Современные технологии развития связной речи у дошкольников

Диалог и монолог в связной речи дошкольников

Овладение языком реализуется через две основные речевые формы: диалогическую и монологическую.

Диалогическая речь в развитии ребенка первична. Детский словарь состоит из небольшого количества слов, а предложения имеют простейшую структуру. Дошкольник учится выражать просьбу тому, с кем у него протекает совместная деятельность, учится отвечать на вопросы, задавать их и воспринимать ответы.

На первых порах для многих детей и простое обращение кажется непосильным. Взрослый демонстрирует ребенку образец, как обратиться с просьбой к сверстнику, а потом побуждает его повторить. Чтобы вовлечь дошкольника в диалог, взрослый задает ему вопросы, просит рассказать о повседневных событиях (где был, что видел и пр.). Благодаря репликам собеседника у маленького рассказчика складывается связное описание.

Увлекательный диалог

С взрослением ребенка диалоги становятся более длительными и логически связанными. Разговаривая с дошкольником, взрослый расспрашивает у него о впечатлениях, о качествах предметов или явлений, тренирует умение давать развернутые ответы, соблюдать последовательность реплик. Подобную практику старшие дошкольники применяют в общении со сверстниками.

Монологическая речь представляет собой более объемное и длительное высказывание, нежели реплика диалога. Монолог подчинен логике, развернуто выражает мысль или мнение одного человека. Он может приобретать вид рассказа о каких-то событиях. Может описывать явления или предметы. Часто звучит как рассуждение или убеждение.

Значимость монологической речи для дошкольника заключается в том, что ребенок учится придерживаться выбранной темы и логично выстраивать свое высказывание. В монологе присутствует «связность мыслей», которая обеспечивает связность речи.

Дошкольники начинают использовать монолог, как только увлекаются игрой. Девочкам нравится назидательно выговаривать своим куклам, воображая воспитательные моменты. Мальчики могут длительно играться с машинкой и при этом озвучивать свои действия, беседовать с воображаемыми попутчиками, инспекторами дорожного движения и пр. Такие простейшие монологи способствуют формированию связной речи.

Обучение в группах

Занятия по логопедии нужно проводить в небольших группах, численность которых не превышает шести человек. Достаточно будет до трех занятий в неделю, каждое из которых будет длиться не больше 30 минут. Наиболее подходящее время для занятий – утро

При этом важно старательно соблюдать рекомендации, касающиеся методики образования дошкольников с общими нарушениями речи

В подготовительную работу включаются следующие направления: развитие лексического запаса и знаний в области грамматического строя речи, формирование способности составления разных по своей структуре предложений, развитие коммуникативных навыков, которые бы позволили детям полноценно обмениваться информацией с педагогом на занятиях.

Подготовительный этап носит следующие задачи:

  • формирование способности воспринимать и понимать речь других людей;
  • развитие установки как можно активнее использовать фразовую речь, отвечая на вопросы педагогов, развитие способности составлять развернутые ответы на вопросы;
  • развитие способности с помощью речи передавать основное содержание картинок-рассказов;
  • обучение лексическим языковым средствам, которые нужны для продуцирования грамматически верных высказываний;
  • усвоение простых моделей составления фраз, которые передают собственные представления и восприятие; развитие психических процессов, связанных с формированием фразовых высказываний; обучение приведению в соответствие высказывания с темой разговора.

Все эти задачи должны осуществляться во время проведения занятий по логопедии с помощью специальных упражнений, во время которых дети составляют речевые фразы на основе продемонстрируемых действий, сюжетных картинок. Для этого специально выбираются подходящие игры и упражнения, которые также учат детей описывать вещи.

Стимулирование речевой активности

Для речевой активности детей предъявляются следующие требования:

  1. Речь должна быть осмысленной. Ребенок должен хорошо понимать, о чем он говорит.
  2. Мысли передаются полностью, нет существительных, которые бы нарушали логику изложения. Отсутствуют также и пропуски.
  3. Речь последовательна.
  4. Словарь используется широко, в речи слышны антонимы и синонимы и другие лексические единицы.
  5. Речь подчиняется ритму, в ней отсутствуют долгие паузы.

Речь должна соответствовать правилам культуры изложения:

  1. Ребенок во время высказываний должен занимать спокойную и правильную позу, уметь обращаться к слушателям.
  2. Его речь должна быть выразительной интонационно.
  3. Она должна быть достаточно громкой.
  4. Произношение должно быть отчетливым.

Во время занятий можно использовать такие приемы, как:

  • оценивание речевой активности;
  • демонстрация наглядных пособий.

Мы стараемся находить такие сочетания разных приемов, которые были бы наиболее эффективными, чтобы повысить самостоятельность и инициативность в речи у дошкольников.

То, какие приемы используются для достижения этих целей, а также сам их выбор постоянно меняется по мере перехода на следующий этап обучения. Ведь на каждом этапе ставятся новые задачи. Также меняется и степень подготовки у самих детей, их активность и способность проявлять самостоятельность.

Главное внимание нужно уделить тому, чтобы определить уровень понимания детьми обогащенной речи. Могут ли они дифференцировать разные словесные категории: могут ли они отделять прилагательные от существительных, а также глаголы

Могут ли они дифференцировать разные словесные категории: могут ли они отделять прилагательные от существительных, а также глаголы.

Способны ли дети называть слова по вопросу, менять начальные словесные формы.

Задачи логопедических занятий

Педагоги в логопедической группе должны стараться выполнить следующие задачи:

  • развивать каждый речевой компонент;
  • развивать интерес к той деятельности, которая предлагается ребенку;
  • приобщать ребенка к познавательному процессу;
  • развивать разные представления у детей;
  • пополнять запас знаний дошкольников по окружающему миру.

Проектная деятельность позволяет максимально интегрировать несколько приемов в одно занятие. Логопед может проводить логопедические занятия и включать в них маленькие эпизоды деятельности разного вида. Воспитатели же могут интегрировать те или иные типы деятельности в свои занятия.

У дошкольников развиваются познавательные способности. Задания и вопросы от учителя заставляют дошкольников более активно использовать свой речевой опыт. Они начинают применять этот опыт в реальной жизни, а также в нестандартных для себя ситуациях.

Цели и задачи логопедических занятий

Проводя занятия, которые обучают рассказыванию, нужно преследовать следующие цели:

закрепить навык общения, важно развивать коммуникационные функции;
учить строить монологи;
побуждать осуществлять самоконтроль во время построения высказываний;
активизировать их психические процессы для речевой активности.

Для того, чтобы научить связно и развернуто излагать свои мысли, нужно добиться следующих задач:

  • помочь усвоить правила построения речевых высказываний. Дети должны соблюдать тему, последовательность, передавать логическую связь, каждый отдельных эпизод должен иметь завершенность и соответствовать общей теме сообщения;
  • научить планировать свою дальнейшую речевую деятельность, выделять главный мысли;
  • научить грамматически оформлять свою речь в соответствии с правила русского языка.

Виды связной речи

Связная речь используется в двух формах — в монологических и диалогических высказываниях.

Диалог и монолог в связной речи дошкольников

При диалогической речи надо уметь четко задавать вопросы, чтобы побудить собеседника отреагировать развернутым ответом, восклицанием или междометьем.

Если предмет разговора интересен собеседнику, тогда и он подает в ответ реплику, чтобы поддержать и продолжить диалог. Возможны при диалоге споры, дискуссии, отстаивание своей точки зрения.

Монологическая речь исходит от одного лица. Предмет разговора должен быть понятен, а рассказ был связным, логически выстроенным, с нужными деталями и эмоционально окрашено. Или монолог рискует превратиться в монотонное изложение.

В бытовом общении встречается крайне редко, но дошкольника необходимо учить этим навыкам. Монологи бывают повествовательными: простой рассказ о последовательности событий, обычно с глаголами и прилагательными).

У монолога-рассуждения присутствуют причинно-следственные связи, изъяснительные конструкции и пр. Монологи-исповеди представляет симбиоз повествования и рассуждения). Внутренний монолог — ежедневное размышление, которое человек строит у себя в мыслях.

Монолог — организационная речь. Человеку, для грамотного изложения необходимо построить в голове примерный план своего повествования. А в профессиях,как лектор, учитель планы излагаются на бумаги или в цифровом формате.

Речь дошкольника, как правило, стихийна и ситуативна. Она не планируется, а формируется по ходу высказывания, находится под действием и под влиянием коммуникативных связей между членов социума, от тематической направленности разговора, от степени вовлеченности в предмет разговора.

Формирование связной речи у детей по картинкам

Ряд исследований подробно описали методику, с помощью которой можно обучать составлять речевые высказывания на основании показанных действий.

Далее эти отдельные предложения объединяются к небольшой рассказ. Причем упражнения для составления фраз на основе картинок также проводятся в соответствии с разными методическими рекомендациями.

Проводя занятия с детьми, страдающими расстройствами речи, можно придерживаться следующей методики.

Для выполнения упражнений подбирается два типа картинок:

  • изображения, на которых легко определить субъект и совершаемое им действие;
  • изображение, на котором находится один или несколько героев, а также понятно, где именно происходит событие.

По таким картинкам дошкольники могут поупражняться последовательно придумывать упражнения, имеющие разную семантическую и синтаксическую структуру. Нужно задавать определенные вопросы к картинкам и предоставлять образцы ответов.

Когда дети научились строить предложения на основании одной ситуационной картинки, их можно обучать составлять рассказы на основании нескольких картинок. Подготовительная работа должна помогать детям развивать способность отвечать на заданные вопросы развернуто и полно.

Для этого детей обучают определенному типу структуры ответа, который включает в себя опорные элементы, взятые из вопроса.

Методы обучения связному высказыванию

Эти занятия должны включать в себя также разные методы традиционного и нетрадиционного характера. Главное – это стимулировать речевую активность дошкольников и развивать ее.

Если в занятия включить разные типы деятельности, можно достичь высокого уровня результативности, работая с дошкольниками, у которых обнаруживаются речевые нарушения. В итоге результаты получаются стабильно.

Вот какие приемы по развитию связности в речи можно использовать:

  • беседа с дошкольником с применением ярких иллюстраций, разнообразных интонаций, жестов и мимики.
  • чтение сказок и других произведений литературного искусства.

Воспитатель может задавать ребенку вопросы о том, что было написано в прочитанной сказке. Так можно понять, понял ли ребенок причинно-следственные связи в произведении.

  1. Видит ли он, почему произошло событие?
  2. Замечает ли он, кто виноват в произошедшем?
  3. Может ли ребенок дать оценочную характеристику действиям героев?

То, что ребенок умеет пересказывать рассказ своими словами, свидетельствует о понимании его смысла.

Есть разные темы, которые можно обсуждать: это экскурсии и книги. Также можно поговорить о мультфильмах и кино. Беседы можно проводить и по картинкам. Дошкольника нужно научить слушать собеседников, не перебивать их.

Также нужно учить следить за ходом чужой мысли. Во время разговора взрослый может постепенно увеличивать сложность вопросов. Начинать нужно с более конкретных вопросов.

Постепенно их можно усложнять. Это позволяет незаметно для дошкольника переходить к монологической речи. Вот пример, как можно усложнять беседу с ребенком.

Какие животные изображены здесь?Лисица, медвежонок и волк.Что ты можешь рассказать о волке?Он злой. Серого цвета. Бегает в лесу. А ночью волки воют на луну.А ты можешь рассказать что-нибудь о медвежонке?Медведи большие. Они живут в берлогах. У них коричневый цвет.А что ты можешь рассказать мне о лисице?Лисичка всегда хитрит. У нее рыжий цвет и красивый хвост.Ты где-нибудь видел этих животных в жизни?Да, я видел их в зоопарке.А какие сказки ты знаешь про этих зверей?

Развитие связной речи с опорой на картинки

Чтобы связная речь формировалась более эффективно, педагоги активно используют картинки и иллюстрации. Дети составляют описательные рассказы, а им предлагают алгоритм. Учат выделять существенные признаки предмета или основной его части (Девочка с косичками, на которых яркие бантики.

Подробная характеристика цвета волос, бантиков и т.д.) Предлагает синонимы, сравнения и речевые обороты, которые более точно опишут картинку.

В итоге получается грамотный рассказ-описание. Здесь важна умственная работа дошкольника. Ведь необходимо сначала выделить самое главное , наделить признаками и свойствами, вспомнить что-то из личного опыта о таком же предмете.

Педагогу необходимо показать пример от своего лица, от лица игрушки, которая пришла в гости к детям. Деятельность со взрослым, и групповая детей друг с другом только приветствуется.

Связность монологической и диалогической речи

Связной может быть как монологическая, так и диалогическая речь. У каждой из них есть особенность.

Диалогическая речь обычно наполнена односложными и неполными ответами. Предложения человека неполные. Он часто использует междометия и восклицания. Его речь яркая и выразительная. Также он активно работает мимикой и жестами. Чтобы речь была диалогической, нужно уметь правильно задавать и формулировать свои вопросы.

Также нужно подавать необходимые реплики, исправлять и дополнять собеседников. Диалог – это еще и умение спорить и рассуждать. Нужно мотивированно отстаивать свою позицию.

Монолог – это речь, которую произносит один человек. Монолог подразумевает развернутое изложение мыслей. Отдельные звенья повествования должны быть взаимосвязанные и четкие. Нужно уметь сосредотачивать свои мысли на главном. Не стоит увлекаться мелкими деталями

При этом важно говорить эмоционально и живо

Каждого дошкольника нужно учить выражать свои мысли грамотно и содержательно. Ребенок должен уметь говорить последовательно и связно. Более того, речь детей должна быть выразительной и живой.

Связная речь – это продолжение мыслительного процесса. В ней выражена логика мышления детей, его способность мыслить и воспринимать услышанное. Также ребенок учится выражать мысли логически четко и правильно. Если дошкольник способен строить свои высказывания, можно судить о том, каков уровень развития его речи.

Способность рассказывать – это большая помощь в развитии ребенка. Ведь дошкольник приобретает возможность общаться с другими, он перестает быть молчаливым, меньше стесняется. Также это формирует уверенность в его силах.

Речевое развитие дошкольников заключается в том, что нужно целенаправленно развивать не только правильную, но и хорошую устную речь, которая возможна, учитывая особенности, связанные с возрастом и состоянием здоровья.

Основная задача связной речи – это коммуникации. Они осуществляются либо через диалоги, либо через монологи. Это две разных формы, у каждой из которых есть своя особенность, что и определяет применяемые методики их развития.

Формирование обоих видов речи очень важно для развития дошкольника и его речи. Это оказывает важную роль для всей системы формирования речевой активности детей

Связная речь основывается на всех способностях детей в изучении родного языка, его звукового строя и лексического запаса.

Приемы для развития связной речи дошкольников

У взрослеющего ребенка появляются внутренние мотивы лучше и глубже освоить родной язык. Дошкольника многое интересует, появляется желание больше спрашивать и рассказывать. Возникает потребность воздействовать на собеседника, высказывать свое мнение, спорить.

Это значит, что актуальность развития связной речи дошкольников подкрепляется благодатными условиями — взрослый предлагает помощь ребенку научиться говорить логично и понятно, на что встречает живой отклик.

Существуют проверенные методы и приемы, стимулирующие развитие речи в дошкольном возрасте. К ним относятся:

  • пересказ;
  • рассказы с опорой на картинки;
  • сочинение сказок и историй.

Обучение дошкольников пересказу

Казалось бы, пересказ – это самая простая речевая тренировка. Не нужно ничего придумывать, а только вспоминать, о чем говорится в тексте, и передавать своими словами. Но слов-то в запасе у дошкольника не так и много!

Читаем, пересказываем…

Детская литература написана доступным языком, но обязательно перекрывает словарный запас ребенка. Следовательно, чтобы передать содержание, детям, наряду с известными словами, нужно использовать новые понятия.

Еще сложнее придерживаться того хода событий, который представлен в сюжете. От дошкольника требуется умение осмыслить, что и как происходит с главными героями, чтобы связно все рассказать.

Решать задачу, как научить ребенка пересказывать текст, удобно в такой последовательности:

Прочитать интересную историю или сказку.
Уточнить впечатления ребенка (понравилась или нет, какие герои или события заинтересовали).
Обратить внимание на новые понятия, проговорить их вместе.
Предложить дошкольнику рассказать эту сказку, историю (подавать в игровой форме, а не как задание пересказать).
«Помнишь, как все начиналось?» — прочитать первые строки. Как правило, маленький слушатель скоро перебивает и начинает передавать содержание.
Взрослый постоянно поддерживает рассказчика, побуждает продолжить подсказками: «Что было дальше?», «Куда они направились?», «А как в это время?..» и пр.
Завершив пересказ, похвалить ребенка и обратить внимание на мораль, которая обязательно содержится в детских рассказах: хорошо ли поступил тот или иной герой.. Предложенный порядок в обучении пересказу стоит применять, когда формирование связной речи у детей дошкольного возраста только начинается

Старшие дошкольники осиливают самостоятельные пересказы, если предварительно составить план, о чем будет повествоваться. Для рассказа по плану необходимо выделить несколько ключевых событий в общей сюжетной линии

Предложенный порядок в обучении пересказу стоит применять, когда формирование связной речи у детей дошкольного возраста только начинается. Старшие дошкольники осиливают самостоятельные пересказы, если предварительно составить план, о чем будет повествоваться. Для рассказа по плану необходимо выделить несколько ключевых событий в общей сюжетной линии.

Развитие связной речи с опорой на картинки

Успешно тренируется навык связных высказываний с применением наглядного материала. Это могут быть единичные картинки, а также серия изображений, которые отражают развитие сюжета.

Дошкольника просят рассказать:

  • Что изображено на картинке.
  • Какие события произошли раньше.
  • Как дальше будет развиваться ситуация.

Применяя картинки, следует учитывать, что старшие дошкольники увлеченно фантазируют, используют развернутые объяснения, опираясь на образы. Но наличие картинок повышает ситуативность речи у младших дошкольников — вместо описания они могут указывать на изображенные детали.

Что называют связной речью дошколят?

Связной речью называют умение высказывать свои мысли в правильной последовательности, без спешки, не отвлекаясь на сторонние детали и используя при этом живую интонацию. Различают два главных вида связной речи – монологический и диалогический. Под первым видом подразумевают образную, эмоциональную речь, при этом она должна быть связной, осмысленной, отвлечение на посторонние детали недопустимо.

В диалогической речи детьми используются односложные предложения, наполненные интонациями и междометиями. Ребенок, вступая с собеседником в диалог, должен научиться быстро формулировать вопросы и отвечать, если они были поставлены ему. При этом речь малыша должна быть четкой и по делу.

Развитие связной речи будет успешным, если обучение производится целенаправленно. И этот момент считается главным в плане подготовки дошкольника к школе. Поэтому развитие диалога и монолога у детей входит в программу ДОУ. Но это не означает, что занятий в д/с будет достаточно: работа по формированию связности речи должна проводиться в домашних условиях тоже.

Как происходит формирование связной речи у ребенка?

Работая над связностью речью, преследуют следующую последовательность в занятиях:

  • работают над пониманием связной речи;
  • воспитывают диалогическую связную речь;
  • воспитывают монологическую связную речь.

Для процесса развития связности речи используют различные методы, что направлены не только на логически правильное изложение своих мыслей, но и на пополнение словаря. Основными средствами являются сказки и прочая литература, дидактические игры, театрализованные действия

Важно, чтобы занятия соответствовали возрасту ребенка. При этом может использоваться как один вид деятельности, так и несколько

Формирование связной речи у дошколят проходит несколько этапов.

Возраст от рождения до года. В младенческом возрасте происходит ознакомление малыша со звуками. В первые недели после рождения младенец слушает речь близких, при этом у него формируется пассивный словарь из звуков. Малыш же впервые издает крики, кряхтит. Спустя некоторое время появляется лепет из произвольных звуков

В этот период важно заниматься с ребенком: показывать разные предметы, рассказывать, какие звуки они издают (например, часики – тик-так, машинка – бр-р-р, коровка – му-у-у), проговаривать их названия, описывать характеристики. Со временем новорожденный начнет реагировать на название знакомых предметов, будет искать их взглядом

При нормальном развитии к году малыш начинает выговаривать отдельные слоги, простые слова, типа «мама», «папа», «ляля» и т.д.
Предшкольный этап, возраст 1-3 года. В речи малыша присутствуют простые слова, которыми он чаще всего обозначает предметы, действия, желания (например, слово «дай» — его ребенок говорит, когда просит игрушку, хочет кушать, одеться, поэтому понять его могут лишь близкие люди). Спустя некоторое время малыш начинает проговаривать простые предложения, теперь он может выражать свои мысли точнее. К концу этого возрастного периода в своей речи ребенок употребляет предлоги, согласовывает слова по падежам и роду.
Дошкольный этап, возраст 3-7 лет. В этом возрасте формируется сознание ребенка, он становится полноценной личностью, и понимает это. К концу этого возрастного периода у ребенка вырабатывается правильная, четкая, осмысленная речь, его речевой аппарат уже сформирован окончательно. Дошкольник грамотно строит сложные предложения, его словарный запас постоянно пополняется новыми словами.
Школьный этап, возраст 7-17 лет. Главное отличие развития речи в этом возрасте – ее сознательное усвоение. Школьники осваивают звуковой анализ, грамматические правила, по которым принято строить высказывания. Развивается и совершенствуется письменная речь.

Четких границ между описанными этапами не существует. Каждый из них постепенно перетекает в следующий и зависит от общего умственного и психо-физического развития ребенка.  

Формирование диалогических высказываний

Диалогическая речь формируется во время занятий по логопедии, на которых уделяется внимание развитию грамматических и лексических языковых средств. Также для этого проводят различные виды воспитательной работы

Организовывают игры, проводятся беседы, водят на экскурсии или просто прогулки.

Монологическая же речь формируется на занятиях, которые посвящены связной речи. Также проводятся специальные занятия, на которых изучается родной язык. Также проводятся практические занятия.

Исходя из имеющихся методических рекомендаций, касающихся развития связной детской речи, проводимую работу нужно адаптировать, учитывая имеющиеся речевые нарушения и отклонения в психическом развитии.

Типы пересказов

Существуют и другие типы пересказов:

  1. Выборочный. Ребенок может пересказать только фрагмент услышанного текста.
  2. Краткий. Можно предложить ребенку опустить несущественные детали, которые не исказят суть всего рассказа. При этом нужно коротко передать содержание.
  3. Творческий. Дошкольник может дополнить информацию чем-то своим, проявив при этом немного фантазии. Чаще всего дети с удовольствием придумывают для рассказов альтернативное начало или конец.
  4. Без наглядной опоры.

Оценивая качество детских пересказов, нужно учитывать:

  • насколько полно ребенок передал сюжет;
  • были ли изложены события последовательно, использовал ли ребенок причинно-следственную связь;
  • старался ли ребенок во время пересказа использовать авторские слова или выражения, но при этом говорил ли он своими словами, чтобы понять осмысленность пересказа;
  • правильно ли ребенок строит предложения и употребляет их;
  • отсутствуют ли в его речи длительные паузы из-за сложностей в подборе слов.

Периоды обучения связной речи

Первый год обучения состоит из трех периодов.

  1. Первый период происходит на третьем году жизни. Малыш должен уметь составлять простые предложения, отвечая на вопросы. Также он должен составлять высказывания на основе картинок. А сюжетные картинки помогают ему составлять небольшие рассказы.
  2. Второй период характерен тем, что нужно усовершенствовать способность вести диалог. Также в этот период обучают описывать предметы. Продолжается развитие навыков составления рассказа по серии картинок. Дошкольники практикуются в описательных рассказах и пересказах.
  3. Третий период характерен тем, что наряду со всеми предыдущими упражнениями, дети учатся составлять рассказ по теме. На первых порах можно просто попросить их придумывать конец для знакомого рассказа, дополнять его эпизодами.

Главная цель – это помочь сформировать навыки связных высказываний.

Второй год обучения характеризуется тем, что педагоги и дальше развивают связную речь. Много времени уделяется закреплению способности связно пересказывать известные произведения

Также много внимание уделяется составлению сложных сказок и рассказов. Также обучают придумывать устные сочинения, основанные на собственном жизненном опыте

Обучение во взаимодействии

Для того чтобы развить речевые навыки, нужно учить детей проявлять инициативу в том, чтобы вступать в контакт, вести разговор на определенную тему, принимать во время диалога активное участие.

Также детей обучают тому, чтобы принимать активное участие в коллективных разговорах, учиться воспринимать эти разговоры, правильно включаться в них.

Выполняя эти задания, дети стараются находить выражения и слова, которые бы лучше всего отражали сущность рассматриваемых предметов в составе предложения.

Если дети будут регулярно выполнять эти упражнения, подбирать эпитеты, учиться сравнивать, находить рифмы, работать с синонимами, то это позволит им лучше усвоить средства, с помощью которых речь можно сделать выразительной. Также это тренирует имеющиеся речевые навыки, которые затем можно использовать в собственных рассказах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector