Можно ли детям смотреть телевизор? с какого возраста можно смотреть телевизор и видео?

Негативное влияние телевизора

Влияние телевизора на ребенка довольно отрицательное. У малыша замечается характерное отставание в речевом развитии. За счет телевизора человек получает сухую информацию, у него нет возможности что-то обсудить и задать возникающие вопросы. Дети не имеют возможности участвовать в диалоге, поэтому не стоит думать, почему малыш растет стеснительным и молчаливым? Речь, особенно у детей, является не только выражением мыслей, но и самим процессом мышления. Есть взаимосвязь между внутренним миром, воображением и речью человека. Если речь скудная, то и духовный внутренний мир не развивается.

Знакомство с девайсами и телевизором в детстве формирует у крошек неспособность долго концентрировать внимание на чем-то одном. Гиперактивность у школьников начальных классов часто идет под руку с полной рассеянностью

Ребенок не развивает в себе способность самоанализа. Он постоянно хочет поменять впечатления, хобби — это похоже на переключения каналов телевизора.

Просмотр телевизора не развивает воображение. Отсюда многим детям трудно воспринимать сухой материал на слух, быстро пропадает интерес к новому. При отсутствии развитого образного мышления книги не интересуют сына или дочь.

Как было уже сказано выше, у любителей смотреть не развита речь, вместе с тем снижается творческий потенциал и фантазия в принципе. Дети не придумывают новые игры, им проще нажать кнопку телевизора, беседы школьников становятся бесцветными.

Дети растут жестокими и злобными, потому что эти качества присущи людям с бедным внутренним миром. Среди детей увеличивается преступность, драки. А потом никто не может объяснить, зачем он совершил преступление. Под влиянием агрессивных мультиков и криминальных новостей, дети растут без чувства милосердия, сочувствия и благородства. Герои кинематографа становятся кумирами ребенка – отсюда и агрессивное поведение.

Специалисты советуют с детства прививать малышу интерес к традиционным видам развития: к конструированию, рисованию, чтению детских книг, общению со сверстниками, а уж потом знакомить с телевизором и гаджетами. Только в возрасте девяти лет ребенок способен использовать информационную аппаратуру по назначению, то есть для получения информации. Несмотря на это, психологи рекомендуют, чтобы телевизора в жизни ребенка было как можно меньше.

Причины для тревоги

Есть несколько признаков, которые должны вызывать у родителей тревогу. В этом случае с визитом к врачу медлить не стоит:

  • у шестимесячного ребенка слишком часто косят глазки
  • в три месяца ребенок никак не реагирует на предметы, не смотрит на лица
  • на третьем месяце жизни малыш не проявляет никаких реакций при звуках голоса матери или других членов семьи

Именно эти признаки могут стать свидетельством нарушений работы зрения или слуха. К счастью, большинство из них современная медицина решить в состоянии: главное — своевременно обратиться за помощью. Кстати, если хочется убедиться в том, что с ребенком все хорошо, можно посетить детского офтальмолога. Проверку зрения рекомендуется проходить хотя бы раз в год, и это касается не только новорожденных малышей, но и детей дошкольного и школьного возраста.

Ссылки:

* В.Ф. Базарный. Зрение у новорожденных

** Шилова Н. А., Харламова Н. В., Чаша Т. В., Куликова Н. Ю., Толкачева Е. В. Исследования слуха у новорожденных детей

(1
оценок; рейтинг статьи 5.0)

Возможные последствия

Телевидение в нашей жизни появилось относительно недавно. С течением времени меняется не только формат передач, качество изображения, но и сам телевизор – от простых ламповых мы пришли в эру жидкокристаллических экранов. В связи с этим у родителей и возникают вопросы, действительно ли голубой экран опасен? Разберемся по порядку.

Зрение. Долгое время офтальмологи говорили о том, что если ребенок много смотрит телевизор, то это ухудшает зрение, способствует развитию близорукости. Особенно опасен он для детей до 3 лет. Но в 2000 году Ли Даффнер, доктор Американской академии офтальмологии, после ряда проведенных исследований доказал, что просмотр телепередач вызывает не физическое повреждение глаз, а их перенапряжение, усталость.

Если телевизор ваш ребенок смотрит боком, достаточно близко садится к экрану, начинает часто моргать или щуриться, то это потому, что проблемы со зрением уже существуют. Затягивать с визитом к врачу за консультацией не стоит.

Речь. В 2008 году Дмитрий Христаксис, профессор Института Сиэтла и Университета Вашингтона, после многолетних исследований доказал, что дети, регулярно просматривающие телевизионные передачи в грудном возрасте, в шесть раз чаще страдают нарушениями развития речи. Связано это вовсе не с тем, какой смысл они несут, так как малыш еще не способен воспринимать и анализировать информацию, а с тем, что теряется связь между мамой и ребенком. То время, которое можно было посвятить игре и беседе, развивая словарный запас малыша, тратится на просмотр видеоряда, который не имеет никакой смысловой нагрузки. Соответственно, нарушается восприятие устной речи.

Нервная система. Незрелая нервная система грудного ребенка, соприкасаясь с телевидением, может отреагировать по-разному. Перевозбуждение, особенно при небольшой температуре или легком недомогании, становится причиной капризов, истерик, неконтролируемых страхов – все это порождает проблемы со сном. А сон для детей, несомненно, важен, он влияет на гармоничное физическое и психологическое развитие. Некоторые неврологи отмечают взаимосвязь судорог у детей и мерцания экрана. Доктор Христаксис отмечает, что просмотр телевизора имеет накопительный и отложенный эффект, проявляться который может уже в школьном возрасте гиперактивностью и дефицитом внимания.

Снижение интереса к чтению. Не стоит удивляться, что ваш первоклассник не проявляет интереса к чтению, если телевизор в доме включен в течение всего дня в фоновом режиме. Взрослый человек способен контролировать поток информации, поступающий на него из жидкокристаллической коробки, способен абстрагироваться от лишних сведений. Маленький человек не способен к таким действиям, он будет смотреть телевизор столько времени, сколько он работает, ведь на это не нужно тратить силы, как при чтении.

Ожирение

Низкая активность всегда сопровождается набором лишнего веса и атрофией мышц, и неважно, 40 лет человеку или 11 месяцев. Пусть лучше ваш грудничок познает границы квартиры, изучает содержимое ящиков, чем будет безвольно сидеть возле телевизора.

Правда о чтении на близком расстоянии

Возможно, вы слышали, что прищуривание глаз для прочтения текста, который находится далеко, может нанести вред вашему зрению. Недавние исследования показали, что фокусировка на чтении текста на близком расстоянии, взаимодействие с компьютером или планшетом могут развить близорукость у детей, что со временем может истончить сетчатку и привести к потере зрения.

Сеть «Магнит» отправила более 200 000 наборов нуждающимся во время пандемии

Узнала старый рецепт курицы, по которому ее готовят в лучших ресторанах Гавайев

Бесценные сокровища, украденные нацистами во время войны, не вернутся к хозяевам

На каком расстоянии лучше смотреть телевизор

Правильным будет расстояние, при котором вам будет комфортно видеть изображение на телевизоре. Многие придерживаются цифры – 3 метра.

Но специалисты-медики говорят, что комфортное расстояние можно высчитать по формуле: «диагональ телевизора», умноженная на 5. Например, диагональ телевизора равна 80 см, умножаем ее на 5, получаем расстояние 4 метра. Именно при таком расстоянии глаза не будут страдать от просмотра телепередач. Вы тоже попробуйте, рассчитать свое комфортное расстояние.

Не маловажное значение имеет высота телевизора над полом. Для комфортного просмотра не рекомендуется запрокидывать голову, а также ее наклонять

Экран телевизора должен быть на уровне глаз, когда вы сидите. Это примерно 1 – 1,5 м от пола.

Что и сколько времени смотрит мой ребенок?

Почему мы не показывали дочери мультики до трех лет

Когда дочка была совсем маленькая, я тоже периодически пыталась показывать ей мультфильмы, наслушавшись о их пользе для детей. Это были моменты моей слабости. Однако ничего хорошего из этого не выходило — ребенок капризничал, перевозбуждался уже через 2 минуты после просмотра.

Причем я, как тупоголовая современная мамаша, показывала ей хваленые мультики из ютуба про синий паровозик и разноцветные машинки с ужасно въедливыми песнями, которые после этого даже у меня крутились в голове целый день. Все вокруг уверяли, что от якобы обучающих роликов будет только польза — ребенок научится определять цвета, виды машинок, формы и прочее.

Также иногда я показывала дочке видео с телефона. Вскоре иногда превратилось в часто — точнее, было уже трудно понять, где грань дозволенного.

К счастью, я скоро отказалась от этой затеи.

  1. Во-первых, реакция малышки была совсем неадекватной, и после просмотра видео я ее просто не узнавала.
  2. Во-вторых, каждый раз при виде телефона дочка просила снова показать ей видюшки. Само собой, отказ на просьбу встречался с большим негодованием…
  3. В-третьих, я поняла, что обучить чему угодно можно без телефона и телевизора. Мало того, мы не стали учиться распознавать цвета, формы и прочее по карточкам и пособиям — я не понимала, почему нельзя это сделать в реальном мире.

Правила просмотра телевизора ребенком в нашей семье

Сейчас нашей дочке чуть больше трех лет, и мы только-только начали смотреть мультики.

Это может быть не каждый день и не превышает 30 минут в день (два мультфильма по 10-15 минут, чаще всего не подряд). Как правило, во время просмотра телевизора я сижу рядом и отдыхаю или обнимаю ребенка. Сначала я комментировала мультик, спрашивала дочку, все ли ей понятно, теперь она сама замечает забавные моменты и объясняет их мне, смеется и даже делает какие-то моральные выводы.

Расстояние от ребенка до телевизора — около 2-2.5 метров, насколько это позволяют габариты нашей комнаты. Освещение имеется, в темноте никогда не смотрим.

Еще дочка смотрит несколько отобранных танцевальных роликов — по ним учится повторять движения, и это классное продолжение зарядки. После 10-15 минут таких видео, под которые она все время пляшет, дочка вся мокрая и уставшая :). Танцы — это отличная физическая активность.

Именно сейчас я стала видеть некоторую пользу мультфильмов для ребенка. Теперь, в 3 года, они вызывают больше положительных эмоций, чем раньше, а правильные мультики учат состраданию, труду, взаимопомощи. Кстати, в одной из следующих статей я составлю подборку наших самых любимых мультиков.

Теперь дочка не капризничает, когда я выключаю телевизор, а наоборот, следит, чтобы я сделала это вовремя. Она уже большая и понимает, что два мультфильма в день — это предел, и можно больше не просить. К этому возрасту ребенок уже научился занимать себя играми, придумывать сюжеты и занятия, используя даже подручные предметы. И я безумно рада, что не поддалась тогда на провокации и собственную лень, и мне не приходится переживать за будущее своего ребенка.

Надеюсь, моя статья вас не утомила, и вы вынесли из нее что-то полезное для себя. Я очень старалась убедить вас в том, что детям все-таки нельзя включать мультики и давать гаджеты до 3 лет, и рассказать, с какого возраста можно смотреть телевизор без вреда и сколько времени.

Желаю здоровья вам и вашим деткам!

Ваша Блогомамочка

Вред телевизора для детей

Ученые отмечают, что вред телевизора, наносимый маленьким детям, может иметь как соматический характер, то есть, сказываться, непосредственно, на здоровье ребенка, так и психологический – делать ребенка нервным, легко возбудимым, вспыльчивым, навязывать неверные стереотипы.

Еда и телевизор

Нередко родители подают дурной пример своим детям – принимают пищу перед телевизором. Действительно, так удобно сев в кресло покушать после работы. Но подобное поведение, часто перенимаемое маленькими детьми, по мнению гастроэнтерологов, сильно вредит желудочно-кишечному тракту и может привести к возникновению весьма неприятных заболеваний – гастриту, язве. Все дело в том, что при просмотре телевизора во время еды, желудочная секреция вырабатывается в малом объеме, что и становится причиной многих заболеваний.

Мультипликационный мир и опытный путь малыша

Просмотр мультиков для малыша – погружение в целый мир цветных ярких персонажей, увлекательных историй и самых необычных поступков. Если взрослый видит лишь красивую картинку, ребенок может с головой погружаться в мультипликационный мир, со временем начиная подражать своим героям, а они могут часто совершать весьма необдуманные и даже опасные поступки. Во многих популярных мультиках персонажи могут совершенно спокойно падать с крыши дома, ронять на голову кирпичи, проваливаться в люки, при этом улыбаться и чувствовать себя вполне хорошо

Важно объяснить ребенку, что мир мультфильма- это выдумка его создателя, и вещи, демонстрируемые в нем могут быть опасны в реальной жизни

Мы уже рассказывали читателям о том, какие мультики можно смотреть детям – обязательно ознакомьтесь с этим материалом!

Информационная лавина для ребенка

Ребенок и телевизор не могут существовать в отдельности, наличие родителей строго обязательно – об этом без устали твердят ученые и педиатры всего мира. Современный телеэфир, состоящий из сомнительных телешоу, фильмов, и обилия рекламных родиков самого разного содержания представляет опасность для ребенка. Выделить и фильтровать нужную информацию малышу еще очень и очень сложно, поэтому часто дети запоминают весьма неприятные фразы из рекламы или сериалов.

Повышенная нагрузка на организм

Если взрослые перед телевизором, лежа на диване или сидя в любимом кресле отдыхают после трудовых будней, то детский организим, напротив, испытывает существенные нагрузки. При просмотре мультиков ребенок быстро переутомляется и становится нервным, часто замедляется реакция и ухудшается самочувствие. По мнению психологов, частый просмотр телевизора в раннем возрасте может стать причиной возникновения неконтролируемых страхов и тревожного поведения у детей.

Задержки развития речи, иные нарушения речи

Многие родители, чьи чада долго и бесконтрольно смотрели мультфильмы по телевизору, уже хорошо знакомы с тем, как влияет телевизор на детей – их дети в 3-4 года очень плохо разговаривают, чаще издают какие-то звуки и нуждаются в помощи логопеда. Происходит это из-за нехватки общения – часто в мультфильмах персонажи очень мало разговаривают, а значит, ребенку не достаточно речевой базы, на основе которой и будет происходить его обучение речи.

Это интересно: Детская агрессия: как распознать и как бороться

Кроме того, может ухудшаться внимательность и устное восприятие, ведь телевизор настраивает малыша на визуальное восприятие информации.

Увы, пунктов в списке «чем вредно телевидение» наберется больше:

Вред для глаз. Ребенок не может сфокусировать взгляд на одной картинке, потому что она меняется слишком быстро

Также важно отметить, что ребенок около телевизора реже моргает, двигательная активность глаз сильно снижается, а нервная система устает от мерцания. Со временем перенапряжение внутриглазных мышц ведет к близорукости и даже косоглазию.
Вред для развития мозга

Ребенок, «живущий» у телевизора, теряет воображение, логику, способность размышлять логически, анализировать и делать выводы: нужные изображения и выводы ему дает ТВ, оно же «разжевывает» все задачки и дает ответы, которые мозг ребенка должен искать самостоятельно. Телевизор превращает ребенка из потенциального творца в обычного «потребителя», который, раскрыв рот и почти не мигая, «поедает» все, что льется с экрана.
Вред для психического здоровья. При длительных просмотрах ТВ нервная система ребенка перевозбуждается, следствием чего становятся бессонница и нервозность, стресс, агрессивность, и проч.
Вред для физического здоровья. Лежа/сидя у телевизора, ребенок находится в состоянии физического покоя и практически не расходует энергию. Мало того, согласно проведенными исследованиям, во время просмотра ТВ расходуется еще меньше энергии, чем просто в состоянии покоя. Большинство любителей ТВ страдают от лишнего веса и проблем с позвоночником.
Вред для развития речи. Лексикон ребенка обрастает жаргонизмами и теряет литературность. Постепенно речь обескультуривается, становится примитивной. Кроме того, развитие речи ребенка не может происходить в одиночку – только лишь за счет общения с экраном. Для развития речи нужен контакт – живой диалог ребенка и взрослого. ТВ-изолированность от такого взаимного общения – прямой путь к потере способности воспринимать речь на слух, и оскуднению речи в целом.

Особенности зрения новорождённого

Чтобы узнать, можно ли новорожденному смотреть телевизор, необходимо узнать об особенностях зрения грудничка:

  1. У новорождённых детей очень слабые глазные мышцы, а потому младенец не может сфокусировать взгляд на конкретной точке. Смотреть ТВ ему некомфортно.
  2. Зрение адаптируется к внешним условиям постепенно и в первый год жизни оно недостаточно острое.
  3. Быстрая смена изображения на экране влияет не только на неокрепшее зрение, но и нервную систему. Особенно опасно подвергать малыша такому воздействую в ночной период, когда вокруг темнота.
  4. Зрение полностью формируется к трем годам жизни, а до этого наблюдается физиологическая дальнозоркость.

Однозначного мнения у современных педиатров и неврологов по поводу просмотра грудничками телевизора нет. Но большинство считает, что смотреть телевизор грудным детям как минимум не полезно. А максимум – чревато возникновением разного рода отклонений, связанных с функционированием нервной системы.

  • Передавая младенцев «в руки» телевизора, родители отдаляются от детей, теряя их доверие с раннего возраста, ведь малыши не чувствуют родительского тепла, любви, заботы. Подрастая, такие дети чаще других капризничают, требуя к себе внимания.
  • Постоянный тихий фоновый звук телевизора не способствует привыканию новорожденного к новым условиям жизни, расслаблению, легкому засыпанию. Как раз наоборот – выступает в роли возбудителя (ухо новорожденного улавливает недоступные для слуха взрослых ультразвуки, исходящие от телевизора), приводит к излишнему напряжению нервной системы, расстройству сна. А в будущем значительно снизит интерес ребенка к чтению книг, приведет к снижению концентрации внимания, даже может стать причиной возникновения иррациональных страхов и ночных кошмаров. Так что приучать малыша засыпать под такой фон – вредно. Лучшим фоном будет мамина колыбельная.
  • До двухлетнего возраста идет активное развитие психоэмоциональной сферы ребенка. А этому способствует только прямое общение с живыми людьми: возможность диалога, обмена эмоциями и прочее взаимодействие. С телевизором взаимодействовать не получится, он лишь пресыщает кроху потоком ненужной его интеллекту, непонятной разнородной информации.
  • Отсутствие личного взаимодействия приводит к задержке речевого развития. Речь с телеэкрана малыш не воспринимает как живую, ведь никто не строит с ним диалога. Кроха не учится воспринимать человеческую речь как необходимый инструмент для коммуникации.
  • Если двухмесячному ребенку просто дискомфортно в одной комнате с «теледругом», то в старшем возрасте такая «дружба» (что подтверждено исследованиями) зачастую приводит к развитию у малышей гиперактивности и дефицита внимания.
  • Если малыш постоянно смотрит на мерцающее изображение экрана, это часто провоцирует судороги, особенно у деток, имеющих неврологические отклонения.
  • Установлено, что телепрограммы воспринимаются грудничком лишь как поток мелькающих цветовых и звуковых раздражителей. Воспринимать и перерабатывать информацию, пусть даже полезную, но идущую с экрана, малыш начнет только после 2 лет. Так что 3-месячному карапузу телевизор даст лишь постоянную перегрузку нервной системы цветовым и звуковым мельтешением.

Почему детям нельзя смотреть телевизор?

Существует ряд показателей, характеризующих развитие маленьких детей:

  • эмоционально-волевая сфера;
  • речевые навыки ;
  • способность к творчеству;
  • физиологические особенности организма;
  • состояние нервной системы.

Именно эти параметры страдают в первую очередь от чрезмерного «общения» малыша с голубым экраном и являются самыми важными причинами почему детям нельзя смотреть телевизор слишком долго.

Эмоционально-волевая сфера

Подменяя живое общение со сверстниками на прогулке или ролевые игры виртуальным участием в жизни телевизионных героев, ребёнок не получает должного развития своих эмоционально-волевых качеств.

Он не проживает происходящие события, как бы не была велика его эмоциональная вовлеченность, он всегда остаётся зрителем. Да, герои мультфильма могут научить его делиться, быть добрым и послушным, но пока он сам не проживёт эти ситуации, будучи участником, а не зрителем, необходимый жизненный опыт не закрепится. А оказаться участником, сидя возле телевизора невозможно, особенно если ребёнок проводит возле него много времени, в ущерб прогулкам и общению со сверстниками.

Способность к творчеству, развитие фантазии

Любой телевизионный продукт – будь то даже самый добрый мультфильм или интеллектуальная развивающая телепередача опасны, прежде всего, тем, что являют собой своего рода «готовый» рецепт, неважно чего – жизненной ситуации или рассказа на тему, как правильно вылепить кошку из пластилина. Получить рецепт и, следуя ему, сделать что-либо всегда легче и проще, чем придумать что-то самостоятельно, проявив фантазию и творческий подход

Таким образом, творческий порыв ребёнка заранее нейтрализуется, когда телевизионный сюжет предоставляет ему готовый шаблон действий.

Полноценное развитие речи

Казалось бы, просмотр качественных мультфильмов и фильмов должен только способствовать развитию речи, ведь ребёнок слушает грамотных актёров, пополняет свой речевой запас новыми словами. Между тем всё не так просто.

Речь развивается в большей степени именно тогда, когда речевой аппарат максимально задействован: когда ребёнок сам произносит слова и звуки, конструирует предложения, выстраивает диалоги, то есть в процессе непосредственного человеческого общения.

У детей, проводящих много времени перед телевизором, безусловно, есть шанс пополнить свой словарный запас, активно вводя в него новые, услышанные по телевизору слова. Но это произойдёт только в том случае, когда ребёнок много и продуктивно общается со сверстниками, учит наизусть и рассказывает стихи, постоянно укрепляет свои речевые навыки. Однако время, проведённое у телевизора, не всегда компенсируется прогулками и общением со сверстниками, а зачастую, наоборот преобладает.

Концентрация внимания и усидчивость

Современный телевизионный продукт, которым заполнены голубые экраны, к сожалению, не способствует развитию усидчивости и сосредоточенности. Более того, детские неврологи утверждают, что такой частый ныне диагноз, как синдром дефицита внимания, во многом вызван именно бесконтрольным просмотром в раннем детстве современных детских мультсериалов и рекламы.

Проведите небольшой опыт: сравните, за какое время разворачивается, казалось бы, простенький сюжет любого детского старого мультсериала, например «38 попугаев» и современного — «Маша и медведь». Как часто меняется картинка? Когда и как говорят персонажи, и говорят ли вообще? Сколько времени отведено на развитие сюжета? Результаты наверняка вас заставят задуматься.

Быстрая смена картинки, постоянное хаотическое движение героев в течение мультфильма, вскрики и междометия (а не нормальная членораздельная речь), все это способствует формированию у детей так называемого «клипового» мышления. Особенно сильно такому восприятию способствует просмотр рекламы, причём не только просмотр, но и пассивное нахождение в зоне включённого телевизора, с нескончаемым потоком рекламных роликов.

В результате восприятие ребёнка как бы разорвано – он может владеть большим количество информации, но не в состоянии анализировать и делать выводы. Ему трудно подолгу сосредотачиваться на чем-то одном, он не любит занятия требующие концентрации внимания и усидчивости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector