь у ребенка нечеткая.

Проводятся логопедические игры и упражнения перед зеркалом, чтобы малыш контролировал свои движения. Так он быстрее научится правильному произношению. Занятия проводить дважды в день, продолжительность 7-10 минут. В результате малыш будет говорить не только правильно, но и разборчиво и четко.

Пример комплекса:

  1. Максимально растянуть губы в улыбке, зубы не видны. Пробыть в таком положении пол минуты.
  2. Проделать то же, только зубы видны, опять же пол минуты.
  3. Язык не напряжен, лежит на нижней губе, рот приоткрыт. Проговаривая «ПЯ», шлепать им. Верхняя губа касается языка.
  4. Свернуть язык в трубочку и держать так 30 секунд.
  5. Медленно облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу, не отрывая язык.
  6. Широко улыбнуться и касаться поочередно языком кутиков губ.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector