Как выглядят жена и дети «шурика»
Содержание:
Шурик из фильмов Гайдая
Актер несколько лет не появлялся в Москве, поэтому когда начались первые пробы на главную роль в новый фильм Леонида Гайдая, о нем поначалу даже не вспомнили. Но Гайдай никак не мог подобрать подходящий типаж, хотя перебрал огромное количество актеров, среди которых были Виталий Соломин, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Владимир Коренев, Валерий Носик, Всеволод Абдулов, Александр Збруев, Андрей Миронов и даже Евгений Петросян.
Александр Демьяненко в «Операции „Ы“»
Режиссер хотел сделать главного героя похожим на себя, и когда он увидел Демьяненко в фильме «Карьера Димы Горина», лично поехал к нему в Ленинград. Прочитав сценарий будущей комедии с рабочим названием «Несерьезные истории», Демьяненко дал свое согласие на съемки, еще не понимая, как эта роль изменит всю его жизнь.
Для роли Шурика Демьяненко перекрасили в блондина
Гайдай был счастлив, что наконец-то нашел походящего актера, и незамедлительно приступил к съемкам. Чтобы добиться еще большего сходства, он перекрасил Александра в блондина и даже отдал ему свои очки в огромной роговой оправе. По сценарию героя сначала звали Владик, но чтобы не было никаких ненужных ассоциаций (Владлен – Владимир Ленин), его переименовали в Шурика. Со временем изменилось и название картины, и в 1965 году на экраны вышла комедия «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
Леонид Гайдай и Александр Демьяненко
Успех был феноменальный – лента стала лидером проката, за год ее посмотрели 70 миллионов человек. На исполнителей главных ролей свалилась небывалая популярность, а фильм был разобран на цитаты и крылатые фразы, ставшие народным фольклором. К Демьяненко обращались исключительно как к Шурику, все хотели с ним выпить и панибратски потрепать по плечу. У замкнутого и малообщительного актера проявление народной любви вызывало глубочайший стресс. Он старался без острой необходимости не выходить из дома, прятал лицо за огромными солнцезащитными очками и избегал публичных мероприятий.
Кадр из фильма «Взрослые дети» (1966)
Воодушевленный небывалым успехом, Гайдай тут же приступил к съемкам продолжения. В 1967 году на экраны вышла «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» – очередной киношедевр, пополнивший золотую коллекцию Госфильмофонда. В историю советского кинематографа картина вошла как самая кассовая – ее посмотрели 76 миллионов зрителей. Как и в случае с «Операцией «Ы», фильм с Натальей Варлей был разобран на цитаты, а его персонажи стали всенародными любимцами.
Александр Демьяненко и Наталья Варлей
Но для Демьяненко этот фантастический успех неожиданно стал крахом дальнейшей карьеры. Актера перестали приглашать в другие проекты – режиссеры попросту боялись, что зрители будут по-прежнему ассоциировать его с Шуриком. Александру Сергеевичу предлагали только эпизоды, а он мечтал о серьезной роли, которая заставит зрителей посмотреть на него другими глазами. И в 1969 году такая возможность представилась – Демьяненко сыграл приказчика Илью Сохатых в киноэпопее «Угрюм-река». Он был очень доволен своей работой, но больше таких глубоких драматических ролей в его творческой биографии не случилось. Александр Демьяненко в роли Ильи Сохатых («Угрюм-река») В 1973 году Гайдай задумал снять комедию по мотивам булгаковской пьесы «Иван Васильевич». В процессе работы над сценарием родилась идея снова использовать образ Шурика, сделав из смешного и нелепого студента изобретателя Александра Сергеевича Тимофеева. Демьяненко без особого восторга принял это предложение, но выбирать уже не приходилось – все ж лучше, чем сидеть без работы. Гайдай видел, что происходит с актером, и в какой-то степени чувствовал свою вину в сложившейся ситуации. Он решил, что «Иван Васильевич» поставит финальную точку в затянувшейся эпопее с Шуриком и станет ее логическим завершением.
На съемках фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Картина уже традиционно стала лидером проката – за год ее посмотрели больше 60 миллионов зрителей. Это было последнее триумфальное появление Демьяненко на большом экране – с тех пор он мелькал только на второстепенных ролях и в эпизодах, хотя снимался довольно много.
Личная жизнь, семья и дети актёра
Александр Сергеевич всячески оберегал свою личную жизнь от посторонних глаз. Имея такую огромную популярность, он не был светским, не был общительным и радушным. К тому же, перед глазами был опыт сложных семейных отношений отца, прививка от «звёздной болезни» и обожания поклонниц Александру была сделана в детстве.
В свердловском драмкружке он с шестого класса дружил с девочкой, Мариной Скляровой. Они мечтали о будущем, о большой сцене, успехе у зрителей. Марина тоже поступила в театральный ВУЗ, но в Ленинграде. Молодые люди встречались, писали друг другу письма, их любовь расцвела вопреки расстояниям и расставаниям.
Они поженились, когда им было по 20 лет. Марина постаралась оградить своего талантливого мужа от любых бытовых проблем. За всю долгую совместную жизнь они ни разу серьёзно не поссорились. Друзья семьи вспоминают, что Марина взяла на себя решение всех бытовых вопросов, от покупки дефицитных продуктов и одежды до вызова сантехника.
Решение не заводить детей было обоюдным. Потом бывшая жена актёра жалела об этом. Но было уже поздно. Прожив 16 лет в браке, без выяснения отношений, очень спокойно, Александр Сергеевич собрал чемодан и ушёл из семьи.
Марина Денисовна Склярова замуж больше не вышла и хранила любовь к бывшему мужу до конца своих дней…
Александр Демьяненко был уже довольно зрелым мужчиной и состоявшимся актёром, когда встретил на Ленфильме Людмилу Акимовну, которая работала режиссёром дубляжа, хотя тоже имела актёрское образование. Эта женщина, стала второй женой артиста. Сначала они долго присматривались, у Людмилы был неудачный опыт замужества, а актёр состоял в законном браке. Ему было на тот момент 37 лет, а ей исполнилось 35.
Они прожили вместе вне зарегистрированного брака 12 лет. Марина Склярова, бывшая жена актёра тяжело переживала расставание и Александр Сергеевич не хотел ещё раз травмировать её процедурой развода.
Когда он получил свидетельство о расторжении брака, тут же заключил новый с Людмилой.
С этой женщиной он прожил всю оставшуюся жизнь также в любви и спокойствии. В доме не принято было говорить на повышенных тонах. Супруги могли вместе заниматься делами по хозяйству, а пылесосил в квартире Александр Сергеевич. Перфекционист по натуре, он любил, чтобы в доме было чисто и красиво.
Они любили семейный отдых. Несмотря на то, что шикарные круизы были им материально недоступны, семья выбиралась в поездки на море. А незадолго до своего ухода из жизни, Александр Сергеевич купил дачу, на которой не было грядок. Там члены семьи отдыхали, собирали грибы прямо на участке, пили чай и слушали музыку.
Почему у пары не было детей — это тайна и личная жизнь семьи, в которую Демьяненко никого не пускали. У Людмилы была дочь от первого брака, Анжелика, с которой у Александра Сергеевича сложились прекрасные отношения. Он с уважением произносил слово «падчерица», вкладывая в него глубокий смысл взрослого ответственного человека.
Падчерица Александра Демьяненко выросла в обстановке доверия, любви к искусству и стала заслуженной артисткой Российской Федерации Анжеликой Неволиной.
Вторая жена Александра Демьяненко пережила его не надолго, ушла из жизни в 2005 году.
Роковое сотрудничество с Леонидом Гайдаем
В середине 60-х именитый режиссер задумал съемки кинокомедии «Несерьезные истории», главным героем которой был – по первоначальному сценарию – студент Вадик Арьков. Гайдаю требовался типаж интеллигентного растяпы, милого, неуклюжего, стеснительного с дамами.
Режиссер в Москве перепробовал около сорока претендентов, среди которых были актеры с именем – Евгений Жариков, Александр Леньков, Виталий Соломин. Но ни один Гайдая не устраивал. А когда встретился с Демьяненко, сразу понял: точное попадание в типаж.
Образ Вадика, позже трансформировавшегося в Шурика, требовал блондина. Александр от природы был жгучим брюнетом (что видно по сизоватому оттенку выбритого подбородка актера). В те времена не было щадящих красок.
Стилисты выжгли волосы актера бланкитом до такой степени, что на коже головы появились пузыри. Демьяненко вспоминал процесс подготовки к съемкам в эпопее о Шурике с содроганием. Фильм в прокате кинотеатров просмотрели 70 млн человек, некоторые фразы героев были разобраны народом на цитаты.
Одна за другой вышли другие успешные кинокомедии с участием блондина-очкарика Шурика в главной роли: «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию». Оглушительная слава обернулась для Демьяненко трагедией.
Образ Шурика – проклятие Демьяненко
Образ Шурика приклеился к актеру намертво. Александр не видел свое амплуа исключительно в комической игре. Артист пробовался на другие роли, но режиссеры понимали, что лицо Демьяненко, пусть и с черными волосами, будет вызывать у зрителя улыбку и смешки.
Лишь Наум Бирман, видевший в актере незаурядный талант трагика, предложил работу в фильме «Учитель пения». Но беды Демьяненко не кончились. Актер характером пошел в маму. Мужчина был замкнут, неразговорчив и больше всего любил в одиночестве читать и слушать классическую музыку. Люди путали актера с образом Шурика.
Незнакомцы подходили к Александру Сергеевичу, хлопали по плечу, даже предлагали «сообразить на троих», рассчитывая, что тот, как герой комедий, начнет мямлить, а оппонент от этого унижения возвысится. Панибратство доставляло актеру неизъяснимые страдания. Артист старался меньше выходить на улицу, прятал лицо за большими темными очками.
Первые роли
Учился Демьяненко неплохо, но часто прогуливал и срывался в Свердловск, где осталась его любимая девушка Марина. Через год она окончила школу и поступила на театроведческий факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Расстояние между влюбленными значительно сократилось, но они по-прежнему жили на два города и вынуждены были пропускать занятия. Иосиф Раевский обычно строго карал студентов за такие вещи, однако для Демьяненко, своего любимого ученика, делал поблажки. В 1959 году Александр окончил ГИТИС и устроился на работу в театр Маяковского. Но через три года сделал свой окончательный выбор в пользу кинематографа, где его карьера складывалась более успешно, чем на театральных подмостках.
Сниматься Демьянеко начал на втором курсе ГИТИСа – его экранным дебютом стала роль гимназиста Мити в военной драме Алова и Наумова «Ветер» (1958). Александр прекрасно справился с поставленной задачей, ведь ему пришлось сыграть практически самого себя – застенчивого, интеллигентного юношу, ставшего жертвой Гражданской войны.
Первая роль Александра Демьяненко в кино
В 1961 году Александр снова снялся у Алова и Наумова в картине «Мир входящему». Он перевоплотился в младшего лейтенанта Ивлева, которому поручили сопровождать в госпиталь беременную немку, обнаруженную советскими солдатами под развалинами разрушенного Берлина. В отличие от их первого совместного фильма, в этой ленте персонаж Демьяненко оказался в самом центре событий. Из неопытного самоуверенного юнца к финалу он превратился в смелого благородного мужчину, способного на самоотверженные поступки.
Кадр из фильма «Мир входящему»
Таким же был и Дима Горин – еще один экранный герой Демьяненко. Столичный бухгалтер-интеллигент, попавший в сложные условия таежной стройки, открывает для себя совершенно иной мир, в котором, несмотря на суровые нравы, есть место настоящей любви, дружбе и взаимовыручке. На съемках картины «Карьера Димы Горина» (1962) Александр познакомился с Владимиром Высоцким, которому по сюжету даже вынужден был набить лицо.
Александр Демьяненко в роли Димы Горина
В 1962 году Демьяненко ушел из театра Маяковского и перебрался из Москвы в Ленинград, где от киностудии «Ленфильм» ему пообещали квартиру. Для него жилищный вопрос стоял очень остро – он недавно женился и вынужден был ютиться с молодой супругой по съемным углам. Директор студии Киселев сдержал свое слово – после съемок в картине «Порожний рейс» (1962) актеру выделили квартиру, и молодой провинциал получил ленинградскую прописку.
На съемках фильма «Порожний рейс»
Больше не Шурик
Александр Демьяненко/ Фото с сайта vladtime.ru
В начале 1970-х Леонид Гайдай позвал актера в свою новую комедию – «Иван Васильевич меняет профессию», в которой также снималась исполнительница роли Лиды из «Наваждения» Наталья Селезнева.
Вот что она говорила об этом:
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Для Александра Демьяненко роль в «Иване Васильевиче», с одной стороны, стала возвращением к нелюбимому образу Шурика, с другой – окончательным уходом от него. Несмотря на то, что к тому времени роль Шурика была ненавистна Демьяненко, он не позволил эмоциям взять верх и сыграл Александра Тимофеева на «отлично».
В 1972 году Андрей Тарковский позвал Александра Демьяненко озвучивать Донатаса Баниониса в фильме «Солярис», потому что прибалтийский актер говорил по-русски с очень сильным акцентом (впоследствии Демьяненко на постоянной основе озвучивал Банионисадля русскоязычного кино). Многие зрители, услышавшие глубокий, бархатный голос главного героя «Соляриса» с трудом могли поверить, что это говорит тот самый Шурик. В дальнейшем Демьяненко, идеально владевший голосом и умевший в момент уловить нужную интонацию, много раз привлекался для озвучки и дубляжа кинолент. Например, голосом Демьяненко говорили в советском прокате Омар Шариф, Роберт Де Ниро и Жан Поль Бельмондо. Несмотря на то, что для него эта работа была возможностью зарабатывать, актеру было невыносимо быть «за кадром».
С супругой Людмилой/ Фото с сайта mtdata.ru
Тогда же, спустя 16 лет брака, он ушел от жены Марины. Второй женой Александра Демьяненко стала Людмила, ассистент режиссера дубляжа на студии «Ленфильм». Друзья вспоминали о ней как об очень мудрой женщине, которая всегда могла найти нужные слова, чтобы подбодрить мужа.
Следующие 24 года Александр и Людмила Демьяненко прожили душа в душу. Когда он уезжал на гастроли, возвращение домой было для него праздником – там его ждали, там его любили, им гордились и его ценили. С дочерью Людмилы от первого брака, Анжеликой Неволиной, актер сохранял близкие, но уважительные отношения – держался с ней «на равных», говоря, что она очень талантливая девочка. Впоследствии Анжелика, как и отчим, стала актрисой.
Жизнь после Шурика
В 1983 году актер появился в приключенческой комедии «Зеленый фургон», где сыграл трогательного интеллигента Шестакова, принявшего идеалы революции и вступившего в народную милицию. Компанию актеру составили Борислав Брондуков и Дмитрий Харатьян, для которого Володя Патрикеев стал первой главной ролью. Изначально режиссером картины должен был стать Владимир Высоцкий, но преждевременная смерть барда не дала реализоваться этим планам.
Александр Демьяненко в фильме «Зеленый фургон»
Роль Шестакова на какое-то время смогла вывести Александра из депрессии, но «клеймо» Шурика по-прежнему висело над ним тяжким бременем. И раньше-то не особо общительный Демьяненко стал асоциалом и затворником, а свои душевные терзания пытался заглушить алкоголем.
От полного отчаяния его спасла работа на телевидении – актер был непревзойденным мастером дубляжа, что дало ему возможность удержаться на плаву в лихие 90-е годы. После падения «железного занавеса» в страну хлынул огромный поток зарубежной кинопродукции. Голосом Александра Сергеевича заговорили Жан-Поль Бельмондо, Омар Шериф, Роберт Дюваль, Джон Войт, Стив Бушеми и другие знаменитые актеры.
Голос Александра Демьяненко в фильмах и мультфильмах Демьяненко озвучивал и отечественные ленты – долгие годы зрители восхищались бархатным тембром Донатаса Баниониса, Юозаса Будрайтиса и других прибалтийских актеров, даже не догадываясь, что за них говорит Демьяненко.
В конце 80-х он, жалевший, что в свое время оставил театр ради кинематографа, вновь вернулся на театральные подмостки – режиссер Юрий Аксенов поставил в Театре комедии спектакль «Уик-энд с убийством» и пригласил актера на роль сыщика Джуда Вессона. Александр Сергеевич был также задействован в постановках «Биография» (Регистратор), «Алхимики» (Лавуит), «Все о Еве» (Ллойд Робертс) и «Ромул Великий» (германский вождь Одоактра).
В конце 80-х Демьяненко вернулся в театр
В 1995 году в театр пришла новый худрук Татьяна Казакова, решившая «омолодить» труппу театра, и безжалостно указала на дверь Александру Демьяненко, Игорю Дмитриеву, Петру Вельяминову и другим актерам пенсионного возраста.
Для Демьяненко это был очередной удар – он год не мог прийти в себя, пока Юрий Томашевский не пригласил его в свой «Театр комедиантов». Там он стал партнером Зинаиды Шарко в спектакле «Владимирская площадь», а незадолго до смерти был приглашен на роль царя Креона в «Антигоне» Ануя.
Александр Демьяненко и Марина Склярова
Их история началась в Свердловске, где в местном драмкружке однажды встретились старшеклассники Саша и Марина. Любовь с первого взгляда, свадьба в 17 лет. Затем юные молодожены вместе поехали покорять северную столицу. Александр сначала пробовал себя в качестве актера дубляжа, а Марина устроилась работать сценаристом. Александр Демьяненко в семейной жизни очень напоминал гениального изобретателя-Шурика, которого играл в кино. К тяготам быта он был совершенно не приспособлен, поэтому энергичная и целеустремленная Марина позволяла ему не думать о низменных вещах.

Александр Демьяненко
Свалившуюся на него в середине 60-х популярность, Демьяненко переживал плохо. Он не любил внимания к себе, ненавидел, когда на улицах его узнавали. Он был очень замкнутым человеком, и любимая супруга в полной мере смогла это оценить, когда после почти двадцати лет очень счастливой семейной жизни он вдруг просто взял свои вещи и ушел к другой женщине. Оказалось, что у него уже давно длится роман. Ассистент режиссера дубляжа «Ленфильма» Людмила Неволина принимала от знаменитого актера знаки внимания, а потом однажды вечером он появился у нее на пороге с чемоданом и со словами: «Я к вам пришел навеки поселиться».

Марина Склярова
Друзья и знакомые не могли его понять, многие на много лет прекратили общение с Демьяненко, так как очень жалели Марину. Женщина не смогла найти себя в жизни без супруга. Детей у них не было, так как, по ее словам, Александр фактически несколько раз уговаривал ее прерывать беременность. Переживая тяжелейшую депрессию, Марина разговаривала с домашним вороном и мягкими игрушками, подаренными ей когда-то мужем. Эту память о первой и единственной любви она хранила до конца своих дней. В дальнейшие годы женщина много работала над публикациями трудов и личных архивов деятелей Русской Православной Церкви, она так и не нашла в жизни другого счастья. Уже после смерти Александра Марина рассказала журналистам, что бывший муж, оказывается, иногда приходил к ней и они подолгу разговаривали. Умерла первая жена Александра Демьяненко в 2017 году в полном одиночестве.
Последние годы
Александр Демьяненко/ Фото с сайта svstudio.net
Дальнейшие его небольшие роли уже никак не ассоциировали его с Шуриком, чему актер был очень рад, однако тут снова вмешался злой рок. В 80-е годы кино и театр в СССР стали меняться — идейно и содержательно. Тогда Демьяненко принял решение покинуть «Ленфильм» и сосредоточиться на игре в театре. Актер говорил, что он, как ученик «старой» школы, в любом произведении искал логику и смысл – в то время как «молодая» школа держалась, в первую очередь, на эмоциях и чувствах. Такой подход он считал баловством.
В Театре комедии на Невском проспекте в Санкт-Петербурге Александр Демьяненко работал увлеченно, однако неожиданная смена руководителя поставила крест на работе актера здесь. Всему виной было то, что новая директриса-режиссер Татьяна Казакова, посмотрев на спектакль с участием Демьяненко, заявила, что «Шурики нам тут не нужны», и он понял, что уволен. Ее неаккуратно брошенные слова в его адрес стали страшным ударом для актера. «Вот так бывает. Я и не нужен… Меня и знать не желают», — вспоминал он. Демьяненко еще сильнее замкнулся в себе. Говорят, именно тогда у него и случился первый сердечный приступ, который он, однако, перенес «на ногах», никому ничего не сказав.
Александр Демьяненко и Мария Аронова на съемках телесериала «Кафе «Клубничка»», 1996 год/ Фото: Ираклий Чохонелидзе/ТАСС
Новым местом работы для Александра Демьяненко стал известный в Питере того времени театр-студия «Приют комедианта» на Малой Морской. Здесь он, наконец, нашел творческую свободу и возможность раскрыть свой драматический талант. Режиссер, тоже из «старой» школы, доверял ему полностью. Несмотря на то, что в зале, где выступал актер, было чуть больше 50 мест, он исполнял те роли, о которых мечтал с юности. И тем не менее он скучал по кинематографу. Когда его позвали сниматься в первом отечественном ситкоме «Кафе «Клубничка»», он согласился почти мгновенно, хотя очень боялся, что это будет что-то низкое, недостойное.
Несмотря на то, что уже тогда здоровье актера было слабым, Александр Демьяненко стал жить на два города: съемки «Клубнички» проходили в Москве, спектакли в «Приюте комедианта» шли в Санкт-Петербурге. Работал он самозабвенно, совершенно не заботясь о самочувствии и полагаясь на сердечный пластырь и сон («Со сном болезнь уходит»). Друзья и коллеги только тогда впервые заметили, что с Александром Сергеевичем происходит что-то нехорошее – он весь как-то померк, стал говорить тише, часто задыхался.
Прямо на съемочной площадке «Клубнички» у Демьяненко произошло отслоение сетчатки на правом глазу — актер ослеп на один глаз. Ему помогли найти врачей, сделали операцию, которая, однако, прошла тяжело для актера – раньше он никогда не был под наркозом, организм тяжело перенес хирургическое вмешательство. У него случился инфаркт. Понадобилось срочно делать коронарное шунтирование. Врачи назначили операцию на 23 августа. Однако лето 1999 года выдалось очень жарким, а актер тяжело переносил такую погоду. В 20-х числах у Александра Демьяненко случился отек легкого, вызванный коронарной болезнью сердца. 22 августа, за один день до операции, он ушел из жизни.
Александр Демьяненко очень редко давал интервью, редко комментировал свою личную жизнь, редко встречался с поклонниками
Он считал, что все это лишнее, ненужное, показное, а единственное, что по-настоящему важно для актера — это сцена, игра, работа. За свою жизнь он снялся более чем в 70 лентах, причем большая часть из них считается классикой советского кинематографа
Он воплотил на экране и на сцене больше 150 ролей, но одна из них, этот самый Шурик, преследовала его большую часть жизни… Только в конце Александр Демьяненко смог примириться с этим образом. Он стал больше общаться с поклонниками, с людьми, и понял, что для них Шурик — это воспоминания о хорошем кино, о хорошем времени, о хороших актерах: «Люди, видя меня, вспоминают хорошие фильмы, улыбаются, а значит, улучшают свое настроение». Может быть, именно тогда, на закате жизни, Александр Демьяненко смог почувствовать и понять, почему же так любили этого героя в его исполнении.
При написании материала использованы интервью с Натальей Селезневой из программы ТВЦ «Александр Демьяненко. Изношенное сердце» от 2013 года.
Примечания
- ↑ 1234 Aleksandr Demjanenko // filmportal.de — 2005.
- ↑ 1234Bibliothèque nationale de France Aleksandr Demianenko // идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
- ↑ 12Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека Record #128925736 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
- СВ-шоу. Александр Демьяненко на YouTube, начиная с 5:40
- Александрова А. «Заложник экрана» // Харьковские известия от 20 августа 2014 года
- СВ-шоу. Александр Демьяненко на YouTube, начиная с 9:24
- Интервью с Александром Демьяненко «Не слишком радостные приключения Шурика» Дмитрий Савельев
- ↑ 12 Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 февраля 1991 г. «О присвоении почётного звания „Народный артист РСФСР“ Демьяненко А. С.»
- Александр Демьяненко: до и после Шурика // Правда.ру, 11.06.2003
- ↑ 12345 Свечков Д. Александр Демьяненко мог стать не «Шуриком», а юристом в родном Свердловске // Комсомольская правда, 29.05.2015
- Музыка Л. Александр Демьяненко: «С Вициным, Никулиным и Моргуновым у меня контакта не получалось» // Факты и комментарии, 06.09.2014
- Капков С. В. Он все-таки простил Шурика: заложник успеха Александр Демьяненко // ТАСС, 30.06.2017
- Юбилей 75 лет Владимира Демьяненко. Фильм. — YouTube
- ↑ 12 [https://www.kino-teatr.ru/kino/screenwriter/sov/44644/bio/ Марина Склярова]// Кино-театр.ру
- Мельман Д. Последний приют комедианта // «Московский комсомолец» № 24476, 28.05.2007
- Первая жена Александра Демьяненко: Порой не хватает даже на хлеб // Собеседник. 20.07.2014. № 27 ’14}}
- [https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/ros/298164/bio/ Людмила Демьяненко] // Кино-театр.ру
- Александр Демьяненко помог падчерице помириться с родным отцом (неопр.) . Собеседник (30 мая 2017).
- ↑ 12Елена Ливси. Жена актера Александра Демьяненко научила петербургских актеров говорить по-голливудски (рус.).KP.RU . «Комсомольская правда» (5 декабря 2012). Дата обращения: 14 января 2021.
- На что живут и где зарабатывают актёры в Петербурге (неопр.) . Online812 (23 июня 2017).
- [https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/ros/8307/bio/ Александр Зубарев] // Кино-театр.ру
- Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 ноября 1965 года «О присвоении почётных званий РСФСР работникам кинематографии»
- Новые улицы Кургана
- ↑ 12345 «Я не Шурик!» — Александр Демьяненко и 3 непривычные ипостаси — ShowbizDaily.ru
- ↑ 12345 Публикации ЦГАЛИ СПб
- ↑ 1234 Не Шурик
- «Александр Демьяненко. Шурик против Шурика». Документальный фильм
- Операция Шурик: как Демьяненко завоевал любовь зрителей
- Чтобы помнили. Фильм 69. Александр Демьяненко. — YouTube
Краткая биография
Александр Сергеевич Демьяненко родился 30 мая 1937 г. в Свердловске (Екатеринбург). За свою творческую биографию снялся более чем в 100 художественных картинах, занимался озвучиванием советских и иностранных мультиков и фильмов. В 1991 г. получил звание Народного артиста РСФСР.
Получение образования
В семье Демьяненко считалось, что будущее мальчика предопределено с рождения. Отец занимал должность режиссёра свердловского оперного театра. Ещё одним подарком судьбы была выездная приёмная комиссия московского МХАТА, приехавшая в Свердловск год его выпуска из школы.
Чтать также: Как снять тяжелое похмелье в домашних условиях
Однако на этом везение будущего Шурика закончилось, талантливый парень не сдаёт вступительный экзамен из-за того, что сильно переволновался. Чтобы не терять времени, предпринимает попытку поступления в юридический, она заканчивается успешно. Саша становится студентом. Но после 6-месячного обучения понимает, что юриспруденция не является его призванием, и бросает учёбу.
В следующем году приезжает в столицу, где успешно сдаёт экзамен в Щукинское и ГИТИС. Предпочтение отдаёт последнему, попадая в группу профессора И. Раевского. В 1959 г. оканчивает обучение, зачисляется в штат Московского академического театра имени Маяковского.
Переезд в Ленинград
Спустя 3 года молодой перспективный актёр, уже «засветившийся» в картинах «Мир восходящему», «Карьера Димы Горина» и ряде других фильмов, получает интересное предложение от Ленфильма. Оно заключалось в сотрудничестве с этой киностудией и предоставлением квартиры. Молодой человек принимает предложение и перебирается в северную столицу.
Рождение Шурика
Рост популярности Демьяненко был впечатляющим ещё до работ с Гайдаем. Его фотографии можно было встретить на открытках в киосках «Союзпечати». Именитому кинорежиссёру был нужен застенчивый, робкий парень – студент, которого он и увидел в лице Александра.
Персонаж Шурика в их первой совместной комедии затмил героев того времени: Вицина, Моргунова и Никулина. Оглушительный успех «Операции Ы…» стал причиной того, что спустя 2 года после премьеры выходит продолжение комедии «Кавказская пленница», а в следующем году зритель видит уже повзрослевшего героя, который изобретает машину времени.
Герой одной роли?
Ошеломляющий успех комедий о приключениях Шурика позволили актёру почувствовать на себе всенародную популярность. Его узнавали прохожие, на двери машины нацарапали имя «Шурик»
Усиленное внимание окрыляло артиста. Казалось, вот она популярность, теперь предложения от режиссёров должны посыпаться одни за другим
Но этого не произошло.
Именно с этого момента начинается угасание киношной биографии Александра Демьяненко. Хотя он продолжал сниматься, часто получая главные роли, зритель ждал от него не этого. В начале фильма, когда народный любимец появлялся на экране, ожидалось, что это снова будет уморительная комедия, но в большинстве случаев это были серьёзные, драматические картины. Со временем он стал всё реже появляться на экранах, всё больше внимания уделял дубляжу. Однако он не перестал сниматься полностью. Всего в его фильмографии насчитывается около 100 работ.
Таблица 1. Избранная фильмография А. С. Демьяненко
Название фильма | Персонаж | Год выхода на экран |
Карьера Димы Горина | Горин | 1961 |
Мир восходящему | Ивлев | 1961 |
Операция «Ы»… | Шурик | 1965 |
Кавказская пленница… | Шурик | 1967 |
Угрюм-река | Илья | 1969 |
Миссия в Кабуле | Смыков | 1970 |
Иван Васильевич меняет профессию | Александр | 1973 |
Всё решает мгновение | Мартынов | 1978 |
Лиха беда начало | Семёнов | 1985 |
Семь сорок | Виктор Павлович | 1992 |
Два брака
Знакомство с первой женой, Мариной Скляровой произошло ещё на родине, в Свердловске. По рассказам друзей и коллег их отношения казались безупречными. Единственное, чего не хватало в их браке – это дети. После пятнадцатой годовщины свадьбы Александр молча пришёл домой, сложил личные вещи в небольшой чемоданчик и ушел к другой женщине, с которой прожил до самой смерти.
Его выбор пал на Людмилу Неволину, работавшую режиссёром дубляжа на Ленфильме. Женщина воспитывала дочь, оставшуюся после первого брака, с ней у Александра сложились тёплые отношения. Общих детей у пары так и не появилось.
Застенчивый и интеллигентный, Александр Демьяненко в жизни являлся практически точной копией главного героя своей жизни. Большим шумным компаниям предпочитал спокойствие и уединение. Ему нравилось читать книги, слушать композиции из классической музыки. 30 мая он мог бы отметить свой очередной юбилей, к сожалению, не смог перенести очередной приступ болезни.
Соболезнования
«С ним случился инфаркт, после которого его не спасли — то ли не смогли, то ли не успели. От такой болезни никто не застрахован: люди умирают от нее и в 25, и в 30 лет. Другое дело, что сердце начинает болеть, когда оно переполнено страданиями. И актеры в этом смысле находятся в особой группе риска». Александр Павловский, режиссер
«Ухода одного из самых ярких и популярных актеров советского кино почему-то почти не заметили ни пресса, ни телевидение — я не помню посвященных ему программ и некрологов. Зато на «Ленфильм», где проходила траурная церемония, выстроилась огромная очередь — люди пришли, чтобы попрощаться с любимым артистом». Михаил Светин, артист
«К Саше у меня сразу же возникла чисто человеческая симпатия, очень уж нетипичным актером он был — никогда не лез в разборки, не вступал в дрязги, которые, чего греха таить, часто возникают на площадке. Актеры, как правило, люди эмоциональные и вспыльчивые, а он был выдержанным, очень спокойным и доброжелательным». Наталья Крачковская, артистка