Концертный зал, мариинский театр: адрес, репертуар, отзывы

Схема концертного зала Мариинского театра. Уникальная акустика

К строительству концертного зала были привлечены профессиональные группы инженеров-сценографов с мировым именем — фирма SCENE из Франции, а также специалисты по возведению несущих конструкций SETEC-Batiment. Главной задачей было в очень узкое пространство вместить зал, соблюсти все условия и сделать площадку лучшим мировым образцом. Проектировщики предложили весьма необычную форму, которую примет концертный зал, Мариинский театр до этого не знал ничего подобного. Было скрещено две формы — продолговатая, прямоугольная (стиль showbox). Зал планировался из ступенчатых террас, которые будут размещены вокруг сцены. Уникальным при строительстве можно назвать все: и форму зала, и используемые материалы, и методы возведения, и рабочие механизмы. На схеме, представленной на фото ниже, видно, что зал имеет форму колыбели.

Мариинка-3 (это еще одно название концертного зала) не сравнима ни с одной российской площадкой. Подобных залов во всем мире наберется десяток. Акустическую систему создавал мировой признанный гений Ясухиса Тойота. Этим профессионалом устанавливалась акустика в концертных залах Токио, Лос-Анджелеса, Копенгагена.

Мариинский театр

Датой создания Мариинского театра считается 12 июля 1783 года, когда был издан императорский указ об утверждении театрального комитета. Однако свое название театр получил лишь в XIX веке, в честь Марии Александровны, супруги императора Александра II. На месте сгоревшего тогда театра-цирка было отстроено новое здание, которое и получило название – Мариинский театр. И уже 2 октября 1860 года на сцене нового учреждения состоялось торжественное открытие первого театрального сезона.

Пожалуй, мало какой театр может похвастаться тем количеством именитых артистов, которые выступали на сцене Маринки – Федор Шаляпин, Софья Преображенская, Матильда Кшесинская, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Анна Павлова, Галина Уланова и многие другие.

На протяжении двух веков Мариинский театр входил в состав Императорских театров России, театров, которые существовали за казенный счет и находились в ведении царского двора. Сегодня один из крупнейших театров оперы и балета в стране имеет несколько филиалов в Санкт-Петербурге и один в г. Владивостоке. С 1988 года бессменным художественным руководителем является Валерий Гергиев.

Краткое описание

По замыслу автора проекта исторический фасад 1900 года, выходящий на улицу Писарева, был сохранен и стал одной из стен нового здания. Другой фасад, выходящий на ул. Декабристов, олицетворяет новое время и представляет современные архитектурные достижения.

Зал имеет необычную изогнутую форму, похожую на колыбель, его интерьер строгий и выдержанный. Сцена находится в самом центре, а зрительские места расположены вокруг в виде террас, что позволяет улучшить акустику и видимость происходящего.

Акустика

Акустика — это ноу-хау зала. Волнообразный потолок выполнен из специальных шероховатых панелей, способных рассеивать звуки высокой частоты. Оригинальная обшивка состоит из попеременно выпуклых и вогнутых деревянных панелей, создающих эффект «плетения» и также оказывающих значительное влияние на распределение звука.

Основные характеристики

Зал Мириинки-3 рассчитан на 1100 зрителей. Имеется хоровой ярус, который при аншлаге также занимают зрители. На подъемной оркестровой площадке может одновременно находиться до 130 музыкантов.

Ширина зала — 24 метра, длина — 52 метра и высота в среднем — 14 метров.

Сцена оснащена приспособлениями, позволяющими проводить здесь как концерты большого симфонического оркестра с хором, так и оперные и балетные представления.

По своей акустике Концертный зал Мариинского театра занимает достойное место среди самых лучших музыкальных площадок мира. Это одна из достопримечательностей Санкт-Петербурга, посетить которую стремится каждый любитель классической музыки.

История создания

В 1900 году в конце улицы Писарева по проекту знаменитого архитектора Виктора Александровича Шретера было сооружено здание из красного кирпича, в котором разместился Декорационный магазин и зал Дирекций Императорских театров (здесь магазин — не место торговли, а склад декораций).  На первых трех этажах строения хранились декорации, а выше находился зал для их росписи и мастерские.

Осенью 2003 года пожар уничтожил большую часть постройки. Сгорели крыша и металлические перекрытия, декорации и костюмы к спектаклям, в том числе к идущим в настоящее время. Чудом выстояли только старинные стены, созданные Виктором Шретером и простоявшие более 100 лет.

Руководство Мариинского театра решило возвести на месте руин концертный зал, позже получивший неофициальное название «Мариинка-3».

Сооружение концертного зала можно определить двумя словами — он был возведен «быстро и качественно». Менее года ушло на разработку проекта и год потребовался, чтобы построить здание.

К работам были привлечены авторитетные зарубежные компании. Автор проекта — французский архитектор Ксавье Фабра, Под его руководством работы выполнило архитектурные бюро FABRE & SPELLER и PUMAIN, Париж. Генеральным подрядчиком выступило петербургское строительное предприятие «НЕВИСС-Комплекс». В строительстве Мариинки-3 участвовали компании Франции, Японии и Германии, а также Санкт-Петербурга и Москвы.

Для создания хорошей акустики был приглашен специалист мирового уровня Ясухиса Тойота (Yasuhisa Toyota), ранее выполнявший аналогичные работы в Копенгагене, Лос-Анжелесе и Токио. Оформлением интерьера занималась группа художников, возглавляемая Михаилом Шемякиным.

В 2006 году новый концертный зал распахнул свои двери для любителей музыки. Через три года здесь был установлен орган, созданный знаменитой французской фирмой «Даниэль Керн».

Интересные факты

  • За сценой находится настоящий колокол, который звучит во время опер «Борис Годунов» и «Хованщина». В годы борьбы с религией он был сброшен с одной из церквей Санкт-Петербурга и утоплен в Крюковом канале. Позже его подняли со дна и подарили Мариинскому театру
  • Из царской ложи есть потайная дверь, ведущая к женским гримеркам. Этим потайным ходом могли пользоваться высокие особы, чтобы поприветствовать понравившихся им балерин. По преданию, таким же образом цесаревич Николай навещал свою фаворитку балерину Матильду Кшесинскую
  • Во время реконструкции здания в 1970-х годах строители вскрыли оркестровую яму и обнаружили в ней слой битого хрусталя. Не разобравшись, для чего он нужен, они выбросили осколки. Позже выяснилось, что благодаря битому хрусталю улучшалась акустика зала
  • Считается, что оперу лучше всего слушать с третьего яруса, где самая лучшая акустика, а балет лучше смотреть с первого яруса, отсюда хорошо просматривается рисунок
  • В наше время любой желающий может купить билет в царскую ложу, если только эти билеты не забронированы и не выкуплены. Правда, стоят они значительно дороже остальных.

На сцене состоялись премьеры таких шедевров русской классики как «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и «Хованщина», были поставлены и представлены на суд зрителя оперы и балеты Чайковского.

В настоящее время Мариинский театр в Санкт-Петербурге требует ремонта. Вместе с тем, художественный руководитель Валерий Гергиев подчеркнул, что он сделает все возможное, чтобы этот памятник истории и искусства не превратился в новодел и не лишился своего исторического неповторимого обаяния.

Справочная информация

Мариинский театр (Мариинский-1)

История Мариинского театра уходит корнями в 1783 год, когда в июле был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой», а в октябре торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади, созданный по проекту Антонио Ринальди. С тех пор площадь стала называться Театральная. Петербург со временем менялся, менялся внешний облик и пропорции театра. Свою лепту внесли архитекторы: Тома де Томон, Альберто Кавос, который в 1859 году построил новый театр на месте сгоревшего театра-цирка. Он получил имя Мариинского в честь царствующей императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Мариинский театр неоднократно реконструировался и свой окончательный облик он приобрел вследствие деятельности главного архитектора императорских театров Виктора Шретера, в 90-х годах 19 века. На сцене театра творили такие прославленные балетмейстеры и танцовщики как В. Нижинский, А. Павлова, М. Петипа, Г. Мезенцева, Р. Нуриев, М. Барышников; осуществлялись оперные постановки М. Глинки, П. Чайковского, Бородина, многих прославленных русских и зарубежных композиторов. Художественным руководителем театра является один из лучших дирижеров мира — В. Гергиев.

Концертный зал

Открытие Концертного зала 29 ноября 2006 года стало еще одной знаменательной датой в истории Мариинского театра. Здание было построено на месте Декорационных мастерских (построенных в 1900 г. Виктором Шретером), полностью сохранивших чудом уцелевший в огне исторический фасад. При создании Концертного зала использовались исторические достижения и современные технологии. Зал обладает прекрасной акустикой и имеет возможность трансформировать сцену в зависимости от программы каждого концертного вечера.

Мариинский-2 (Новая сцена)

В 2013 году была запущена новая сцена театра — одна из самых оснащенных театрально-концертных площадок мира. Зрительный зал с исключительной акустикой может принять до 2000 зрителей. В новом театре семь надземных и три подземных этажа. Предусмотрены главная, репетиционная и арьерсцены; репетиционные залы для балета, оперы, хора и оркестра; вспомогательные помещения для 1000 сотрудников театра; камерные площадки в фойе, где можно реализовывать просветительские проекты, ориентированные на детей и юношество; амфитеатр на крыше, служебная подземная парковка.

 

Мариинский театр начинает серию on-line трансляций и показов.

Нашли ошибку в описании Мариинский театр? Пожалуйста,
сообщите нам

История

Идейной основательницей театра считается императрица Екатерина II. По ее распоряжению была организована театральная труппа, выступавшая в помещении столичной консерватории. В 1783 г. состоялось открытие здания театра-цирка на Карусельной площади (позже сменившей название на Театральную). В результате пожара старый корпус сгорел. Новый театр было поручено возводить итальянскому зодчему Альберто Кавосу. Труппа находилась под патронатом императорской фамилии, потому получила имя супруги императора Александра II – Марии Александровны. Открытие Мариинского театра ознаменовалось премьерным показом оперы «Жизнь за царя» М.Глинки.

В конце 19 в. внутреннее пространство претерпело изменение. Архитектор В.Шретер существенно дополнил театральный комплекс помещениями с мастерскими, гримерками. Сцена была переоборудована для хореографических спектаклей. После установления власти большевиков Мариинский театр передали под опеку комиссариата просвещения. Во время Великой Отечественной войны труппа находилась в эвакуации за Уралом. В Перми артисты продолжали ставить спектакли и возвратились в Ленинград после снятия блокады. В начале 21 в. у Мариинки появились новые сцены в Петербурге и филиалы в других городах. С конца 80-х гг. художественным руководителем является дирижер В.Гергиев.

Реконструкции и первый спектакль

2 октября 1860 г. в здании Мариинского театра был дан 1-ый спектакль. Для премьеры выбрали патриотическую оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя». Она стала «визитной карточкой» прославленного питерского театра. Однако историки считают, что звание 1-ой постановки должна носить опера Дж.Паизиелло «Лунный мир».

Основное здание Мариинки подвергалось нескольким реконструкциям:

  • в 1802-1803 гг. (по проекту Тома де Томона) изменена планировка и внешний вид
  • 1968–1970 гг. (по проекту Саломеи Гельфер) увеличено левое крыло здания, изъятие хрустальных осколков, вделанных в стены, нарушило акустику зала

Возвращение исторического названия

После установления советской власти в 1917 г. название театра было упразднено. Его стали именовать Государственным. В 1919 г. коллективу присвоили звание Академического. В 30-е гг. в память С.Кирова театр был удостоен права носить его имя.

Дважды театральная труппа награждалась почетными орденами:

  • Ленина (1939)
  • Октябрьской Революции (1983)

В январе 1992 г. Ленинградский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова получил свое историческое название – Мариинский.

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР

Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла — все кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин».

Мариинский театр — один из старейших музыкальных театров России. Началом его сезонов считается 1783 год, когда по приказу императрицы Елизаветы Петровны был основан Каменный театр, в котором выступала оперно-балетная труппа Петербурга. До середины 19 века в Каменном театре проводились концерты, балы и выступления придворной труппы. В 1836 году в театре состоялась премьера оперы М. Глинки «Жизнь за царя», положившая начало классическому периоду русского оперного искусства. Позднее на месте Каменного театра была выстроена консерватория.

С Мариинским театром связаны имена таких деятелей культуры, как М. Петипа, М. Кшесинская, А. Истомина, Е. Семенова, В. Нижинский, Г. Уланова, А. Павлова, Р. Нуреев, М. Барышников, Ф. Шаляпин и многих других. Театр был свидетелем триумфов не одного поколения звезд оперы и балета. На сцене театра проходили спектакли, в которых звучала музыка выдающихся русских композиторов: А. Бородина, А. Даргомыжского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского.

После Октябрьской революции 1917 года Мариинский театр получил статус академического, а в 1935 году ему было присвоено имя С. М. Кирова. В годы Второй мировой войны театр находился в Перми, где продолжал давать представления. Некоторые артисты остались в блокадном Ленинграде: они выступали в концертах на радио и участвовали в оперных спектаклях. После окончания войны здание Мариинского театра в Санкт-Петербурге было отреставрировано, и на его сцене возобновились оперные и балетные представления. В 1992 году театру было возвращено его исконное название. До сих пор Мариинский театр находится в центре внимания всех любителей оперно-балетного искусства, являя собой образец совершенства, мастерства и вдохновения.

В репертуар Мариинского театра входят всемирно известные балетные и оперные постановки — «Щелкунчик», «Сильфида», «Жизель», «Дон Кихот», «Баядерка», «Спящая красавица», «Князь Игорь», «Аида». В театр часто приезжают с гастролями театральные труппы из других стран, привозя уникальные по красоте и зрелищности спектакли.

Доехать до станции метро «Садовая», пройти по Сенной площади к Сенному мосту и выйти на Канал грибоедова. Затем нужно идти по каналу в сторону увеличения нумерации домов до пересечения с Театральной площадью. Можно также доехать до станции метро «Невский проспект» или «Гостиный двор», дойти до ближайшей автобусной остановки на четной стороне Невского проспекта и сесть на автобус №№ 3, 22 и 27 или маршрутное такси №№ К-3, К-22 и К-312.

Сохранилась легенда, согласно которой в тот день, когда родился великий артист Вацлав Нижинский, в Мариинском театре проходили празднования с участием балетной труппы и самого императора. На торжественном вечере присутствовал польский танцовщик Томаш Нижинский, отец будущей звезды балета Вацлава Нижинского. Император объявил конкурс: кто из танцовщиков сможет выше всех прыгнуть, тому достанется серебряная чаша из рук монарха. В конкурсе победил Томаш Нижинский. Выиграв приз, он воскликнул: «Эта вещь станет талисманом моего новорожденного сына!» Действительно, Вацлав Нижинский хранил серебряную чашу всю жизнь, брал с собой на гастроли и утверждал, что именно царский подарок помог ему добиться успеха.

Мариинский театр – жемчужина Санкт-Петербурга

Образование Мариинского театра связано с историей страны. Конец XVIII века – время сближения России с Европой. Российские правители перенимали многое из европейского быта и культуры, в том числе и театр.

История возникновения

В 1783 году Екатерина II учредила театральную труппу для представления драматических и оперных спектаклей в открытом на Карусельной площади Петербурга Большом Каменном театре.

В здании, отвечающем веянию моды и техническим требованиям, выступали иностранные актеры, приглашенные императрицей из Италии, свои представления российская труппа ставила редко.

Супруга императора Александра II, Мария Александровна, слыла покровительницей изящных искусств. Певцы и хореографы ее личной труппы давали представления в Театре-цирке, который находился напротив Большого Каменного театра.

В 1859 году на месте сгоревшего Театра-цирка итальянский зодчий Альберт Кавос построил новый театр, названный Мариинским в честь Марии Александровны. В короткие сроки театр, основу которого составляла личная труппа супруги императора, стал популярным.

В 1886 году на месте Большого Каменного театра построили консерваторию, и все спектакли, проходившие там, перенесли в Мариинский театр, который открыл первый театральный сезон оперой «Жизнь царя».

На сцене театра блистали знаменитые солисты: Федор Стравинский, Медея и Николай Фигнеры, Мария Славина и Леонид Собинов, Федор Шаляпин и Софья Преображенская, Матильда Кшесинская и Рудольф Нуреев. Декорации создавали Константин Коровин, Александр Бенуа, Александр Головин.

Архитектура и стиль театра

Здание Мариинского театра, построенное в стиле неоклассицизма, впечатляет красотой и многофигурным силуэтом, расположено на Театральной площади. В 1885 году архитектор Виктор Шретер добавил к левому крылу здания трехэтажный корпус для мастерских, репетиционных залов и гримерок.

Главный фасад стал монументальней, под самой кровлей появился новый зал. Над куполом – башенка, которая маскирует вентиляционную трубу.

Внутреннее обустройство главного здания

Зрительный зал Мариинского театра – один из самых красивых в мире. Первоначальное убранство сохранено до наших дней. Мягкое сияние позолоты, лепные украшения и скульптуры, обивка и драпировка в цвете морской волны создают лирический колорит в помещении.

Восстановлен декор Царской ложи: некогда ее украшала монограмма, живописно сочетавшая первые буквы имён царя Александра II и его супруги. В советское время здесь сияла эмблема из серпа и молота. В 90-е годы XX века императорская монограмма ложи возвращена на прежнее место.

Интересный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создал в 1914 году художник Александр Головин. Соединив технику живописи и аппликации, художник оформил рисунок занавеса, который повторяет узор платья императрицы Марии Александровны.

Трехъярусная бронзовая люстра весом 2,5 тонны, созданная в 1860 году, состоящая из 230 лампочек и 2300 хрустальных подвесок, дает необыкновенно яркий свет. Каждый год ее опускают вниз, чтобы почистить хрусталь и сменить перегоревшие лампы.

Потолок зрительного зала украшает живописный плафон, на котором итальянский живописец Дузи изобразил 12 танцующих нимф в окружении амуров, а по кругу разместил 12 медальонов с портретами русских драматургов.

Зал Александра Головина, обустроенный под кровлей театра, носит имя русского живописца конца XIX века, здесь создаются декорации к операм и балетам

Оркестровая яма с поднимающимся и опускающимся потолком во время реставрации в 1970 году удивила тем, что под полом нашли груду хрустальных осколков. Обескураженные реставраторы выбросили находку. Позднее оказалось, что 200 лет назад архитекторы использовали битый хрусталь для улучшения акустики зала.

Колокол, обитающий за сценой 200 лет и названный актером театра, звучит во время опер «Борис Годунов» и «Хованщина». В годы борьбы с религией его сняли с церкви и утопили в Крюковом канале. Позднее колокол подняли со дна и подарили театру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector