Откуда берется ветер?

Ответ для детей

Ребенок может достаточно рано заинтересоваться, как появляется ветер. Объяснить трехлетнему малышу это явление сложно, ведь он еще не знает, что такое газы, воздух и атмосферное давление. Здесь нужна наглядность. Простой эксперимент, который даст самое лучшее пояснение:

  • Зажечь две свечи;
  • Подойти к балконной двери или закрытому окну;
  • Одну свечу поставить на пол или подоконник, а вторую поднять вверх.

Внизу пламя наклонится назад, а вверху вперед. Стоит объяснить ребенку, что такие изменения произошли с огнем, потому что на полу холодный воздух, а под потолком горячий. Теплые массы стремятся выйти наружу, а холодные попасть во внутрь. Из-за этого движения и возникает ветер. Когда холодный и горячий воздух встречаются на улице, то поток образуется гораздо сильней, чем в помещении.

Морское пространство продуваемое всеми ветрами

На мой заданный вопрос маленьким детям – почему дует ветер, я всегда получаю готовый ответ: потому, что деревья качаются. Но ученым метеорологам известно, по каким причинам приходят в движение воздушные массы, вызывая порой:

  • не только легкий бриз и устойчивый муссон,
  • но и сильные ветры в виде морской бури и бушующего шторма
  • и даже разрушительный ураган и смертоносный тайфун,

где ужасные циклоны в виде бури смерча и гигантских цунами способны стать настолько грозной и опасной движущей силой, которой обладает водная стихия.

Большинство наших людей представляет себе отдых на море романтическим удовольствием:

  1. с ласковыми волнами моря и золотым теплым песочком,
  2. раскаленной галькой каменистого пляжа и приятными лучами южного солнца,

где якобы соленая морская вода с мягким, но влажным континентальным климатом укрепляет человеческий организм.

Правда даже кратковременное нахождение в морской воде не безопасно, поскольку она обладает уникальной способностью постоянно накапливать активные органические соединения и натуральный раствор агрессивных солей, поэтому легко может вместо оздоровления организма принести обратный эффект.

Однако именно на открытом и продуваемом всеми ветрами огромном пространстве ласкового моря часто дуют ветры в различном направлении и происходят часто меняющиеся атмосферные процессы, влияющие на состояние неустойчивой погоды.

Чтобы узнать, что происходит в природе, когда дует ветер, то все довольно просто. Человеку необходимо набрать в легкие как можно больше воздуха, тем самым повысив в груди воздушное давление, а затем с силой выдохнуть его из себя.

То же самое происходит в живой природе, где в одном месте атмосферное давление повышается, а в другом понижается, начинает дуть ветер, перемещая воздушные массы из одной области с высоким давлением в другую область с низким давлением.

А вот почему в атмосфере земли – воздушной оболочке, окутывающей нашу живую планету, давление то и дело меняется, ученые до сих пор не могут ответить однозначно: причин для этого может быть достаточно много.

Одна из причин такова: земля постоянно движется, вращаясь вокруг оси, вызывая смешение и перемещение воздушных масс. За этими глобальными процессами изо дня в день наблюдают специалисты метеорологи, синоптики и аэрологи.

Они предупреждают о том, куда дует ветер, и с какой скоростью переместится тот или иной атмосферный фронт, где ждать ясной погоды, а где грянет буря, и пойдут грозовые дожди.

Ученые синоптики несколько раз в сутки снимают в различных слоях атмосферы физические показания:

  • атмосферного давления,
  • климатической температуры
  • и насыщенную влажность

в нижних слоях тропосферы, а в слои стратосферы на расстояние до 50 километров от поверхности земли запускают аэростатные метеозонды, с помощью которых ведут наблюдения и за самыми верхними слоями – мезосферой (высота 80 км), ионосферой (до 1000 км) и экзосферой – она еще выше.

Все это осуществляется для того, чтобы точнее предсказывать изменения погоды, ведь вблизи поверхности земли перемещение воздушных масс происходят чаще всего в виде:

  1. вращающихся циклонов с огромной массой атмосферного вихря с пониженным в центре давлением воздуха, и ветры дуют там от окраины к центру, но не по прямой линии, а закручиваясь по спирали
  2. и теплых антициклонов с вращающими вокруг центра южными ветрами с повышенным давлением воздуха, создающих хорошую погоду,

причем в Северном полушарии нашей земли теплые ветры антициклонов с малооблачной и сухой погодой дуют по часовой стрелке, а холодные ветры циклонов с плохой погодой дуют в противоположном направлении.

К тому же их фронтальные размеры настолько огромны, что в поперечнике атмосферные возмущения могут достигать нескольких сотен и даже тысяч километров, где некоторые циклоны так разгуливаются, что превращаются в грозные ураганы с ветрами большой силы действия, которые в экзотических тропиках называют мощными тайфунами.

Чем характеризуется ветер

Скорость

Каждый замечал, что ветер дует с различной скоростью. Иногда его нет вовсе, а иногда он настолько сильный, что даже “с ног сбивает”. Скорость ветра может сказать о многом, а в географии для изучения этого параметра используется специальная шкала Бофорта. Она состоит из 12 баллов, где 0 — штиль (ветра нет), а 12 — ураган.

Таблица: шкала Бофорта (сила ветра)
Баллы Название Скорость (м/с) Характеристика
Штиль до 0,2 Дым из труб поднимается прямо вверх
1 Тихий 0,3-1,5 Дым из труб имеет легкий наклон в сторону ветра
2 Легкий 1,6-3,3 Листья на деревьях слабо шевелятся
3 Слабый 3,4-5,4 Листья на деревьях достаточно сильно шевелятся
4 Умеренный 5,5-7,9 С земли поднимаются листья, пыль и другие легкие предметы.
5 Свежий 8-10,7 Тонкие деревья начинают качаться
6 Сильный 10,8-13,8 Толстые деревья начинают качаться
7 Крепкий 13,9-17,1 Сгибает стволы деревьев
8 Очень крепкий 17,2-20,7 На деревьях начинают ломаться ветки
9 Шторм 20,824,4 У домов отлетают трубы и черепица
10 Сильный шторм 24,5-28,4 Даже достаточно крупные деревья вырываются с корнем
11 Жестокий шторм 28,5-32,6 Массовые повреждения
12 Ураган более 32,7 Массовые разрушения

Скорость ветра всегда измеряется в метрах в секунду. Если говорить о земной поверхности, то чаще всего ветер здесь дует со скоростью до 8 м/с. Для измерения скорости используется анемометр. Этот прибор устанавливается на высоте 2 метра на открытой местности.

Скорость ветра напрямую зависит от разницы атмосферного давления: чем больше разница, тем ветер дует сильнее. Для понимания того, как в географии это условие отрабатывает на практике, рассмотрим ситуацию когда у нас нет данных о скорости, но есть данные об уровне атмосферного давления в разных регионах:

  • НП “1” 770 мм рт ст -> НП ”2” 750 ммрт ст
  • НП “1” 770 мм рт ст -> НП ”2” 740 ммрт ст

Из условия выше мы можем посчитать разницу, которая для условия №1 составляет 20 пунктов, а для условия №2 — 30 пунктов. Поэтому только на основе этих данных можно утверждать, что при вторых данных скорость ветра будет выше.

Направление ветра

В географии для определения направления ветра используется прибор флюгер. Главная особенность этого прибора заключается в том, что он устанавливается на открытой местности, и может свободно вращаться на своей оси. В результате, по позиции, которую занимают флюгер можно определить господствующее направление ветра

Обычно флюгер устанавливаются на высоте от 10 до 13 м, и очень важно, чтобы место установки было на открытом пространстве

Если говорить о направлении, то оно определяется по стороне откуда берет начало ветер. Например, если воздушные массы перемещаются с юга на север, можно говорить о южном ветре. Само по себе направление ветра может дать непосредственное знание о погоде, которая может с этим ветром прийти, а также позволяет метеорологом создавать карту розы ветров, чтобы понимать, какое направление движения ветра и воздушных масс является наиболее вероятным в конкретное время года в конкретном регионе. Роза ветров обычно строятся за месяц или больший период времени, а карта выглядит примерно следующим образом.

В одном из следующих материалов мы поговорим о том, что собой представляет роза ветров более подробно, а сейчас можно сказать только то, что этот график показывает доминирование определенного направления ветра. В данном случае мы видим доминирование северного ветра надо южном.

Влияние гор

Эти системы могут представлять собой некий барьер на пути движения воздушных потоков. Кроме этого, горы во многих случаях сами вызывают ветрообразование. Воздух над взгорьями прогревается сильнее, чем атмосферные массы над низменностями на той же высоте.

Это способствует формированию зон пониженного давления над горными хребтами и ветрообразованию. Данный эффект часто провоцирует появление горно-долинных атмосферных движущихся масс. Такие ветры преобладают в областях с пересеченной местностью.

Повышение трения у долинной поверхности приводит к отклонению параллельно направленного воздушного потока на высоту расположенных рядом гор. Это способствует формированию струйного высотного течения. Скорость этого потока может превышать силу окружающего ветра до 45%.

Как было выше сказано, горы могут выступать в качестве препятствия. При обходе цепи поток меняет свое направление и силу. Перепады в горных хребтах оказывают существенное влияние на движение ветра.

Например, если в горной цепи, которую преодолевает атмосферная масса, есть перевал, то поток проходит его с заметным увеличением скорости. В этом случае работает эффект Бернулли. Необходимо отметить, что даже незначительные перепады высот вызывают колебания скорости ветра.

Из-за существенного градиента скорости воздуха поток становится турбулентным и продолжает таким оставаться даже за горой на равнине на определенном расстоянии. Такие эффекты представляют в некоторых случаях особое значение.

Видео: Почему дует ветер

https://youtube.com/watch?v=3rlntUqtabw

http://information-technology.ru/sci-pop-articles/24-pogoda-i-klimat/6243-pochemu-duet-veter

https://www.nkj.ru/archive/articles/21837/

http://www.filipoc.ru/interesting/pochemu-duet-veter

http://fb.ru/article/140930/pochemu-vetryi-duyut-pochemu-voznikaet-veter-znachenie-vetra-v-prirode

https://awesomeworld.ru/nezhivaya-priroda/pochemu-duet-veter.html

Характеристики ветра

Направление ветра определяют с помощью флюгера — металлической пластины, расположенной на вертикальной оси и поворачивающейся под воздействием ветра

Ветер имеет три основные характеристики — направление, скорость и сила ветра. Скорость ветра измеряется в метрах в секунду (м/с) и километрах в час (км/ч) и зависит от высоты, на которой дует ветер. На большой высоте воздуха меньше. Поэтому его сопротивление также меньше, а следовательно, скорость его движения выше. На направление ветра влияет вращение Земли, а также от того, где сталкиваются холодные и горячие воздушные массы. Сила ветра исчисляется в баллах.

Направление ветра обозначается стороной света, откуда он дует, причем для сокращения употребляются буквы латинского алфавита: N — северный ветер, Е — восточный, S — южный, W — западный, С — затишье, то есть нет ветра. Как правило, различают 8 направлений, или румбов, к вышеуказанным прибавляют: NE — северо-восток, SE — юго-восток, SW — юго-запад, NW — северо-запад.

Поделиться ссылкой

Ветер – друг и враг человечества

На жизнь человека ветер влияет самым разным способом:

Положительное влияние

Негативное воздействие

Технология ветряных мельниц на протяжении столетий обеспечивала производство муки.

Ураганы на протяжении тысячелетий забрал множество жизней, люди гибнут от стихии даже в наше время.

Современные ветряки дают достаточно электроэнергии.

Сильный ветер может «выдувать» землю, снижая ее плодородность.

В жаркую погоду прохладный ветерок спасает от перегрева.

Сквозняк и плохая погода – одна из самых распространенных причин простуды.

Влияет на перемещение туч и выпадение осадков.

На море ветер может вызвать волнения целых пластов воды.

Человек во многом смог «приручить» первобытную стихию и научился использовать многие природные явления себе на благо. Но нет никаких эффективных способов и даже теоретических наработок, которые позволили бы победить ветер. Он всегда дует куда хочет. Даже вода, в этом плане, оказалась куда податливее, но может, уже через пару десятилетий, мы увидим первые воздушные плотины.

Осталось только понять, в чем будет смысл таких сооружений. Можно привести в качестве аргумента защиту от ураганов, но такой вариант грубого воздействия на атмосферу может привести к еще более плачевным последствиям.

Откуда берется ветер на земле

Ветер – это природная стихия, издавна привлекавшая внимание людей. У древних греков был бог ветра, которого звали Зефир

У славян бога ветра звали Стрибог. Люди не могли объяснить, почему и откуда  берется ветер. А учитывая то, что сильный ветер может принести огромные разрушения, то считалось, что это ничто иное как гнев богов. Сегодня ученые с легкостью могут объяснить настоящие причины ветра, причем не только земного. Но как объяснить ребенку откуда берется ветер.  Давайте попробуем.

Ветер на планете Земля – это движение воздуха. На других планетах также есть ветер, но он там представляет собой движение тех газов, которые составляют большинство. Иногда ветер на других планетах и космосе называют Солнечным

Теперь давайте разберемся с основными причинами, по которым может возникать ветер.

  1. Самая главная причина – разница в атмосферном давлении. Воздух движется с той зоны, где давление выше, в ту зону, где оно ниже. На практике это легко проверить с помощью ладоней: если их быстро свести так, как будто сдавливает воздух, то с обеих сторон рук можно почувствовать движение.
  2. Вторая причина появления ветров – разница температур. Очень часто ветры дуют из экваториальных широт в полярные и в обратном направлении. Однако это не главная причина, движение в первую очередь зависит от давления.

Если в целом, то движение ветров – это не случайный и хаотический процесс. Ученые научились находить закономерности. Так, например, у полюсов ветер дует с восточной стороны, в субтропиках ветры являются большой редкостью.

Самыми ветряными считаются Арктика и Антарктида. На мысе Денисон в Антарктиде зафиксирована самая высокая среднегодовая скорость ветра – почти 25 метров в секунду. Самые сильные и частые движения воздушных масс происходят на высоте более 8 тысяч метров.

Ветры имеют большое значение в формировании климата нашей планеты благодаря перемещению в воздушных масс. Так возникают циклоны и антициклоны. В результате в отдельных регионах может наблюдаться резкое похолодание или потепление, большое количество осадков или их отсутствие.

У ветра есть даже единица своя система измерения.

Рассчитывают силу ветра по шкале Бофорта, которая названа так в честь британского адмирала XIX столетия. Шкала имеет диапазон от 0 до 12 баллов. 0 – это штиль, практическое отсутствие ветра. 12 балов – это ураган, способный разрушать здания.

Исходя из силы ветра, выделяют пять основных видов:

  1. Бриз. Движение воздуха возле больших водоемов. Характерной особенностью бриза является то, что он два раза в сутки меняет свое направление. Днем воздушные массы направлены с водоема, а ночью в сторону воды.
  2. Умеренный ветер. Это обычное движение воздуха, от которого колышутся листья на деревьях.
  3. Буря. Ветер на море. Причем понятие буря – собирательное, поскольку включает в себя и ветер, и волны. Иногда используют понятие шторм.
  4. Тайфун. Тропический циклон, который сопровождается сильным ветром. Чаще всего встречается в Тихом океане, в его северо-западной части. Наиболее часто тайфун возникает у берегов Филиппин и Японии.

Как видим, существует множество разновидностей ветров: одни способны создавать легкую прохладу, другие разрушать города и создавать колоссальные бедствия.

Главная причина образования ветров – разница в атмосферном давлении. Кроме того, ветры выполняют климатообразующую функцию на нашей планете.

Роза ветров

На протяжении тысячелетий люди наблюдали за ветрами, делали определённые выводы, выдвигали гипотезы, составляли графики для того, чтобы как можно лучше использовать в своей деятельности это удивительное явление неживой природы. Так, появилась так называемая Роза ветров – чертёж, точнее сказать – диаграмма, которая изображает, как именно ветер дует в конкретной местности.

Составляют Розу ветров таким образом: из центра на расстоянии друг от друга в 45° чертят восемь прямых, на которые наносят метки длиной, пропорциональной или частоте ветров, или их скоростям. После этого концы меток соединяют и получаются две многоугольные фигуры – Роза повторяемости ветров, и Роза скорости ветров.

Роза ветров даёт возможность определить направление, силу, и продолжительность преобладающего ветра, а также частоту воздушных потоков. Розу ветров чертят как для того, чтобы определить средние показатели, так и для определения максимальных значений. Можно создать комплексный чертёж, на котором будут нанесены диаграммы, состоящие сразу из нескольких параметров, которые также будут показывать куда ветер дует.

Чертежи чрезвычайно необходимых человеку – при строительстве, для решения различных хозяйственных задач (например, в последнее время благодаря ветру появилась возможность получать электроэнергию) и т.п. Ведь ветер вполне может быть, как другом, так и врагом – если не обращать на него внимание и не учитывать его влияние на окружающую среду, он вполне способен нанести непоправимый ущерб, разрушив созданное человеком творение. Хотя ветер — это неконтролируемое человеком явление, поскольку он дул и будет дуть куда ему захочется, но теперь человечество может предсказать ориентировочное его направление и силу, что может спасти многие жизни

Скорость, сила и направление ветра

Ученые характеризуют ветры по их скорости и силе. Скорость измеряют в баллах или метрах в секунду (один балл – около двух метров в секунду). Сила ветра зависит от разницы в атмосферном давлении между разными областями: чем эта разница больше, тем мощнее ветер.

Для оценки силы ветра еще в XIX веке была разработана шкала Бофорта, с 1874 года принятая для использования в Международной синоптической практике. На протяжении десятилетий в шкалу вносили изменения и дополнения, и сегодня ветры оценивают по 12-балльной системе.

Например, отсутствие ветра, или штиль, соответствует 0 баллов. Слабый ветер оценивают в 3 балла, свежий – в 5, сильный – в 6 баллов. Ветер силой в 9 баллов – это уже шторм, а в 12 – ураган. Шкалой Бофорта сегодня активно пользуются, прежде всего, в морской навигации.

Любой ветер также характеризуют с точки зрения его направления. Определяется направление, в зависимости от стороны горизонта, с которой дует ветер: если с севера – то ветер северный, если с юга – то южный. Направление ветра зависит не только от разницы в атмосферном давлении, но и от вращения Земли вокруг своей оси.
Ветер – это крупные воздушные потоки, вместе с которыми перемещаются огромные массы молекул газов атмосферы. Эти потоки могут охватывать тысячи километров и облетать всю землю, а могут иметь местные, «локальные» масштабы, как описанные выше ветры у моря и у подножия гор.

Воздух только кажется нам невесомым; чтобы понять, что атмосфера действительно имеет плотность, достаточно выставить руку за окно движущегося автомобиля – вы сразу почувствуете, как вашу руку обтекает поток воздуха.

Ход образовательной деятельности

В-ль: Итак, ребята, как вы думаете, что такое ветер? (Ответы детей предлагать начинать со слов: — Я думаю, — я предполагаю). Получается, что ветер – это движение воздуха или это действительно какая-то волшебная сила? Предлагаю проверить это экспериментальным путем и приглашаю вас в нашу лабораторию.

Эксперимент «Ветер в бутылке».Пояснение воспитателя: У нас имеются емкости с теплой и холодной водой. Вот бутылки, что в них находится? (воздух) Он какой? Работа с пиктограммами. Вы уже знаете, что воздух без цвета, без запаха, имеет вес, бывает теплый и холодный. Посмотрите, в шарике воздух есть? Ставим бутылки в теплую воду, что происходит с воздухом в бутылках? (Становится теплее) Шарик поднялся за счет чего? (Воздух начал двигаться и заполнил шарик) Потому что теплый воздух легче он поднимается вверх. Шарик держит воздух. Теперь опускаем бутылки в холодную воду, что происходит? Почему шарик сдулся? (Воздух остыл и опустился на дно бутылочек).В-ль: Значит, какой мы можем сделать вывод? Движение теплого воздуха вверх (воспитатель жестикуляцией по бутылке показывает, как воздух поднимается и опускается) и холодного вниз и образует ветер. Вы почувствовали его? У нас движение было слабым, поэтому такой ветер как можно назвать? (ветерок) Какой он? Упражнение на обогащение детей словами признаками.

Ветерок – тихий, приветливый, нежный, легкий, бесшумный, ласкающий.

В-ль: А если движение воздуха на поверхности земли будет более быстрое, то какой это ветер, по-вашему мнению? Ветрище — быстрый, порывистый, пронзительный, лютый, резкий, свирепый.

В-ль: Действительно, какой разный может быть ветер. А я предлагаю вам почувствовать разные ветра на себе. Но ветерками мы будем разными, поможет нам в этом музыка и шарфики. Разбирайте и слушайте.

Этюд «Южный ветер» Подул ласковый, теплый, южный ветер. Танец ветра легкий и приятный. Дети словно подставляют лицо ветру, приподняв подбородок. Руки плавно поднимаются снизу вверх, движение тела легкие, плавные. Губы имитируют легкое дуновение ветра.

Этюд «Северный ветер» Подул холодный северный ветер, он пронизывает нас насквозь. Мы идем, пригибаясь, так как он сбивает нас ног. Танец северного ветра быстр и порывист. Щеки надуваются, струя воздуха сильная и порывистая. Идем, пригнувшись, прижав руки к груди. Дети кружатся, подняв руки вверх и вправо-влево. Этюд «Ураган» (Голос усиливается) Поднялся ураганный ветер, он гнет стволы деревьев, вырывает их из земли. Дети выдыхают сильную струю воздуха. Кружатся, нагибаются вперед, назад, поднимают руки.

Но все-таки у ветра есть и хорошие дела. Ребята, подумайте, а какие добрые дела может совершать ветер?Начинайте свое предложение так: — Я знаю. Подсказки найдете на картинках.

Работа с опорными картинками. Облака, дерево, одуванчик, парусник, лицо.В-ль: Люди дружат с ветром и на его основе создали, изобрели полезные приборы. Назовите их. (пылесос, фен, веер и т. д.) Я знаю очень удивительное изобретение – веер. Еще с давних времен веером пользовались знатные дамы, находясь в театре, либо прогуливаясь в парке, освежали свое лицо дуновением ветра от веера. А мужчины охлаждали себя шляпами. Желаете ощутить этот ветерок?

КРД «Веер, веерок»

Веер, веер, веерок (Раскрывают перед собой веер двумя руками) Помаши смелей, дружок (Двумя руками машут ритмично перед лицом) Справа, слева Справа, слева. (Правой рукой машут то справа, то слева от лица) Чуть потише, (Тихо машут, держа веер горизонтально) Посильнее (Сильно машут). Помаши еще разок (Складывают и раздвигают перед собой горизонтально) Получился ветерок!

В-ль: Но к сожалению, у сильного ветра есть и недобрые дела. Посмотрите.

Мультимедийный показ. Почувствовали силу ветра? Его мощь. Мы сегодня много узнали о ветре. И я думаю, что нашим друзьям из клуба «Почемучки» мы можем дать точный ответ. А помогут нам в этом человечки. Составление стихотворения по Синквейну.В-ль: Они все разные.Самый верхний человечек спрашивает: «О чем мы сегодня говорили?»А вот эти человечки спрашивают у нас: «Какой ветер вам больше всего запомнился?». Посмотрите дальше человечки с ручками и ножками – они двигаются.Они у нас спрашивают: «Что ветер умеет делать?». А теперь нужно сказать, как вы относитесь к ветру, нравится он вам или нет? Посмотрите, а здесь человечки подружились. Как по-другому мы можем назвать ветер? Количество слов подскажет количество человечков.

1. Ветер. 2. Слабый, сильный. 3. Дует, освежает, гонит. 4. Жарким летом люблю прохладный ветерок. 5. Природное явление, движение воздуха.

В-ль: Ребята, да ведь у нас получился ответ нашим друзьям. Я думаю, знатоки оценят его и согласятся с ним, что ветер — это движение воздуха, а не волшебная сила. Пойдем отправлять?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector