Как носить ребёнка

Содержание:

Этапы 3 месяцев

Формирование навыка проходит следующие этапы:

  • поднятие головки на несколько секунд или минут в возрасте 2-3 недели;
  • удержание головки на 1 минуту и более в положении на животе в 2-3 месяца;
  • самостоятельное удержание в вертикальной позе в 2,5-3 месяца;
  • поднятие головки и плечевого пояса лежа на животе после 3 месяцев.

Некоторые дети начинают держать голову в 3,5-4 месяца. Если остальные показатели развития соответствуют возрасту, повода для беспокойства нет.

Выявить отклонения в развитии можно самостоятельно. Ребенка, в возрасте более 1 месяца, поворачивают на живот. Над головкой звенят погремушкой. Если нарушений нет, малыш поднимает голову, пытаясь определить источник звука.

Для второго варианта проверки малыша медленно усаживают из положения лежа, в позу сидя. При этом его держат за руки. У здорового ребенка головка остается прямой в течение 30 секунд.

  1. Допустимы небольшие покачивания головы в стороны.
  2. Далее малыша снова укладывают на спинку.
  3. Медленно тянут за ручки, до полу сидячего положения.

Ребенок должен несколько секунд удержать голову, а затем опрокинуть. Эти действия, выполняемые ежедневно, могу служить тренировкой.

При хорошем уходе, кормлении, играх с малышом, все навыки формируются вовремя. На активность ребенка влияет наследственность и темперамент.

Лечение гипертонуса у детей

Лечение гипертонуса у детей начинается в возрасте шести месяцев. Терапию назначает невролог. Она комплексная, поскольку недуг затрагивает разные органы и системы организма.

Гипертонус у детей лечится медикаментозными методами:

  • полезен массаж;
  • хорошо помогают электрофорез и магнитотерапия;
  • целебное действие оказывают грязелечение и теплолечение парафиновыми ванночками и аппликациями;
  • помогают расслабить и укрепить мышцы, улучшить координацию движений лечебная физкультура, плавание, фитбол;
  • расслабляющее, успокаивающее и общеукрепляющее действие оказывают ароматические масла;

Что касается лекарств, то их назначают лишь в том случае, когда не помогают немедикаментозные методы. Это могут быть:

  • средства, расслабляющие мышцы;
  • мочегонные, снижающие количество жидкости в мозге;
  • витамины группы В.

Лечение гипертонуса у детей в медицинском центре «Консилиум Медикал» носит комплексный характер, при этом вас обучают технике массажа, дают развернутые консультации по всем вопросам, касающимся здоровья и развития малыша.

Сон и температура

Ваш малыш сначала будет много спать. Не стоит беспокоиться! Спать до 22 часов в сутки в первый месяц — это необходимое условие, чтобы набраться сил. Через месяц все изменится — он будет больше бодрствовать и станет вести себя как обычные младенцы.

Важно в эти дни следить за температурой из-за незрелой системы терморегуляции и недоразвитой подкожной клетчатки. Нормальная комнатная температура считается 22-25ºС градусов

В зависимости от степени недоношенности порою приходится прибегать к использованию грелок с водой 60-65ºС, которые предварительно оборачивают полотенцами и размещают по бокам и в ногах. При этом для контроля обязательно используют термометр. Эта мера необходима в первый месяц, пока организм дозревает.

Так же необходимо ежедневно 2 раза в день, а иногда и чаще измерять температуру ребенка

Важно, что измерять нужно не раздевая ребенка.

Дети, рожденные от 24 недель

Развитие передовых перинатальных центров в РФ привело к быстрому росту количества недоношенных младенцев с низкой и экстремально низкой массой тела. Сегодня доля деток с весом меньше 1500 грамм составляет 1-2%, а весом меньше 1000 г – 0,5%. И хотя процент выживаемости этих детей заметно повысился, риски инвалидизирующих патологий никуда не делись.

Малыши, рожденные на сроке 32-36 недель, встречаются с проблемами развития патологий и инвалидности намного реже, чем те, которые родились на 24-32 неделе. По статистике 1 из 5 недоношенных с массой тела 1500 г имеет несколько причин инвалидности. У 32% недоношенных деток развивается детский церебральный паралич, у 15-44% — бронхолегочная дисплазия, у 5-8% — умственная отсталость, у 3-5% — гидроцефалия. Есть риски развития слепоты, тугоухости, эпилепсии.

Изучение состояния здоровья недоношенных малышей с очень низкой массой тела играет ключевую роль – в первый год жизни возможно ранее прогнозирование инвалидизирующих патологии и проведение эффективных реабилитационных программ. В нашем Центре практикуется раннее вмешательство, которое предотвращает высокий уровень психомоторных нарушений и соматической патологии у глубоко недоношенных детей.

Фундамент реабилитационных программ стоит на трех «китах»:

  • Раннее начало реабилитации. Мы начинаем работать с недоношенными детками уже на 5-6 месяцах их жизни.
  • Индивидуальный подход. Учитываем возраст, зрелость, тяжесть патологий, сопутствующие заболевания, генетические характеристики.
  • Комплексная реабилитация. Она включает физические, психологические и медикаментозные средства.

Традиционно недоношенным деткам назначают курс массажа, однако он противопоказан в целом ряде случаев и не решает проблему ЗМР.

Задача нашего Центра – не только выходить недоношенного малыша, но и поставить его на ноги. И в этом нам помогают проверенные европейские методики реабилитации.

1.3.

Это начальная лечебная позиция, используемая для ношения ребенка на данном этапе.

1. Высота удержания: подбородок взрослого на одном уровне с затылком ребенка.

2. Плотно прижимаем ребенка к себе, кладем валик под затылок и носим, отклоняясь назад. Наклон назад проверяем, смотря в зеркало, стоя в профиль. При отсутствии наклона упражнение не эффективно.

3. Толщину валика подбираем так, чтобы подбородок ребенка почти прижимался к груди.

4. 2 варианта поддержки ног у маленького   ребенка – спереди за бедра и под бедра.

При возникновении трудностей в удержании ребенка (большие размеры и масса) и поддержании собственной позиции отклонения назад, можно использовать рюкзак для ношения ребенка «кенгуру».

При правильном ношении в позиции 1.3 поведение ребенка постепенно меняется: давление затылка на валик сменяется нейтральным положением, а затем и отрывом головы от валика с нарастанием времени самостоятельного удержания головы и увеличением амплитуды наклона головы вперед.  Потребность в валике теряется. При попытке отклониться назад вместе с ребенком, голова назад не падает. После начала уверенного выполнения такие достижения дают возможность ввести в двигательный рацион дополнительные способы полезного ношения:

Способы взятия и ношения ребенка

https://youtube.com/watch?v=6-ATAlDOs4s

Как помочь малышу научиться держать головку?

Эти советы помогут вашему ребенку научиться держать головку:

После того, как заживет пуповина (с 2-3-х недель от роду), обязательно выкладывайте новорожденного на животик. Лучше всего это делать до кормления или же спустя 1 час после него. Желательно, чтобы поверхность была твердая. Для этой цели подойдет пеленальный столик или обычный стол, накрытый одеялом. Пусть младенец полежит так несколько минут. Чтобы не задохнуться, он вынужден будет пытаться приподняться, напрягая мышцы спины и шеи. С каждым разом увеличивайте время.

  • Если грудничок капризничает и не хочет лежать, не идите у него на поводу, положите перед ним яркие игрушки, чтобы заинтересовать его, погладьте по спине, поговорите с ним ласковым голосом.
  • Вся мышечная система малыша укрепляется благодаря плаванию. Напустите в ванну воды, наденьте младенцу подушку и дайте ему поплавать. Такие тренировки хорошо укрепляют мышцы.
  • Меняйте положение малыша во сне, переворачивая его с бока набок, со спины на бок и наоборот.
  • Врачи часто назначают массаж, чтобы ребенок учился держать головку. Проведение массажа лучше доверить специалистам.
  • Когда дети начинают держать головку, не оставляйте их шею без опоры. Почему сначала нужно держать голову новорожденному? Потому что его мышцы развиты еще плохо, младенец слаб и не может подолгу удерживать головку в одном положении.
  • Если грудничок перестал держать головку, вероятно, это связано с пониженным тонусом мышц. В этом случае необходима консультация невропатолога.

Чтобы в домашних условиях укрепить шейные мышцы младенца, выполняйте с ним нехитрые упражнения:

  • «Повороты головы». Ребёнок лежит на спине. Задача взрослого – заставить его поворачивать голову влево – вправо. Слово «заставить» не нужно воспринимать в буквальном смысле. Лучше всего заострить взгляд малыша на игрушке и постепенно передвигать ее со стороны в сторону, учить поворачивать голову.
  • «Плывем». Ребёнок находится на руках у мамы лицом вниз. Одной рукой мама поддерживает кроху под грудью, а другой – за бедро, прижимая слегка к своему туловищу. Кроха оказывается как бы в невесомости. Совершать движения вверх – вниз.
  • С гимнастическим мячом. Ребенка укладывают животиком на мяч. Придерживая грудничка, совершают сначала легкие прыгательные движения. Затем движения мяча вперед – назад. Тело малыша меняет свое положение, что заставляет его напрягать свои мышцы, в том числе и мышцы шеи.

Когда ребенок держит голову самостоятельно

Когда ребенок начинает держать голову самостоятельно? Перед тем как углубиться в вопрос, стоит отметить, что статистика международных организаций о сроках выработки навыка удерживания головы в вертикальном положении у новорожденных часто отличается друг от друга.

Во сколько малыш начинает держать голову

Во сколько месяцев ребенок начинает держать голову? Не секрет, что раньше малышей в их первые месяцы жизни было принято пеленать, что не самым лучшим образом сказывалось на развитии отдельных мышечных групп, включая шейный отдел.

Как результат, детки, которые подвергались пеленанию, уверенно держали головку не раньше 4-4,5 месяцев, чего не скажешь о современных малышах, содержащихся с первых дней своей жизни в свободной одежде.

Умение держать голову появляется по мере развития мышц шеи

Так, современные крохи начинают пробовать поднимать головку уже в первые 1-1,5 месяца, правда, более или мене выработанным этот навык становится гораздо позже, приходясь на третий месяц жизни крохи. Естественно, на это умение влияет не одно только пеленание, но и особенности развития, в том числе и в перинатальном периоде.

В итоге до 85% здоровых малышей, действительно, держат головку в 2-3 месяца, тогда как дети, родившиеся раньше положенного срока, демонстрируют это умение ближе к четырем месяцам.

Не стоит радоваться и в том случае, если устойчивая выработка навыка происходит до полутора месяцев, ведь это явление считается прямой рекомендацией для показа ребенка детскому неврологу.

Объясняется это довольно просто, ведь в послеродовый период шейные мышцы малышей находятся в гипертонусе, что автоматически блокирует поднятие головы. Обратная же ситуация может указывать на отклонение от нормы, как впрочем, и продолжительная задержка выработки навыка.

Как проходят этапы развития навыка

Конечно же, держать головку малыш начинает не сразу, ведь это вопрос не одного дня. А для того чтобы контролировать физиологическое развитие младенца, исключая родовые и внутриутробные травмы, рекомендуется заранее изучить основные его этапы. Речь идет о следующих из них:

  1. Уже на 2-3 неделе младенец может пробовать приподнимать головку, находясь в положении лежа на животе. А вот удерживать ее в таком состоянии он сможет не дольше нескольких секунд, что является абсолютной нормой.
  2. В 2-3 месяца – в течение минуты.
  3. К трем месяцам обычно наблюдается удерживание головы в вертикальном положении без посторонней поддержки в течение 1-2 минут.
  4. После 3 месяцев, лежа на животике, кроха начинает уже приподнимать плечевой пояс.

Устойчивая способность хорошо держать голову в любом положении формируется к 2–3 месяцам

И если все перечисленные этапы проходили в указанной последовательности и сроки, то в возрасте 4,5 месяца малыш начинает демонстрировать новое умение. Заключается оно в поднятии головы из положения лежа на спине, а чуть позже и в удерживании ее в такой позиции в течение нескольких секунд/минут.

Нормы и сроки по Комаровскому

Тем, кто продолжает переживать по поводу того, укладывается ли их ребенок в общепринятые сроки, не помешает получить консультацию квалифицированного специалиста. Одним из наиболее авторитетных педиатров, имя которого уже давно у всех на устах, является доктор Евгений Комаровский.

Прославившийся своим умением развеивать формировавшиеся на протяжении многих десятилетий стереотипы, специалист сохраняет скепсис и в отношении сроков выработки навыка удерживания головы младенцев.

И если верить этому доктору, то первое, на что следует ориентироваться, это состояние, бодрость и аппетит ребенка. И если малыш активен, хорошо ест и набирает массу, то нет повода бить тревогу, если он начнет держать голову позже назначенного срока, даже при условии, что отклонение от нормы составляет месяц или еще более внушительный срок.

Ориентироваться следует и на болевой синдром, а также на наличие попыток ребенка поднимать головку. Отсутствие первого и присутствие второго фактора указывают на то, что ребенок совершенно здоров, и родителям нужно просто немножко подождать.

В чем опасность удара затылком

Нет области головного мозга, выполняющей только одну функцию, так как все они работают вместе и скоординированно, назначение затылочной части – обработка визуальной информации.

Здесь находится область коры головного мозга, куда поступает информация от глазной сетчатки, затем она обрабатывается и посылается в другие мозговые центры. Поэтому удары затылком, прежде всего, могут спровоцировать различные расстройства зрения.

Важно! Даже если удар по затылку кажется на первый взгляд незначительным, лучше, чтобы врач осмотрел малыша, потому что последствия могут проявиться не сразу

Возможные последствия

Если сильно ударить затылок, могут появиться видимые травмы. Иногда визуально наблюдать ничего нельзя, кроме того, что может вылезти шишка. Негативные последствия проявляются гораздо позже:

Расстройства зрения, такие как выпадение левых или правых половин полей зрения, неспособность определить цвет, невозможность идентифицировать объекты; Если поражение находится только в правой доле, то могут наступить дезориентация, ахроматопсия (воспринимаются только черный и белый цвета), прозопагнозия (невозможность распознавания лиц); Головокружения, расстройство сна, снижение активности мозга, невозможность сосредоточить внимание. В тяжелом случае последствием того, что ребенок ударился затылком об пол, может стать слепота

В тяжелом случае последствием того, что ребенок ударился затылком об пол, может стать слепота.

Ушиб головного мозга

При ушибе черепа возможны головная боль или головокружение, нарушение сознания или неврологические симптомы. Головной мозг при этом остается невредимым и не имеет дисфункции.

Если травма характеризуется как ушиб головного мозга, это предполагает, что повреждены его оболочки и ткани, вероятны внутренние гематомы и даже отек.

Ушиб головного мозга

При этом происходит потеря сознания, которая может продолжаться от часа до нескольких дней. Возникающие неврологические симптомы зависят от поврежденной области мозга. К ним относятся:

  • судороги;
  • паралич;
  • нарушения дыхания и кровообращения;
  • кома;

Также могут наблюдаться сильные головные боли, тошнота, головокружение.

Сотрясение мозга

Если ребенок упал и стукнулся головой, лбом или затылком, например, о лед, может наступить сотрясение мозга, что является одной из нетяжелых черепно-мозговых травм. Мозговые ткани не повреждаются, но происходит временное нарушение функционирования клеток.

Если идет потеря сознания, это продолжается от нескольких секунд до 15 минут. Сотрясение мозга сопровождается тошнотой и рвотой, головокружением, спутанностью сознания и головной болью. В некоторых случаях возникает нистагм – быстрое повторяющееся горизонтальное движение глазных яблок.

Важно! Типичные симптомы сотрясения мозга часто задерживаются у младенцев

Поэтому необходимо обратить пристальное внимание на состояние малыша после падения

Перелом

Перелом черепа, характеризующийся повреждением его костей, относится к одной из самых опасных травм. Наименьшую тревогу представляют линейные переломы, когда на кости появляется лишь трещина, которая со временем срастается.

Важно! Линейные переломы черепа чаще других встречаются у детей при падениях и непроизвольных ударах головой

Линейный перелом

Самым тяжелым случаем является перелом основания черепа. Его признаки:

  • кровоподтеки в области вокруг глаз;
  • кровянистые выделения из носа или ушей.

Черепно-мозговая травма

Ушиб и сотрясение головного мозга, перелом черепа – все это входит в понятие черепно-мозговых травм. Это собирательный термин для травм головы, которые приводят к функциональному расстройству или повреждению мозга. Самые тяжелые их виды – это одновременное повреждение костей черепа, а также оболочек и мягких тканей мозга.

Различают открытую черепно-мозговую травму, при которой мозг частично открыт, и закрытую, когда он не виден. Общие ее симптомы следующие:

  • тошнота, рвота;
  • потеря памяти;
  • дезориентация;
  • головокружение;
  • потеря сознания.

По степени тяжести черепно-мозговые травмы делятся на 3 вида:

  1. Легкая. Потеря сознания ограничивается 15-ю минутами. Обычно неврологических последствий нет;
  2. Средняя. Потеря сознания может длиться до часа. Долгосрочные эффекты могут возникнуть, но не очень вероятно;
  3. Тяжелая. Потеря сознания сохраняется более часа. Возможны неврологические повреждения.

Степень тяжести оценивается по следующим критериям:

  1. Открытие глаз. Происходит ли это спонтанно, при обращении, болевом раздражении, или они вообще не открываются;
  2. Моторная функция тела. Может ли ребенок двигаться по запросу, или его способность к движению ограничена.

Причины отсутствия навыка к 3 месяцам

Иногда бывает, что даже после 3-х месяцев навык все не появляется или родитель замечает, что он даже не пытается сам удерживать голову. Порой это связано с индивидуальными особенностями каждого ребенка, но иногда это является первым сигналом развития патологии. Самыми распространенными причинами несформированного навыка к 3-м месяцам, является:

Неврологические нарушения. Их, как правило, выявляют именно в первые несколько месяцев жизни крохи. Возникнуть они могли по многим причинам, иногда из-за тяжелых родов. В любом случае, независимо от источника проблемы, требуется консультация специалиста и возможно незамедлительное лечение.

Недоношенный ребенок. Опоздание в развитии у детей, рожденных раньше срока, является вариантом нормы, так как с недобором веса им сложнее в срок освоить навык. В среднем опоздание у них наблюдается в 2-3 месяца.

Низкий тонус шейных мышц. Часто навык не формируется, из-за низкого тонуса мускулов, которые отвечают за выработку самостоятельного удержания головки. В этом случае стоит проконсультироваться с невропатологом, так как возможно потребуется пройти курс массажа.

Неправильные действия родителей. Часто мамы пренебрегают простыми рекомендациями и не выкладывают деток на живот, чтобы он мог быстрее сформировать мышцы и освоил навык, что приводит к тому, что даже в 4 месяца ребенок слабо держит головку или вовсе этого не делает.

Ребенок начал держать головку под углом. Часто такое явление наблюдается при кривошее. В этом случае следует проконсультироваться с педиатром и пройти курс массажа

Также важно корректировать положение ребенка дома, и выкладывать его на сон с валиком под головой с той стороны, где связка короче.

Как догнать ровесников?

Этот вопрос очень волнует любую маму, но излишне тревожиться не стоит: в первый год жизни организм малыша способен восстанавливаться в рекордные сроки. Конечно, без вашей помощи ребенку не обойтись, и один из лучших методов — массаж. Его можно начинать, когда вес малыша достигнет 2500 г: сначала простые поглаживания, потом более интенсивные движения. Обязательно проконсультируйтесь с педиатром — он покажет вам специальные массажные приемы.

Сравнительная таблица навыков

Иногда специалисты также рекомендуют грудничковое плавание, водную гимнастику и физиотерапию, но эти процедуры можно проводить только после консультации с врачом. Конечно, каждая мама хочет, чтобы малыш развивался «по книжкам», но ему, прежде всего, необходимо время и ваша забота. Вот увидите: к году-двум ваш ребенок непременно догонит сверстников, и от трудного старта не останется и следа.

В 3 месяца не держит голову

Судя по отзывам молодых мам на форумах, довольно часто случается так, что в 3 месяца шейная мускулатура малыша слаба и он не держит голову. Родители тогда начинают паниковать и искать советов и поддержки у соответствующей аудитории.

Например, Ольга пишет:

«Нам сегодня 3 месяца, а мой сынок пока не хочет удерживать голову. Нельзя сказать, что он совсем этого сделать не может – на протяжении 20-30 секунд он крепко, как солдат, старается стоять прямо.

Но надолго его усилий не хватает. Шея еще слаба, что делать в этом случае? Как помочь моему сыночку? Ведь он уже должен держать голову!»

Важно! Мышцы шеи еще не окрепли окончательно, но это не значит, что ребенка нужно постоянно подстраховывать. Просто не позволяйте запрокидывать голову назад, но оставьте место для тренировок и развития

Почему ребенок не держит голову?

Многие родители начинают волноваться, сравнивая своего ребенка с другими, не учитывая некоторые нюансы.

Каждый ребенок имеет свою индивидуальную систему развития и нужно помнить, что на этапы и нормы развития может влиять также масса тела малыша.

Когда малышу исполняется 1 месяц, его осматривает детский врач, он фиксирует некоторые рефлексы и если врач заподозрит что-то неладное, то должен обязательно сказать родителям.

Существует некоторые причины, по которым малыш может затрудняться держать головку. Отметим их.

Кривошея. Травма грудинно-ключично-сосцевидной мышцы малыша. В этом случае ребенок поворачивает голову только с одной стороны, так как другая мышца растет гораздо медленнее. Родителям нужно быть внимательными, так как кривошея замечается не сразу, но если все-таки у малыша наблюдается данное явление, то смогут помочь лечебные массажи, специальные валики, а в тяжёлых ситуациях хирургическое вмешательство.

Гипертонус у младенца. Тонус малышей повышен почти у всех новорожденных, но при гипертонусе, малыш может держать головку с рождения, он болезненно реагирует на внешние раздражители, ножки трудно сгибаются, часто срабатывает рефлекс срыгивания, не может спокойно уснуть.

В данном случае специалисты назначают лечебные массажи, специальную физкультуру, в серьезных случаях назначают расслабляющие мышцы препараты.

Подробнее — тонус у новорожденного.

Гипотонус у новорожденного. У малыша мышцы ног и рук слишком расслаблены, он много спит, у него плохой аппетит и на вид выглядит вялым. В данной ситуации тоже назначается лечебная физкультура и массажи.

Дистония. Это неравномерное распределение по всему телу мышечного тонуса, одним словом сочетание гипотонуса и гипертонуса. При обнаружении данной патологии, специалист назначает лечебную гимнастику.

Все вышеперечисленные патологии могут стать причиной, по которой малыш будет затрудниться приподнимать и держать головку, и все это будет происходить позже положенных сроков.

Признаки, по которым что ребенок отстает в развитии

Ситуация, когда ребенок держит голову плохо, может быть преувеличена. Проведите небольшой тест.

Положите младенца на спину, возьмите его за обе ручки и плавно потяните до положения сидя. Трехмесячный малыш не без напряжения должен удержать головку около 30 секунд, слегка покачиваясь

Верните крошку в исходное положение, затем снова слегка приподнимите, обратите внимание: удерживает ли он голову на линии с плечами хотя бы 1-2 секунды

Мышцы шеи у новорожденного еще слишком слабы, чтобы он мог их контролировать при подъеме тела из горизонтального положения. В первые месяцы жизни ребенку нужно в этом помогать, подкладывая руку под затылок и фиксируя шейный отдел позвоночника.

Этапы развития навыка в первые месяцы жизни

  • На 2-3 неделе малыш неуверенно начинает пытаться поднять голову, лежа на животике. Вначале, упражнение ему дается с трудом, видно как напрягаются и дрожат мышцы шейки. В норме, ребенок в месяц не держит голову.
  • Как ребенок должен держать голову в месяц? На данном этапе так вопрос не ставится. Если он начал это делать в первые два месяца, следует немедленно обратиться к врачу, подозревая сосудистое заболевание.
  • 7 неделя: грудничок не способен контролировать мышцы шеи, но уже в это время его начинают выкладывать на животик.

Кожа к коже

Кроме вышеуказанных рекомендаций, малышу жизненно необходимо ваше тепло, особенно контакт «кожа к коже». Вас всегда выручит слинг, ведь такого малыша нужно доносить в прямом смысле! Для этих целей идеально подходит трикотажный слинг-шарф, позволяющий обеспечить метод донашивания, называемый «метод кенгуру». Эффективность этого метода подтверждена на практике и уже успешно применяется в ряде стран мира.
Кроме этого, в Туле есть слингокнсультант и есть много слингомам, и мы всегда подскажем, как выбрать слинг, как правильно его надевать и регулировать, поддержим, поможем, поделимся опытом.

Фото из свободных источников

Раздел II

С момента, когда появляется возможность выполнять упражнение 1.3 без валика (уверенное удержание головы в вертикальном положении), к упражнениям первого раздела присоединяются позиции, конечная цель которых, сделать комфортным для ребенка положение на животе с опорой на предплечья и поднятой головой.

Существуют две основные сложности при выполнении этой задачи.

  • Первая — нежелание лежать на животе и, как следствие, плач и другие виды протеста.
  • Вторая — умение избавиться от нежелаемого положения переворотом на спину. Мы убеждены в том, что самостоятельный переворот на спину должен осуществляться только после освоения навыка ползания по-пластунски.

Первая проблема решается с использованием следующих упражнений:

2.1. Лежание на валике

Валик облегчает удержание головы и опору на предплечья.

При подъеме таза удерживаем его ладонью, локтем или ногой.

Если руки ребенка уходят назад, закрепляем концы валика на спине.

Решение второй проблемы заключается в использовании 1.10, 1.11, а также в блокировании переворота с помощью следующих приемов:

2.2 «Самолет

Создавая хват за палец или удерживая за предплечья, разводим руки в стороны перпендикулярно корпусу. Сила, используемая для разведения, должна быть достаточной для удержания рук прямыми в локтях. При подъеме таза фиксируем его прижатым к поверхности.

Выполняем покачивания, представляя руки единым шестом, не поднимая кисть на высоту более 20 см. При использовании валика допустимо выполнять самолет лежа на нем. Время выполнения от 20 секунд до 1 минуты, после чего оставляем руки в разведенном положении. За один подход упражнение может повторяться несколько раз с небольшими интервалами.

Укрепляем мышцы: первые тренировки

Не следует беспокоиться, если при выполнении упражнений головка неуверенно покачивается, или малыш удерживает её совсем непродолжительное время

Как научить ребенка держать голову? Ложитесь на животик в периоды до и через несколько часов после кормления, а также во время смены белья.

Упражнения для укрепления мышц  проводите на твердой ровной поверхности. В первые дни достаточно 1-2 минут, затем постепенно увеличивайте время, соизмеряя его с возможностями ребенка.

Если ребенок не проявляет энтузиазма и не хочет лежать на животе, сократите время упражнения, но полностью отказываться от него нельзя.

Чтобы подзадорить малютку, приласкайте его легким поглаживанием по спинке, отвлеките звуком собственного голоса или яркой игрушкой. Не оставляйте ребенка без присмотра в таком положении, ведь он еще не может переворачиваться и вертеть головкой.

Если малыш держит головку не совсем ровно, обратитесь к неврологу, который укажет вам, каким образом подкладывать под голову ребенку специальную подушку.

В первые месяцы жизни подстраховывайте малютку таким образом, чтобы головка не запрокидывалась назад, при этом не забывайте и о некоторой степени свободы для плавного развития навыка.

Укрепляющая гимнастика

Тяжело порекомендовать что-то определенное, не видя ребенка. Если возникают недоразумения, лучше сразу же обратиться к неврологу, не откладывая и не усугубляя ситуацию.

Из общих рекомендаций: займитесь с ребенком гимнастикой на гимнастическом мяче. Для этого упражнения нужны двое взрослых. Младенца укладывают животиком на мяч, один человек удерживает его за ручки, второй за бедра. В таком положении его покачивают взад-вперед.

Также можно выполнять такое упражнение:

  • Возьмите младенца рукой под грудь, вторую руку положите под бедра, головка ребенка должна смотреть вниз. Попеременно приподнимайте на небольшую высоту то одну, то другую руку.
  • Возьмите ребенка так же, как и в первом упражнении, поднимайте руки с ребенком «выше-ниже».
  • Держите ребенка у себя на плече в положении «столбик». Он будет пытаться поднять головку и удержит ее столько, сколько позволят силы, в любой момент он сможет опустить головку к вам на плечо. Это упражнение самое безопасное и естественное.

Первый навык освоится быстрее, если его развивать в ванной или бассейне. Кроме того, вода отвлечет и успокоит малыша. При какой температуре купать малыша, как не навредить крохе? Об этом мы говорили здесь.

Выкладывание на живот

В первые два месяца жизни ребенка необходимо выкладывать на живот несколько раз в день по 1-5 минут. Делать это желательно накануне очередного кормления при хорошем настроении малыша. Полезно выкладывать на живот после купания, сопровождая это легкими стимулирующими поглаживаниями спины и ягодиц. На возможное недовольство ребенка внимания не обращаем, следим, чтобы руки находились в положении опоры на предплечья с разведенными в сторону локтями.

Если ребенок в этот период голову не поднимает (как положишь, так и лежит), следим за тем, чтобы время, проведенное с разворотом головы в разные стороны, было примерно одинаковым.

В 2 месяца в положении на животе ребенок должен до минуты удерживать голову в нескольких сантиметрах от поверхности, после чего класть ее одинаково на обе стороны. Недовольства этот процесс уже вызывать не должен. При этом в вертикальном положении голова должна удерживаться без валика в положении 1.3, а в положении на спине чаще лежать на затылке, поворачиваясь на бок при слежении за предметами и возвращаясь обратно в срединное положение.

Уже на этом этапе необходимо выявить возможные асимметрии положения головы и тела. Способы коррекции описаны выше.

В следующие 1,5 месяца (с 2 до 3,5) увеличивается время комфортного нахождения на животе с опорой на предплечья и поднятой головой. Грудная клетка начинает выше приподниматься над поверхностью. Завалы («перевороты») на бок и, тем более, на спину, отсутствуют. Параллельно с этим растет активность и в положении на спине: подъемы бедер, вплоть до подтягиваний к животу; повороты головы с возрастающей энергией, вовлекающие в процесс корпус — ребенок начинает переворачиваться с бока на бок. Заканчивается этап освоением переворотов в уже любимую позицию на животе.

Таким образом, выкладывать на живот ребенка с 0 до 3,5 месяцев необходимо с постепенно возрастающей частотой с условием соблюдения баланса развития движений головы.

Мобилизация тазобедренных суставов. Снижение тонуса в мышцах бедер.

https://youtube.com/watch?v=al8in7Lw5cM

Потягивание (тракция) за руки

https://youtube.com/watch?v=-uj6JIacZb4

ВАЖНО:

Существует ряд состояний, при которых следует ограничить по частоте и продолжительности время нахождения на животе. Все они связаны со смещением баланса развития мышц шеи назад, с усилением разгибателей и слабым развитием мышц передней поверхности шеи — «кивателей»:

  • ребенок запрокидывает голову в вертикальном положении;
  • ребенок предпочитает лежать на спине с головой, развернутой в сторону;
  • ребенок спокойнее спит на боку с запрокинутой (порой очень значительно) головой;
  • ребенок уверенно лежит на животе с поднятой головой и опорой на предплечья, но не умеет переворачиваться на живот самостоятельно.

В таких случаях необходимо большую часть бодрствования ребенка посвятить упражнениям, усиливающим функции сгибателей головы и шеи (первый раздел), а положение на животе использовать по остаточному принципу, отдыхая в нем.

Также необходимо выделить состояния, при которых положение на животе с поднятой головой мы считаем крайне вредным и используем позицию на животе только в варианте с опущенной и прижатой к поверхности головой при коррекции избыточного поворота и наклона (1.10, 1.11):

  • запрокидывание головы в вертикальном положении сопровождается усилием, в которое вовлекаются мышцы спины (ребенок «выгибается»);
  • в положении на спине ребенок запрокидывает голову, нередко сочетая это с ее поворотом, встает на «мостик», отталкиваясь пятками от поверхности;
  • спит исключительно на боку с запрокинутой головой.

В таких ситуациях необходимо сосредоточиться в первую очередь на упражнениях первого раздела (1.1, 1.2, 1.3) и полностью исключить запрокидывания головы в быту при любых манипуляциях с ребенком.

Эффективные способы помочь малышу освоить навык

Следует сразу заметить, что мама даже при всем желании не научит ребенка держать голову без посторонней помощи. Однако может ему помочь в процессе освоения навыка, простимулировать его к большей активности. Для этого есть несколько проверенных способов.

Почаще выкладывать на животик.

Многие мамы недооценивают эффективность частого выкладывания крохи на живот. А ведь это позволяет сделать мускулы и связки шеи и спины более крепкими. Для крохи это своеобразная тренировка. Поэтому специалисты рекомендуют делать это уже с первых недель жизни малыша.

Массаж во время принятия солнечных ванн.

Мама может сама проводить курсы массажа ребенку, во время того, как он принимает солнечные ванны. Это расслабит мышцы и приведет их в тонус. Для этого есть множество разработанных специалистами комплексов, рекомендованных малышам с первых дней появления на свет. Если есть сомнения, то можно походить и на профессиональный массаж, где специалист поможет ребенку развиваться правильно и быстрее освоить навык.

Зарядка является важным элементом каждого утра, после пробуждения малыша. Особенно она необходима крохам с пониженным тонусом. Еще один способ помочь ребенку быстрее освоить навык – водные процедуры, например, посещение бассейна, где практикуется аквагимнастика для грудничков.

Иногда нужно просто подождать, когда ребенок созреет и порадует маму уверенной самостоятельной поддержкой головы. Но часто малышу нужно в этом помочь, чтобы он развивался нормально.

Заключение

Нельзя наверняка сказать, когда ребенок начинает держать голову. Кто-то уже в 2 месяца может поднимать ее уверенно, и это не будет признаком гипертонуса. Другой же – в 4 месяца только учится. Однако это не значит, что родителям следует пускать все на самотек, объясняя отклонения развития индивидуальными особенностями.

Всегда лучше лишний раз спросить у врача, чем потом пожалеть. И, конечно, с грудничком необходимо заниматься – с самого рождения. Делать это с хорошим настроением и улыбкой, чтобы даже простое упражнение стало игрой и доставило радость ему и его родителям.

голоса

Рейтинг статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector