Меню детского сада: пример недельного рациона, калорийность и принципы составления

Запрещенные продукты

Молочные продукты, такие как молоко, кефир, ряженка и «снежок», не должны превышать 3,2% жирности. Творог и творожная масса допускается не более 9% жирности. Запрещены продукты из непастеризованного молока, например, некоторые виды сыров. Сардельки и сосиски не рекомендуется включать в рацион чаще 1-2 раз в неделю. Куриные яйца можно подавать лишь в отварном виде или в форме омлета.

Также особый критерий при выборе продуктов для детского меню – это жирность мясных продуктов. Все блюда готовятся на пару или с минимальным количеством растительного масла. Запрещается использовать в детском меню говядину на кости и жирную свинину. В качестве животного белка в рацион добавляется курица, индейка, нежирная баранина, крольчатина.

Не допускается включать в рацион детей в дошкольных учреждениях блюда, готовящиеся с большим количеством растительного масла, например, жареная картошка, попкорн и т. д. А растительное масло может использоваться только в качестве заправки к овощным салатам.

Не рекомендуется давать детям большое количество сладостей. Шоколадные конфеты, зефир и сливочное мороженое рекомендуется заменять на желе, пастилу, мармелад, сдобу. А из напитков запрещены газировки и натуральный кофе. Зато кофейные напитки, такие как цикорий, полезны и зачастую нравятся детям.

Ежедневный рацион ребенка обязательно должен включать свежие фрукты и овощи – полезный источник клетчатки. Но учитывая тот факт, что цитрусовые фрукты могут вызывать аллергию, в детском саду предлагают детям яблоки, бананы, груши и сезонные ягоды. В зимний период рацион может быть разнообразен сухофруктами: черносливом, курагой, финиками.

Детский ужин: советы и рекомендации для родителей

Новорожденные дети питаются вечером материнским молоком или смесью до тех пор, пока не вводится прикорм. В этот период не возникает вопросов относительно того, что приготовить ребенку на ужин. Деткам от года варят кашу на воде или молоке, делают пюре из свежих фруктов и вареных овощей.

Ужин должен быть легким, не вызывать чувство тяжести. Время кормления зависит от того, во сколько ребенок укладывается спать. Если он укладывается в 21.00, то приготовить еду нужно в 19.00, если отходит ко сну в 22.00-23.00, то последний прием пищи можно перенести на 20.00.

Распределение пищи для детей:

Питание % калорийности
Завтрак 25%
Обед 40%
Полдник 10%
Ужин 25%

Что приготовить ребенку на ужин детям, которые посещают детский сад и получают там полноценное питание, подскажут диетологи. Специалисты рекомендуют давать натуральную пищу, которая термически не обработана (фрукты и овощи). На ужин лучше предлагать продукты, которые ребенок не добрал за день, то есть питание, получаемое дома, должно дополнять детсадовское.

Это делать несложно, так как в группах сада вывешивается ежедневное меню (можно уточнить меню на неделю), в некоторых садах даются рекомендации относительно вечернего питания дома. Например, если малыш за день не съел ни одного яблока, на ужин можно дать фруктовый салат. Если был недостаток в твороге, можно приготовить сырники или творожок с сухофруктами.

Иногда дети сами отказываются есть детсадовскую еду, многие родители считают, что в саду их дети не доедают, поэтому стараются посытнее накормить вечером. Вследствие этого ребенок переедает, плохо спит, режим сбивается, появляются проблемы со здоровьем.

Если малыш отказывается кушать определенные блюда из садика, необходимо постепенно приучать его к ним дома: иногда готовить их на ужин или в выходные дни. Кроме того, детские блюда можно очень забавно оформить, что существенно повышает интерес и аппетит.

Чтобы еда приносила пользу, необходимо следовать основополагающим принципам питания детей:

  • Рацион необходимо составлять разнообразный с использованием различных блюд и продуктов. Не рекомендует давать дважды одно и то же блюдо. На завтрак, обед и ужин дают разные блюда.
  • Еду необходимо готовить самостоятельно, а не покупать полуфабрикаты. Только так можно быть уверенным в качестве продуктов и сроке годности блюда.
  • Пища должна быть достаточно калорийной, чтобы ребенок не успел проголодаться до и во время сна. В то же время она не должна быть тяжелой.
  • Еда должна быть безопасной, это значит отслеживать срок и условия хранения, способ приготовления. Мясо мелко рубить или перемалывать, из рыбы удалить все кости. Следует исключить возможность того, что ребенок может подавиться.
  • Продукты должны легко усваиваться детским организмом. Так, на переваривание мясных блюд уходит много времени, поэтому нежелательно включать данные продукты на ужин.
  • Для приготовления блюд малышам необходимо учитывать технологии приготовления: свести к минимуму жареную пищу детям до 6 лет.
  • Соблюдать режим питания: кушать необходимо через каждые 3-4 часа, исключить перекусы (только питье).
  • Еду необходимо готовить за 30 мин до кормления. Не стоит давать ту пищу, которая пролежала в холодильнике более 24 часов.

Специалисты советуют прислушиваться к правилам «не»:

  • Не давать слишком горячую или холодную пищу. Еда должна быть теплой, чтобы не обжечься, и не холодной, чтобы не потерять вкусовые качества.
  • Не стоит насильно кормить малыша: уговаривать, заставлять. Если ребенок отказывается от еды – значит, не хочет есть. Легкое чувство голода (если его можно утолить) иногда полезно. Но если ребенок отказывается от супа или каши, но просит сладости – не стоит угождать ему.
  • Не поторапливать ребенка: темп питания – индивидуальное качество. Кто-то ест медленно, а кто-то быстро. Когда ребенок тщательно пережевывает пищу, ест не спеша, продукты измельчаются, смачиваются слюной и лучше перевариваются. Куски, проглоченные наспех, трудно перевариваются, попадая в кишечник, травмируют его.
  • Не нужно отвлекать от еды: включать мультфильмы по телевизору или держать в поле зрения новые игрушки. Особенно это касается детей с плохим аппетитом: аппетит не повышается, но у ребенка появляются пищеварительные расстройства.

В выходные и праздничные дни питание малыша должно быть приближено к тому, которое он получает в детском саду. Для профилактики различных заболеваний нужно проводить витаминизацию питания: давать на ужин свежие (желательно домашние) овощи и фрукты, зелень, свежевыжатые соки.

Специалисты рекомендуют вести дневник питания малыша. В него ежедневно вписывают меню из детского сада. Это помогает определиться с выбором вечернего блюда.

День 14 (Четверг)

Завтрак 1

  • Изделия фигурные и хлопья (готовые завтраки) из круп сладкие, обогащенные микронутриентами с молоком — 200
  • Каша детская пшеничная инстантная 150 —
  • Кофейный напиток из цикория с молоком 150 180
  • Хлеб из муки пшеничной первого сорта обогащенный витаминами и минералами для детского питания 20 20

Завтрак 2

  • Плоды и ягоды свежие — —
  • Сок яблочный прямого отжима для детского (дошкольного и школьного) питания — 100
  • Сок яблочно-персиковый неосветленный для питания детей раннего возраста 100 —

Обед

  • Салат из морской капусты промышленного производства — 60
  • Огурцы свежие 30 —
  • Щи по-уральски (с крупой) 150 250
  • Пельмени детские из п/ф промышленного производства с маслом сливочным — 150
  • Говядина тушеная с макаронными изделиями для детей раннего возраста 125 —
  • Кисель витаминизированный из концентрата промышленного производства — 180
  • Нектар морковный с мякотью для питания детей раннего возраста 100 —
  • Хлеб из муки пшеничной первого сорта обогащенный витаминами и минералами для детского питания 20 20
  • Хлеб ржано-пшеничный обогащенный витаминами и минералами 20 30

Полдник

  • Крокеты из моркови с изюмом 100 150 Мед — 10
  • Масло сливочное прокипяченное 2 —
  • Биойогурт питьевой 150 180
  • Хлеб из муки пшеничной первого сорта обогащенный витаминами и минералами для детского питания 20 20
  • Вода питьевая детская на весь день 100 150

Ужин 1

  • Салат из кальмаров с перцем сладким и луком с соусом салатным — 60
  • Салат из кальмаров с перцем сладким и луком с маслом растительным 30 —
  • Рагу из овощей (с тыквой) 150 200
  • Фиточай цветочно-травяной — 180
  • Чай для детей раннего возраста 150 —
  • Хлеб из муки пшеничной первого сорта обогащенный витаминами и минералами для детского питания 20 20
  • Хлеб ржано-пшеничный обогащенный витаминами и минералами 20 30

Ужин 2

  • Молоко ультрапастеризованное обогащенное — 150
  • Молоко стерилизованное для детей раннего возраста в индив. упаковке с трубочкой 200 —
  • Булочка сдобная — 50

Пример конспекта: подготовка к завтраку, завтрак, подготовка к обеду

Далее вы сможете увидеть пример конспекта о подготовке к завтраку, завтраку и подготовке к обеду

Тема «Подготовка к завтраку»

Вид деятельности: дежурство

Воспитательно-образовательные задачи:

  1. Укрепить навыки о том, как правильно накрывать стол и сервировать столовые приборы(ложка справа от тарелки, вилка слева), обращаться к няне и воспитателям по имени и отчеству;
  2. Закреплять знания о необходимости мыть руки перед едой, КГН.

Необходимое оборудование:

  1. Фартучки для дежурных;
  2. Столовая посуда;
  3. Салфетницы.

План работы:

Назначаю ребят, которые дежурят, они надевают специальные фартучки и начинают накрывать столы.

Для лучшего выполнения дежурными своих обязанностей предлагаю им сопровождать сервировку стихами:

Остальные малыши моют руки. Напоминаю детям о том, что в ванной комнате запрещается бегать, шуметь, руки моются обязательно с мылом, кран закрываем плотно, после мытья вытираем руки полотенцем.Перед тем как зайти в умывальную, читаю детям стихотворение, чтобы поднять им настроение:

Тема «Завтрак»

Воспитательно-образовательные задачи:

закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, не чавкать, пищу брать небольшими кусочками, вытирать рот салфеткой, полоскать его после еды; закреплять КГН.

План работы:

Пока дети едят, напоминаю им о том, как себя следует вести: не ставить локти на стол,жевать тихо, не разговаривать. Можно сыграть с детьми в игру, которая потребует использование воображения: пусть каждый придумает, что на хлебе намазано не обычное масло, а шоколадное или в тарелке не простая каша, а каша волшебников. Мотивирую детей докушать все, что лежит на их тарелке. Чтобы привить детям эстетику питания и улучшить аппетит, зачитываю стихотворение:

После еды обязательно напоминаю о необходимости вытереть руки, прополоснуть рот. После еды советую тем, кто не устал — помочь дежурным с уборкой со столов.

Тема «Подготовка к обеду»

Воспитательно-образовательные задачи:

Закрепить знания о КГН ( тщательно мыть руки с мылом перед едой, вытирать насухо их полотенцем).

План работы:

Сначала для улучшения аппетита и обмена веществ выполняем психофизический комплекс Руденко А.С:

  1. Потянуться вверх (ладони соединить «замком» над головой).
  2. Погладить живот (по часовой стрелке).
  3. Сесть за стол с прямой спиной на край стула, ступы стоят на полу.
  4. Пощёлкать зубами 24 раза.
  5. Понюхать пищу. Вращать языком во рту.
  6. Накопленную слюну проглотить медленно.
  7. Есть медленно, чувствуя вкус, тщательно пережёвывая пищу.

После проведения комплекса играю с ребятами в игру : «А ну-ка в очередь!»: дети становятся во столько колон, сколько умывальников в ванной комнате, количество человек в каждой колоне должно быть одинаковым. После того как дети помыли руки, предлагаю вспомнить им правила поведения за столом в стихотворной форме, пока дежурные накрывают на стол:

После еды вытираем руки салфетками, рот нужно прополоскать.

Главное в статье Скрыть Как использовать меню

Внимание

Интервалы между приемами пищи должны быть не менее 2–3 часов и не более 4–5 часов

Цикличное меню рассчитано на 2 недели – 10 дней с двумя выходными в неделю. Оно предусматривает пятиразовое питание воспитанников: завтрак, второй завтрак, обед, уплотненный полдник, ужин, но с учетом того, что дети получают второй ужин дома, перед сном.

Меню без ужинов можно использовать для организации четырехразового питания в ДОО с 10-12-часовым пребыванием детей. При этом исключить ужин либо полдник и использовать блюда ужина в качестве уплотненного полдника.

Важно! Данное меню обеспечивает:

– соответствие энергетической ценности суточных рационов питания энерготратам воспитанников соответствующего возраста;

– сбалансированное и разнообразное питание по всем пищевым факторам;

– оптимальный режим питания;

– сохранность вкусовых качеств и исходной пищевой ценности в процессе технологической и кулинарной обработки продуктов;

– санитарно-гигиеническую безопасность питания.

Чтобы обеспечить разнообразное питание в пределах каждой группы, меню включает 95 наименований различных пищевых продуктов. Количественные наборы продуктов соответствуют санитарным правилам с учетом разрешенных замен продуктов и (или) эквивалентности пищевой ценности продуктов. Учтены потери основных пищевых веществ и энергетической ценности продуктов при кулинарной обработке 1 .

Резерв энергетической и пищевой ценности составляет примерно 20% от суточной потребности. При этом учитывается неполная усвояемость пищевых веществ и индивидуальные потребности детей в пищевых веществах и энергии.

Энергетическая ценность по приемам пищи

Второй завтрак: 5–10%

При использовании цикличных меню не следует нарушать предусмотренную последовательность дней. Замены возможны только в исключительных случаях. Например, можно переставить целиком отдельные дни меню либо одинаковые или однотипные блюда в смежные дни, если они не повторяются.

Цикличное меню соответствует требованиям и рекомендациям, которые установлены действующими нормативными и методическими документами, в том числе санитарными правилами СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Разработчики учли все требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, установленные техническими регламентами Таможенного союза (ЕАЭС). В частности, новые требования к рыбе и рыбной продукции, которые содержатся в ТР ЕАЭС 040/2016: допустимое содержание влаги в рыбе, условия хранения замороженной рыбы, использование рыбы, загрязненной илом, песком, водорослями, генетически модифицированной рыбной продукции, нормы остаточного количества гормональных веществ и стимуляторов роста. Требования к качеству пищевых продуктов принимались не ниже действующих национальных стандартов РФ и межгосударственных стандартов.

Основные принципы диеты

Подбирая детскую диету для похудения, следует ориентироваться на стол №8 по Певзнеру. Основные аспекты лечебного питания сводятся к ограничению жиров и углеводов, а также снижению калорийности рациона.

Изменение порционности и состава пищи нужно начинать как можно раньше, поскольку большой вес в детском возрасте негативно сказывается на здоровье и в дальнейшем приводит к появлению множества проблем.

БЖУ

Один из ключевых моментов детской диеты — расчет наилучшего соотношения белков, жиров и углеводов. Потребность в полезных веществах определяется с учетом возраста и физической активности.

Таблица — Соотношение основных нутриентов для разных возрастных категорий:

Полезные вещества Возраст детей, лет
3–4 года 5–6 7–10 11–13 14–17
Белки, г (в т. ч. животные) 53 60 72 78 83
37 (70%) 43 (65%) 51 (70%) 55 (70%) 59 (70%)
Жиры, г (в т. ч. растительные 53 60 72 78 81
11 (20%) 12 (20%) 14 (20%) 16 (20%) 16 (20%)
Углеводы, г 212 260 288 312 324
Соотношение БЖУ 1:1:4 1:1:4 1:1:4 1:1:4 1:1:4

Основу детской диеты для похудения составляет белок животного происхождения. При этом для мальчиков количество протеина может быть увеличено на 10–12% с соответствующим изменением других позиций. Содержание мононенасыщенных и полиненасыщенных жиров в меню должно составлять около 10% от суточного рациона.

Калорийность

Еще один важный показатель лечебной диеты для детей — калорийность пищи. Эта составляющая зависит от возраста, пола и физической нагрузки.

Таблица — Суточная потребность детей в энергии:

Количество лет Калорийность, ккал
3–4 1 700
5–6 1 800
7–10 2 100
11–13
девочки 2 300
мальчики 2 400
14–17
девушки 2 400
юноши 2 700

Калорийность диетического питания для детей до 10 лет одинакова для мальчиков и девочек. Разница в суточном потреблении энергии начинается с периода полового созревания.

Если ребенок посещает детское учреждение с трехразовым питанием, там он получает 80% от рекомендуемой суточной калорийности рациона. Таким образом, для домашнего ужина остается всего 20% питательных веществ. Для младших школьников 6–9 лет раскладка другая, но в любом случае при составлении детской диеты для похудения следует учитывать пищу, принятую вне дома.

Режим питания

Режим питания также зависит от возраста. Любой рацион для снижения веса подразумевает дробный и частый прием пищи. Это помогает оставаться сытым в течение дня и не переедать. Желудок при малых порциях постепенно привыкает к небольшим объемам и уже не требует еды каждые 2 часа.

Суточный рацион рекомендуется делить на 4–6 частей так, чтобы на первую половину дня приходилось 60–70% пищи. На завтрак и обед лучше давать белковые блюда, вечером — овощи и крупы. Количество соли для детей на диете нужно ограничить до минимума, потребление жидкости сократить до 1,5 литров.

Состав

Чтобы добиться хороших результатов без скандалов и срывов, необходимо обращать внимание на состав рациона. Диета для похудения должна включать в себя:

  • постное мясо;
  • цельнозерновой хлеб;
  • яйца;
  • растительные масла;
  • морепродукты, рыбу;
  • кисломолочные изделия с малой долей жира;
  • овощи, зелень, фрукты;
  • бобовые, крупы;
  • печень.

Из напитков следует давать кисели, компоты, чай с молоком, травяные настои, отвар шиповника, морсы, свежие соки, минеральную воду по рекомендации врача.

Пример составления меню-требования

Заполнение данных предприятия

  1. Вначале документа указывается его номер по внутреннему документообороту организации.
  2. Затем вписывается дата, на которую выписываются продукты (обычно это следующий за составлением меню-требования день), а также вносятся данные о предприятии:
    • его полное наименование (в соответствии с учредительными бумагами),
    • структурное подразделение, которое запрашивает выдачу продуктов,
    • материально-ответственное лицо.
  3. Справа указывается дата составления документа и код компании по ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций).

Утверждение общего итога

В этой части меню-требования с левой стороны несколько строк отводится для заполнения руководителем организации. Здесь, уже после окончательного оформления документа, в нужных ячейках ставится его подпись с расшифровкой, а также дата утверждения. Без заполнения этих строк, бланк не будет считаться действительным.

Далее идет табличка, в которую вписываются:

  • коды категорий довольствующихся,
  • плановая стоимость одного дня,

численность довольствующихся по плановой стоимости одного дня и т.п. (эти данные заполняются столько при необходимости).

А вот ячейки, касающиеся фактической стоимости, а также численности персонала заполнить нужно обязательно, так же как и ячейки под названием «всего».

Таблица заказываемых продуктов

Здесь идет основная таблица, в которую:

  • в горизонтальные верхние строки вносятся сведения о количестве порций и их весе на выходе (из расчета на человека), при этом все данные вписываются отдельно на завтрак, обед, полдник, ужин;
  • в вертикальных позициях указываются коды и единицы измерения выдаваемых продуктов (граммы, килограммы, литры и т.д.), и в соответствующие ячейки вносится конкретные числовые показатели по каждому наименованию продуктов.

Например, напротив строки «говядина, баранина» в вертикальную графу под наименованием «суп» нужно внести количество килограмм мяса, которое потребуется для приготовления этого блюда исходя из общего количества человек, стоящих на довольствии. Аналогичным образом заполняется вся остальная таблица.

Подписи ответственными сотрудниками

После того, как вся таблица будет оформлена, она подписывается ответственными сотрудниками: обычно это

  • бухгалтер, который принимает документ к учету,
  • диетсестра или врач, который проверяет качество продукции и утверждает меню, в том числе вес порций,
  • повар, принимающий продукты для приготовления,
  • кладовщик, который их выдает.

В завершение меню-требование должен подписать ответственный ха их использование работник. Все подписи должны быть расшифрованы.

Документация по питанию в детском саду

При организации питания в детском саду важно грамотно вести документацию. Следует всегда следить за изменениями в законодательстве и держать картотеку документов в порядке

Нужно уделять отдельное внимание контрактам на поставку товаров, выполнению работ, оказаниям аутсорсинговых услуг. По этой ссылке можно найти образцы положения об организации детского питания, приказ об организации детского питания, приказ о создании комиссии по питанию, план работы совета по питанию, план мероприятий по контролю организации питания, положение о баркеражной комиссии, приказ о создании бракеражной комиссии, план работы бракеражной комиссии, приказ об обеспечении качества питания, приказ о назначении ответственного за отбор и хранения суточных проб

Анализ по контролю за организацией питания

Этот анализ должен включать в себя сведения о:

  1. Состоянии организации питания в целом по ДОУ на данный момент.
  2. Частоте подсчетов итогов по результатам финансирования.
  3. Ведении бухгалтерской деятельности, чему способствует её ведение.
  4. Перечислении актов и норм, по которым регулируется организация питания.
  5. Том, каким образом происходит составление рациона.
  6. Уровне обеспеченности пищеблока кадрами.
  7. Состоянии оборудования, на котором происходит приготовление пищи.
  8. Вовремя ли произвели клеймение.
  9. Месте хранения продуктов, соответствие ведение документации требованиям.
  10. Коррекции доставления ингредиентов блюд на территорию сада.
  11. Частоте ведение контроля энергетической ценности блюд.
  12. Вынесении вопросов на совещания.
  13. Обеспечении контроля вышестоящими органами.
  14. Рекомендательных моментов в отношении родителей касательно питания детей в выходные.

Далее должна следовать таблица, где анализируется питание ребят, в которой отражается соответствие или несоответствие натуральных и фактических показателей за прошлый и текущий год. Должно быть прокомментировано выполнение натуральных норм, её динамика, коррекция соотношения потребления продукциии, увеличилось ли потребление отдельных продуктов, какие наименования находятся на оптимальном, допустимом, недопустимо низком уровне.

Должен быть сделан вывод сбалансированности питания на основании 10-и дневного контроля за питанием и количества потреблённых калорий за 31-дневный период, составлены таблицы, отражающие нормальной и фактическое соотношение БЖУ и калорийности за год. Далее следует подсчитать как изменилась цена 1 дня питания на ребёнка в сравнении с предыдущим годом и тем, сколько было запланировано.

Также в отчёте следует указать взаимодействие ДОУ с родителями детей, информирование их о том, что их ребёнок употребил за весь день и в каком количестве, порекомендовать примерный рацион на вечерний приём пищи и на выходные дни.

Должны быть указаны методы корректирования проблемных ситуаций.

Образец этого анализа можно найти тут.

Аналитическая справка по контролю за организацией питания

Эта справка включает в себя следующие сведения:

  1. Описание нормативных документов, на которых она основана;
  2. Наличие картотеки технологических карт;
  3. Использование полезных минеральных веществ и витаминов;
  4. Ведение соответствующей документации;
  5. Средняя фактическая и плановая стоимость 1 дня питания, разница между ними;
  6. Соответствие нормам содержания белков, жиров и углеводов;
  7. Выставление проб;
  8. Состояние складских помещений, посуды, столов;
  9. Уборка пищеблока;
  10. Эмоциональная обстановка во время принятия пищи, обеспечение детей соответствующими условиями для принятия пищи;
  11. Процесс принятия пищи, дежурство;
  12. Обязанности воспитателей и помощников воспитателей во время питания детей;
  13. Рекомендации;
  14. Анализ выполнения контрольных норм в ДОУ.

Образец аналитической справки можно найти тут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector