Ребенок не говорит в 2-3 года

Обучающие методики

Научить ребёнка хорошо говорить помогут уроки, которые родителя должны проводить ежедневно:

Игры с картинками. Выберите несколько красочных иллюстраций и каждый день показывайте их малышу. Указывайте на объекты, которые изображены на картинках, и четко произносите их названия («это – кошка», «это – домик»). Потом просите повторить слова или спрашивайте «что это?», показывая на картинку. Но не настаивайте на непременном ответе – излишний нажим на ребенка может обернуться отказом от общения.
Кукольные спектакли. Используя пальчиковых кукол, подготовьте короткие инсценировки с понятными для малыша словами. Следите, чтобы при показах текст был одинаковым. Иногда «забывайте» слова, чтобы вызвать у малыша желание подсказать.
Использование стихов, песен, потешек. Выучите или читайте крохе простые веселые стихи, лучше всего такие, где предусмотрен диалог. Задача – спровоцировать малыша отвечать или вставлять «забытые» слова

Больше читайте и пойте песенки – крохе важно слушать речь с правильным произношением слов.

Как научить ребенка говорить?

Вы можете помочь ребенку научиться говорить. Разговаривайте обо всем, что делаете вместе: о еде, смене подгузников и переодевании, о купании, сне, играх и т.д. («Пора идти купаться. Давай возьмем полотенце и наполним ванну водой. Вот твоя желтая уточка».)

Называйте все предметы, которые окружают ребенка, по наименованиям («Это твоя кроватка, бутылочка, одеяльце, мячик, собака, дедушка и т.д.).

Как помочь ребенку научиться говорить?

1.

Чтобы научить ребенка говорить во время разговора всегда смотрите ему в глаза (он поймет значение слов благодаря вашему выражению лица).

2.

Повторяйте его лепет (Когда младенец говорит: «Ба-ба», повторите: «Ба-ба, бутылочка». Если он скажет: «Ла-ла», ответьте ему: «Лампа». Когда в его бормотании слышится: «Ма-ма», скажите: «Ма-ма здесь, ма-ма тебя любит». Показывайте связь между звуками и внятными словами.)

3.

Вместе смотритесь в зеркало и называйте части тела (глаза, нос, рот, уши, волосы, подбородок, руки, ноги, живот).

4.

Беседуйте о картинках в книгах, на обоях, на семейных фотографиях и читайте вслух детские рассказы и стихи. (Ребенок в возрасте 4-6 месяцев может сидеть у вас на коленях, пока вы ему читаете. Маленькие дети любят слушать одну и ту же сказку по несколько раз и со временем начинают узнавать знакомые слова. Они запоминают звуковые и ритмические особенности родного языка, новые выражения, их смысл и ощущают себя частью повествовательного процесса.)

5.

Обсуждайте увиденное на экране телевизора. «Девочка танцует. У нее красное платье. Она подняла руки вверх. Послушай, какая музыка».

6.

Включайте музыку и подпевайте. Не старайтесь в точности следовать словам и мелодии. В глазах вашего ребенка вы являетесь великолепной певицей, и ваш голос вызывает у него улыбку. Повторяйте припев, и ребенок быстро выучит эти слова.

7.

Дарите малышу объятия, поцелуи и хвалите его за каждую попытку произнести новое слово (Ура! Дима сказал: «Да-да». Какой большой мальчик!) Ребенок разговаривает на «детском языке», а вы, ваш супруг, родственники и няни должны говорить на хорошем, литературном русском.

8.

Не критикуйте и не смейтесь, если маленький человечек неверно произнес слово. Просто повторите его правильно, и у него появится желание попробовать еще раз.

Как правильно говорить с ребенком?

Когда дети учатся говорить, в вашей речи они обычно улавливают последнее слово.

Вы: «Давай поиграем в твой красный мячик». Он: «Мятик».

Вы: «Пора перекусить. Вот тебе квадратное печенье и квадратный кусочек сыра». Он: «Сыла».

Вы: «Или ты хочешь два печенья? Давай их посчитаем: один, два». Он: «Два».

Вы: «Возьми, сынок. Два кусочка желтого сыра на двух квадратных печеньях». Он: «Петенья».

Не заставляйте ребенка повторять свой вопрос несколько раз, даже если вы очень заняты. Он может превратиться в «нытика».

Рекомендации родителям о том, как правильно говорить с детьми

1.

Обоим родителям необходимо говорить с детьми, например за обедом: «Папа ест зеленую брокколи. Она похожа на маленькие деревья. И лягушка тоже зеленая, да, зеленая, как и папина брокколи».

2.

Старайтесь использовать в речи много описаний, говорить четко, правильно и понятно, и пусть ребенок за вами повторяет. Ежедневные «диалоги» помогут развить умственные и творческие способности и научат малыша быстро реагировать. Придерживайтесь принципа «свободы слова» и поощряйте детей, когда они задают вопросы.

3.

Общение в семье подготовит малыша к жизни в обществе, воодушевит его на будущие победы и наделит опытом. Дети с развитой речью более уверены в себе, чем те, кто испытывает трудности при разговоре.

4.

В домах, где работают иностранцы, няням, родителям, бабушкам и дедушкам приходится делать дополнительные усилия, чтобы дети не путались в языках. Они, как губки, способны впитывать разные культуры, но, используя иностранные слова, неправильно строят предложения

Обращайте внимание на ошибки и исправляйте их, так вы поможете ребенку избежать лишних проблем в школе и при общении с друзьями

5.

Если вам нужно, чтобы ребенок какое-то время сидел спокойно, отвлеките его разговорами, а сами завершите необходимые процедуры.

Что такое ЗПРР

Задержка психического речевого развития ребенка — это заболевание, при котором он отстает в своем психоэмоциональном развитии от возрастных норм. Характеризуется дисфункцией речи, поведенческими нарушениями, эмоциональными расстройствами — ригидностью или лабильностью. У некоторых деток отмечаются и двигательные дисфункции.

Развивается на фоне заболеваний головного мозга или центральной нервной системы. С одной стороны, особый неврологический статус может стать причиной задержки развития психики и речи, с другой же сама патология негативно влияет на психическое развитие.

Что делать, если ребенок не понимает речь?

На этапе коррекции «ДО» третичной коры (то есть при слуховой речевой агнозии) идеально помогает Томатис. Это видно и на практике (поразительно улучшается понимание речи у детей, которые даже на имя не откликались), и по исследованию вызванных потенциалов. Конечно, слуховую стимуляцию необходимо сочетать с логопедическими занятиями, но и без них скачок в восприятии речи происходит всегда огромный.

А на уровне третичной коры (когда слуховой речевой гнозис хорошо сформирован) для развития языка, усвоения многозначности слов, устранения аграмматизмов необходима помощь логопеда. И занятия нужно проходить регулярно и на протяжении длительного времени.

Кстати, мне ближе понимание речевых дефицитов не дискретное (есть речь-нет речи, отсюда и термин «алалия», то есть отсутствие речи), а континуальное, ведь даже после запуска речи ребенок продолжает овладевать системой языка (поэтому я очень люблю термин «дисфазия развития»).

Ребенок не говорит? Не понимает речь? Запишитесь на консультацию по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Причины лунатизма у детей

Как проявляется лунатизм у детей? Механизмы сноговорения и снохождения похожи на механизмы появления ночных детских страхов. В первую половину ночи не происходит плавного перехода от глубокого сна к поверхностному, поэтому развивается возбуждение в двигательных центрах коры головного мозга, что и является причиной появление сомнамбулизма у детей. Также как и ночные детские страхи, явления снохождения и сноговорения «любят» появляться в периоды стрессов, недосыпания, усталости.

Лунатизм связан с наследственностью. Согласно статистическим данным, в 30–60 % случаев такие же расстройства сна имелись у родственников малыша. Обычно сомнамбулизм у детей не требует специфической терапии и исчезает к шестнадцатилетнему возрасту.

Но нужно помнить, что в некоторых случаях (очень редко) под якобы «доброкачественным» сомнамбулизмом могут скрываться ночные эпилептические приступы. И в этом случае необходимо серьезное и безотлагательное лечение.

По внешнему виду отличить лунатизм от эпилепсии сложно, но вполне возможно: снохождение длится 5–30 минут, а ночные эпиприступы — 20 секунд — 5 минут; снохождение обычно постепенно прекращается самостоятельно или при лечении седативными препаратами к 12 годам, а эпиприступы во сне «поддаются» только противоэпилептической терапии. В дифференцировке этих состояний также может помочь консультация невропатолога и ночная полисомнография (ночной ЭЭГ мониторинг).

Прогнозы и последствия: чего ждать?

Эффективность лечения зависит от многих факторов. Главные из них – возраст маленького пациента, степень выраженности задержки психического речевого развития ребенка и первичные заболевания.

К сожалению, при глубинных нарушениях или терапии, начатой у 5 – 6-летних деток, ждать больших результатов не приходится. Лишь в 0,2% случаев из 100% возможно, что он начнет говорить. Если же дитя не овладело речью в 7 лет, то уже не заговорит никогда.

Если же родители обратились за помощью, когда малышу исполнилось 2 – 3 годика, то есть все шансы на полное восстановление. В этом случае все зависит от степени недоразвитости, участия родителей и методик, которые применяются для лечения.

Если родители ждут, что дитя рано или поздно заговорит само, они только упускают время. Если это не индивидуальный темп развития конкретного малыша, а действительно проблема, она не пройдет сама

На фоне психической и речевой недоразвитости дети страдают плохой памятью и мышлением, искаженно воспринимают и перерабатывают информацию, не могут сосредотачивать внимание. В будущем это приводит к изменениям в личностном плане — ребенок становится раздражительным, закрытым, необщительным, у него появляется чувство собственной неполноценности

Ребенок до сих пор не говорит – почему так бывает и что делать

Есть множество причин, почему дети начинают разговаривать поздно. Например, в 4 года лексикон мальчика или девочки может быть очень скудным, а в 3 и вовсе ограничиваться несколькими понятными фразами. Унывать из-за этого не стоит – все люди имеют индивидуальные темпы развития, однако в такой ситуации стоит показать ребенка врачу.

Причиной такой молчанки могут быть разные заболевания – например, аутизм или дислалия (дефекты произношения некоторых звуков, из-за которых ребенок может стесняться говорить вообще). Но чаще всего причина кроется в особенностях физиологии, воспитания и личных качествах.

  • Если научить говорить крошку очень трудно – может быть, причина в том, что окружающие люди не разговаривают или попросту много молчат. Конечно же, откуда взяться речевым навыкам, если младшему члену семьи не от кого им научиться?
  • Решение очень простое – больше времени проводите в активном общении с маленьким, чаще обращайтесь к нему с просьбами и предложениями: «Понюхай цветочек», «Давай поиграем», «Идем кушать». Помогите ему запомнить больше слов, просматривая вместе с ним развивающие мультфильмы, читая вслух книги, играя в игры, в которых нужно произносить и повторять названия предметов, действий, описывать картинки.
  • По сути, если ребенок долго не пытается говорить предложениями – часто в этом виноваты сами родители или другие люди, которые занимаются воспитанием чада. Кстати, доктор Комаровский рекомендует начинать активные беседы с трех месяцев беременности!
  • Причины, почему ребенок запаздывает в речевых навыках, могут быть физиологические и наследственные. В таком случае, кроме выше перечисленных советов, очень помогают карточки Домана. Этот метод позволяет натренировать память, развить образное мышление, превратить обучение в интересную и увлекательную игру.
  • Благодаря методике американского врача-физиотерапевта Глена Домана пора, когда ребенок должен начать говорить, наступит гораздо раньше.
  • Как научить ребенка говорить в 2 года, если он просто молчун? Такое бывает очень часто, ведь даже многие взрослые люди больше склонны копить в себе информацию, не любят делится мыслями и впечатлениями. Как помочь ребенку с таким характером, не повредив его формирующейся личности?
  • Прежде всего, насколько это возможно, нужно обеспечить ему максимум общения. Это могут быть не только взрослые, но и сверстники. Очень полезны прогулки во дворе, на детской площадке, развивающие и обучающие массовые мероприятия. Многое зависит от окружения и атмосферы – не давайте маленькому человеку замыкаться в себе, но и не пытайтесь насильно приучить его к слишком шумным компаниям, давайте возможность взять паузу и сделать передышку.
  • Еще одна причина, почему здоровый и активный малыш не начинает говорить – это комплексы, неврозы, разные психологические сложности. Когда ваш отпрыск становится старше – ему очень важна поддержка и одобрение.

Чтобы этого не произошло, старшие должны запомнить для себя правила:

  1. Разговариваем в семье спокойно, не критикуем, не обвиняем.
  2. Учим и воспитываем ребенка терпеливо, с любовью, с уважением к маленькой личности.

Чтобы дети научились говорить вовремя и стали полноценными личностями, очень важно уделять им достаточно внимания, играть и читать вместе, больше времени проводи в семейном кругу, в доброжелательной атмосфере. И все же, во сколько лет дети начинают активно практиковать вербальное общение? Однозначного правила не существует. Но, приложив усилия, можно достигнуть успехов гораздо раньше

Но, приложив усилия, можно достигнуть успехов гораздо раньше.

Физическое развитие

После года ребенок растет не так быстро. Родители часто думают, что он отстает в развитии, потому что привыкли наблюдать заметный рост от месяца к месяцу. Но у каждого свой индивидуальный ритм, большое значение имеет не вес и рост в определенный момент, и изменение показателей в течение времени.

За второй год жизни вес увеличивается примерно на 2-3 кг, а рост на 5-8 см. В этом возрасте он еще кругленький, пухлый малыш. Проверять эти показатели следует 2-3 раза в год.

Новые навыки

В детском возрасте уровень развития двигательных навыков является показателем общего состояния здоровья, по активности движений судят о развитии других сторон личности, в частности психики.

Ребенок к 2 годам должен уметь:

  • подниматься и спускаться с лестницы, ставя две ноги на одну ступеньку;
  • бегает, сохраняя равновесия, падает редко;
  • умеет пятиться назад;
  • бьет ногой по мячу или бросает его рукой, но пока не может выбрать направление для броска;
  • спрыгивает со ступеньки в 30 см, сжав ноги;
  • поднимается и спускается на детской горке;
  • прыгает на одном месте.

Координация движений

Нормальное развитие двигательной активности осуществляется при помощи работы мышечной системы. Степень этого развития во многом зависит от родителей. Однако они забывают, что хорошие физические данные у детей обусловлены двигательной активностью, они должны быть ловкими, подвижными, выносливыми.

В этом возрасте для улучшения координации движения используются игровые упражнения с мячом, обручем, скакалкой. Правила должны быть простыми и понятными. Продолжительность занятия не более 10 минут.

Игры можно проводить во время прогулки, хорошо развивает равновесие ходьба по бордюрам, прыжки на батуте и даже качание на качелях.

Дома подойдут занятия с мячом, пусть ребенок попробует попасть им в цель, или дайте ему замок с ключом, чтобы он попытался его открыть.

Что делать, если ребенок все понимает, но не говорит?

В первую очередь родители должны обязательно обратить на это внимание. Не стоит расслабляться и ждать, пока чадо вступит в беседу самостоятельно

Задержка речи может повлечь за собой и другие проблемы включая отставание в психическом и интеллектуальном развитии.

Тот факт, что ребенок хорошо воспринимает речь окружающих и выполняет все просьбы, может притупить бдительность — слава богу, интеллектуально он достаточно развит! Однако если проблемы имеют место после достижения трехлетнего возраста, нужно обязательно принять меры.

К кому обратиться:

  • Начните со своего педиатра. Он направит вас к нужному специалисту.
  • Посетите невролога. Если причиной задержки речи являются нарушения, относящиеся к его компетенции, врач назначит подходящее лечение.
  • Не откладывайте визит к логопеду-дефектологу! Своевременно принятые меры и регулярные занятия помогут ребенку догнать ровесников и успешно подготовиться к будущему.

Функциональная дислалия

Если речевой аппарат в порядке, а проблемы со звуками есть, налицо функциональная дислалия.

Причины функциональной дислалии:

  • Неправильные образцы звучащей речи. Иногда родители (бабушки, тетушки, воспитатели) в
    буквальном смысле начинают сюсюкаться с ребенком повторяя их неправильное произношение, что
    закрепляется в памяти ребенка и в дальнейшем регулярно воспроизводится.
  • Часто бывает, когда хорошо говорящий ребенок начинает ходить в детский сад с менее развитыми в
    речевом плане детьми, тогда в его речи может наблюдаться регресс — пропадают усвоенные звуки, и
    даже целые слова и фразы. В некоторых случаях родители сами имеют дефекты речи, не могут
    правильно и четко произносить слова. В этом случае у детей также возникает сложность с
    закреплением правильного произношения;
  • У детей с ранним изучением иностранного языка фонетические особенности двух языков
    смешиваются, и ребенок в русских словах произносит звуки, свойственные другим языкам;
  • «Педагогическая запущенность», когда ребенка не поправляют, оставляют незамеченными ошибки в
    его речи

Для исправления нарушений, вызванных функциональной дислалией, ребенку необходимо как
можно чаще слышать правильную четкую речь. Если родители сами не говорят чисто, то у ребенка
должна быть соответствующая среда — другие взрослые, логопед. Хорошо в этом случае
прослушивать аудио сказки и стихи, записанные профессиональными актерами, дикцию которых
можно считать образцом. Более точную программу по исправлению речи сможет подобрать врач-
логопед.

Ребёнок с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не
звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями
взрослых.

Чем отличается слуховая речевая агнозия от сенсорной алалии?

Расскажу немного о развитии понимания речи в онтогенезе. В возрасте до 1 года приоритетное развитие происходит в височной области правого полушария. То есть у ребенка в первую очередь созревает способность целостно воспринимать неречевые (предметные) шумы (громкость, тональность, источник, мелодика, ритм, интонация). К неречевым шумам относятся и звуки, издаваемые животными

Это фундамент для последующего понимания речи, поэтому малышам так важно обеспечивать разнообразное звуковое окружение. В результате у ребенка появляются первые звукоподражания

В коррекции логопеды также применяют методики на различение различных предметных шумов для прохождения данного этапа развития (если он был нарушен) и последующего формирования уже речевого слухового гнозиса.

В возрасте около 1-1.2 года включаются в работу вторичные поля височной коры левого полушария (они созревают полностью к 2 годам). И в шумовом потоке ребенок начинает вычленять звуки речи. Его звукоподражания приобретают «человеческое» произношение, начинаются вокализации, нормативные эхолалии (повторения услышанных слов), междометия (ой, бух, бам). Это не один звук, а серии звуков и простые слова, которые уже могут употребляться в привычном контексте (мама, папа, баба). Это этап созревания речевого слухового гнозиса. Ребенку пока недоступно понимание многозначности слов, важен контекст (обязательно предметный). Незрелость вторичных полей височной коры приводит к речевой слуховой агнозии. А если этот этап не был пройден, то и дальнейшее развитие понимания речи не происходит.

Далее созревают третичные поля коры – это зона, где происходит «перекрытие» теменной, височной и затылочной коры. Так называемая ТПО (TPO) зона. Или задняя ассоциативная кора. И воспринятые вторичной корой слова начинают насыщаться различными значениями, связываться между собой, обретая смысловые оттенки и развиваясь уже без жесткой привязки к одному предмету. Ребенок начинает овладевать родным языком. Третичные поля среди биологических видов есть только у человека. Нарушение на этом этапе приводит к сенсорной алалии.

Основная практическая проблема состоит в том, что незрелость предыдущего уровня слухового анализатора приводит к недоразвитию следующего. Иногда нельзя четко дифференцировать, нарушено формирование на этапе только вторичных или уже третичных полей. А как показывает аппаратная диагностика методом вызванных потенциалов, часто у детей нарушено проведение импульса, вообще не доходя до коры! То есть по сути, у них есть слабая нейросенсорная тугоухость, которая не была своевременно выявлена. А если импульс в кору приходит с задержкой и в неполном объеме, то и первичная, и вторичная, и третичная кора страдают. Нарушается овладение языком и мышление.

Нормы развития речи в 3 года

Для ориентирования в степени развития речи родителям можно ориентироваться на примерные таблицы
нормального развития речи ребенка.

Таблица нормального развития речи
Возраст Форма речи
1 — 2 мес Крик, с помощью которого выражает радость либо раздражение
2 — 3 мес Появляется гуление, попытки произносить первые простые слоги
4 — 5 мес Попытки повторения слов за взрослым
6 мес — 1,2 года Произношение первых слов, состоящих из простых слогов (ма-ма, ба-ба, ки-са…)
1,6 — 2,2 года Объединяет по 2-4 слова в предложения
1,9 — 2,6 года Начинается период вопроса: «что это?»
2,4 — 3,6 года Пытается строить предложения с использованием чисел
2,6 — 4 года Активно разговаривает, общается с игрушками и может рассказать о себе (чем занимается…)
Таблица необходимого словарного запаса
Возраст Количество слов
1 год 9 слов
1,5 года 39-100 слов
2 года 200-400 слов
3 года 1000-1100 слов
4 года 1600-1926 слов

Так в возрасте трех с половиной лет ребёнок часто знает и умеет следующее:

  • Говорит своё имя, фамилию и отчество.
  • Знает имена родственников и друзей.
  • Воспринимает образы и описывает любую увиденную ситуацию
  • Говорит простыми предложениями и постепенно переходит в более сложные.
  • Определяет предметы по группам: сковорода, тарелка, чашка — это посуда; куртка, штаны, футболка — это одежда и т. д.
  • Находит признак предмета: окно белое, стол деревянный, стакан стеклянный и др.
  • Знает действия человека или животного: дядя идёт, кошка сидит, мальчик бежит.
  • Повторяет услышанное.
  • Пересказывает мультфильм или сказку.
  • Говорит не только громко, но и тихо.

В этом возрасте нечёткое произношение, замена шипящих звуков на свистящие («ж» на «з», «ш»
на «с»), а также неумение произносить «л» или «р», считаются допустимыми, и не требуют
корректировки.

Развитие речи у детей особенное и индивидуальное. Одни дети знают меньше слов,
другие — больше. Так что это только ориентиры. Если регулярно заниматься с ребёнком, можно получить
хорошие результаты.

Как ЗПР переходит в УО

Дефекты психической деятельности при задержке ПР склонны трансформироваться как в сторону прогресса, так и в сторону регресса. Например, известны случаи, когда ребенок в детдоме, находясь как будто в замороженном состоянии, не ходит, не разговаривает, застывает в одной точке, будучи усыновленным благополучной семьей, буквально за неделю обучается всем навыкам, соответствующим его возрасту. Он быстро набирает вес, налаживает коммуникативные навыки.

С другой стороны, замедление темпа развития способно нарастать, усугубляя свои проявления. К тому же, термин ЗПР применим только для дошкольников и младших школьников. Если после младшего школьного возраста признаки задержки развития психики сохраняются, то оно переходит в категорию умственной отсталости.

Главную роль в прогрессировании симптомов задержки психического развития играет несвоевременно принятые или полностью проигнорированные меры коррекции состоянии

Очень важно начинать коррекционное лечение таких детей как можно раньше. Оно требует специального обучения

Обычные школы не могут создать необходимые условия, чтобы принять таких малышей. В случае, когда время упущено, наблюдается углубление имеющихся дефектов по всем фронтам:

еще больше искажаются познавательные процессы – внимание, восприятие, память, что неизбежно приводит к снижению интеллектуальной деятельности;
как письменная, так и устная речь не прогрессируют. Ребенок не способен получать информацию извне в достаточном количестве, из-за чего замыкается в себе

Коммуникативные связи с миром разрываются. Налаживание контакта со сверстниками, членами семьи становится практически невозможным. Таким образом, происходит самоизоляция малыша, уход в себя;
в связи с регрессом познавательных способностей, детям с запущенной формой ЗПР сложно осваивать даже элементарные навыки. Не происходит закономерной возрастной смены деятельности с игровой на учебную;
эмоциональная сфера разлаживается. Ребенок становится лабильным, не контролирует свои эмоции.

Особую роль играют взаимоотношения с родителями, в частности, с матерью. Ощущая раздражение, отсутствие поддержки, любви с ее стороны, малыши превращаются в капризных, обидчивых и упрямых задир, либо впадают в ступор. Отсутствие эмоциональной связи порождает, помимо личностной деградации, страхи и тревогу.

В целом, дети теряют связь с окружающим миром. В будущем им становится сложно адаптироваться к коллективу, определиться и получить профессию, наладить межличностные отношения. Запущенная стадия ЗПР делает ребенка инфантильным, неподконтрольным, рассеянным и беспомощным, и способна подвести к чертам, соответствующим умственной отсталости. 

Почему ребенок может не разговаривать в 2 года?

В норме, по достижению двухлетнего возраста, малыш должен активно общаться с родителями и близкими, называть вещи своими именами, рассказывать различные истории. Но случается так, что ребенок в 2 года еще не произносит никаких слов или же делает это очень плохо. Причинами этого может быть:

Отсутствие потребности в речи. Это может произойти в двух противоположных ситуациях. Во-первых, когда родители с ребенком почти не разговаривают, он много времени проводит перед телевизором или компьютером — общаться просто не с кем. Во-вторых, когда родители стремятся все сказать за ребенка, предугадать его желания по жестам и звукам, формулируют простые вопросы на которые можно ответить “да/нет” — тогда малышу просто незачем вступать в общение.

Наследственные заболевания, которые сопровождаются задержкой развития речи (ЗРР)

Характер речи родителей и окружения

Если речь взрослых вокруг ребенка беглая, быстрая, нечеткая, то дети не в состоянии все это повторить.

Тяжелые роды (стремительные, с обвитием пуповины) или травма ребенка в родах (травма шейного отдела позвоночника и/или центральной нервной системы) также может привести к задержке развития речи у ребенка

Тяжелые инфекции и травмы ( психо-эмоциональные травмы также), перенесенные ребенком в раннем возрасте, которые негативно повлияли на общее развитие речи у ребёнка.
Также, важно понимать, что задержка речевого развития может быть сопроводительным симптомом более серьезных заболеваний, таких как ДЦП, эпилепсия или врожденные аномалии ЦНС.

Какие специалисты помогут?

Если у ребенка обнаружены подобные проявления, главное, не упустить сроки. Современная медицина и педагогика наполнена методами развития речи и устранения проблем. Необходимо пройти комплексное обследование. Сначала посетить педиатра, который поможет с направлениями к нужным специалистам:

  1. Отоларинголог (лор). Исключит дефекты органов слуха, артикуляции. В случае выявления проблемы направит на дополнительные исследования, посоветует посетить сурдолога.
  2. Невролог. Поможет разобраться с проблемами развития нервной системы ребенка, с отклонениями в психических процессах. Назначит комплекс всевозможных исследований, одни из них аудиограмма, эхограмму, энцефалограмма. Выпишет медикаментозные препараты, способствующие развитию мозговой деятельности.
  3. Логопед-дефектолог. Проверит возможные аномалии артикуляционного аппарата, уровень развития речи. Порекомендует родителям различные упражнения для язычка, а также тактику вызывания речи у деток.

Специалисты помогут собрать общую картину формирования ребенка и разобраться, действительно ли присутствуют отклонения.

Почему ребенок не говорит в 2 года

Неврологические заболевания зачастую являются одной из самых частых причин отклонений в речевом развитии детей. К ним относятся:

  1. Поражение центральной нервной системы и недоразвитие головного мозга.
  2. Общий гипотонус (и в частности гипотонус мышц лица).
  3. Врожденные патологии развития языка, губ, неба, лицевых мышц.

Неврологические патологии могут привести к возникновению тяжелых речевых расстройств, таких как:

  • Моторная алалия
  • Сенсорная алалия
  • Дизартрия
  • Афазия

Моторная алалия

Это заболевание, при котором ребенок может полностью не разговаривать, либо говорить плохо, путая окончания. При этом ребенок понимает что ему говорят взрослые.

Причина заболевания – поражение речедвигательного анализатора – центра Брока и его проводящих путей.

Признаки речевого нарушения:

  • Ребенок в 2 с половиной года еще не говорит. Первые слова начинает произносить в возрасте 4 лет.
  • Неправильно строит предложения, использует слов в неправильной форме и падеже.
  • Имеет очень скудный словарный запас.
  • Гиперактивный или, наоборот, малоподвижный.
  • Отказывается общаться со взрослыми и детьми, не хочет идти на контакт, порой агрессивен.

Сенсорная алалия

Заболевание, которое характеризуется недоразвитием импрессивной речи.
При сохранном слухе нарушается понимание речи окружающих.

Причина заболевания – поражение части головного мозга, отвечающей за правильный анализ речи.

Признаки данной патологии:

  • Расторможенная речь. Карапуз болтает, но взрослые не понимают что он говорит.
  • Низкий интеллект.
  • Когда с ребенком общаются, он с трудом воспринимает речь окружающих на слух.
  • Замена букв.
  • Произнесение нескольких слов слитно, единым словом.
  • Гиперактивность, в сочетании с подавленностью.

Дизартрия

Данное заболевание характеризуется сбивчивым ритмом дыхания, гнусавостью голоса, не четким произношением звуков.

На физическом уровне патология проявляется слабым тонусом лицевых мышц. Малыш почти не может поднять язык вверх, доставать им до внешних уголков рта. Язык ребенка, страдающего дизартрией в 2 годика, дрожит. Наблюдается обильное слюнотечение.

Причина заболевания – асфиксия головного мозга, генетическая предрасположенность, заболевания ЦНС.

Афазия

Является частой причиной того, что ребенок в 2, 5 года не разговаривает. При данной патологии речь ребенка искажена: нарушены произношение и смысл фраз. При этом слух может быть в норме.

Причина заболевания – травмы головы, онкологические заболевания, осложнения после инфекционных заболеваний.

Физиологические причины

К физиологическим причинам отсутствия речи в 2 года можно отнести следующие проблемы:

Нарушения слуха.

Любое нарушение слуха сказывается негативно на развитии речи. Дети, страдающие тугоухостью, всегда отстают в речевом развитии. Если ребенок в 2,5 года не разговаривает, родителям следует обратиться к отоларингологу и проверить слух малыша.

Недоразвитие речевого аппарата.

Слабость челюстных и лицевых мышц может стать причиной того, что ребенок в 2 года не говорит. Признаками нарушения артикуляции являются повышенное слюнотечение, приоткрытый рот малыша и возникающий рвотный рефлекс при попытке проглотить твердую пищу. Причинами нарушения артикуляции могут быть слишком раннее отлучения от груди, а также короткая уздечка под языком.

Генетическая предрасположенность.

Бывает так, что ребенку почти 2 года 9 месяцев, а он не разговаривает. С первого взгляда здоровый малыш, не имеющий никаких физиологических отклонений, может иметь генетическую предрасположенность к отставанию в речевом развитии.

Возможно, у кого-то из родителей или других родственников имел такую же патологию, и ребенку она передалась по наследству. В этом случае заставлять ребенка говорить бесполезно. Можно лишь помочь ему, стимулируя развитие речи при помощи игр и занятий.

Психологические причины

  • Часто ребенок в 2 года не разговаривает из-за отсутствия необходимости говорить. Взрослые предвосхищают все его желания, излишне опекают и у него отпадает необходимость заявлять о своих потребностях взрослым. В этом случае родителям стоит перестать опекать ребенка и начать стимулировать его речь: чаще задавать открытые вопросы, не спешить удовлетворить каждое желание чада, стоит ему только показать на желаемый предмет пальцем.
  • Частой причиной того, что ребенок в два года не говорит является стресс или испуг ребенка. Ребенок может развиваться нормально, а затем, пережив какой-либо стресс (разлуку с матерью, переезд, болезнь) сделать шаг назад в речевом развитии.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector