Школьный этикет

Содержание:

Правила поведения в школе: кодекс учеников — основы, идеи

В современных школах руководство все чаще разрабатывает кодексы поведения школьников, в которых прописывают правила поведения в школе.

Заповеди

Кодекс поведения учеников прописывает и включает в себя:

  • Регулярное участие. Ожидается, что ученики будут регулярно посещать школу и все занятия, а также не стоять в стороне во время массовых школьных мероприятий и утренников;
  • Пунктуальность — ученики должны вовремя приходить в школу и на занятия;
  • Рабочие привычки. Ожидается, что учащиеся будут подготовлены к каждому уроку и будут участвовать в нем, чтобы соответствовать стандартам успеваемости. Также они обязаны иметь требуемые учебные материалы, точно и в срок выполнять домашние задания, а также готовиться к викторинам, тестам и экзаменам;
  • Уважайте себя и других. От учеников требуется быть честными, вести себя достойно и относиться к другим с уважением и вежливостью. Поведение личности не должно мешать правам других. Это включает использование соответствующего языка, действий и одежды. Ожидается, что школьники не будут оскорблять других в устной и физической форме.
  • Ученики не имеют права приходить в школу под воздействием табачных изделий, алкоголя или наркотиков. Приносить на территорию школы такие вещи запрещено!
  • Уважение власти. От учеников требуется соблюдение всех школьных правил и соблюдение всех норм. От учащихся ожидается, что они будут уважительно относиться ко всем взрослым, находясь под юрисдикцией школы и участвуя в школьных мероприятиях.
  • Уважение к собственности. Ученики должны бережно относиться ко всему имуществу, принадлежащему школе и другим.

Эти правила подтверждают, что ученикам нужна упорядоченная и структурированная среда, в которой дисциплина считается твердой, но справедливой. Школьные правила основаны на вежливости, здравом смысле, личной безопасности и предназначены для поддержки обучения. От школьников ожидаются самые высокие стандарты поведения.

Правила поведения в общественных местах для школьников

Правильные поступки в обществе создают о человеке положительное впечатление. Знание элементарных правил поведения в общественных местах часто позволяет избежать неловких и даже конфликтных ситуаций.

Считается хорошим тоном если человек вежливо и уважительно разговаривает с людьми старшего возраста, защищает маленьких и беспомощных, не оскорбляет и не обижает других. В обществе не следует шуметь и мешать взрослым, перебивая их. Ни в коем случае нельзя намерено портить чужое имущество (в том числе и общественное), и тем более присваивать себе чужие вещи.

Важно соблюдать комендантский час. Школьникам запрещено находится без сопровождения взрослых в общественных местах и на улице вечером после 22.00

Памятка для школьников

Школьники обязаны:

  • Соблюдать порядок на улице, во дворах, в парках, учреждениях культуры, театрах, кинотеатрах, домах культура, клубах, на катках, стадионах, спортплощадках, в городском и междугороднем транспорте и других общественных местах.
  • Уважительно относиться к старшим, быть вежливыми в общении с ними.
  • Бережно относиться к чужому имуществу.
  • Препятствовать недостойным поступкам товарищей.

Школьникам запрещается:

  • участвовать в уличных шествиях, нарушающих общественный порядок;
  • мусорить и плевать на улицах, в подъездах;
  • распивать спиртные напитки, играть в азартные игры, сквернословить;
  • собираться в группы на крышах домов, в подъездах и в подвалах;
  • портить уличные насаждения, клумбы, газоны, стены домов, двери подъездов;
  • кататься на коньках, роликовых коньках, санках, лыжах на проезжей части;
  • купаться в прудах, реках, озерах вне специально оборудованных для купания мест;
  • ездить на крышах и подножках автобусов, троллейбусов, трамваев, поездов и электричек;
  • детям младше 16-ти лет запрещено кататься на велосипеде по проезжей части;
  • класть на железнодорожные рельсы какие-либо предметы.

Правила поведения в школе и в учебном классе: инструктаж для учеников и дежурных

На уроке ученики получают знания. И стоит понимать, что каждая тема рассчитана на определенное число часов. А если пропустить одну деталь, то цепочка разорвется. Ученикам же будет сложно потом «наверстать упущенное». Поэтому учащиеся должны изменить свое отношение и соблюдать правила поведения в школе, что касаются конкретно времени урока. Это время нужно не учителю, он уже достаточно знает.

  • В класс следует заходить за 5 минут до начала урока
  • Будьте на своем назначенном месте, готовы к работе, когда зазвонит школьный звонок
  • При себе следует иметь все необходимое для урока. Приносите бумагу, карандаши, книги и все необходимые принадлежности каждый день. Если есть возможность, то некоторые вещи можно оставить в личном шкафчике.
  • Все ученики должны встать и поприветствовать учителя, когда он/она входит в класс или покидает его
  • За партой следует сидеть ровно. Руки должны лежать на парте, ноги должны быть под партой
  • Работайте усердно и позволяйте другим делать то же самое! Не разговаривайте во время урока и не забудьте отключить мобильный телефон или другой прибор!
  • Следуйте инструкциям учителя. Если он просит дневник, ученик обязан его предоставить
  • Все задания должны быть выполнены вовремя, по указанию педагога выходите к доске или положите на стол тетрадь
  • Грубые жесты, жестокие насмешки или унижения запрещены! Причем не только во время урока, но и на территории школы
  • Никому не разрешается есть или пить в классе!
  • Прежде чем покинуть класс во время уроков, следует получить разрешение учителя. А для обращения к нему поднимите руку, но не вскакивай с места
  • Все ученики должны покинуть класс во время перемены
  • Все вентиляторы/кондиционер и освещение должны быть выключены при выходе из класса
  • Держите классную комнату аккуратной, чистой и хорошо оформленной. Это касается не только дежурных, но и каждого ученика. Ведь чистота начинается из каждого из изнутри!

Правила и обязанности дежурных по классу

Требования к одежде школьников

Школьная одежда должна быть эстетичной и удобной. Форма не должна выражать признаков различия между детьми или вызывать у ребенка дискомфорт при ношении.

Органы образовательного учреждения вместе с родительским комитетом определяют:

  • вид парадной, спортивной и повседневной одежды обучающихся;
  • цвет и фасон школьной формы.

Стиль формы должен быть деловым

Важно, чтобы вещи соответствовали гигиеническим требованиям и погодным условиям

Школьная одежда может иметь следующие отличительные признаки:

  • знак образовательной организации,
  • номер класса ученика,
  • эмблему, значок или нашивку,
  • галстук.

***

Таким образом, образовательные организации могут сами принимать локальные акты, регламентирующие правила поведения обучающихся в школе. Правила разрабатываются руководством учебного учреждения с учетом пожеланий школьников и их родителей.

***

Больше полезной информации по теме ― в рубриках «Правила поведения» и «Образование».

Правила поведения в общественных местах для школьников

Правильные поступки в обществе создают о человеке положительное впечатление. Знание элементарных правил поведения в общественных местах часто позволяет избежать неловких и даже конфликтных ситуаций.

Считается хорошим тоном если человек вежливо и уважительно разговаривает с людьми старшего возраста, защищает маленьких и беспомощных, не оскорбляет и не обижает других. В обществе не следует шуметь и мешать взрослым, перебивая их. Ни в коем случае нельзя намерено портить чужое имущество (в том числе и общественное), и тем более присваивать себе чужие вещи.

Важно соблюдать комендантский час. Школьникам запрещено находится без сопровождения взрослых в общественных местах и на улице вечером после 22.00

Памятка для школьников

Школьники обязаны:

  • Соблюдать порядок на улице, во дворах, в парках, учреждениях культуры, театрах, кинотеатрах, домах культура, клубах, на катках, стадионах, спортплощадках, в городском и междугороднем транспорте и других общественных местах.
  • Уважительно относиться к старшим, быть вежливыми в общении с ними.
  • Бережно относиться к чужому имуществу.
  • Препятствовать недостойным поступкам товарищей.

Школьникам запрещается:

  • участвовать в уличных шествиях, нарушающих общественный порядок;
  • мусорить и плевать на улицах, в подъездах;
  • распивать спиртные напитки, играть в азартные игры, сквернословить;
  • собираться в группы на крышах домов, в подъездах и в подвалах;
  • портить уличные насаждения, клумбы, газоны, стены домов, двери подъездов;
  • кататься на коньках, роликовых коньках, санках, лыжах на проезжей части;
  • купаться в прудах, реках, озерах вне специально оборудованных для купания мест;
  • ездить на крышах и подножках автобусов, троллейбусов, трамваев, поездов и электричек;
  • детям младше 16-ти лет запрещено кататься на велосипеде по проезжей части;
  • класть на железнодорожные рельсы какие-либо предметы.

Правила поведения в школе: как правильно выглядеть школьнику — внешний вид и раздевалка

Правила поведения в школе, касающиеся внешнего вида: 

  • Школьная форма очень важна — это не просто прихоть директора школы. Это способ, которым ученики идентифицируют себя как школьное сообщество. Она способствует сильной, сплоченной школьной идентичности, которая поддерживает высокие стандарты и ожидания во всех сферах школьной жизни. В каждой школе могут быть свои требования к школьной форме. Но она обязана всегда быть, как первый шаг к самодисциплине и пониманию, где ученик пребывает!

    • При этом все ученики должны носить предписанную/установленную школьную форму, и никакие изменения в форме не допускаются
    • Все школьники должны быть в школьной форме во всех школьных мероприятиях/программах, когда они приходят в школу
  • Если же в школе отсутствует специальная школьная форма, то обязательным правилом является соблюдение общих требований по внешнему виду. Девочки должны носить светлые блузки или водолазки с темными/серыми/синими юбками или брюками. Также можно одевать темный/серый/синий пиджак поверх светлой блузы. Мальчики могут одевать темные брюки, темный пиджак или жилет и светлую рубашку. Галстук не обязателен, но приветствуется, бабочка подходит больше для мероприятий.
  • Одежда учеников обязательно должна быть чистой, наглаженной и опрятной
  • Волосы должны быть всегда аккуратными

Регламент внешнего вида

В некоторых школах могут обобщить правила, что касаются внешнего вида:

  • Запрещается укладка причудливых волос, ирокезов или бритой под ноль головы
  • Не допускается окрашивание волос в яркие, неестественные цвета
  • Волосы девушки должны быть выше основания воротника или аккуратно подвязаны
  • Челка должна быть аккуратной и выше бровей
  • Все используемые ленты, резинки и заколки для волос должны быть черными и неброскими
  • Волосы у мальчиков должны быть короткими
  • Школа не позволяет носить украшения (например, кольца и ожерелья). Однако ношение девушками маленьких гвоздиков в ушах может быть разрешено
  • Пирсинг для лица и языка не приемлем по соображениям здоровья и безопасности
  • Очки должны быть в простой оправе и без тонировки, если это не рекомендовано врачом

Обратите внимание

Правила поведения в раздевалке в школе следующие: 

Ученик обязан иметь в школе сменную обувь. Причем должен переобуваться сразу же, в раздевалке

Поэтому так важно не опаздывать и не приходить строго по звонку
На одежде должна быть петелька. Шапку, шарф и перчатки необходимо прятать в рукав/карман
В идеале каждый класс должен иметь свою вешалку, обувь складывать в мешок или ставить на специальную полочку
Никогда не оставляйте в раздевалке ценные вещи по типу мобильных телефонов или денег
Будь внимателен к чужим вещам! Если видишь упавшее пальто или шапку — подними 

Никоим образом нельзя играть, драться или бегать в раздевалке!
Никогда не бери чужие вещи!

В раздевалке

В школьной столовой

В школьной столовой есть свой этикет

Как и в других местах, в столовой важно здороваться с её работниками, учителями и другими взрослыми, которые посещают столовую. Перед едой нужно тщательно мыть руки и вытирать их полотенцем

Других детей, которые посещают столовую, нельзя толкать, также нельзя мешать их приёму пищи.

В столовой нужно вести себя спокойно и интеллигентно, особенно, если приходится стоять в очереди в буфет. Нужно соблюдать эту очередь и делать заказ в отведенном очередью порядке.

Покидая столовую, нужно обязательно поблагодарить и попрощаться с работниками столовой.

Причины плохого поведения в школе

Австрийский педагог и психолог Рудольф Дрейкурс (Rudolf Dreikurs) всю жизнь изучал деструктивное поведение детей. Он верил, что его можно корректировать без чередования наказаний и вознаграждений. В своих работах он выделил четыре «ошибочные цели плохого поведения ребёнка»:

  1. Ребёнок требует к себе внимания. Когда «хороших» методов оказывается недостаточно, он начинает отвлекать учеников на уроке, прерывать учителя и просто дурачиться. 

‍Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда».

  1. Школьник хочет добиться уважения сверстников и старших, но не знает, как это сделать. Поэтому конфликтует с учителями и всячески воюет со школьными правилами. Обычно таким образом ребёнок стремится обезопасить себя: нападает первым, потому что боится стать жертвой.

‍Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда».

<<Форма демодоступа>>

  1. У ребёнка накопились обиды на одноклассников, учителей или родителей, и он хочет отомстить. Зачастую гнев выплёскивается на взрослых или более слабых учеников.

Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда».

  1. Ребёнок, отчаявшийся достичь успеха, сдаётся. Он становится безразличным и беспомощным, не реагирует на просьбы учителя и может весь урок заниматься своими делами. Далеко не всегда такое поведение вызвано скукой — чаще всего ученик просто не верит в свои силы.

‍Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда».

У плохого поведения могут быть и другие причины. Например, дурное влияние одноклассников, стресс из-за смены школы, учителя или проблем в семье. А, может быть, ребёнку просто неинтересно учиться, вот он и безобразничает. 

<<Форма с консультацией>>

Перед школой

В школе ученики должны хорошо себя проявлять и быть собранными, поэтому перед тем, как отправляться в школу, ученику стоит проверять свою готовность: сделал ли он домашнее задание, которое было задано на прошлом уроке? Взял ли он с собой все необходимые книги, учебники и другие предметы, которые могут потребоваться на занятии?

Очень важно собирать всё в рюкзак и складывать аккуратно, потому что если не делать этого, то много времени будет тратиться только на то, чтобы найти нужную вещь. Отдельно стоит проверить, взята ли сменная обувь? Если её забыть, то проверяющий сменную обувь может отправить обратно домой, потому что посещение школы в уличной обуви недопустимо

Отдельно стоит проверить, взята ли сменная обувь? Если её забыть, то проверяющий сменную обувь может отправить обратно домой, потому что посещение школы в уличной обуви недопустимо.

Что надо знать об этикете для детей

Заботливым родителям наверняка захочется узнать, когда начинать обучение этикету и существует ли детский этикет? Педагоги говорят, что большинство малышей усваивают нормы поведения за столом уже в возрасте 1,5 — 2 года, хотя основы закладываются с рождения. Ведь именно в раннем детстве идет активное освоение окружающего мира, и дети, как губки, быстро впитывают все новое и полезное. Кроме того, в основе этикета лежат необходимые культурно-гигиенические навыки, например, мытье рук перед едой, пользование салфеткой, правильное использование столовых приборов во время приема пищи только за столом. Такие действия, которым ребенка учат с рождения, закладывают навыки правильного поведения за столом в дальнейшем. Однако не лишне напомнить родителям базовые нормы этикета за столом для детей и основные приемы их формирования:

Необходимая подготовка к приему пищи. Для дошколят должны стать нормой: чистые руки, салфетка на груди (у малышей) или на коленях и перед собой (у дошколят), посещение туалета перед едой, аккуратно заправленная одежда.

Правильная посадка за столом

Ребёнок должен понимать, почему так важно красиво сидеть за столом: не разваливаться и не раскачиваться на стуле, сидеть прямо, не облокачиваясь на стол, не расставляя локти. Именно так можно аккуратно и умело пользоваться столовыми приборами. А правильная осанка вызывает у окружающих одобрение и восхищение

Иногда бывает трудно добиться правильной осанки за столом. Некоторые специалисты советуют попробовать такой прием: подмышки ребенку подложить книжки и придерживать их во время еды. Такое упражнение поможет дошколенку сформировать умение прямо сидеть за столом

А правильная осанка вызывает у окружающих одобрение и восхищение. Иногда бывает трудно добиться правильной осанки за столом. Некоторые специалисты советуют попробовать такой прием: подмышки ребенку подложить книжки и придерживать их во время еды. Такое упражнение поможет дошколенку сформировать умение прямо сидеть за столом.

Сервировка стола для каждого возрастного периода. Для совсем маленьких детишек стол излишне не перегружают столовыми приборами, так как это отвлекает кроху от принятия пищи и побуждает играть лишними предметами

А вот для дошколенка важно сервировать стол так же, как и для взрослых: салфетки, хлебница, разного размера тарелки, ложка, вилка, нож. Не надо волноваться, что ребенок может пораниться столовыми приборами

Во-первых, нужно приобрести детские наборы столовой посуды, которая практически безопасна для малышей. Во-вторых, обучать пользоваться ножом и вилкой нужно постепенно, под присмотром взрослых. В-третьих, прием пищи за правильно сервированным столом как можно чаще организовывать в семейном кругу, чтобы дать возможность крохе поучиться у близких. Тогда это станет нормой для малышей.

Правильное поведение взрослых и детей за столом. Во время еды не надо разговаривать на отвлеченные темы, постоянно одергивать малыша, если он делает что-то неправильно. Это отвлекает маленького ребенка от правильного пользования столовыми приборами, аккуратной еды. Но и молчание за столом тоже противоестественно. Поэтому негромкое одобрение малыша за красивые манеры, похвала хозяйке за вкусное блюдо, короткое замечание спокойным тоном по поводу неправильного действия будут вполне уместны. Манеры взрослого за столом должны стать примером для ребенка.

Общепринятые нормы этикета. Ребенок должен с младенчества понимать, что чавкать, громко смеяться, тянуться за едой через весь стол, копаться в общем блюде, убегать из-за стола, забывая благодарить за обед — неприемлемо. Все это вызывает неодобрение окружающих и негативное отношение к самому ребенку. Близкие в семье должны объяснять это дошколятам при любой возможности и порицать за такое поведение. Невозможно привить этикет, если в семье он не соблюдается!

Что не следует делать на онлайн-занятиях

Соблюдая эти общепринятые нормы, ваш ребёнок сможет эффективно проводить время на онлайн-занятиях и не мешать учиться другим детям. Объясните ребёнку, что их выполнение столь же обязательно, как соблюдение правил хорошего тона в обществе:

  • Запрещается использовать бранные слова и выражения. Намеренное искажение матерных слов не делает их цензурными и не освобождает от ответственности.
  • Нельзя оскорблять других. Категорически запрещается позволять себе высказывания, оскорбляющие честь и достоинство людей (в том числе по расовому, национальному и религиозному признаку).  
  • Запрещено вступать в ссоры. Оскорбления и хамство в адрес учителя, модератора и других учеников недопустимы. Объясните ребёнку, что в случае возникновения конфликта наказаны будут все участники. Поэтому неадекватное поведение в чате лучше игнорировать и не отвлекаться от урока. Вскоре модератор удалит недопустимые сообщения. В «Экстернате Фоксфорда» все конфликты решаются вне урока при помощи наставника или обращения на электронную почту школы.
  • Не стоит выбирать нечитаемые псевдонимы — написанные транслитом, состоящие из чисел, символов, а также содержащие оскорбления и нецензурные слова. Ребёнок должен понимать, что псевдонимы уместны для непринуждённого общения в Сети, а в школе лучше использовать настоящие имя и фамилию. Преподаватель имеет право не отвечать на вопрос пользователя, скрывающего своё имя.
  • Нельзя общаться на посторонние темы. Во время онлайн-урока запрещено писать сообщения, не относящиеся к теме занятия. Отправка бессмысленных сообщений или многократное повторение одной и той же реплики считаются флудом и приводят к блокировке чата для нарушителя. 


Правила поведения на онлайн-уроках в «Экстернате Фоксфорда»‍

Нормы поведения на онлайн-уроках в целом не отличаются от этикета, принятого в обычных школах. Нужно быть тактичными и вежливыми, уважать себя и других людей, не оскорблять собеседников, общаться грамотно и по делу. Соблюдение этих несложных правил позволит школьникам лучше усваивать материал уроков и делает процесс дистанционного обучения эффективнее.

Общие правила поведения

1. Учащийся приходит в школу за 15 минут до начала занятий; чистый, опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место с предупреждением на урок и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку

2. Ученик обязан выполнять домашнее задание в сроки, установленные школьной программой

3. По первому требованию учителя следует предъявлять дневник

4. Ежедневно вести запись домашнего задания в дневнике

5. Приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, письменные принадлежности

6. Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные напитки. сигареты, наркотики, другие одурманивающие средства и яды

7. Курение на территории школы запрещено

8. Не разрешается жевать жевательную резинку, пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках

9. Запрещается употреблять непристойные выражения и жесты

10. Учащиеся школы должны уважать достоинство обучающихся и работников школы.

11. Физическая конфронтация, запугивание и издевательства, попытки унижения личное дискриминация по национальному или расовому признаку являются недопустимым формами поведения. Школа категорически осуждает подобное поведение.

12. Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории школы. В случае причинения ущерба имуществу школы родители (законные представители) обязаны возместить его.

13. Все учащиеся принимают участия в мероприятиях по благоустройству школы и школьной территории, в меру своих физических возможностей.

14. Учащимся следует уважать право собственности. Книги, куртки и прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам.

15. К учащимся, присвоившим чужие вещи, могут приниматься дисциплинарные меры, вплоть до уголовного наказания.

16. Учащимся, нашедшим потерянные или забытые, по их мнению, вещи, предлагается сдать их дежурному администратору или учителю.

17. Нельзя без разрешения педагогов или медицинской сестры уходить из школы в урочное время. Выйти из школы можно, предъявив записку от учителя или медицинского работника дежурному охраннику.

18. В случае пропуска занятий, учащийся должен предъявить классному руководителю справку или записку от родителей (лиц их замещающих) о причине отсутствия на занятиях.

Важно помнить

В школе существуют и общие правила этикета для детей школьного возраста, которые важно соблюдать. К таким правилам относится приход учеников в школу без опозданий, за 5-10 минут до начала урока

Аналогичное правило нужно соблюдать и перед началом урока: приходить за 5-10 минут до него, и ожидать у класса.

При опоздании, нужно постучаться в класс и попросить у учителя разрешения на то, чтобы войти и присоединиться к занятию.

Ученики всегда должны уважать чужой труд, поэтому мусорить в школе запрещается. Все бумажки и иной мусор нужно бросать в специально отведенную корзину.

Мальчики должны уважать девочек и пропускать их вперёд, уступать им места. Все дети должны уважать взрослых и, если в дверях встретился учитель или взрослый, нужно дать ему пройти первым.

Если школьник заболел, то после возвращения в школу он должен принести классному руководителю записку от родителя (законного представителя) о причинах отсутствия (если он отсутствовал до трёх дней). При пропуске занятий более трёх дней, ученик должен принести классному руководителю справку от врача, свидетельствующую о болезни и её лечении.

Общие правила формирования у детей культуры поведения

Для того, чтобы обучение детей надлежащему поведению шло эффективнее и хорошие манеры усваивались ребенком легче, достаточно придерживаться простых правил:

Залог успеха в воспитании детей – последовательность. Если ребенок привык соблюдать правила поведения, будучи исключительно в гостях или на улице, а находясь дома, он предоставлен сам себе, не стоит удивляться тому, что результат такого «воспитания» будет нулевым. Отсутствие четких установок и правил не позволит ребенку воспринимать слова родителей и в дальнейшем – эффективно контролировать свое поведение, руководствуясь определенными стандартами. Ни в коем случае нельзя устанавливать правила «на ходу», внезапно отменяя или разрешая что-либо. Не нужно устанавливать правила в виде категорических приказов или запретов. Забавные стишки и прибаутки не только легче усвоятся детьми, но и не будут вызывать желание поступать от противного или назло. Правила хорошего тона должны устанавливаться и поддерживаться обоими родителями; в случае, если между супругами намечаются разногласия, решать вопросы нужно путем поиска компромиссов. Но ни в коем случае нельзя делать это при ребенке. В том случае если родителями будут предъявляться неодинаковые требования, ребенок просто-напросто не поймет, чьим правилам нужно следовать.
Ребенок должен четко понимать, за что он получил то или иное поощрение, или за что он был наказан. Это позволит ему в дальнейшем формировать причинно-следственные связи между каждым своим поступком и его последствиями, принимать осознанные решения и нести за них ответственность. Нужно добиваться того, чтобы ребенок с первого раза реагировал на замечания и выполнял просьбы, адресованные ему родителями

Но в то же время важно, чтобы он понимал их смысл. Отдельно рекомендуется обсудить правила поведения детей в общении с родителями: дистанцию в общении, допустимые рамки и т.д

Что бы родители ни говорили ребенку, и какими бы существенными не были наказания или поощрения, не стоит забывать о том, что главным ориентиром для него всегда было, есть и будет их собственное поведение. Нужно ли говорить о том, что в семьях, где нет взаимного уважения, а элементарные правила вежливости не соблюдаются родителями, вряд ли есть смысл требовать это от детей?
На начальных этапах ребенку будет тяжело усваивать слишком сложные правила поведения. Поэтому передавать ему информацию нужно постепенно, «порционно». Например, приучая ребенка к столовому этикету, не стоит сразу рассказывать ему, для чего нужны разнообразные вилки, ножи и т.д. Достаточно объяснить ему базовые правила поведения: не разговаривать во время еды, сидеть за столом прямо, не класть локти на стол и т.д. Отдельно для детей следует объяснить правила поведения в нестандартной или опасной ситуации, требующей от ребенка немедленно принятия решения. Обыграйте с ребенком ситуации, возникающие на улице (например, это может быть разговор с незнакомцем, оказание помощи постороннему человеку и т.д.), обсудите то, как ребенок будет вести себя при этом.

Требуя от детей соблюдения правил, не стоит забывать о том, что хотя они и упорядочивают жизнь, они во многом ограничивают

Поэтому очень важно приучать его к самостоятельности, открывая по мере взросления возможность выбора

Когда и как начинать учить правила этикета в школе?

Дети очень быстро воспринимают новую информацию и все, что их окружает. Они берут пример с родителей, копируя их действия и поведение. Поэтому на вопрос «как научить ребенка этикету?» ответ один: соблюдать его самим. Видя хороший пример каждый день, сын или дочь будут подражать, приучаясь правильному поведению. Чем раньше ребенок усвоит этот перечень правил и навыков – тем в будущем будет чувствовать себя свободнее и увереннее в любом обществе.

Правила этикета востребованы во многих сферах: в общественных местах и дома, в гостях, театре и кафе, также на работе и, конечно, в школе. Запомнить их будет проще, если приучать к ним ребенка в раннем возрасте. Это поможет быстрее адаптироваться в обществе, чувствовать себя уверенно, повысить самооценку и сформироваться как личность. Поможет избегать конфликтов и казусов, неловких моментов.

Примерно с 5 лет можно начинать сознательное обучение ребенка этикету как таковому, но не нужно превращать это в урок или лекцию.

В этом возрасте усвоение информации происходит через тематические игры, активность, образы. Но не ждите, что уже через неделю такого обучения малыш все поймет и пойдет в 1-й класс идеальным и образцовым ребенком. Это многолетний процесс воспитания и родительских наставлений.

И все же родители или учителя должны брать на себя эту ответственность? Скорее, это соработничество. Одним из важнейших этапов познания всех правил, является школьное обучение. Помимо школьной теории, знаний в математике и литературе учителя должны объяснять и показывать «нормы поведения»

Школьное воспитание так же важно, как и дома в семье. Ведь школа становится еще одним домом, где школьники должны научиться важным правилам поведения в обществе

Учителя становятся вторыми родителями, с которых дети тоже берут пример. И вне уютных домашних стен именно школа должна прививать с раннего возраста многие правила и порядки, которыми ребенок будет следовать всю жизнь.

Правила поведения ученика в школе во время перемены:

  • нельзя покидать класс, пока учитель не даст такое разрешение;
  • по коридорам, классу и лестницам нельзя бегать, так как это не только проявление невоспитанности, но и травмоопасно;
  • нельзя садиться на подоконники – даже в тех случаях, если окна плотно закрыты;
  • не допускается бросание каких-либо предметов в педагогов и других учеников;
  • нельзя хлопать дверьми, съезжать по перилам;
  • запрещено использовать нецензурные слова и неприличные жесты.

Следует помнить, что перемены существуют для того, чтобы отдохнуть, поесть, справить нужду, посетить библиотеку или позвонить родным по телефону (если это разрешено школьным уставом).

Правила этикета по телефону для детей

С раннего возраста очень важно привить ребенку правильную культуру общения по телефону. Вот основные правила и рекомендации, которые помогут вашему ребенку быть воспитанным во время общения по телефону:

Вот основные правила и рекомендации, которые помогут вашему ребенку быть воспитанным во время общения по телефону:

  • Обязательно начинайте телефонный разговор с вежливого приветствия:«Здравствуйте!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», если общаетесь с другом, то можете начать со слов: «Привет!»,«Здравствуй!»;
  • Телефонный разговор должен быть кратким и лаконичным, все детали можно обсудить при личной встрече.
  • После ответа собеседника, спросите: «Удобно вам (тебе) сейчас разговаривать?», если неудобное время для беседы, попросите вам позвонить позже.
  • Не нужно беспокоить по телефону людей до 8-00 и после 21-00, если это не форс-мажорная ситуация, требующая немедленного решения.
  • Интонация во время разговора максимально приветливая, доброжелательная, не нужно повышать голос или угрожать собеседнику.
  • Плотно держите телефон в руках, чтобы собеседник вас слышал хорошо, четко произносите свои слова и не отвлекайтесь параллельно на беседу с третьим человеком, это неуважительно.
  • Постарайтесь продумать разговор заранее и задать все вопросы человеку за один телефонный звонок, беспокоить человека несколько раз не тактично.
  • Если по телефону вам ответил не тот человек, то поздоровайтесь с ним и вежливо попросите позвать к телефону вашего товарища, если он дома.
  • Во время телефонного разговора не перебивайте собеседника, выслушайте его внимательно, только затем задавайте вопросы.
  • В завершении разговора вежливо попрощайтесь «Всего доброго, До свидания!», «Всего хорошего, до встречи!»

Каждый ребенок должен соблюдать приведенные выше правила и осваивать правила этикета в школе, во время общения с незнакомыми людьми, другими детьми и родными с раннего детства.

Как вести себя на онлайн-уроке

Объясните эти правила ребёнку, и тогда занятия на дистанционке будут приносить ему радость и пользу:

Нужно быть вежливым. Перед началом урока нужно здороваться, а в конце — прощаться с одноклассниками и преподавателями. Если ребёнок опоздал к началу занятия или вынужден покинуть чат раньше, стоит сделать это молча, не отвлекая преподавателя и других ребят. 
‍Нужно проявлять активность. Во время урока можно и нужно задавать вопросы по теме, уточнять информацию и отвечать, если учитель спрашивает. Но если ученик что-то не расслышал, не стоит тратить время на переспрашивания. Объясните ребёнку, как делать видеозапись занятия, чтобы потом пересмотреть непонятные моменты. В «Домашней школе Фоксфорда» запись ведётся автоматически и становится доступна сразу по окончании урока.   

Нужно уважать других. Перед началом урока и во время перерывов школьники вольны общаться на любые темы (при этом им следует помнить, что учитель тоже может читать чат). Но с появлением в кадре преподавателя все разговоры следует немедленно прекратить.

Писать нужно грамотно

Нормы орфографии и пунктуации следует соблюдать всегда, неважно, находится ребёнок на уроке литературы или физики. В сообщениях не рекомендуется пользоваться клавишей Caps Lock

Текст в верхнем регистре воспринимается как крик, а кричать на занятиях не следует. То же относится и к эмодзи — переизбыток «графического мусора» затрудняет понимание.

<<Форма демодоступа>>

Этикет за столом для детей и школьников: правила

Учить ребенка тому, как следует вести себя за столом стоит начинать с самого раннего возраста. Будучи еще совсем крохой, ребенок должен понимать, что принимать пищу следует в строго отведенном месте — в столовой, на кухне.

К правилам этикета за столом, которым следует обучить еще совсем малышей, также можно отнести следующие:

  • Для приема пищи следует использовать специальные столовые приборы, еду следует накладывать в тарелки
  • Во время еды, по мере необходимости, следует пользоваться салфеткой

В дальнейшем, по мере взросления, ребенок должен запомнить следующие правила этикета за столом:

  • Усаживаться за стол и начинать кушать следует вместе со всеми
  • В начале трапезы следует пожелать всем присутствующим за столом приятного аппетита
  • Употреблять пищу следует молча, запрещается баловаться за столом
  • Кушать следует с закрытым ртом
  • За столом запрещается чавкать, громко хрустеть, доставать пальцами застрявшую в зубах пищу
  • Большие кусочки пищи следует делить, используя столовые приборы, на более мелкие — не стоит набивать едой полный рот
  • Запрещается облизывать тарелку, даже если было очень вкусно
  • Запрещается класть локти на стол
  • Если желаемое блюдо расположено поодаль от ребенка, то ему следует попросить, чтобы блюдо ему передали — запрещается тянуться через весь стол
  • В конце трапезы следует сказать «Спасибо!»

Коврик со схемой поможет детям быстрее разобраться с сервировкой стола и не запутаться в столовых приборах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector