Обучение детей по методике зайцева + кубики и книги

Основные принципы и суть методики

Методика обучения по кубикам Зайцева построена на чтении по складам.

Николай Александрович Зайцев считает, что читать по слогам детям гораздо сложнее. Понять его точку зрения просто, попробуйте по слогам сложить слово ВСТРЕ-ПЕ-НУЛ-СЯ. Для ученика первого–второго класса это непосильная задача, слишком много согласных. А по складам они состоят из любого количества букв, прочесть просто: ВС-Т-РЕ-ПЕ-НУЛ-СЯ.

Азбуку и букварь автор не использует, о буквах и звуках отдельно не говорит. Теория не нужна детям, так считает Зайцев. Нужно формировать образ через наглядные примеры, использовать конкретно-наглядное мышление.

Малыши сами разберутся с мягкостью, звонкостью, глухостью складов. Кубики наполнены деревяшками, железками, они разные по размеру и цвету. Дети ощупывают их, оценивают параметры, звук. В комплект входят такие кубики:

  • Большие с твердыми складами, маленькие — с мягкими.

  • Двойные — сочетания согласной и гласной.
  • Белый — для знаков препинания.

Наполнители нужны для обозначения звука:

  • Железные — звонкие согласные.
  • Золотые — гласные.
  • Деревянные — глухие согласные.
  • Железо и дерево — сочетания с твердым знаком.
  • Дерево и золото — сочетания с мягким знаком.

Склады написаны разными цветами: голубой — для гласных, синий — для согласных, зеленый — для твердого и мягкого знака.

У дошкольников формируется четкий образ склада на основе ощущений, без опоры на конкретную букву русского алфавита. Потом нужно переходить к работе с наглядно-действенным мышлением: ребенок видит склады, слышит их звучание и действует по примеру. Словесно-логическое мышление формируется при написании слов указкой, при беглом чтении по складам.

Таким образом, в основу своего рабочего метода Николай Зайцев положил следующие принципы:

  1. Ребенок говорит складами, слышит их, значит, должен читать по примеру устной речи.
  2. Для обучения используются все органы чувств: зрение, тактильные ощущения, слух. Ребенок трогает кубики, слышит звучание их наполнителей, видит написанные склады, учит попевки.
  3. Сначала пишем, потом читаем. Домашние тетради с прописями не развивают навыки скорочтения, это механическая работа. Ребенок по Зайцеву учится пальцами узнавать слово, показывая его части (склады) на таблице или кубиках.
  4. Формируем беглое чтение. Это гарантирует любовь к книге, письмо без грамматических ошибок, орфографических недочетов.
  5. Монотонный урок необходимо исключить.

    Все занятия ведутся в игровой форме. Нет плана урока, ребенок сам регулирует нагрузку и вид игры. Используйте готовые занятия, придумывайте свои варианты.

Посмотрите небольшое видео о том, в чем заключается методика Зайцева и как по ней обучать ребенка.

Основные принципы методики

Зайцев всерьез задумался о том, как преподносится учебный материал для детей. В то время это была голая структура: теория и закрепление материала — упражнение к уроку.

Ребенок быстро устает от таких занятий и большую часть информации не запоминает, либо запоминает, но не надолго.

Зайцев решил внести изменения в эту педагогику и предложил совершенно новое понимание материала.

Особенность этого метода в том, что весь материал который необходимо изучить, сразу показывается ребенку и постоянно у него перед глазами систематизирован в виде специальных таблиц.

В основе методики лежат такие принципы, о которых все знают, но далеко не все их придерживаются. По методике Зайцева процесс обучения должен складываться из:

  • Зрительное восприятие: ребенок осматривает кубик, здесь мы видим разные цвета.
  • Осязание и тактильная память: от конкретного образа мы переходим к  действию. Даем ребенку посмотреть потрогать, покрутить, поиграть, может даже и бросить.
  • Слух: озвучиваем слова — поем склады и каждый кубик по-разному звучит.
  • Весь материал полностью систематизирован и представлен перед глазами в виде таблицы.

 Он убежден, что ребенок усваивает материал на 90 % лучше, когда учитель не проговаривает материал, а наглядно показывает его.

Если в русском языке дети сначала учат буквы, затем складывают слоги, затем полностью получают слово. Ни в одном языке мира не читают по буквам, это и усложняет и тормозит процесс обучения чтению.

 Многолетняя практика привела его к тому, что он изобретает специально разработанные кубики. Давайте поближе их рассмотрим.

Какие отличительные особенности методики Зайцева?

  • обучение с помощью игры
  • обучение-игра проходит в неформальной обстановке. Нет парт и тишины, дети могут переходить к таблицам, кубикам, искать и выбирать.
  • используется принцип наглядного представления материала. Занимаясь с помощью методики Зайцева, ребенок задействует слух, зрение и осязание.
  • занятие длится около 25 минут, однако можно играть и меньше, главное, чтобы у ребенка был интерес и азарт. Занятия должны проводиться регулярно.
  • развивающий материал представлен в одном месте в виде таблиц и кубиков, применяется принцип от частного – к общему, от общего – к частному
  • обучающие методики универсальны. Они подходят и для дошкольника, и для школьника, и для взрослого. 

Из данной статьи мы узнали, об особенностях методики Зайцева, о кубиках Зайцева, а также рассмотрели преимущества и недостатки данной методики.

Родителям предстоит выбор как, когда, чему и в какой форме учить своего ребенка.

А вы используете, использовали или собираетесь использовать данную методику развития ребенка? Каков ваш опыт и ваши впечатления от методики Зайцева? Нужно ли обучать ребенка чтению до школы?

Подпишись на новости блога и получи бесплатно электронную книгу детских сказок, а также все самое интересное из жизни блога себе на почту!

Кубики Зайцева и аналогичные методики

Выбирая оптимальную методику обучения, планируя занятия с детьми, педагог должен помнить, что от его действий зависит, будет ли привита любовь к чтению и грамоте, к родному языку.

Существует множество методик обучения чтению, все они вполне доступны в информационном пространстве. Рассмотрим некоторые аналоги и сравним их с педагогической разработкой Н.А. Зайцева.

Методика Марии Монтессори заключается в том, что ребенок сначала знакомится с прописными буквами, сделанными из картона, карточками, табличками, рамками, ощупывает их, учится обводить, раскрашивать, прописывать, а потом постепенно учится по ним читать. При этом совсем не используется букварь. Практикующие педагоги отмечают, что подобные занятия возможны в детском учреждении, но затруднительны в домашних условиях, так как придется подготовить большой объем пособий и комплектующих материалов. По сравнению с этой методикой кубики Зайцева проще и доступнее.

Методика обучения чтению Сергея Полякова состоит из 70 уроков, весь процесс разбит на 7 этапов. Сначала дети изучают буквы и склады, затем простые слова, сложные слова, предложения, пересказы. Эта разработка редко практикуется в детских садах, не так понятна дошкольникам, как кубики Зайцева, и подразумевает неукоснительную систематичность уроков. Однако, у неё много сторонников, ее часто используют в центрах детского развития.

Методика обучения чтению российского педагога Е.В. Чаплыгина представляет собой упрощенный вариант кубиков Зайцева. В комплекте 10 обычных деревянных кубиков с буквами и 10 поворачиваемых на платформе кубиков. Гласные – красные, согласные – черные. Этот вариант больше подходит для домашнего обучения, чем для детсадовского.

Методика американского врача Гленна Домана заключается в многократном показывании ребенку карточек с написанными словами и произнесении этих слов. Здесь не надо учить буквы, звуки, а достаточно расширять словарный запас. Впоследствии ребенку будет сложно учить в школе состав слов, правила русского языка. Педагогами замечено, что составляя слова из складов по методу Н.А. Зайцева, ребенок также может иметь сложности с фонетическим разбором слов в школе.

Как видно из приведенных выше методических разработок обучения чтению, у каждой есть свои плюсы и минусы по сравнению с кубиками Зайцева. Одна требует тщательной подготовки дорогостоящих материалов, другая подходит только для индивидуального обучения. В любом случае, практикующий педагог всегда оставляет выбор за собой, может использовать элементы разных педагогических разработок, дополнять творческим подходом, разрабатывать игры с учетом интересов детей. Методика обучения чтению Н.А. Зайцева по кубикам остается при этом одной из самых простых и понятных, а самое главное – она интересна детям.

Основные принципы методики Зайцева

Известную методику, позволяющую обучать детей чтению, разработал отечественный педагог Николай Александрович. Этому он посвятил много времени, дорабатывал ее и усовершенствовал. Результатом его трудов стала одна из эффективных методик, ее основой являются кубики Зайцева.

Николай Александрович пришел к выводу, что:

  • Обучить малыша чтению можно без предварительного изучения букв;
  • Осваивание слогов для детей является сложной задачей;
  • Освоить азы письма детям куда проще, нежели принципы чтения.

Опираясь на эти убеждения, он направил все свои силы на то, чтобы разработать такой метод, благодаря которому детей можно было бы обучить чтению за достаточно короткий срок. И ему это удалось. Многие родители считают, что методика Зайцева является одной из самых эффективных.

Несмотря на то, что данная методика эффективная и применяется на протяжении 20 лет, Зайцев не перестает ее усовершенствовать. На ее основе он создает новые обучающие игры.

Методика Зайцева для детей базируется на двух основных принципах:

  • Познавая аспекты чтения, должны быть задействованы 5 видов восприятия (мышление, осязание, двигательная, слуховая и зрительная память);
  • Учитель – это наставник, который может создать располагающую игровую атмосферу, способствующую обучению.

Используя данный метод можно научить читать детей:

  • Которые любят спокойные игры;
  • Которые не отличаются усидчивостью;
  • Имеющих проблемы со зрением или слухом;
  • С диагнозом аутизм;
  • Имеющих отклонения в психическом развитии.

Какую цель она преследует:

  • Пополнить словарь новыми словами;
  • Научить писать грамотно;
  • Сделать речь внятной, избавиться от логопедических проблем;
  • Развить мышление, логику;
  • Обучить самостоятельной работе.

Комплект для методики Зайцева

Набор довольно громоздкий.

В него входит:

  • Собранные кубики, изготовленные из картона в количестве 61 штука;
  • Таблицы из картона, на которых изображены графические знаки, буквы и слоги (6 штук);
  • Таблицы из картона (формат В3) в количестве 4 штук;
  • Диск;
  • Конспект для проведения занятий в виде методического пособия.

Несмотря на большое количество составляющих частей, которые предусматривает «Методика Зайцева – обучение чтению» – таблица, пособие, кубики и прочее, суть ее довольно проста и понятна.

Склад по методике чтения Зайцева

Основана методика известного педагога на складе. Именно им заменены слоги. Под складом в этой методике принято считать сочетание двух букв – согласной и гласной или гласной буквы и твердого знака. Также складом можно назвать одну букву.

Для определения количества складов, из которого состоит слово необходимо подставить под подбородок ладонь и произнести его. Их ровно столько, сколько раз подбородок коснется ладони.

Таблицы, кубы – это совокупность складов. Чтобы ребенок ориентировался и распознавал нужные кубы, они окрашены в разный цвет, а также отличаются по размерам. Кроме того и звучит каждый склад по-разному.

Дети учатся читать довольно быстро. Происходит это за счет того, что они задействуют разные каналы восприятия. Малыши видят, как пишутся склады, слышат их звучание и могут потрогать куб, на котором они изображены.

Работа Зайцев Николай Александрович: вакансии. карьева, стажировка. обучение, практика

В данный момент открытых вакансий не найдено. Вы можете посмотреть походие вакансии в других компаниях

  • Грузчик-комплектовщик, разнорабочий (от 20 000 до 25 000 руб.)

    Образование: среднее

    Опыт работы: 1-3 года

    Занятость: полная занятость

    График работы: полный рабочий день

  • Оператор-комплектовщик, комплектовщица на склад одежды г.Зеленоград (от 40 000 до 58 000 руб.)

    Образование: среднее

    Опыт работы: без опыта

    Занятость: работа вахтовым методом

    График работы: полный рабочий день

  • Комплектовщик склада (от 44 000 до 46 000 руб.)

    Образование: н\д

    Опыт работы: без опыта

    Занятость: работа вахтовым методом

    График работы: полный рабочий день

  • Специалист по продажам в салон связи Билайн (от 50 000 руб.)

    Образование: средне-специальное

    Опыт работы: н\д

    Занятость: полная занятость

    График работы: полный рабочий день

  • Машинист автогрейдера (от 35 000 до 62 000 руб.)

    Образование: н\д

    Опыт работы: 1-3 года

    Занятость: полная занятость

    График работы: полный рабочий день

  • Фасовщица на производство (Советская,6а) (до 14 700 руб.)

    Образование: н\д

    Опыт работы: без опыта

    Занятость: н\д

    График работы: сменный график

  • Водитель категории D (от 15 000 руб.)

    Образование: средне-специальное

    Опыт работы: более 5 лет

    Занятость: полная занятость

    График работы: полный рабочий день

  • Маляр-подготовщик и ученик маляра (от 35 000 до 55 000 руб.)

    Образование: среднее

    Опыт работы: 1-3 года

    Занятость: полная занятость

    График работы: полный рабочий день

  • Водитель-экспедитор (от 20 000 до 60 000 руб.)

    Образование: среднее

    Опыт работы: до 1 года

    Занятость: полная занятость

    График работы: полный рабочий день

  • Слесарь по техническому осмотру и ремонту (35 000 руб.)

    Образование: н\д

    Опыт работы: 1-3 года

    Занятость: работа вахтовым методом

    График работы: н\д

  • Продавец-консультант в салон мебели МЦ Парус (от 28 000 до 70 000 руб.)

    Образование: средне-специальное

    Опыт работы: н\д

    Занятость: полная занятость

    График работы: полный рабочий день

  • Менеджер по продажам (промышленное оборудование) (от 40 000 до 70 000 руб.)

    Образование: высшее

    Опыт работы: 1-3 года

    Занятость: полная занятость

    График работы: полный рабочий день

Похожие предприниматели, конкуренты ИП Зайцев Николай Александрович: Скрыбыкина Лилия Карловна | Кашарин Сергей Иванович | Белоруков Евгений Николаевич | Журавлева Надежда Ивановна | Ермолаев Михаил Михайлович

Индивидуальный предприниматель Зайцев Николай Александрович зарегистрирован 05 ноября 2014 года. Орган госрегистрации — Инспекция Федеральной Налоговой Службы По Г.красногорску Московской Области. ИП был присвоен ОГРН 314500430900024, внесен его ИНН 781426787780. Основным видом деятельности является распиловка и строгание древесины.

ИП Зайцев Николай Александрович России, зарегистрирован 05.11.2014 в регионе н\д, Россия. При регистрации был присвоен ОГРНИП 314500430900024 и ИНН 781426787780.

Все данные об предпринимателе Зайцев Николай Александрович предоставлены из открытых источников, таких как ЕГРИП, ПФР, ФСС, на основе которых можно составить бухгалтерские и финансовые отчеты, проверить кредитную историю. За прошлый год оборот ИП составил менее 70 млн рублей, кредитный рейтинг при этом стандартный. В найме у ИП Зайцев Николай Александрович занято примерно 9 постоянных сотрудников.

Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения является основным видом деятельности по ОКВЕД 2, включая 2 других видов деятельности.

Также вы можете посмотреть отзывы об Зайцев Николай Александрович, открытые вакансии, расположение Зайцев Николай Александрович на карте. Для более детальной информации вы можете посетить сайт или запросить данные по контактным данным предпринимателя, если они известны.

ИП Зайцев Николай Александрович прекратил свою деятельность 22.06.2016. Индивидуальный предприниматель прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения

Информация о компании была обновлена 03.10.2021.

Выводы об ИП Зайцев Николай Александрович носят субъективный характер и основаны на информации, размещенной в свободном доступе в сети интернет

Как пришла идея и во что она вылилась?

Автор современной методики Николай Зайцев – педагог во втором поколении.

Родители его были учителями в сельской школе, потому никто и не сомневался, кем станет их сын в будущем. Так уж получилось, что с пятого курса филологического факультета направили студента Зайцева в Индонезию переводчиком.

Казалось бы, что тут сложного. Да не так-то просто «сказка сказывалась», а дело и вовсе зашло в тупик. Индонезийские ученики Зайцева были далеки от трудного для постижения иностранными умами русского зыка. Пришлось искать оригинальные способы донести русскую фонетику, таблицы чертить да карточки рисовать.

Так, шаг за шагом все его практические эксперименты выросли в настоящую методику, которую по возвращению на родину он и решил апробировать на малышах-дошкольниках, чем-то схожих с теми самыми «ещё слепыми» в русском языке индонезийцами.

А во что это вылилось? В настоящий фурор.

Кубики Зайцева прослыли как «звенящее чудо», способные научить читать за короткие сроки даже тех ребятишек, которым тяжело давалась грамота. Более того, отзывы педагогов послужили толчком, чтобы многие школы перешли на зайцевскую методику обучения чтению.

Как происходит обучение

Методика Николая Зайцева используется для детей в детских садах, группах раннего развития, в домашних условиях. Если методика применяется правильно с соблюдением всех рекомендаций и опытным преподавателем, то шестилетки начинают читать уже после нескольких занятий, для освоения чтения малышам от 4 лет понадобится до 20 занятий, а ваша двухлетняя кроха порадует вас самостоятельным чтением первых слов через 6-9 месяцев.

Для достижения результата необходима регулярность занятий. Рекомендуется 2 занятия в неделю продолжительностью от 30 минут до часа. Помните при этом о принципе не принуждения.

Если у малыша в данный момент плохое настроение и обучаться он не настроен, не настаивайте. Перенесите занятие на более благополучное время. С другой стороны, если обучение приносит радость, заниматься вы можете так часто, как захочет ваш малыш.

Начинать знакомство с кубиками можно уже в полуторагодовалом возрасте. Сначала малыш будет строить из кубиков пирамиды, греметь ими, а со временем вы плавно перейдете к обучению.

В комплекте, помимо кубиков и таблиц для обучения чтению по методике Зайцева, есть аудиодиск и учебник-пособие для родителей, воспитателей, учителей. Кубики могут быть уже готовыми к использованию, либо вам нужно будет их вырезать, наполнить и склеить.

Таблицы для удобства использования необходимо заламинировать. Для групповых занятий вам пригодится указка. Для создания дома игры «в школу» вы также можете использовать указку.

На диске записано 35 мелодий, под которые дети поют склады. Такое пение улучшает речь ребенка, корректирует мелкие проблемы с произношением звуков. В пособии даются основные рекомендации по проведению занятий. Оно содержит задания и игры для увлекательного и интересного обучения.

Очень важно при обучении сочетать произносимые звуки с изображениями на таблицах или кубиках. Так вы будете формировать ассоциативный ряд

В чем суть метода Зайцева?

Основополагающий принцип всех методик Н.А. Зайцева заключается в том, чтобы давать ребенку сразу весь объем, который ему предстоит освоить.

Весь материал Зайцев помещает в таблицы и рекомендует размещать их на стене. Суть математики по Зайцеву состоит в том, что ребёнку предлагают увидеть сразу все числа от 0 до 99, то есть всю сотню сразу. Причём всё это представлено в виде стройной системы. Ребёнок видит, сколько десятков и единиц составляет каждое  число, начинает предметно ощущать количество.

«Сорок семь» — слышим звуки; видим, сколько предметов представлено (кружочков); как они скомпонованы; как это число выражается цифрами, четвёрку легко соотносим с числом десятков, семёрку — с числом единиц.

Так играем или учим?

Конечно же, играем! В дошкольном возрасте любой другой путь ведет в тупик. Физиологи и офтальмологи отмечают, что методики Зайцева безупречны с точки зрения охраны здоровья ребенка. Стандартный урок Зайцева продолжается 10-15 минут в игре.

В процессе обучения дети не находятся в постоянном статичном состоянии за столами, а перемещаются по комнате, это не позволяет им утомляться. Можно ходить, стоять, лежать на ковре. Не портится осанка и зрение.

Методическая система Зайцева, будучи глубоко природосообразной, является основой формирования благоприятной среды развития и образования детей.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

(Создание положительного эмоционального фона занятия). Дети и логопед стоят на ковре.

Логопед: «Ребята, давайте поиграем в игру? Заодно и разомнемся с утра! Я вам буду называть птицу, если это птичка перелетная – то вы машите руками (движения имитируют взмах крыльев, а если зимующая – то вы поднимаете руки вверх и показываете крышу (руки вверх, ладони соединяются под углом, кончики пальцев соприкасаются).Осенью перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы там перезимовать. А весной они вернутся обратно. А можно их перелет назвать путешествием?

Дети: Да.

Логопед: Давайте и мы с вами отправимся в путешествие? Только мы не полетим, а поедем на поезде. В конце путешествия вас ждут сюрпризы. Кто дойдет до конца пути и не ошибется – тот найдет волшебный сундучок! Готовы!

Дети: Дааа!

Логопед: Но сначала нам надо «собрать» поезд на котором мы отправимся в путь.

2. Основная часть.

Игра: «Паровоз».

Цели:

учить работать с кубиками, выбирая на них сторону с заданной гласной;

способствовать запоминанию и прочтению складов с одной и той же гласной;

учить осмысленно находить нужный кубик;

привлечь внимание детей к работе с кубиками. Логопед предлагает детям построить паровоз

Для этого на полку ставится локомотив (игрушечный паровоз) и большой золотой кубик с буквой

Логопед предлагает детям построить паровоз. Для этого на полку ставится локомотив (игрушечный паровоз) и большой золотой кубик с буквой.

Логопед: Все вагоны в паровозике будут с буквой О.

Дети ставят остальные кубики сами. Дети работают только с большими кубиками, постепенно выделяя их зрительно.

Логопед: А теперь, что бы наш поезд тронулся и повез нас в путешествие надо все вагончики прочитать. Внимательно следите за указкой.

Дети прочитывают все вагончики: ПО – НО – ГО – и т. д.

Логопед: Ой! Дети, посмотрите, наш путь завалило «Камнями»! Нам надо его расчистить.

Игра: «Классификация».

Цели:

привлечь внимание детей к кубикам;

показать, как нужно крутить кубик в руке и пропевать его песенку;

учить запоминать названия различных групп кубиков;

учить в процессе манипуляции с кубиками сортировать кубики по признакам: глухие – звонкие, твердые – мягкие.

Игра проводится как соревнование.логопед делит детей на 2 команды и предлагает им разложить все кубики на 2 стола: первая команда кладет на свой стол только большие кубики, вторая – только маленькие. По окончанию работы логопед проверяет правильность классификации кубиков, а затем пропевает склады на кубиках, которые дети каждой команды подают по желанию. Петь песенки по кубикам могут и дети (по желанию).Зрительный контроль за действиями педагога и детей очень важен. В процессе обучения дети на слух начинают улавливать разницу в произношении твердых и мягких слияний.

Логопед: Вот мы и расчистили с вами дальнейший путь! Вы большие молодцы – справились! Но вот новая задачка. Перед нами четыре тропинки. Кому по какой идти?

Варианты ответов детей.

Логопед: А решить нам этот вопрос помогут птицы, вернее загадки про птиц. Перед каждой тропинкой лежит картинка с изображением птицы. Я сейчас буду загадывать загадки, а кто отгадает подходит к своей тропинке с изображением отгаданной птицы.

Дети отгадывают загадки и подходят к картинкам – ассоциациям.

Игра по ассоциативным картинкам.

Цель: учить узнаванию и называнию букв посредством ассоциативной связи между картинкой, звукоподражанием и жестом (полисенсорный подход в обучении).

Каждый рассматривает свою картинку и кладет на нее кубик с соответствующей буквой.

По окончанию работы, дети показывают символ картинки и пропевают соответствующий кубик.

Логопед: Вот мы с вами и вышли на цветочную поляну. Какие тут цветы?

Дети: Ромашки!

Логопед: Да, ромашки. Но наверно был сильный ветер и все лепестки разлетелись? Давайте их соберём!

Игра «Ромашки»

Цель: учить зрительной дифференциации гласных У,О,А в открытых слогах; учить чтению открытого слога (склада).

На ковре разложены желтые серединки с изображением гласной буквы. Детям надо найти лепесток со слогами в котором есть гласная из его серединки. Дети собирают свои ромашки. После того, как дети соберут свои цветки, каждый пропевает свои склады, изображенные на лепестках.

3. Итог занятия:

Логопед: Вот мы и добрались до наших волшебных сундучков! Вы отлично поработали! С вами интересно и не страшно отправляться в путешествие! А теперь открывайте сундучки с кладом! Спасибо вам большое!

Таблицы

Перед началом занятий нужно склеить таблицы и повесить их на стену. Высота, на которой располагаются таблицы, зависит от того, сколько малышей будет заниматься одновременно.

  • Для групповых занятий. В классах, как правило, таблицы вешают на расстоянии 160–170 сантиметров от пола — так всем будет хорошо видно. Под таблицами располагают три полки — на них малыши складывают из кубиков слова. В классе обязательно должна быть длинная указка — ею педагог и дети будут показывать склады и «писать» слова. Кубики не нужно сортировать — малыши должны научиться сами быстро находить нужные склады.
  • Для домашних занятий. Для одного ребёнка таблицы крепятся таким образом, чтобы они располагались чуть выше его роста. Ну, а складывать кубики можно просто на столе.

Истоки и основы методики

При разработке своей системы Зайцев опирался на исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева.

Он использовал такие их выводы:

  • разделение сенсорного потока на элементы, а потом связывание этих элементов в группы очень хорошо воспринимается мозгом;
  • усилить восприятие можно подачей информации с четко заданным ритмом.

Это открытие в нейрофизиологии Зайцев сделал основой своей системы. Главная идея его методики базируется на том, что процесс познания должен опираться на все формы восприятия ребенка:

  • мышление;
  • слух;
  • зрение;
  • двигательную и тактильную память.

Учебный материал Зайцева активизирует восприятие ребенка, поскольку он системный (от частного к общему и наоборот), собран в одном месте и привлекательный, притягивающий внимание. По сути, эта методика опирается на основы педагогики сотрудничества

Роль учителя сводится:

  • к организации веселой игровой обучающей среды;
  • наставнической помощи ребенку при обучении чтению, счету, письму, грамматике.

Другой базой его метода стало использование склада, как элементарной частицы речи. Склад — это слияние согласной и гласных буквы, просто гласная, согласная в открытом слоге. Это более естественное деление слова, чем слог. Так начинают говорить младенцы. И так легче научиться читать.

Истоки этого лежат все в той же нейрофизиологии, поскольку склад — это осознанное усилие мускулов речевого аппарата. Эти усилия легко определить, если слегка обхватить рукой шею под основанием челюсти и что-то громко сказать. Идея сама по себе не нова. Обучение грамоте по методике Зайцева очень схоже с букварем Федота Кузьмичева (XIX в.) и азбукой Л. Толстого (он учился по букварю Кузьмичева). Эти книги основаны на складовом методе, а не слогах.

Через 200 лет Зайцев, восприняв прежний опыт, пошел дальше. По его методике вообще не надо целенаправленно учить буквы. Они просто выучатся сами в процессе игры с пособиями, на которых написаны склады. Впервые он опробовал метод быстрого овладения языком с помощью складов на своих кубиках.

Затем были таблицы. Здесь Зайцев опирался на опыт Шаталова (система опорных сигналов) и Эрдниева (укрупненную единицу дидактики). Он создал таблицы, через которые огромное количество информации передавалось минимальным количеством символов. Правильное расположение этих таблиц на стенах позволяло информации быстро проявляться в памяти.

Методика Зайцева сломала главный стереотип традиционного обучения: правило-упражнение, ушла от разбросанности и несистемности материала. Причем такой нейрофизиологический подход обеспечил высокую произвольную подвижность ребенка во время обучения с минимальной нагрузкой на зрение.

Из чего состоит и как сделать самому?

Сделать кубики, таблицы и складовые картинки Зайцева можно самостоятельно. Кубики вырезать из картона, склеивать и наполнять, следовательно написанной ниже инструкции. Можно использовать старые ненужные пластмассовые детские кубики, надрезать по грани, наполнять и обклеивать бумагой. Некоторые умудряются делать такие кубики из коробочек от сока. Кубики можно сделать из картона (схема здесь). Для наполнения использовались крышки от бутылок, резаная жесть от банок из-под консервы, монетки, кусочки деревянного прута, бруски или фасоль. Однако, сегодня  такие кубики можно встретить практически в любом специальном магазине или заказать по интернету.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector