Показания, эффективность и тонкости проведения логопедического массажа

Содержание:

Как часто проводится массаж?

Обычно логопедический массаж обычно проводится курсами, количество и периодичность которых назначается логопедом или наблюдающим врачом. Их длительность подбирается персонально для каждого пациента. Среднее число процедур обычно в районе 10 продолжительностью от 5 до 25 минут. Между курсами делают месячный перерыв. Чаще всего требуется для появления результата нужно 3-4 курса, но иногда хватает и одного

Важно помнить, что результат появится только при регулярности курсов

На длительность процедуры влияет возраст пациента, степень поражения и индивидуальные особенности.

Например, часть логопедов предпочитают предварять сеанс массажем перед всеми своими занятиями.

5 правил проведения массажа языка – советует профессионал

Не назначают сеанс массажа в том случае, если ребенок капризничает и плохо себя чувствует – особенно важен правильный настрой и подготовка малыша. Также массажист рекомендует:

  • контролировать силу давления – не должно быть больно, но мышцы следует аккуратно прожимать;
  • использовать салфетку, подложив ее под язык, чтобы убрать слюну;
  • не кормить ребенка перед массажем, но и не оставлять его голодным, оптимальное время – через час после еды;
  • обработать ротовую полость антисептиком, иначе велика вероятность занесения инфекции;
  • применять стерильные инструменты и одноразовые перчатки.

Длительность сеанса в первый раз не должна превышать 10 мин., далее – зависит от возраста. Так, малышам до трех лет достаточно 5-10 мин., до 7 лет – не больше 15 мин., школьного возраста – свыше 20 мин.

Как правильно делать дома

Манипуляции выполняются в области лица, шеи, а также верхнего плечевого пояса

Особое внимание должно уделяться мышцам артикуляционного аппарата, к которым относятся прежде всего мышцы языка и губ, кожи щек и мягкого неба

Область лица

Перед процедурой лицо очищается, наносится жирный крем, который должен впитаться в кожу. При массаже лица необходимо соблюдать последовательность движений сверху вниз — ото лба к подбородку.

При выполнении используют приемы поглаживания, растирания, разминания:

  1. Поглаживание лба (от середины к вискам).
  2. Растирание вдоль скуловой дуги к вискам и от углов рта к вискам.
  3. Разминание подбородка вдоль нижней челюсти и вверх к ушам.

Область лба

Массаж при мышечном напряжении в области лба проводится в исходном положении «лежа на спине» при полном расслаблении всех мышц тела.

Движение массирующего должны быть направлены:

  1. От середины лба к вискам.
  2. От середины лба к ушным раковинам.
  3. От кончиков бровей к волосам.
  4. От кончиков бровей до внутренних уголков глаз.
  5. От спинки носа к ушам.
  6. От крыльев носа к ушам.
  7. От середины верхней губы до ушей.
  8. От середины верхней губы на подбородок.
  9. От носа к уголкам губ.
  10. От середины подбородка до ушей.

Языка

Перед проведением массажа языка в домашних условиях нужно обработать руки антисептиком или спиртом. Указательный и большой пальцы необходимо обернуть стерильной марлевой салфеткой, аккуратно придерживать язык. Массировать от кончика до середины. Для этого используются прямые, спиралевидные и движения по кругу.

Линии, по которым выполняется логопедический массаж языка :

  1. От кончика языка к его середине, потом обратно.
  2. От центра языка влево и вправо (елочка).
  3. От правого края языка до левого и наоборот (поперек).
  4. Перекатывание кольца по языку в разных направлениях.
  5. Пощипывание и растирание краев языка.

Либо проводятся манипуляции с помощью деревянного шпателя или зубной щетки.

Губ

Процедуру проводят чистыми руками. До 50-ти раз повторяют одни и те же движения, меняя направления.

Основные действия:

  1. Поставить указательный и средний палец у правого крылышка носа и губ, сделать несколько круговых движений. Точно такие же действия повторить на левой стороне.
  2. Поставить два указательных пальца посредине над верхней губой (потом под нижней губой), в таком положении сделать движения по кругу в разных направлениях.
  3. Тремя пальцами сделать пощипывание вокруг губ.

В области шеи

Для передней и боковых поверхностей шеи сильные приемы не используются.

Следует массировать:

  1. Переднюю поверхность снизу вверх, к подбородку.
  2. Боковые поверхности — от ушных раковин вниз.
  3. Заднюю поверхность снизу вверх (при гипертензии или гидроцефалии — сверху вниз).

Мочек ушей

Выполняется осторожными и плавными движениями:

  1. Большой палец придерживает мочку уха.
  2. Указательный — выполняет круговые движения. Сначала в одном направлении, потом — в другом.

Кисти рук

При тяжелых нарушениях речи присутствует плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Массирование кистей рук благотворно сказывается на общем развитии речи. Хорошо использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание и вибрацию.

Движения выполняются одной рукой, другая — фиксирует ладонь, производятся в направлении от кончиков пальцев к предплечью:

  1. Поглаживание всей ладонью по кисти от кончиков пальцев до середины предплечья.
  2. Щипцеобразное поглаживание каждого пальца отдельно от кончиков к основанию по боковой поверхности, ладонной и тыльной.
  3. Круговое, прямое растирание пальцев по боковым поверхностям и ладони.
  4. Круговое, прямое растирание ладони и тыльной поверхности кисти от основания пальцев до запястья.
  5. Повторное поглаживание.

Массаж ложками

В домашних условиях можно провести процедуру обычными ложками. Обычно эти действия не вызывают у маленьких ребятишек отрицательной реакции. Ложки нужны небольшие, без вставок и разнообразных узоров, чтобы не поранить кожу и полость рта.

Основные движения:

  1. Поглаживание ложкой верхней, затем нижней губы.
  2. Осторожные круговые движения ложкой по губам.
  3. Легкие нажатия ложкой по линии носогубных складок.
  4. Разминание круговыми движениями жевательных мышц.
  5. Разминание круговыми движениями подбородочных мышц.

Виды логомассажа

Для работы с детьми применяются различные виды логомассажа. Наиболее распространёнными видами являются:

  • традиционный;
  • зондовый;
  • самомассаж;
  • аппаратный;
  • точечный;
  • массаж Дьяковой.

Логомассаж

Традиционный вариант использует классические массажные приёмы. Для зондового применяются специальные инструменты. В этом случае выполнять массаж могут только те, кто прошёл соответствующее обучение.

Самомассаж позволяет обучить пациента делать логомассаж без помощи специалиста. Для аппаратных процедур используются специальные устройства (вакуумные, вибрационные и другие).

Точечный использует для работы с детьми методы традиционной медицины.

Важно! Массаж Дьяковой представляет собой методику, которая позволяет эффективно бороться с нарушениями речи у детей

Цели логопедического массажа

Массаж предназначен для помощи ребенку в следующих случаях:

  • У малыша не получается с нужной степенью отчетливости произносить слова и предложения.
  • Если ребенок страдает от заикания.
  • Мышцы, которые участвуют в артикуляции, имеют недостаточно хороший тонус.
  • Когда развитие речевого аппарата в возрасте до трех лет проходит с отклонениями, имеющими неясную природу.
  • Иногда недостатки речи могут проявляться не только в устной, но и в письменной речи. Этот массаж способен оказать помощь в тех случаях, когда дисграфия не связана с задержкой внутреннего развития.
  • При дизартрии.

Ребенок не должен бояться

  • Часто задержка в речевом развитии происходит одновременно с проблемами детского умственного развития. Но если малышу трудно разговаривать, но он развивается нормально (в этом случае нарушение называется «алалия»), то логопедический массаж будет ему полезен.
  • Если возникла ЗРР (задержка речевого развития).
  • При неправильной работе голосовых связок.
  • Логопедический массаж позволит увеличить результативность проводимых с ребенком логопедических занятий.
  • Эта процедура способна помочь при неконтролируемом слюноотделении у ребенка.
  • Если малыш произносит слова с чрезмерным напряжением.
  • При наличии ринолапии (когда при произношении слов резонирование в полости носа происходит в недостаточной степени).
  • Если детские речевые нарушения обусловлены слишком короткой подъязычной уздечкой (при дислалии).

Дети, которые проходят процедуру логопедического массажа, демонстрируют прогресс в преодолении речевых недостатков.

У них отмечается следующее:

  • Постепенно мышечный тонус речевых мускулов приходит в норму.
  • Амплитуда движений при артикуляции становится больше.
  • Уменьшается проявление различных отклонений при работе речевых мышц.
  • Формируется правильная схема выполнения артикуляционных движений.
  • Мышцы, которые работали ранее с недостаточной степенью сокращения, теперь работают с большей интенсивностью.

Важно! Регулярное прохождение курса логопедического массажа позволит детям ощутить значительный прогресс в развитии речевых навыков

Зондовый логопедический массаж

Для проведения такого вида массажа необходимо пройти профессиональное обучение. Специалист должен знать, что и зачем необходимо сделать. В этом случае для работы используются специальные приспособления — зонды. При этом:

  • Обкалывание языка выполняется при помощи вилочкового зонда.
  • Восьмерка применяется для проведения нажатий на язык.
  • Зонды-саночки имеют несколько разновидностей. С их помощью выполняется стимуляция волокон мышц при помощи надавливаний на него.
  • Топорик используется для надавливающих и скользящих массажных движений.

Применяются также другие разновидности зондов для проведения массажа.

Логопедический массаж языка зубной щеткой

Проводя такую процедуру, нужно правильно выбрать зубную щетку. У нее должна быть мягкая щетина. Необходимо купить бинт, чтобы сделать несколько тампонов, которые нужно будет подложить под язык во время процедуры для того, чтобы они впитывали слюну.

При массаже языка необходимо делать кругообразные движения щеткой в поперечной направленности. При этом не должно быть сильного надавливания.

Логопедический детский массаж в домашних условиях

Если нет возможности постоянно заниматься со специалистом, то технику логомассажа можно освоить в домашних условиях. Для этого необходимо пройти специальные курсы или попросить помощи у опытного логопеда. Профессионалы своего дела обучат минимальному комплексу приемов и упражнений для правильного развития речевого аппарата. Такой опыт в будущем поможет родителям не один раз.

Как проводится массаж в домашних условиях?

После постановки диагноза составляется индивидуальный план занятий с крохой. Взрослые выбирают подходящие упражнения. Так, при гипотонусе лицевых мышц будет применяться совсем другая тактика, чем при неконтролируемом слюноотделении.
Подготавливается помещение для процедуры. Его необходимо убрать и проветрить.
Инструменты для процедуры (зубная щетка, шпатель, ложки) тщательно моются и обрабатываются кипятком.
Если процедура выполняется в ротовой полости, необходимо надеть чистые медицинские перчатки.
Родитель моет руки с мылом и обрабатывает их спиртосодержащим антисептиком.
Ребенок находится в полусидячем положении с мягким валиком под шеей.
Лучшие движения: поглаживание, растирание, легкая вибрация. Необходимо следить за настроением малыша. Массаж не проводится, если кроха не в духе. Время проведения логомассажа регулируется, согласно детскому возрасту. Если у малыша нет признаков аллергии, можно использовать ароматические масла (масло лаванды – успокаивает, масло лимона – тонизирует и запускает мозговую активность)

Для грудничков целесообразнее использовать не масла, а присыпки.
По окончании сеанса важно похвалить кроху, сказать ему приятные слова. Можно поиграть с ним в любимые игры

Такие действия сформируют в детском сознании доброжелательное отношение к занятиям.

Приведем пример простых массажных упражнений, которые способствуют укреплению артикуляционных мышц. И его легко провести с ребенком дома.

Все движения повторяются восемь-десять раз и проводятся «от центра» к периферии. Включают поглаживания, разминания, растирания и пощипывания.

  1. Легкие поглаживания верхней части плечевого пояса (в направлении снизу вверх).
  2. Поглаживание подбородка и нижней части лица (в направлении от центра в ушам)
  3. Массаж губ: поглаживание поочередно верхней и нижней губы в направлении от середины к уголкам. Поглаживание носогубных складок (в направлении от уголков губ к носу). Затем легкое пощипывание губ в направлении от середины к уголкам.
  4. Массаж лица. Поглаживание от середины к вискам лба, затем от середины к волосам. Поглаживание бровей, щек. Разминание щечной и скуловой мышцы – (круговые движения по спирали от центра к ушам). И завершаем пощипыванием щек.
  5. Массаж языка. Включает мягкие круговые движения по разминанию языка от кончика к середине (спереди и по боковым краям). Затем делаются потягивания языка (держа за кончик) — вверх, вниз, влево, вправо. И «причесываем» язык зубной щеткой движениями из глубины к низу. Заканчиваем массаж разминанием – сжиманием языка с боков в направлении «от боков к середине».

Детский логопедический массаж дома дает хорошие результаты в сочетании с артикуляционной гимнастикой. А если добавить дыхательную гимнастику, физиотерапию, разучивание специализированных игр и скороговорок и материнскую заботу, наблюдается просто поразительный прогресс в развитии речи. Врачи советуют родителям не отчаиваться, а изучать техники логомассажа. Этот бесценный опыт не раз выручит маму или папу даже во время воспитания здорового малыша.

IV. Как проводить массаж?

Далее расскажем о том, как массировать лицо ребенка, использовать ложки и проводить артикуляционный и пальчиковый массаж для развития речи.

1. Логомассаж лица

Придерживайтесь следующих указаний, если иное вам не указал врач: при выполнении массажа двигайтесь сверху вниз, старайтесь не напрягаться. Не забывайте, что ваши руки – это настоящее лекарство!

2. Логомассаж ложками

Ложки позволяют хорошо воздействовать на речевые зоны. Обязательно убедитесь, что у ложек гладкая поверхность! Любые самые мелкие заусенцы могут травмировать кожу ребенка! Достаточно повторить все движения по 7-8 раз.

3. Артикуляционный массаж для развития речи

Данный вид массажа требует использования шпателя или зубной щетки. В принципе, его можно провести и руками. Не забудьте надеть медперчатки! Положите рядом стерильную салфетку, чтобы убирать слюну. Если ребенок почувствовал боль – прекратите сеанс.

Перед началом процедуры будет полезно расслабить ребенка: для этого массируйте воротниковую зону, шейные мышцы и челюсти.

4. Пальчиковый логомассаж для развития речи

Массировать пальчики – проще всего

Здесь не нужны какие-то серьезные знания или меры предосторожности. Этим занимаются все заботливые мамы и папы

Наиболее полезен такой массаж для детей, которым еще не исполнился годик.

Все описанные процедуры действительно позволяют исправить звукопроизношение, сформировать правильное речевое дыхание, усилить голос и стабилизировать эмоциональное состояние. Поэтому рекомендуем вам выполнять разные виды процедур, чтобы ускорить коррекцию речи.

Читайте в нашей статье подробнее о том, как научиться говорить красиво и грамотно во взрослом возрасте >>>

5. Наборы инструментов для логомассажа

Впервые использовать специальные инструменты для коррекции речи придумал российский логопед, профессор и сурдопедагог Федор Андреевич Рау. Он же разработал первые формы зондов, которые используются логопедами по сей день.

Принято делить инструменты для логомассажа на постановочные и массажные. Постановочные применяются для проведения терапии Рау и Волковой, а также для промежуточных методик.

Массажные зонды применяются в методике Новиковой.

Зонды чаще всего производят из стали и проволоки. В магазинах можно купить комплекты зондов для выполнения разных методик логомассажа. Обычно в таких комплектах от семи до 12 инструментов. Стоят наборы в пределах 2-3 тыс. рублей. Для выполнения процедуры также могут пригодиться следующие инструменты:

  • массажная палочка;
  • устройство для поднятия языка;
  • зеркало (для обследования рта);
  • винная пробка (для артикуляционной гимнастики);
  • роторасширители.

Показания и противопоказания к занятиям логомассажем

Назначать такие процедуры может только специалист, и то лишь после тщательного обследования. Именно поэтому родителям, которые планируют обучение логопедическому массажу на курсах, чтобы самостоятельно работать со своим ребенком, необходимо сначала проконсультироваться с логопедом или неврологом.

В списке показаний к процедуре:

  • Задержка речевого развития у ребенка старше 3 лет. Преимущественно в случае, если причины нарушения неясны.
  • Невротическое заикание.
  • Неспособность ребенка четко произносить звуки.
  • Нарушения голоса.
  • Непроизвольное слюноотделение.
  • Нарушение тонуса артикуляционных мышц.
  • Нарушения речи, связанные с недостаточной длиной подъязычной уздечки.

Также процедуру нередко назначают, если длительные занятия со специалистом дают слабый эффект. В таких ситуациях обучение логомассажу позволяет логопеду быстрее добиваться результатов.

Есть также противопоказания к этой процедуре. Полный список вы получите на курсах обучения логомассажу. Мы приведем лишь основные противопоказания:

  • воспаление кожи, грибок;
  • стоматит или гингивит, зубная боль;
  • увеличенные лимфатические узлы;
  • синяки и ссадины на лице;
  • герпес;
  • дерматит аллергического происхождения;
  • фурункулез;
  • простуда, грипп.

Также бывают случаи, когда ребенок плохо переносит процедуру — нервничает, часто пугается. На дистанционных* курсах детского массажа рассказывают, как действовать в таких ситуациях. Но нужно помнить, что иногда чрезмерная чувствительность ребенка становится противопоказанием к проведению процедуры.

Эффективные виды логомассажа

Самыми популярными признаны следующие виды логопедического массажа.

  1. Классический, или ручной массаж. Проводится специалистом с помощью рук и различных приспособлений (зубная щетка, шпатель). Используются похлопывания, поглаживания, растирания, легкая вибрация.
  2. Зондовый массаж по Новиковой. Этот вид воздействия предложила логопед Елена Викторовна Новикова. Проводится с помощью приспособлений (топорики, вилочки и другие).
  3. Точечный массаж, в ходе которого специалист воздействует на точки, связанные с речевым аппаратом. Стимуляция этих точек способствует активации речи.
  4. Массаж вибрационными аппаратами.
  5. Самомассаж, в ходе которого малыш сам себе массажирует мускулатуру лица.

В зависимости от конечной цели массаж разделяется на 2 вида:

  1. успокаивающий (при гипертонусе, парезах);
  2. активизирующий (при ДЦП).

https://www.youtube.com/watch?v=1Aowp9c0Lac

Проведение упражнений для коррекции речи у детей – это серьезное действие, требующее специальной подготовки специалиста, родителей и детей

Поэтому важно знать определенные правила подготовки

Подготовка логопеда перед сеансом заключается в составлении индивидуального плана упражнений для каждого ребенка и соблюдении санитарно-гигиенических норм:

  • чистая индивидуальная одежда (халат или костюм), медицинские перчатки, маска;
  • одноразовые или продезинфицированные инструменты;
  • частое мытье рук или использование антисептического раствора;
  • применение антисептического раствора для ротовой полости малыша («Мирамистин», «Гексорал»);
  • использование стерильных салфеток.

Если сеанс проводится дома, необходимо проветрить помещение. Ребенок не должен быть голодным. Но и кормить его непосредственно перед приходом специалиста не стоит. Если малыш не в настроении, капризничает и плачет, стоит отложить логомассаж

Если кроха неважно себя чувствует (головная боль, тошнота, другие симптомы), стоит отложить сеанс

Длительность одного массажного сеанса зависит от возраста ребенка. Чем меньше кроха, тем короче работа с логопедом.

  • Возраст от 0 до 3 лет – 5-10 минут.
  • Возраст от 4 до 7 лет – 15-20 минут.
  • Ребенок школьного возраста – больше 20 минут.

Курс массажа состоит из 10-20 процедур. В неделю проводится 2-3 занятия. Иногда, по особой необходимости, занятия могут проходить через день или чередоваться с другими реабилитационными мероприятиями. Если ребенку необходимо несколько курсов, то между ними соблюдается перерыв. Минимальная длительность перерыва – 14 дней. За это время организм малыша успевает перестроиться и подготовиться к новому воздействию.

Рассмотрим основные массажные техники в зависимости от задействованных зон.

Логопедический массаж языка

  • Проводится профессиональными приспособлениями (зондами, лопаточками) или подручными материалами (ложками, зубными щетками). Может проводиться руками в стерильных перчатках.
  • Во время проведения под язык подкладываются сухие стерильные салфетки для впитывания излишков слюны.
  • При возникновении жалоб на боль и дискомфорт со стороны ребенка работа прекращается до следующего раза.
  • Проводится поэтапно, сверху вниз. Сначала обрабатывается лоб, потом щеки, нос, губы, подбородок и шея.
  • Проводится воздействие на специальные точки.
  • Вместо ручного массажа может проводиться массаж чайными ложками.

Логопедический массаж рук

  • Работа с кистями рук улучшает мелкую моторику.
  • Воздействие на определенные точки улучшает нервную и мозговую активность, дает позитивный настрой.
  • Тепло рук специалиста успокаивает и расслабляет.

Массаж мочки уха

  • Сначала массируют уши по отдельности, а после – вместе.
  • Движение начинают от нижнего края мочки уха, постепенно двигаясь вверх.
  • Все движения плавные, нежные, но ритмичные.

Логопедический массаж языка

Язык — основной орган речи. Поэтому логопедический массаж языка при дизартрии — необходимый элемент лечения. Помогает бороться со слабостью, ограничении подвижности мускулатуры, парезах и параличах. Специалисты в своей работе используют несколько методик. Рассмотрим их подробнее.

Массаж зубной щеткой

Зубная щетка за счет своей ворсинок отлично разминает язык. Ее можно использовать и на занятиях с логопедом, и для самостоятельного логопедического массажа в домашних условиях. Примерные этапы следующие:

  • положите бумажную салфетку или носовой платок под язык, чтобы слюна не стекала и не раздражала кожу. По мере намокания салфетку нужно менять;
  • ребенок должен расслабить язык настолько, насколько он сможет;
  • сначала выполните круговые разминающие движения по спинке языка, нажим при этом должен быть несильным;
  • поглаживание по всей площади языка, движения прерывистые, как при чистке зубов;
  • малыш напрягает язык, приподнимая его кверху, вы массируете нижнюю часть языка и ямку под ней.

При массировании следите за тем, чтобы не вызвать рвотный рефлекс у ребенка.

Массаж языка пальцами

Пальцевый логопедический массаж языка при дизартрии позволяет проработать все группы мышц, в том числе глубокие. Сеансы помогают снять гипертонус мимических и артикуляционных мышц. Для проведения процедуры нужны чистый носовой платок, салфетки тканевые, специальные напальчники

Этапы такие:

  1. Расслабление мышц языка;
  2. Захватите язык двумя пальцами, крутите по и против часовой стрелки, постучите по спинке;
  3. Движения на себя, при этом захват тремя пальцами за кончик: один — сверху, два — снизу;
  4. Теперь займемся средней частью языка. Также захватите язык и потяните к себе, задержавшись в этом положении на пару секунд;
  5. Захватите язык, немного оттяните к себе. В таком положении пальцами другой руки делайте сжимающие движения по всей поверхности языка. Сжали — отпустили, сжали — отпустили;
  6. Повороты вокруг оси, при этом язык нужно ставить на одно ребро, продержаться так пару секунд, потом на другое ребро;
  7. Необходимо работать и с губами — их роль в артикуляции значительная. Стучите по ним подушечками пальцев, растягивайте кверху и книзу, сворачивайте в трубочку.

Логопедический массаж при разных формах дизартрии нужно выполнять один-два раза в день, в течение 15 минут, в течение пары недель. Точную продолжительность и количество вам подскажет логопед: всё зависит от диагноза и степени нарушений. Учитывайте также возраст: маленькие дети не могут долго усидеть, поэтому один день выберите несколько упражнений, и выполните только их. А на следующий день делайте другие.

Зондовый массаж

Один из современных методов коррекции — зондовый массаж при дизартрии. Это из новых способов лечения, который постепенно завоевывает популярность. Проводится он при помощи специальных, зондов, разработанных Новиковой Е. В. — доктором педагогических наук.

Стандартный набор состоит из 9 инструментов, каждый из которых предназначен для определенных целей. Например, «саночки» в форме полозьев санок с закругленными концами предназначены для стимуляции мышц. «Топорик» в форме двух сплющенных петель может применяться и при повышенном (легкое воздействие), и при пониженном тонусе (сильное нажатие) мышц.

Есть вариации других авторов, например, зонды с су-джок эффектом для дополнительной стимуляции нервных окончаний и мышц.

После сеансов у детей нормализуется речевое дыхание, голос становится выразительным, сильным, устраняются дефекты звукопроизношения, улучшается состояние центральной нервной системы.

Артикуляционный массаж зондами при дизартрии нельзя делать детям до полугода, в этом возрасте такой необходимости и нет.

Последовательность проведения расслабляющего массажа определяет логопед/дефектолог, исходя из конкретной ситуации, тяжести заболевания и возраста пациента. Стандартная тактика следующая:

  1. Инструментом в виде маленького шара нужно водить по всей поверхности языка;
  2. Обкалывание языка зондом в виде вил. Происходит сокращение мышц. Затем врач совершает колебательные и вращательные движения инструментом в различных точках в течение пяти секунд;
  3. «Восьмеркой» нажимают на орган в нескольких точках;
  4. «Саночки» существуют в трех размерах. Ими тоже производят надавливающие движения;
  5. «Топорики» используются для скольжения с небольшим нажатием;
  6. «Крестовиной», «толкачиком»нажимают на язык, а потом убирают зонд. Происходит сокращение мускулатуры языка.

Зондовый массаж при дизартрии проводится длительно: обычно курсами по 2 – 3 недели. Каждое движение нужно повторить по 20 – 30 раз. Повторный курс показан через полтора месяца.

Как проходит массаж языка при дизартрии.

Массаж при дизартрии состоит из множества этапов. Рассмотрим главные из них.

Перед началом сеанса специалист должен создать условия, в которых ребенок сможет чувствовать себя комфортно. После расслабления оральной мускулатуры, которое в свою очередь достигается при помощи легких поглаживаний лица, начинается основная часть логопедического массажа:

  • поглаживание губ, а также носогубных складок;
  • не сильные пощипывания по краю нижней челюсти;
  • поглаживания от мочек уха по щекам к носовым пазухам;
  • массаж губ;
  • поглаживание надбровных тканей от бровей к волосам;
  • массаж при помощи легких надавливающих движений от корней волос вниз.

Каждое движение может повторятся от 5-8 раз. С каждым повтором поглаживания становятся немного сильнее, но ни в коем случае не болезненными.

Полезные рекомендации по выполнению

Проводить логопедический массаж должен специалист. Наличие навыков у педагога может подтвердить сертификат.

К быстрому эффекту приведет проведение занятий в домашних условиях при следующих условиях:

  • упражнения нужно проводить в проветренном помещении;
  • обязательно использование защитных средств, одноразовых перчаток и масок;
  • инструменты должны быть обработаны кипятком или специальными дезинфицирующими средствами;
  • руки должны быть обработаны спиртосодержащим раствором, это позволит защитить слизистую оболочку от воздействия болезнетворных бактерий и микроорганизмов;
  • не нужно проводить упражнения сразу после еды;
  • воздержаться от логомассажа нужно и в случае плохого самочувствия или настроения;
  • продолжительность первых сеансов не должна превышать нескольких минут, постепенно время проведения увеличивается;
  • логопедический массаж лучше всего проводить в лежачем положении или в положении полусидя;
  • под голову нужно подложить валик или любой другой предмет, который позволит расслабить мышцы, на которые будет производиться воздействие;
  • ребенка нужно приободрять и говорить ему слова похвалы и одобрения;
  • на руках педагога не должно быть колец и украшений, которые могут повредить кожу ребенка.

Длительность курсов и количество сеансов определяют врач и логопед.

При тяжелых нарушениях речи сеансы могут проводиться в течение года и более длительного времени. Один курс включает в себя двадцать сеансов. Занятия нужно проводить каждый день. Длительность одного сеанса зависит от эмоционального состояния ребенка.

Важен настрой ребенка

Он должен понимать цель занятий, осознавать важность упражнений. Ребенок должен доверять человеку, который проводит занятия

Правильный эмоциональный настрой — залог успеха и эффективности коррекции речевых нарушений.

Первые сеансы нужно проводить в положении сидя. Через 2-3 сеанса можно изменить позу и предложить ребенку провести занятие в положении лежа.

Опираясь на свои навыки и умения, специалисты применяют в практике сочетание нескольких техник логомассажа. Это позволяет ускорить процесс коррекции нарушения речи.

Дыхательная гимнастика

Существует большое количество упражнений, которые задействуют логопеды при работе с юными пациентами, имеющими речевые нарушения.

В домашних условиях мамочки могут их выполнять, благодаря чему ускорится процесс становления речи у их чад:

  1. Берется ватный шарик, на который младенец должен дуть с такой силой, чтобы он пролетел как можно дальше.
  2. На кончик языка малышу ложится небольшой квадратик бумажки, которую он должен сдуть направленной воздушной струей.
  3. Ребенок учится распределять по бокам воздушную струю.
  4. Берется чистый стеклянный пузырек, подносится к личику малыша. Он должен кончиком язычка коснуться горлышка, после чего делается плавный вдох.Если во время упражнения не получился свистящий звук, то все начинается сначала.
  5. На тарелочке раскладываются сухие травы, фрукты или овощи с характерным ароматом. После этого ребенок должен их все понюхать, чтобы запомнить запахи.Далее ему завязываются глаза, и он в таком состоянии должен угадать какие на тарелке лежат предметы.
  6. В стакан наливается вода, после чего малышу выдается соломинка, через которую он должен сильно дуть. В конечном итоге вода должна забурлить, при этом губы должны оставаться неподвижными, а щеки не должны надуваться.
  7. Расставляются легкие фигурки, на которые участники занятия должны дуть. Чья фигурка дальше улетит, тот и выиграл.

Массаж лица для развития речи

Упражнения для лба

Логопед осуществляет следующие действия:

  1. Поглаживает ладонями лоб и постепенно мягкими движениями перемещается в височную часть.
  2. Разминает и массирует лоб от бровей до верхней части лба. При этом движения делаются аккуратно, с минимальным надавливанием на кожу.
  3. Начиная от бровей и заканчивая височной областью проводят подушечками пальцев вибрирующими движениями. Можно использовать специальный инструмент с эффектом вибраций.

Упражнения для щек

Щек массируют следующими подходами:

  1. Логопед начинает разминать и растирать мягким надавливанием мышцы уголков рта, постепенно продвигаясь к височной части.
  2. От щек перемещается к скулам и массирует всю область до самого низа челюсти.
  3. Так повторяет несколько раз, пока кожа слегка не разрумянится.

Упражнения для языка

Все движения выполняются по трем направлениям: по вертикали, горизонтали и поперек. При отклонении языка в сторону следует осуществлять упор на сторону его отклонения. После каждой манипуляции ребенку нужно давать время для заглатывания слюны.

При помощи зондового набора делаются следующие упражнения:

  • покалывающие, колебательные и вращательные движения;
  • надавливания на разные стороны языка;
  • движения вкруговую;
  • скольжение;
  • вдавливание и ослабление.

Массаж подбородка

Зону подбородка массируют после задействования всех остальных зон лица. Логопед аккуратно, начиная с щек, двигается по всей области подбородка массирующими движениями вплоть до щитовидной зоны шеи. В этой части активно можно применять похлопывания и пощипывания

Важно делать также горизонтальные и вертикальные движения

Разделив подбородок визуально на две части, левую и правую, нужно с середины делать аккуратные разглаживающие движения то в одну сторону, то в другую. Обязательно следует промассировать подбородную кость. Попробуйте также пальчиковый массаж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector