Теория свободного воспитания ж. ж. руссо — концепция, сущность и принципы

Литература

Если в процессе воспитания возникли трудности, родители не должны пускать ситуацию на самотёк. Во-первых, не нужно стесняться просить помощи у профессионала — любую проблему поможет решить семейный или детский психолог или психотерапевт. Во-вторых, есть тематические, очень интересные книги, которые наверняка поведают много нового о детской психике. Что можно посоветовать из литературы по данному вопросу:

  1. Г. П. Шалаева и О. Г. Сазонова «Правила поведения для воспитанных детей».
  2. М. Ибука «После трёх уже поздно».
  3. О. Маховская «100 ошибок воспитания, которых легко избежать».
  4. Ю. Гиппенрейтер «Самая важная книга для родителей».
  5. Е. Белонощенко «Рождённые с характером» и др.

Настольной книгой также должна стать Конституция той страны, в которой проживает семья. Например, в РФ обязанности родителей по воспитанию закреплены на законодательном уровне. Они содержатся в статье 44 Федерального Закона «Об образовании в РФ». Дата — 29.12.2012. Искать под номером 273-ФЗ. Последняя обновлённая редакция — от 01.05.2019.

Точно так же и ответственность родителей за воспитание детей прописана на законодательном уровне в «Кодексе РФ об административных правонарушениях». Дата — 30.12.2001. Искать под номером 195-ФЗ. Последняя обновлённая редакция — от 29.05.2019.

Какого бы ребёнка вы не хотели воспитать, главное — делать это без криков и наказаний. Только уважая и любя его, возможно вырастить полноценную, самодостаточную, уверенную в себе личность.

Вам также может быть интересно:

Особенности теории свободного и естественного воспитания

Руссо был уверен, что контакт с природой является главным фактором в формировании полноценной личности. Благодаря ему ребёнок развивает свои чувства и способности

И для неразрывности связи с живой природой важно проживать вблизи леса или озёра

В таком случае отпадает необходимость наказаний. Ведь нет границ, которым необходимо следовать. А соответственно и соблазна их нарушить.

На смену наказаниям приходит возможность самостоятельно вынести урок при возникновении последствий. Руссо считал, что, таким образом, ребёнок способен ассимилировать опыт. А также нести ответственность за совершённые действия. Ведь в таком случае возникает не страх наказания, а понимание того, чем грозит неверный поступок.

Естественное воспитание Руссо подразумевает индивидуальность каждого ребёнка. Направленность интереса, его возможности и ресурсы. Руссо учитывал эти нюансы. Поэтому считал, что за слабым и беспомощным малышом должен быть закреплён наставник. На которого в любой момент можно опереться и получить поддержку и защиту.

Очень много внимания уделял физическому воспитанию. Благодаря которому каждый мог совершенствовать свой организм. И если с умственным и духовным развитием предлагал не спешить, то физическое должно было присутствовать ежедневно.

Похвала ребенка – как это делать правильно?

Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.

Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать. Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса

Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности

Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.

А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал. Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли, принесет какой-то позитивный результат, для развития ребенка. Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.

Совет №7 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими. Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих. Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.

Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.

Полезный совет напоследок

Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.

Похвала должна быть за конкретный поступок, за достижения ребенка, а не за личностные качества ребенка. В противном случае можно сформировать завышенную самооценку и высокое самомнение. Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к появлению неврозов и истероидных черт характера.

Классификация социально- педагогических технологий.

Классификация (от лат. classis — категория, класс + facio — делать) — это система родственных понятий (классов, объектов) какой-либо области знаний или человеческой деятельности, используемая как средство установления связей между этими понятиями или классами объектов.

Роль классификации в познании заключается в том, что она позволяет нам систематизировать изучаемые объекты по определенному признаку, учитывая качественные характеристики каждого из них.

Современной науке известно множество социально-педагогических технологий, но их классификация еще не разработана. В то же время классификация необходима потому, что:

  • позволяет классифицировать социально-педагогические технологии по определенным критериям, что упрощает их выбор и практическое применение;
  • показывает, какие социально-педагогические технологии доступны для каких категорий объектов и для каких условий практического применения, а какие недоступны или их выбор ограничен;
  • Способствует созданию банка социально-педагогических технологий с учетом их специфических особенностей.

По мнению М.А. Галагузовой и Л.В. Мардахаева, формирование такой базы данных очень актуально. Такая база данных позволит объединить и систематизировать существующие и апробированные социально-педагогические технологии, что позволит специалисту сразу выбрать оптимальный вариант технологии для практического применения и, при необходимости, внести в нее определенные коррективы, а также предложить новую технологию для решения конкретной социально-педагогической проблемы. Исследователю такой банк технологий поможет выявить те аспекты развития и совершенствования социально-образовательных технологий, которые требуют изучения и научного обоснования. Банк технологий полезен и для неопытного специалиста, так как позволяет ему использовать в типичных ситуациях уже проверенный опытом способ деятельности.

Применение компьютерных тестовых (диагностических) технологий создает качественно новые возможности для формирования банка стандартных технологий, выбора из них наиболее оптимальных, с учетом конкретной ситуации.

Для того чтобы разработать классификацию социально-педагогических технологий, необходимо сначала определить их причины и критерии.

Основаниями классификации являются качественные признаки, позволяющие систематизировать технологии с точки зрения решения основных проблем объекта, с учетом целей технологий и особенностей их практического применения. Обобщение практического опыта по выявлению основных целей социальных педагогов в их профессиональной деятельности, а также способов их достижения, позволяет выделить основные основания для классификации социально-педагогических технологий. Они могут включать в себя:

  • Тип социально-педагогической технологии;
  • цель социально-педагогической технологии;
  • объект применения;
  • Предмет заявки;
  • Место применения;
  • Метод реализации.

В соответствии с выбранным обоснованием необходимо определить критерии, по которым может быть осуществлена систематизация и классификация социально-педагогических технологий. Тип технологии. Критерий на этой основе направлен на выявление типа социально-педагогической технологии, который определяется ее природой. Таким образом, тип технологии является основным критерием, позволяющим различать общие и частные технологии.

Общие технологии направлены на общий цикл социально-педагогической работы с клиентом по выявлению его социально-педагогической проблемы и ее решению.

Частные технологии направлены на решение конкретной частной цели или задачи.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Средства эстетического воспитания
  2. Лингводидактический потенциал внеурочного мероприятия с точки зрения межкультурного подхода
  3. Образовательные программы начальной школы
  4. Система профессионального педагогического образования. Цели многоуровневой профессиональной подготовки
  5. Воспитание в первобытном обществе
  6. Требования к учебникам
  7. Семья как фактор воспитания
  8. Методы этнопедагогики
  9. Методологические аспекты в педагогике
  10. Олигофренопедагогика

Общие рекомендации родителям

Несмотря на то, что в разное время в разных странах и цивилизациях существовали специфические подходы к тому, как воспитывать детей, есть несколько общих постулатов, о которых должен постоянно помнить каждый, кто принимает участие в развитии детской личности.

Хотите воспитать в ребёнке самостоятельность — давайте ему хоть немного свободы. В 3 года пусть сам попробует завязать шнурки и надеть шапку, а в 15 — приготовить семейный ужин или трудоустроиться летом, чтобы заработать себе на телефон. Гиперопека и чрезмерный тотальный контроль в данном вопросе чреват формированием зависимой и не приспособленной к жизни личности.

Хотите воспитать его уверенным в себе — чаще напоминайте о том, насколько он самодостаточный. Подчёркивайте достоинства, хвалите за малейшие достижения. Но при этом с детства учите правильно воспринимать критику в свой адрес. Это позволит избежать внутренних комплексов и поможет добиваться намеченных целей. При этом не забывайте работать над собой. Если мама постоянно вслух говорит о том, какая она толстая и как у неё всё плохо, не стоит ждать от детей самоуверенности и успешности.

Хотите воспитать лидером — прививайте с раннего детства организаторские способности:

  • учите формулировать собственное мнение по поводу просмотренного мультфильма, прочитанной книги, совершённого поступка;
  • обучайте ораторскому искусство;
  • доверьте выполнение домашних обязанностей;
  • сделайте ответственным за конкретное мероприятие;
  • помогите найти увлечение, хобби, через которое он сможет раскрыть свой творческий потенциал;
  • обеспечьте полноценное общение со сверстниками;
  • обсуждайте и анализируйте каждую неудачу.

Если хотите воспитать в ребёнке лидерские качества — начинайте с самого раннего детства, иначе потом будет поздно.

Педагогика Л.Н.Толстого

“Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам — он совершенный учитель». Л.Н.Толстой

Нет такого человека, который не был знаком с творчеством Л.Н.Толстого. Но не все знают что Лев Николаевич был еще замечательным педагогом, который смотрел на обучение ребёнка исходя из его личности, что противоречило принципам воспитания того времени.

На протяжении всей жизни Лев Николаевич изучал педагогические вопросы. Многие его мысли отражены в его сочинениях, в которых каждый из читателей сможет почерпнуть для себя новые идеи, что-то заставит задуматься.

09 сентября 1828 — 20 ноября 1910 Один из самых известных писателей и философов в мире.

Школа в ясной поляне

В 1859 году Лев Николаевич Толстой открыл Яснополянскую школу для детей крестьян. Обучение проводилось по системе писателя. Просуществовала школа не долго, всего 3 года, несмотря на это она стала известна.

Лев Николаевич преподавал математику, физику, историю, разбирал сочинения и рассказы учеников. В школе было еще 4 учителя.Также в школе изучали естествознание, русский язык, этику, пение, рисование, гимнастику, религиозное учение, столярное дело и сельскохозяйственный труд.

Исходя из своего опыта, и опыта работавших в школе учителей издавался педагогический журнал «Ясная Поляна».

Принципы воспитания и главная идея

Главной идей педагогики Л.Н.Толстого является – свободное, естественное воспитание. Главные ценности – духовность, гуманность и любовь.

Принципы:

1. Сознательности и активности. Дети должны понимать смысл и значимость обучения.

2. Связь с жизнью. В учебный процесс обязательно нужно включать материал из истории народа, его быта, природе родного края, страны с помощью рассказов, сказок, басен,

3. Доступность обучения. Обучение должно быть понятным и занимательным, сложный материал должен объясняться в доступной форме.

4. Прочность усвоенных знаний. Этот принцип связан с первым. Ребёнок должен уметь объединять части разных знаний в целое, устанавливать причинно-следственные связи.

5. Природосообразность. Все дети имеют от природы стремление к новым знаниям, а задача учителя помочь им в этом.

Условия воспитания и освоения знаний:

доброжелательная обстановка;

учитывание индивидуальности ребёнка, его возраста, интересов;

уважение личности ребёнка;

предоставление возможности самостоятельной деятельности (познавательной, творческой);

установление межпредметных связей;

повторение пройденного материала, систематически;

обеспечение связей с жизнью; урочной, внеурочной и познавательной деятельности; умственным и физическим развитием;

Детей обучали без принуждения, их не наказывали, не били, но при этом вели себя они примерно. Многие ученики приходили с утра и уходили поздно вечером.

Методы и приёмы обучения, которые Лев Николаевич Толстой использовал в своей педагогической практике: экскурсии, опыты, наглядность, проблемные ситуации, рассказ, беседа, эмоциональное воздействие, работа с сочинениями и т.д.

Толстой написал для детей “Азбуку” в 4х частях и книги для чтения. Рассказы в них реалистичны, связаны с жизнью, они воспитывают ребёнка нравственно, этически и умственно. Многие из них до сих пори изучают в школах и читают дома.

О воспитании в семье

Воспитание ребенка Лев Николаевич Толстой считал, самой важной задачей родителей

  • родители должны иметь единый подход к воспитанию;
  • важен личный пример;
  • уважение, между всеми членами семьи;
  • трудовое воспитание необходимо с раннего возраста;
  • телесные наказания не допускаются;
  • развитие должно быть гармоничным.

Минусы:

  • полная свобода образования, кто хотел уйти, тот вставал и уходил из класса;
  • нет программы, и дети учились только тому, что им нравится;
  • идеализация природы детей.

В своё время педагогика Л.Н.Толстого подвергалась неоднократно критике, но были и те, на кого она произвела огромное впечатление.

Почему Свободное воспитание хорошо

Я считаю, что детям действительно важно иметь свободу, чтобы могли решать проблемы самостоятельно, иначе как они будут это делать, став взрослыми? Я считаю, что ребенок имеет право некоторое время побыть без присмотра взрослых, чтобы лучше узнать себя. Иногда детям нужно давать свободу

Я бы предпочел, чтобы они впервые почувствовали вкус свободы, когда мама и папа все еще будут самыми важными людьми в их жизни, прежде чем влияние их друзей станет слишком сильным. Научившись самостоятельно управлять меньшими рисками в детстве, я верю, что они будут лучше справляться с большими рисками, с которыми столкнутся в подростковом возрасте.

Ни у одного родителя нет времени/энергии/желания развлекать ребенка, если он все время находится дома, а не в школе. Неудивительно, что им разрешают проводить все больше и больше времени играя в гаджеты. Это, в свою очередь, усугубляет проблему детского ожирения.

Свободное воспитание очень отличается от разрешительного воспитания, хотя и многие люди не понимают этого. Родители со свободным воспитанием по-прежнему имеют очень четкие границы, хотя разрешительное воспитание является более подходящим подходом для детей. Свободное воспитание находится в прямой оппозиции к вертолетным родителям, где они постоянно контролируют и помогают своим детям.

Суть и принципы концепции

В 1762 году знаменитый французский философ-просветитель опубликовал свой трактат, ставший причиной огромной популярности автора. Роман «Эмиль, или О воспитании» рассказывает о приверженности психолога естественному взрослению детей без насильственного навязывания им нравственных принципов.

Каждый ребенок, согласно теории Руссо, должен пережить детство так, как ему предназначено самой природой. В процессе воспитания нужно соблюдать природные особенности малышей, заложенные в них с самого рождения, а также возрастные критерии. Таким образом, основой концепции является взросление посредством развития и осознания собственные внутренних способностей, систем и органов чувств.

В своем педагогическом трактате Жан Жак Руссо попытался кратко описать и сформулировать основные источники воспитания. Таковыми он считал:

  • природу (через развитие человеческих ресурсов, данных природой);
  • людей (приучение к обществу, перенимание чужого опыта, умение анализировать последствия поступков самостоятельно и применять собственные способности);
  • вещи (формирование индивидуальной модели поведения в зависимости от того, с чем и при каких обстоятельствах человек сталкивается в жизни).

Автор склонялся к убеждениям, что для правильного и полноценного воспитания личности необходимо согласованное сочетание всех трех факторов. Наряду с принципами естественного развития, Руссо выдвинул предположение о предоставлении полной свободы. Он считал это основным правом, которое принадлежит человеку независимо от возраста, называл зубрежку, строгую дисциплину, физические наказания абсолютно недопустимыми. Философ настаивал на том, что личность каждого ребенка нужно уважать, внимательно относиться к его интересам, предпочтениям, особенностям характера.

В теории естественного воспитания Руссо полностью отсутствует принуждение. Вместо этого он требует от родителей, дошкольных и школьных педагогов особых навыков: ненавязчиво управлять интересами и поведением детей таким образом, чтобы они самостоятельно приходили к правильному решению и достигали поставленных целей. Абсолютно все пространство, окружающее развивающуюся личность малыша, должно давать ему определенные подсказки.

Современный подход к воспитанию детей

В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.

Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.

Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.

В основу концепции положены такие идеи:

  1. природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
  2. культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
  3. гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
  4. упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).

Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.

Свободное воспитание

Щадящая техника плохо совместима с коллективным воспитанием, которое требует определенного порядка, дисциплины, взаимной поддержки, взаимного контроля. Она имеет индивидуалистическую направленность, которая ближе всего к так называемому свободному образованию.

Идея бесплатного образования была широко распространена в дореволюционной России. Л. Н. Толстой последовательно отстаивал идеи свободного саморазвития ребенка и считал, что школа и образование должны быть абсолютно свободными. Теория бесплатного образования получила дальнейшее развитие в трудах К. Н. Вентцеля (1857-1947), который утверждал, что общественный строй в России может быть улучшен только через бесплатное образование. В начале нового века (1907-1918) в России появился журнал «Свободное воспитание» под редакцией И. И. Горбунова-Посадова. Выдающиеся педагоги и общественные деятели, такие как К. Н. Вентцель, Н. В. Чехов, С. Т. Шацкий, Η. Н. Гусев. В журнале публиковались статьи Н. К. Крупской с критикой старой школы.

Примечательно, что советская школа с ее идеологической зашоренностью не принимала бесплатное образование. В «Словаре по педагогике», опубликованном в 1960 году, свободное воспитание описывалось как «мелкобуржуазная педагогическая теория», которая идеализирует ребенка, признает его «прообразом истины, правды и красоты» и предполагает его саморазвитие. Но она направлена против забивания и угнетения детей, против формализма и заучивания, и не может предложить никакого правильного метода обучения.

Эта теория отрицает право взрослых руководить воспитанием ребенка, направлять его, рассматривая такое руководство как насилие над личностью ребенка. Идеологи советской педагогики критиковали теоретические основы свободного воспитания, практику работы учебных заведений, использование соответствующих технологий. Считалось, что все это лишь объяснение, а на практике система бесплатного образования обеспечивает контроль над всеми действиями и поступками ребенка.

В советское время резко критиковали западную школу, отрицали ее учебные планы, программы, учебники. Особенно марксистско-ленинским идеологам не нравилось то, что они ставили на первое место саморазвитие и самовоспитание детей, отрицали ведущую роль учителя. И сегодня идеи и технологии бесплатного образования признаются и даже рекомендуются к внедрению, но лишь наполовину, как благие пожелания, а не как общая стратегия обновления образования.

Определим общие зависимости, которые влияют на применимость гуманистических образовательных технологий.

  1. гуманистическая технология руководствуется гуманистическими ценностями; однако провозглашение этих ценностей — это одно, а их практическое воплощение — совсем другое. Практика служит критерием истины и является первым и очевидным свидетельством того, что технология направлена на реализацию гуманистических ценностей.
  2. Гуманистическая технология может применяться только в гуманистически ориентированных образовательных системах, характеризующихся практическим, ценностно-ориентированным подходом к человеку. Акцент делается на жизни студента здесь и сейчас, в настоящем, а не в будущем. Существуют традиции и привычные модели поведения, которые принимаются большинством, роль наказания в них незначительна. В нашей стране школы, в которых система отношений близка к характеристикам гуманистической системы образования, все еще редки и уникальны.
  3. Гуманистическая система образования может существовать только в гуманистическом обществе. Общество, которое не является гуманистически зрелым, не может ни понять, ни принять гуманистическое образование. Вообще говоря, в каждом обществе существует система образования, соответствующая ценностям и уровню развития этого общества.

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Примеры воспитания на свободном выгуле

В парке родители маленьких детей на свободном выгуле сидят на скамейке и издали наблюдают за своим ребенком. Родители старших детей отправляют их в парк одних, как только чувствуют, что они готовы.

Дети свободного выгула часто первыми из всех друзей идут в школу одни, заходят в магазин на углу и самостоятельно ходят в гости к друзьям.

Дети на свободном выгуле также могут заниматься менее структурированными послешкольными занятиями, посещать меньше лагерей отдыха.

Все это означает, что они лучше развлекают себя. Дополнительное доверие, оказываемое им, часто означает, что дети свободного выгула более уверены в себе и независимы, чем их сверстники.

ПО ТЕМЕ: “Руководство к лучшему пониманию подросткового возраста”

Современные концепции воспитания

Принятие официальной концепции образования, принятой в стране, определяется реальными социально-экономическими, политическими, историко-культурными, психологическими и педагогическими факторами. Известно, что все эти факторы резко изменились в России в 1990-е годы. До этого времени в нашей стране общепринятой была только концепция коммунистического воспитания молодежи.

Современная Россия находится в процессе формирования демократического общества, которое руководствуется такими основными положениями и идеями, как: Права человека, гражданское общество, демократия, социально ориентированная экономика и гуманизм. Эти основные принципы должны определять жизнь людей на Земле в настоящем и в обозримом будущем.

Гуманизм — это мировоззрение, основной ценностью которого является право человека на развитие, счастье, развитие своих способностей, свободное и ответственное участие в жизни мира и общества. Ученые считают, что гуманизм — это естественный результат мировой эволюции. Гуманизм как социальное, научное, культурное и этическое явление представляет собой сумму взглядов на природу, общество и человека. Гуманистические идеи известны с древних времен, но своего пика гуманистическое понимание мира достигло в эпоху Возрождения, когда деятели Ренессанса провозгласили ценность личности, безграничные возможности человека в познании и развитии, а также преобразование мира.

В педагогической литературе утверждается концепция личностно-ориентированного образования, гуманистической педагогики, воспитания в духе любви и свободы, педагогики ненасилия.

Концепция образования — это более или менее полное представление об основных компонентах образования: целях, содержании, методах, средствах и формах.

В настоящее время в России нет ни устоявшейся парадигмы (парадигма — теория, принятая в качестве образца для решения исследовательских задач, т.е. научный подход), ни целостной концепции образования, но есть большое желание либеральных ученых и педагогов оторваться от прежней советской педагогики.

Цель гуманистического воспитания — гармоничное развитие личности, и оно предполагает гуманистический подход к отношениям между участниками педагогического процесса. Для описания этих отношений используется термин «гуманистическое образование». Последнее подразумевает особую заботу общества об образовательных структурах.

Гуманистическое образование — одна из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса, которая захватила и образовательную практику в России. Осознание этой тенденции потребовало пересмотра прежней адаптивной парадигмы в педагогике, которая ориентировалась на определенные личностные параметры, наиболее ценными из которых были идейность, дисциплинированность, трудолюбие, социальная ориентация и коллективизм. Таково было основное содержание «социального заказа», над которым работала педагогическая наука в советский период своего существования.

Выход из жестких рамок такого социального порядка требует изучения и развития личности как целостного образования, интегрирующего основные проявления ее духовности. Индивид задумывается не как направляемый и ведомый, а как автор, создатель собственной субъективности и жизни. Такой подход связан с утверждением и развитием в российской педагогической науке и практике идей гуманистического воспитания, среди которых ведущей является развитие личности.

Александр Нилл и его воспитание свободой

Такую идею, как воспитание свободой активно развивал также Александр Нилл. Который считал, что важнее всего характер, личность каждого, а не учение и знания, которые он приобрёл. Также, как и Жан-Жак Руссо, он считал влияние природы очень важным моментом в гармоничном развитии. Он создал собственную школу в Великобритании, которая называется Самерхилл и работает до сих пор.

Принципы работы школы Самерхилл

Воспитание свободой заключается в признании того факта, что у ребёнка изначально присутствует мудрость и реалистичность. На него не нужно давить и требовать лишнего. Без всякого внушения он разовьётся настолько, насколько способен.

Отсутствие структуры процесса. Воспитание свободой развивает интерес познания окружающей действительности. В то время как в обычных школах провоцируют чувство отвращения к познаниям.

Дети в этой школе ходят на занятия по возрасту и интересам. И посещают их только по собственному желанию. Кто не хочет учиться, занимается своими делами. К примеру, играет во дворе или с другими детками, которые тоже предпочли отдых.

А также нет определённых методик преподавания. Александр Нилл считал, что если ребёнок захочет научиться читать или считать — он это сделает

И неважно, какими способами научения владеет преподаватель. Жёсткое требование к преподавателям

Они подвергаются незамедлительному увольнению, если были замечены в авторитарном отношении к детям.

Жёсткое требование к преподавателям. Они подвергаются незамедлительному увольнению, если были замечены в авторитарном отношении к детям.

Воспитание свободой вызывает подозрения в отсутствии дисциплины и каких-либо познавательных процессов. Ведь ребёнок будет делать выбор в пользу игры и прогулок. Но это не так. По опыту работы этой школы было замечено, что дети, которые изначально посещали уроки — продолжали ходить на занятия по собственному желанию. А те, кто влился в процесс из других школ — долгое время адаптировались. Они заявляли, что никогда больше не будут ходить на уроки. И в свободное время играли и даже мешали остальным учиться.

Но при этом по прошествии нескольких месяцев добровольно начинали посещать занятия. Только уже с интересом и желанием. Таким образом, начиналось выздоровление и естественное развитие.

А вот японская система воспитания немного отличается от теории Руссо и Александра Нилла. И прежде всего присутствуют гендерные различия. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному. Сохраняя при этом возрастную последовательность. Которая заключается в безграничности и вседозволенности до 5 лет. Затем с 5 до 15 полному повиновению родителям. А с 15 лет подразумевает общение на равных. В этой системе очень чётко разграничены женские и мужские обязанности. Женщина воспитывает детей и занимается хозяйством. Мужчина добытчик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector