Конспект занятия по обучению грамоте «звук и буква н»

Ход занятия:

I. Организационный момент

Дети стоят в кругу

— Давайте выполним зарядку для языка, повторяйте за мной движения

Артикуляционная гимнастика

На верхнюю губку,

На верхние зубки,

За зубки скачок-

Во рту язычок.

Язык-как кисточка моя,

И ею небо крашу я.

За зубами в бугорок

Бьет широкий язычок.

(Стучим кончиком языка за верхними зубами,произнося: «дын-дын-дын»)

Сидя за столами.

— К нам в гости сегодня пришла кукла Настя и принесла с собой букву Н, она мне сказала, что она мало что знает про эту букву и просит от вас помощи, чтобы вы ей помогли больше узнать про эту букву, поможем? Кукла Настя сядет на полочку и будет за вами наблюдать.

На стене нарисовано дерево, обращаю внимание на него. — Каким цветом обозначены гласные буквы? (красным)

Давайте назовем некоторые из них. Воспитатель указкой показывает на букву, с которой дети знакомы (а, о, у, и)

— Каким цветом обозначены гласные буквы? (красным). Давайте назовем некоторые из них. Воспитатель указкой показывает на букву, с которой дети знакомы (а, о, у, и).

— А синим цветом какие буквы обозначены? (согласные). Давайте теперь назовем некоторые согласные. Воспитатель указкой показывает на букву, с которой дети знакомы (м, к, т, п, х, с).

— А чем отличаются гласные от согласных? (При произношении гл. звук не встречает преград, а при произношении согласных букв воздух встречает преграды, в виде языка, зубов, губ и преодолевает их).

II. Основная часть

2.1 Характеристика звука

— Произнесем вместе звук … (дети произносят)

— Что мы чувствуем при произношении звука ? Легко ли воздух проходит или встречается препятствие? (Встречает препятствие, зубы мешают). Значит, какой это звук? (согласный). А как произносится звук Твердо или мягко? (твердо) А звук глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук , если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук.

Дети проверяют.

— Ребята, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос)

— Значит, звук какой, глухой или звонкий? (звонкий)

— Правильно, звук согласный, твердый и звонкий.

-Но у звука есть пара, это звук , давайте его тоже проверим.

— Легко ли воздух проходит или встречается препятствие? (Встречается препятствие, язык мешает).

— Есть присутствует преграда, значит это тоже согласный звук.

-Как произносится звук , твердо или мягко? (мягко)

— А звук глухой или звонкий? Давайте проверим. Закроем уши и произнесем звук , если мы услышим шум, то это глухой звук, а если услышим свой голос, то это звонкий звук.

Дети проверяют.

— Ребята, что вы услышали, шум или свой голос? (свой голос)

— Значит, звук какой, глухой или звонкий? (звонкий)

— Правильно, звук согласный, мягкий и звонкий.

— Если буква «ЭН» обозначает два согласных звука и , значит в какой домик мы ее поселим? (к согласным).

Отрываю листочек, которым закрыта буква «ЭН» в алфавите.

— Из каких элементов состоит буква «Н»? (из двух длинных палочек и одной короткой).

— Давайте выложим букву «Н» из счетных палочек.

— Молодцы, всё правильно выложили.

2.2. Игровое упражнение «Твердо – мягко»

-А теперь кукла Настя предлагает для вас игру. Давайте встанем в ряд, я каждому из вас раздала 2 карточки, одна синего цвета, а другая зеленого. Я вам буду говорить слова, в которых есть буква Н, если она обозначает твердый звук , вы поднимаете карточку синего цвета, а если услышите мягкий звук , то поднимете карточку зеленого цвета

(нос, небо, лимон, банан, насекомое, диван, нитки, коньки, нора, баран, конь, день, ночь, осень)

— Молодцы, все слушали внимательно и верно поднимали карточки нужного цвета.

2.3. «Составь и прочитай»

— Сейчас мы будем составлять и читать слоги и слова с новой буквой.

Каждый ребенок составляет и читает по одному слогу.

-Маша, возьми сначала букву Н, поставь ее на доску. Теперь возьми букву А и поставь ее после буквы Н. Прочитай, что получилось (НА).

— Антон, возьми сначала букву А, поставь ее на доску. Теперь возьми букву Н и поставь ее после буквы А. Прочитай, что получилось (АН).

2.4. Графический диктант

— Ребята, я вам раздам листы и карандаши. Сегодня мы будем учиться писать букву ЭН. Я вам буду говорить сколько клеточек рисовать и в какую сторону, внимательно смотрите и слушайте.

— У каждого из вас на листе точкой отмечено место, откуда надо начинать рисовать букву эн, нашли?

— 5 клеток вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 5 леток вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево.

— Какая буква у нас получилась? (ЭН)

— Молодцы, отодвиньте от себя всё на край стола.

III. Заключительная часть

— Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? (ЭН, а какие звуки она обозначает? (, ).

— Звук какой? (согласный, звонкий, твердый, а звук какой? (согласный, звонкий, мягкий)

Ход образовательной деятельности:

1. Ребята, здравствуйте

Обратите внимание, к нам сегодня пришли гости, Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются)

2. Орг. момент

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

3. Ребята, у нас с вами сегодня необычный день. К нам в гости пришла принцесса, зовут ее Ната. Но сейчас она очень расстроена. Ната несла вам подарки в необычном чемоданчике, но пока она шла к нам в детский сад, забыла каким ключом можно открыть этот чемоданчик. Поможем Нате найти нужный ключ? (Ответы детей). Чтобы узнать какой ключ подходит, нам нужно выполнить задания. Вы хотите помочь принцессе выполнить задания? (ответы детей).

4. Предлагаю вам сначала размяться и подготовиться к трудным заданиям Наты. Будем с вами «боксировать». Внимательно слушайте и повторяйте за мной,четко произнося слоги: НА-НО-НУ-НЫ-НЭ.

5. «Сядет первым тот…»

— Ребята, предлагаю вам сесть за стол, но первым на место сядет тот,кто продолжит предложение:

произносим и слышим мы (звуки)

читаем и пишем? (буквы)

какой первый звук в слове Ната? ()

-Правильно!

6. «Поймай звук».

— Ребята, нам с вами нужно поймать звук . Я буду произносить разные звуки, слоги, а вы, когда услышите звук хлопните в ладоши. (Дети выполняют задание). Предлагаемые звуки: Д-К-Н-С-Т-П-Н-Л-Н*Предлагаемые слоги: ОН- ЛА- НУ- ДЫ- ТО- АМ- НЫ и т. д.

— Молодцы, вы поймали все звуки .

7. «Звук »

— А какой этот звук? Давайте расскажем Нате все, что мы можем знать об этом звуке. Произнесите звук перед зеркалом. У этого звука есть преграда, значит как он называется? (согласный). Его мы произносим твердо или мягко? (твердо). Выставить маркер твердого согласного звука. А как мы его произносим звонко или тихо? (звонко)

Звук — согласный, звонкий, твердый. Никита (Олеся, Соня, Катя.) – расскажите какой звук ? (Дети описывают)

Молодцы. Правильно!

6. «Найди звук!»

— В конверте картинки. Как вы думаете, какой звук мы с вами будем искать? — Звук .

— Правильно. Нужно выбрать только те картинки, в названиях которых есть звук . (Дети выполняют задание, прикрепляя к доске правильно выбранные картинки).

7. «Звуковой поезд»

— Для этого задания нам с вами нужно подойти к доске. Что вы видите?

— Поезд.

— Все правильно это «звуковой» поезд.Поезд состоит из трех частей: есть начало, середина и конец. Так же как и в слове есть начало слова, середина слова и конец слова. Я буду называть слова, а ваша задача определить, где же спрятался звук в начале слова, в середине слова или в конце слова. И складывать синий круг в нужный кармашек. (Дети выполняют задание. Вкладывая в нужные кармашки символ звука )

8. Физкультминутка. «Профессии»

Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)

Плащ портниха шьет. (Махи руками)

Доктор лечит Машу. (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)

Сталь кузнец кует. (Хлопки)

Дровосеки рубят. (Махи с наклонами)

Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)

Что же делать будет, (Поднимание плеч)

Наша детвора?

Вот закончена игра, нам на стульчики пора.

9. Разрезные картинки с буквой Н.

Ребята, следующее задание для вас – собрать картинку. Что у вас получилось? (ответы детей)

Вы собрали букву Н. В алфавите ее произносят ЭН, а при чтении мы произносим звук .

Посмотрите, из каких элементов состоит буква Н. (состоит из трёх элементов.)

У вас на столе лежат счётные палочки, выложите из них букву Н (дети выкладывают букву Н).

10. Упражнение «Составь слог».

Перед вами лежат буквы. Я буду произносить слог, а вы попробуйте составить из этих букв слоги. НА-НО-НУ-НЫ-НЭ-ОН-УН-АН

Молодцы!

11. «Составь слово – составь схему»

Предлагаю перейти к самому сложному заданию. Давайте из букв составим слова.

Посмотрите на картинку. Что это?

— Нос.

Выложите на столе слово нос. Какая первая буква, вторая третья? А теперь под словом составим его схему (дети выполняют задание). Молодцы! Предлагаю еще одно слово- Ната. Так зовут нашу гостью. (дети выполняют задание).

Молодцы, ребята!

12. «Пластилиновая буква»

Ната предлагает написать букву Н пластилином. (Дети выполняют задание).

Итог.

Ребята, какой новый звук мы сегодня с вами узнали?

А с какой буквой познакомились?

Посмотрите теперь на ключи и догадайтесь, каким ключом мы сможем открыть дверь?

На какую букву похож этот ключ? (ответы детей)

А какие задания показались трудными?

Ход занятия.

Воспитатель: Мы сегодня не одни, у нас гости. Вы у нас взрослые и воспитанные, давайте пожелаем друг другу здоровья и представимся. Нашим гостям интересно, чем мы занимаемся и как проводим время вместе.

Жили-были в городе звукинские звуки-невидимки. Волшебник подарил гласным звукам красные платья, а согласным-синие и зеленые. Звуки образовывали слова. Слова объединялись в предложения. Все звуки жили дружно. И однажды звуки решили провести карнавал. И каждый звук сшил себе карнавальное платьице, надели и превратились… в буквы.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

И называется Алфавит.

(Воспитатель показывает алфавит, знакомит с алфавитом. Слайд №1)

Воспитатель: А к нам сегодня в гости пришли гласные буквы.

(Дети читают стихи.)

«А» (Слад №2)

Вот два столба наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? Да.

Перед тобою буква «А».

«Я» (Слайд №3)

Буква «Я» в конце стоит

Закрывает алфавит.

«О» (Слайд №4)

Видишь в дереве дупло,

Ну совсем, как буква «О».

«Э» (Слайд №5)

Буква «Э» с большущим ртом

И огромным языком.

«Е», (Слайд №6, №7)

«Ё» Буквы те, родные сестры,

Различать сестер так просто,

У одной есть две точки,

Словно к лесенке гоздочки.

«У» (Слайд №8)

Удобная буква, удобно в ней то,

Что можно на букву повесить пальто.

«Ю» (Слайд №9)

Чтобы «О» не укатилось,

Крепко к палочке прибью.

Ой, смотрите, что случилось?

Получилась буква «Ю».

«Ы» (Слайд №10)

А бедняжка буква «Ы»

Ходит с палочкой увы!

«И» (Слайд №11)

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек? Три!

А какая буква?«И».

Воспитатель объясняет, что буквы «Я», «Ё», «Е», «Ю», «И» дружат только с мягкими согласными.

Давайте поиграем в «Цветочки».Посмотрите у меня есть два необычных цветочка: один зеленый, а другой синий (Слайд № 12). Каждый цветок с пятью лепесточками, кто знает? Почему? (Ответы детей.)

Один цветок зеленый, потому что звук (Н) мягкий согласный, а другой синий, потому что звук (Н) твердый согласный.

Произношение чистоговорок и выполнение штриховки.

На-на-на Но-но-но

На холме сосна. На дворе темно.

Ны-ны-ны Онь-онь-онь

На небе нет луны. Зажигай огонь.

У Наты и Нины сегодня именины.

Подарили именинницам носки, коньки и блинницу.

Пальчиковая игра «Норка»

Кончиком большого пальца правой руки дети поочередно касаются указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца (1, 2). То же самое проделать левой рукой.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Обведение по контуру и печатание буквы

Выясняем, как правильно печатать букву. Обводим по контуру и печатаем. Сначала проводим линию сверху вниз, затем оставляя немного места проводим вторую линию сверху вниз, после соединяем две палочки посередочке.

Восполнение буквенного состава слов, звуковой анализ

Детям предлагается отгадать слово и вписать букву «Н» соответствующим карандашом.На экране выставляются слова: Нина, нитки, ноты, нос, коньки, окна.

В конце задания дети делают вывод: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Работа над предложением

Составьте предложения, используя схему. У окна ___ Ната.

На столе___ноты. Ника___ на пони.

Гимнастика для глаз

Предьставтье,

мы пришли в волшебный лес. (Движения глаз по кругу).

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа береза в шубке стоит. (Движения глаз вправо-влево).

Слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся (Движения глаз по кругу и опускают)

Разгадывание ребусов

Дети работают парами. Воспитатель раздает карточку с заданием.Ответы: ВороНа, ОСИна, наУКА (Задание: НА какой букве находится слог)

Физкульминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Игра «Найди лишнюю букву»

Воспитатель показывает карточки с гласными буквами и буквой «Н». Дети находят лишнюю букву. Почему буква «Н» лишняя?

Ответы детей. Буква «Н» согласная, а остальные гласные.

Игра «Найди слова со звуком «Н»

Воспитатель объясняет детям, что нужно вспомнить слова со звуком «Н»

Итог занятия

Воспитатель: С каким звуком и буквой мы знакомились? Буква «Н» какая? (согласная, она может быть твердой, мягкой, звонкой.) С какими гласными дружит буква «Н» (А, О, Ы, У, Э). А с какими буквами дружит «НЬ» (Я, Ё, Е, Ю, И).

Сказки и шарады с буквой Н

Для закрепления материала подходит сказка Ириса Ревю:

«Жила-была буква Н. Настойчивая, настырная, напористая. Ах! Как она любила говорить своим подружкам-буквам слово «нет»! На все у нее был готов ответ. Нарисовать нарциссы? Нет! Нарядиться? Нет! Нарвать нектаринов? Снова нет! Букве Н нравилось говорить «нет» и ничего при этом не делать. Какая неуживчивая буква! Перестали буквы к ней обращаться. Кому хочется в ответ все время слышать «нет»?

Поначалу буква Н чувствовала себя необыкновенно! Никто ее ни о чем не просил, ничего не требовал, ни с чем не обращался! Но как быстро ей это надоело! Она захотела быть нужной! И буква Н начала стараться. Она научилась прислушиваться к тому, что произносят другие буквы. Слово «нет» она произносила лишь изредка. И стала совсем другой! Нужной! Нежной! Находчивой! Так буква Н превратилась из недовольной буквы в ту, которая всем нравится! А одна маленькая буква из Алфавита сказала, что буква Н хорошая, потому что она — самая новогодняя на свете!»

Шарады:

Шарада Буквы Н

С «Н» — он детям ночью снится, С «К» — в жару дает напиться. (сон — сок) С «Р» — вас сыпью награждает, С «Н» — на скачках побеждает. (корь — конь) Я не пройду в ветвистый лес, Мои рога в ветвях застрянут, Но обменяю Л на С — И листья леса все завянут. (олень-осень)

Ход занятия.

Организационный момент.

Слышишь звонкий голосок?

Нам пора начать урок!

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

Воспитатель.Отгадайте загадку:

Меж двух светил

В середине я один.

Дети. Нос.

Дыхательная гимнастика.

Носиком дышу,

Дышу свободно,

Глубоко и тихо —

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание.

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим:

Глубже, шире.

Воспитатель. Ребята,скажите: какой звук вы услышали в слове НОС.

Дети. Звук .

— Давайте посмотрим друг на друга и будем произносить звук .

— Губы у нас сомкнуты или разомкнуты?

Дети. Разомкнуты.

А язычок у нас с вами где? За нижними или за верхними зубами?

Дети. За верхними.

— А теперь произнесите звук .

— Губы у нас тоже разомкнуты?

Дети. Разомкнуты.

— А язык за нижними или за верхними зубами?

Дети. За нижними.

— Давайте приложим ладошку к горлышку и будем произносить и . —

— Что у нас с голосовыми связками происходит?

Дети. Вибрируют.

— А теперь поднесем ладошку ко рту? Чувствуете ли вы воздушную струю или её проходу мешает кончик языка?

Дети. Кончик языка мешает.

— Ребята, звук – какой это звук: гласный или согласный? Звонкий или глухой? Мягкий или твёрдый?

Дети. Согласный, звонкий, твёрдый.

— Повторите звук .

— Каким цветом обозначаем твёрдый согласный звук ?

Дети. Твёрдый согласный звук обозначаем синим цветом.

— А как будет звучать мягкий согласный ? Повторите его.

— Каким цветом обозначаем мягкий согласный звук ?

Дети. Мягкий согласный звук обозначаем зелёным цветом.

— Правильно!

— А теперь давайте поиграем в игру «Поймай звук». Девочки хлопают на звук , а мальчики топают на звук .

Игра «Поймай звук».

— из ряда звуков: Р, О, Н, С, У, Н, Нь, Т, Е, Нь, Л, Т, К, Й, Нь, Н, К, И.

— из ряда слогов: Па, На, Он, Ра, Ар, Но, Ка, Ил, Уа, Пу, Ут, Ни, Ань, Онь.

— из ряда слов: Роль, Ноль, Лопата, Сон, Моль, Калина, Нитка, Сом, Коньки.

— Молодцы! Справились с заданием!

Игра «Найди предмет со звуком и .

— Ребята, а теперь попробуйте найти и назвать предметы со звуком и .

— Давайте сядем за стол. Перед вами лежат домики с тремя окошками. Эти домики обозначают слова. Первое окошко – начало слова, второе – середина, третье – конец слова. Я сейчас вам буду называть слова, а вы определите в каком месте слова есть звук или . СЛОН, НОСКИ, КОНЬКИ.

Звукобуквенный анализ слова САНИ, НОС.

Есть они у детворы,

Лихо мчат меня с горы!

И Егорку, и Оксанку

По дорожке катят … САНКИ!

— Маленькие – САНКИ, а большие – САНИ.

— Составим схему слова САНИ.

— Сколько слогов в слове САНИ? (похлопали)

Дети. Два слога.

— Какой первый слог?

Дети. СА.

— Какой первый звук в этом слоге?

Дети. Звук .

— Дайте ему характеристику.

Дети. Согласный, глухой, твёрдый.

— Какой фишкой обозначим?

Дети. Обозначается синей фишкой.

— Какой второй звук в этом слоге?

Дети. Звук .

— Дайте ему характеристику

Дети. Гласный звук.

— Какой фишкой обозначим?

Дети. Обозначается красной фишкой.

— Какой второй слог в слове САНИ?

Дети. Слог НИ.

— Какой первый звук в слоге НИ?

Дети. Звук ,

— Дайте характеристику звука .

Дети. Согласный, звонкий, мягкий.

— Какой второй звук в слоге НИ?

Дети. Звук .

— Дайте характеристику звуку .

Дети. Гласный звук.

— Молодцы!

То же самое со словом НОС.

Физминутка «Собрались мы все в кружок»

Мы потопаем, мы похлопаем.

Будем весело плясать, будем руки согревать.

Мы потопаем, мы похлопаем,

Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.

Выпал беленький снежок

Собрались мы все в кружок

Мы потопаем, мы похлопаем.

Будем весело плясать, будем руки согревать.

Мы потопаем, мы похлопаем,

Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.

Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов. С мячом.

Темный – светлый

Короткий – … (длинный)

Холодный – … (теплый, горячий)

Пасмурный — … (ясный, солнечный)

Ветер — … (безветрие, тихая погода)

Заморозки — … (оттепель)

Зимний — … (летний).

Знакомство с буквой Н.

— Ребята, есть звуки и . Мы их говорим, слышим. А есть буква Н, в которой живут звуки и , которую мы пишем и читаем.

— А на что похожа буква Н?

Дети. На гамак, лесенку и т. д.

— Из каких элементов состоит буква Н?

Дети. Из двух длинных палочек и одной короткой.

— Давайте выложим букву Н из счетных палочек и напишем её на манной крупе.

— А теперь, сядем за стол, возьмем ручки и попробуем ее написать в воздухе.

— Пропишем букву Н в тетрадях.

— Дети, о каких звуках мы сегодня говорили?

— А о какой букве?

— А что для вас было самым сложным?

Как правильно написать имена прилагательные

Правила для прилагательных, образованных от существительных и от глаголов, разные. Поэтому сначала надо определить, от какой части речи образовано слово и какой суффикс для этого использовался.

Отыменные прилагательные

Если от имени существительного при помощи суффиксов -АН-, ЯН, -ИН-, то пишем одну Н:
кожа – кож-АН-ый, лед – лед-ЯН-ой, серебро – серебр-ЯН-ый, песок – песч-АН-ый, дрова – дров-ЯН-ой.ВАЖНО помнить слова-исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

мышь – мыш-ИН-ый, орел – орли-НЫ-й.ВАЖНО помнить, что слова бараний (баран), свиной (свинья) тюлений (тюлень), сазаний (сазан), фазаний (фазан) образованы по-другому, поэтому в них пишется одна Н. С помощью суффикса -Н- от существительных, основа которых заканчивается на Н, пишут с НН: тумаН – тумаН-Н-ый, истиН-а – истиН-Н-ый, стариН-а – стариН-Н-ый

Слова-исключения: юный, румяный, пряный и все образованные от них слова (юность, румяна, пряность) пишутся с одной Н. Слово юннат – сложное слово, образованное сложением частей слов юный натуралист. Прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН
солома – солом-ЕНН-ый, искусство – искусств-ЕНН-ый, станция – станци-ОНН-ый, вентиляция – вентиляци-ОНН-ый.ВАЖНО помнить, что слово ВЕТРЕНЫЙ образовано от глагола (ветрить), поэтому пишется согласно правилу правописания отглагольных прилагательных с одной Н.-, пишутся с НН: Трудные случаи, когда написание определяется значением слова:
солёный – соляной: первое слово означает «с добавлением соли, содержащий какое-то количество соли» – образовано от слова солить, т.е. это отглагольное прилагательное; второе слово означает «состоящий полностью из соли» — отыменное прилагательное с суффиксом –ЯН.
серебрёный – серебряный: первое слово от глагола серебрить (покрывать слоем серебра), второе означает изделие из серебра.
ветреный – ветряной: первое слово, образованное от глагола ветрить, имеет прямое и переносное значение. В прямом – ветреная погода – сопровождается ветром. В переносном – ветреная девушка – с ветром в голове. Слово ветряной имеет значение «работающий от силы ветра» — ветряная станция, ветряная мельница.
масленый – масляный: первое слово имеет значение «в масле, с маслом» (руки, блины, каша), второе – «из/для масла, работающий на масле» (масляная краска, масляный двигатель).

Список имен на букву Н

Женские

Наала — сердечная
Набат — леденец
Навишта — записанная
Надежда — Надежная
Надежда (стар., слав.) — «надежда»
Надежда  — надежда
Наджия —  наперсница
Надира — редкая
Надия —  надежда
Надия (нар., от Надежда) — «надежда»
Назира  — веселая, цветущая
Назифа  — чистая, прямая
Наиля — добивающаяся
Наима — мир
Наима  — счастливая, богатая, спокойная
Наира — свободная
Найля  — получающая, достигающая своего; полезная; дар, подарок
Найрият  — освещающая, сияющая, испускающая свет
Накраса — Самая красивая
Нана — нежная
Наоми — приятная
Нара — довольная
Наргиз (Наргиза) — нарцисс
Наргиза  — способная преодолеть пламя
Наре — от названия древнего армянского селения Нарек
Нарима  — глубокоуважаемая, изящная, красивая, прелестная
Нарине — cветлая
Нармин — мягкая
Нарспи — красивая девушка
Нарчиса — нарцисс
Нарыйаана — нежная
Насима  — обаятельная, миловидная, мягкосердечная
Настасья — Статная
Настасья (нар., от Анастасия) — воскресшая
Натали — родная
Наталья / Наталия — родная
Наталья  — родная
Нателла — светлячок
Нативидади — Рождество
Натия — родная. См. Наталья
Нафиса  — изящная, красивая, знатная
Нафица — черноглазая
Нафын — светлая
Нацуко — летний ребенок
Наэма — поразительная
Наэр — змея
Нева — от названия реки
Невена — сербское название растения календула
Невия — родимое пятно
Негомила — Нежная и милая
Негомира — Нежная и мирная
Негослава — Нежная и славная
Нежана — Нежная
Неждана — нежданный ребенок
Неждана — Нежданная
Незвана — Незванная
Нела — правительница
Нелли — молодая
Нелли  — светлая
Нельг(д)а — Счастливая
Нелюба — нелюбимая
Ненагляда — Ненаглядная
Ненила — Нянька
Неонила — принципиальная
Несмеяна — грустная
Несса — горностай
Нехир — река, течение
Ниа — целеустремленная
Нив — святая
Нигара  — симпатичная, миловидная, привлекательная, красивая
Нигиг — выдра
Нигора — возлюбленная
Нигяр — красивая, верная
Низора — блеск
Ника — «богиня победы». Имя появилось от Богини победы Ники Самофракийской жившей в древней Греции.
Ники — победа
Никол — победительница народов
Николина — победительница народов
Николь  — победительница народов
Нилам — сапфир
Нилуфар — лотос
Нина — правительница
Нинг — спокойствие
Нинель — “Ленин” наоборот
Нино — от имени ассирийской богини плодородия Нин
Ноа — шатающаяся
Нова — бабочка
Новелла — новая
Новожея — Новый житель
Ноган — зеленая
Ноо — четвертая
Нора — милость. См. Элеонора
Ноябрина — рожденная в ноябре
Нояна — княгиня
Нуо — изящная
Нура — известняк
Нурай —  яркая луна
Нурания  — светлая, освещающая
Нурия — светящаяся
Нурсида  — молодой свет
Нурсия  — светлая, любимая
Нэле — молодая. См. Нэлли
Нюргуяна — подснежник

Мужские

Наби — пророк
Нага — достойный
Наганигабо — стоящий впереди
Нагим — живущий в достатке
Надир — редкий
Назар  — посвятивший себя Господу
Назар, Назарий — посвященный Богу
Назарий — посвященный Богу
Назим — строитель
Наиль  — приобретающий
Найджел — облако
Накар — черноглазый
Нану —  ребенок
Наоки — честное дерево
Наран — солнце
Нарек — от названия древнего армянского селения Нарек
Наримон — сильный духом
Насиф — справедливый
Натан — данный Богом
Наум — утешение
Нафтали — борящийся
Нахо — светлоглазый
Нейдуни — звезда
Нейт — Данный Богом
Нейтон — данный, подаренный
Нектарий — нектар
Неман — название реки
Неманя — не имеющий
Ненад — ненадобный, ненужный
Нео — подарок
Неон — блистающий
Неонил — принципиальный
Нестор — от «ностео»
Нианзу — думающий о предках
Нивен — святой
Никазий — побеждать
Никандр — победитель мужчин
Никанор — увидевший победу
Никита — побеждать
Никитас — победитель
Никифор — победоносец
Никифорос — победоносный
Никлас — победитель народов
Никодим — победа + страна
Никола — победитель народов
Николай — победа народа
Николаос — завоеватель
Николас — завоеватель
Николоз — завоеватель
Николя — победитель народов
Никон — Победоносец
Никос — завоеватель
Никхил — целый
Нил — от названия реки Нил
Нильс — победитель народов
Нифонт — разумный, рассудительный
Ноа (Ной) — умиротворяющий, успокаивающий. См. Ной
Ноам — приятный
Ноах — спокойный
Нобу —  вера
Нобуо — преданный
Новомир — новый мир
Нодир — редкостный
Нолан — победитель, чемпион
Номин — изумруд
Норд — север(ный)
Нохай — собака
Ноэ — покой
Нурасыл — светлый и драгоценный
Нурдин — свет веры
Нурислам — луч ислама
Нурлан — сверкающий
Нурсил — поток лучей
Нурсултан — свет султана
Нуто — огонь
Ньургун — самый лучший
Нэф — светлый
Ня — второй
Нягоэ — нежность

 А  Б  В  Г  Д  Е  Ж
 З  И  Й  К  Л  М  Н
 О  П  Р  С  Т  У  Ф
 Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я

Ход занятия

1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений.

Педагог приветствует детей.

Педагог: Сядет тот, кто назовет глазные звуки. Затем согласные.

Дети отвечают.

Педагог: Правильно! Садись. Каким звуком заканчиваются слова: слон, сон, клоун.

Варианты детей.

Педагог: Правильно. Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой Н.

2. Звук . Артикуляция звука. Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики, фонематического слуха. Воспитание мягкой атаки голоса.

Педагог помещает на доску картинку с изображением плачущей девочки.

Педагог. Посмотрите на картинку. Девочка ноет н-н-н. Повтори, Миша, как ноет девочка.

Ребенок. Н-н-н!

Педагог. Давайте вместе произнесем звук «Н», губы в нейтральном положении, кончик языка поднят и упирается в верхние резцы. При произнесении звука Н ощущается вибрация носовой полости. Это какой звук?

Дети. Согласный

Педагог Как вы догадались, что это согласный звук?

Дети: Потому что его можно тянуть, но нельзя петь.

Педагог: А кружочком какого цвета мы его будем обозначать?

Дети: Синим кружочком

3. Игра «Поймай звук» Развитие фонематического слуха. Выделение звука из ряда гласных звуков, слогов

Педагог: Вам нужно поймать звук . Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. Н, т, п, м, н, о, а, н. На, ма, ан, ун, па, ам, но.

4. Игра «Определи место звука в слове»

Педагог. Послушайте стихотворение и назовите слова, которые начинаются со звука .

Нос в веснушках у Наташки.

Наша Ната – первоклашка.

Д е т и. нос, Наташки, наша, Ната.

П е д а г о г Молодцы! Вы услышали все слова, которые начинаются с гласного звука .

Педагог выставляет схемы, обозначающие место звука в слове.

Педагог Следующее задание. Вам нужно определить, где находится звук в каждом из этих слов.

Рассматривание картинок, в названии которых есть звук , и определение места звука в слове: нитки, лимон, стакан, барабан, носорог, ночь.

Педагог: молодцы, вы хорошо справились с заданием.

5. Знакомство с буквой Н. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Педагог помещает на магнитную доску объемную букву Н.

Педагог Ножка, ножка

Поперёк наложили поясок.

Письмо буквы “Н” пальчиком в воздухе.

Сколько палочек потребуется, чтобы построить букву Н?

Дети: Три

Педагог Молодцы! Вы сложили букву Н, а теперь уберите палочки в контейнеры. Посмотрите, как из кубиков можно выложить букву Н. Попробуйте выполнить также.

Педагог убирает контейнеры.

П е д а г о г Посмотрите на буквы Н на доске. Одна большая, а другая маленькая.

6. Упражнение «Найди картинки». Развитие зрительного восприятия, фонематических представлений.

Педагог вывешивает картинку.,

П е д а г о г А теперь давайте на этой найдем предметы, названия которых тоже начинаются с этого звука Н.

Д е т и. Носки, нитки, ножик, ножницы.

П е д а г о г Посмотрите на цветы. Это нарциссы. Повторите это слово.

Д е т и. Нарциссы.

П е д а г о г С какого звука начинается это слово?

Д е т и. Со звука .

7. Упражнение «Давайте почитаем». Формирование навыка чтения.

П е д а г о г Теперь давайте почитаем слоги и слова.

Дети сначала хором, а потом по одному читают слоги, а затем слова.

8. Физкультурная пауза.

9. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. Педагог приглашает детей за столики, раздает им открытые тетради и контейнеры с карандашами.

Педа г о г Какую букву вы видите на листочках?

Д е т и. Это буква Н.

П еда г о г Каким карандашом вы будете ее раскрашивать?

Д е т и. Синим.

Педагог Почему?

Д е т и. Это согласная буква.

П е д а г о г Раскрасьте большую букву синим карандашом, а маленькую букву сначала обведите, а потом раскрасьте.

Дети выполняют задание, педагог следит за тем, как они сидят, как лежат у них тетради, как они держат карандаши.

П е д а г о г Какие картинки вы видите на этой странице?

Д е т и. Мы видим нитки.

11 е д а г о г С какого звука начинаются их названия?

Д е т и. Со звука .

11. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.

Пе д а г о г С какой буквой вы сегодня познакомились?

Дет и. С буквой Н.

Пе д а г о г Какая это буква?

Дети Соласная.

Пе д а г о г Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву Н?

Д с т и. Три палочки.

Пе д а г о г Какие слова на звук вы запомнили?

Дети

Пе д а г о г Что мы делали на занятии?

Ход занятия

1. Разминка для ума.

Где живут эти звери и птицы? (игра проводится в кругу с мячом).

Теленок – (в хлеву)

Бельчонок – (в дупле)

Зайчонок – (под кустом)

Медвежонок – (в берлоге)

Лисенок – (в норе)

Вороненок – (в гнезде).

2. Повторение пройденного.

Артикуляционная гимнастика.

Экскаватор землю роет (упражнение «Чашечка»)

Новый дом высотный строит.

Этажи все выше в нем (кончик языка тянется к носу)

Новоселы въедут в дом.

3. Новый материал.

— Дети,отгадайте загадку:

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер.

Он всегда раскинут

Над тобой и надо мной

То он серый, то он синий,

То он ярко- голубой. (Небо)

— На какой звук начинается слово небо? (ответы детей)

Сегодня звук «Н» приглашает нас к себе в гости. Кто найдет слова со звуком «Н», тот и войдет в нашу сказку. (Детям раздаются картинки. Они отбирают те, в названии которых есть звук «Н»):

Ножницы, ваза, зонтик, телефон, чемодан, диван, посуда, машина…

Звук «Н» рад, что вы нашли слова, в которых он живет. Он просит, чтобы вы рассказали, как правильно его произносить.

(дети смотрят в зеркало, произносят звук «Н»и разбирают артикуляцию по схеме: губы-зубы-язык-связки-воздушная струя)

Губы разомкнуты, зубы сближены, язык за верхними зубами, голосовые связки вибрируют, воздушная струя направлена на кончик языка.

4. Закрепление нового материала.

У звука «Н» сегодня большой праздник – новоселье. Он построил дом на берегу реки. Сегодня вселяются новоселы – это животные, в названии которых есть звук «Н». Давайте, ребята, поможем новоселам вселиться в дом.

Педагог рисует на доске трехэтажный дом с двумя квартирами на каждом этаже. Детям предлагаются картинки, используемые на первом этапе занятия:

Теленок, бельчонок, медвежонок, лисенок, вороненок.

Ребенок выбирает картинку и размещает ее в доме (магнит,сопровождая свои действия словами: «Теленок будет жить на втором этаже в квартире слева…»

Воспитатель: — Все наши друзья поселились в удобных квартирах. Они приглашают нас к себе в гости. Но идти с пустыми руками на новоселье не принято. Давайте, ребята, мы выберем подарки для наших новоселов. Но раз занятие наше проходит в стране звука «Н», то и подарки должны быть с этим звуком. Выбирайте, пожалуйста.

Педагог выставляет на наборном полотне картинки со звуком «Н»и без него: ножницы, телефон, кастрюля, диван, ваза, машина, чемодан, зонт, замок.

Дети выбирают предмет со звуком «Н» и дарят его новоселу.

Например: — Я подарю диван бельчонку, который живет на втором этаже справа

(картинка с изображением подарка размещается так, чтобы не был виден предмет – прикрепляется обратной стороной)

После того, как все подарки раздарены, воспитатель просит детей вспомнить, на каком этаже поселился вороненок и что ему подарили.

(Предполагаемый ответ: -Вороненок поселился на третьем этаже слева. Мы подарили ему зонт).

Работа по составлению предложений с предлогами «на», «над».

Картинки, закрывающие «новоселов» убираются. Дети должны видеть всех «жильцов» дома.

Педагог задает вопросы:

— Кто живет в нашем доме на первом этаже? (на втором этаже? На третьем этаже)

Дети отвечают развернутым предложением, используя предлог «на».

(- На первом этаже живут бельчонок и зайчонок.)

— Кто живет над зайчонком? (медвежонком, теленком, бельчонком)

Дети отвечают развернутым предложением, используя предлог «над».

(- Над зайчонком живет бельчонок).

Физкультминутка

А сейчас мы превратимся в зверей и птиц.Ваша задача непростая: внимательно послушайте меня и изобразите животное или птицу.

— Какие звуки издаёт вороненок? (кар-кар-кар.)

— Превратимся в воронят и. полетели. (Руки в стороны и со звуками кар-кар-кар дети изображают летящих воронят.)

— А какие звуки издаёт лягушка? (Ква-ква.)

— Превратились в лягушек и прыгаем, как они.

— А как у нас говорит петушок? (Кукареку.)

— А теперь мы петушки, спинки выпрямили, хохолок навострили, сапоги у нас со шпорами, показываем их, красуемся и важно шествуем. Знакомство с буквой

Знакомство с буквой.

У звука «Н» есть родная сестра – буква «Н» (эн). Они очень любят друг друга, но одного можно только услышать, а другую можно только увидеть.

— Кого можно услышать? (Звук «Н»)

— Кого можно увидеть? (Букву «Н»)

Познакомьтесь! Вот она буква «Н».

Буква «Н» как лесенка,

Все движемся вперед,

Как лесенка, чудесенка,

В мир знаний нас зовет!

5. Заключительная часть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector