Токсичность в школе и как с ней бороться

Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития

Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей

Как распознать буллинг и чем он опасен

Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:

беспричинные боли в животе и груди;
нежелание идти в школу и плохая успеваемость;
нервный тик, энурез;
печальный вид, беспокойство, тревожность;
нарушенный сон, кошмары;
длительное подавленное состояние;
участившиеся простуды и другие заболевания;
склонность к уединению, нежелание общаться;
проблемы с аппетитом;
излишняя уступчивость и осторожность.

Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства. 

Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков. 

Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость. 

<<Форма с консультацией>>

<<Блок перелинковки>>

Какую роль играют свидетели травли и что руководит их поведением

Основные мишени работы с травлей — свидетели и агрессоры. Нужно проговаривать: то, что происходит, это насилие и неприемлемо. И дальше говорить об этом как о болезни группы: это не у Пети проблема, а у целого класса. Иногда достаточно назвать вещи своими именами — особенно, если дети уважают учителя. Например, дети отняли у кого-то шапку и перекидываются ей. Вы спрашиваете: «Что происходит?». Они отвечают: «Мы играем». Вы говорите: «Это не игра. Когда люди играют, то всем весело. А как ты думаешь, Пете было весело, когда вы кидали его шапку?».

Моя коллега рассказывала историю об учительнице, которая потратила пять минут, чтобы решить проблему зарождающегося буллинга. В класс пришел полный мальчик, его начали обзывать. Учительница — сама дама в теле. Она встала и сказала: «Дети, вы правда хотите обсудить проблему лишнего веса?». И все шутки прекратились.

Кадр из фильма «Класс»

Большинство детей понимают: то, что происходит, плохо. Но ребенок думает: если не буду участвовать в травле, то есть шанс, что сам попаду на место жертвы; поэтому в моих интересах делать так, чтобы место было занято. Это решение принимается неосознанно.

Жертва при этом часто уверена, что все хотят, чтобы ее не было. Отсюда суицидальные попытки. Хотя на самом деле все хотят, чтобы жертва была и никуда не делась с этого места.

Токсичные учителя – что делать?

Желание учиться пропадает, когда учитель ведет себя некомпетентно: кричит, пристыжает при всем классе, открыто проявляет личную неприязнь, намеренно занижает оценки и тому подобное. Все это – не профессиональное поведение, к нему нужно относиться как к токсичному.

К сожалению, мне тоже пришлось столкнуться с этим в школе. Я была отличницей, но учителя находили повод пристыдить меня при всем классе за неверно выполненную работу. Мол, отличнице нельзя совершать ошибок. Это было неприятно, но все время я старалась не придавать этому внимания и игнорировала. 

С учителями я контактировала редко, а оценки были хорошие, поэтому их поведение никаким образом не сказывалось на мне. Но мне просто повезло. Гораздо чаще такие напряженные отношения сказываются на оценках, напрочь убивают мотивацию учиться и вселяют ненависть к школе, в которую нужно ходить каждый день. Это может серьезно сказаться на вашем ментальном здоровье, поэтому, если вы чувствуете, что токсичность учителей мешает вам учиться, вот способы решить эту проблему:

1. Расскажите о своих переживаниях родителям.

Покажите им примеры того, когда учитель поступал несправедливо по отношению к вам. Расскажите родителям о том, что вы не одни, кто сталкивался с таким поведением со стороны именно этого преподавателя, если это действительно так. Это даст родителям возможность связаться с другими родителями, что повысит шанс на решение проблемы.

В одиночку или объединившись, родители могут поговорить с преподавателем лично. Токсичные люди умеют ловко манипулировать, поэтому лучше прийти на беседу самостоятельно – по телефону или через мессенджеры «увильнуть» от ответственности намного проще, чем в реальной жизни.

О чем говорить родителю? Можно прямо спросить учителя о том, почему он несправедливо поступает по отношению к вам. Не исключено, что токсичный учитель может вас оболгать. Предупредите родителей об этом. Если у вас есть возможность записать на диктофон свидетельство неприязни учителя к вам, сделайте это.

2. Обратитесь к директору.

Это крайний случай, к которому можно прибегнуть, если после разговора с учителем он не изменил свое отношение к вам.

Ему также нужно рассказать в подробностях о том, почему вы считаете, что учитель относится к вам предвзято. Возможно, директор окажется на вашей стороне. Однако часто бывает так, что директор склонен скорее защищать коллектив, чем учеников, потому что скандалы внутри педагогического коллектива могут нанести ущерб школе. Если предпринятые меры не помогли, пожалуй, стоит сменить школу – это намного лучше, чем терпеть токсичное отношение к себе.

Основные причины буллинга

Социологами были установлены следующие причины буллинга в школе:

  • Расизм;
  • Сексизм;
  • Ябедничество;
  • Физическая слабость;
  • Успехи либо неудачи в учёбе;
  • Выделение успехов учителем;
  • Родство с работниками школы;
  • Нестандартное мировоззрение;
  • Физическое выделение (уродство);
  • Феноменальные умственные способности;
  • Презрение по отношению к детям из бедных семей.

Объединяет все эти причины один факт – сильная эмоциональная реакция на травлю (проявление страха, злости, и других эмоций «слабости»). Стоит учитывать, что в одних группах одна причина может быть поводом в травле, а в других – поводом для принятия. А также отношение к жертве может поменяется по прошествии некоторого времени и изменения ситуации в группе. Смена учителя, уход одного из учащихся и другие изменения могут серьёзно повлиять на отношение к ребёнку.

Буллинг в начальной школе менее распространён, чем в средней образовательной, однако, тоже имеет место. Буллинг в классе – это распространённое явление. Причинами травли ученика может послужить физическое отличие от общего контингента класса (высокий или низкий рост, физическое уродство, травма, слабость). Духовные ценности в такой форме травли участвуют редко. Проявляется такая травля преимущественно игнорированием ребёнка, реже – словесным задиранием. Очень редко, но всё же встречаются физические издёвки.

️Предпосылки буллинга

Другое дело, когда ученик младших классов подвергается издевательствам со стороны старшеклассников. Здесь может быть задействовано разнообразное количество способов давления на ребёнка, начиная от запугивания и угроз, заканчивая избиением. Этот вид травли называется – буллинг в школьной среде. Причины его возникновения, зачастую, схожие с травлей в классе, однако, могут отличаться.

Одной из причин буллинга в школьной среде становится наличие у жертвы материальной ценности, которая недоступна другим (крутой телефон либо наличие большого количества денег). В таком случае он может подвергаться рэкету.

Если ребёнок является представителем другой расы или национальности, то именно расовые различия влияют на форму конфликта. Но в русских школах наиболее явной причиной давления является сексуальная ориентация. Представители сексуальных меньшинств в школьной среде подвергаются более жёсткому воздействию со стороны обидчиков.

Среди причин буллинга выделяют несколько особенно распространённых – успехи в учёбе и физическую слабость. В первом случае ситуация травли возникает из зависти к ученику. Она может перерасти из психологического давления в полное отстранение от жизни класса, то есть социальную изоляцию.

Физическая слабость – основная причина травли в школе. Отсутствие физической возможности дать отпор нападающему накладывает некоторый ярлык на такого человека. Он становится мишенью для постоянных издевательств. Это происходит даже не потому, что он слаб, а из-за психологического комплекса «жертвы». Другие дети, заметив это, быстро начинают пользоваться беззащитностью ребёнка и всячески его ущемляют.

Таком образом становится понятно, что травля в детском коллективе – явление распространённое, причин у него много. Только тогда, когда удаётся установить эти причины, можно приступать к оказанию помощи.

Я — личность: хорошая стратегия в профилактике буллинга, травли

Я — личность: хорошая стратегия в профилактике буллинга, травли Когда людям больно, они часто склонны обвинять других в своих проблемах. На такие слова как: «Ты меня так злишь! Почему ты всегда так поступаешь со мной?», другие люди в целях защиты отвечают в такой же манере, из-за чего невозможно конструктивно разрешить ситуацию. Тем не менее, описание чувств, как человек ощущает себя в конкретной ситуации («Я злюсь, когда…» или «Я не понимаю, почему…»), помогают одному понять и посочувствовать другому, не обвиняя его в каком-то поведении или намерениях. Так описывается тревожная ситуация и эмоциональные состояния, которые она вызывает, не подвергая критике особенности собеседника. Кроме того, проявление собственных эмоций развивает доверительные отношения с собеседником.

Осознание того, что ребенок — личность, может понадобиться именно в коллективе (например, в классе), где присутствуют и взрослые. В менее контролируемых ситуациях (на перемене, игровой площадке), проявление чувств может еще больше спровоцировать злоумышленника на провокацию.

В ситуации, когда, к примеру, родитель или другой взрослый кричит: «Разве ты не видишь, куда надо класть вещи?», пример ответа настоящей личности звучал бы так:

  • У меня трудности с учебой, которые иногда мешают мне следить за собой, куда я кладу вещи.
  • У меня проблемы с ощущением пространства. И я не думаю, что над этим надо смеяться.

Кроме того, важно объяснять ребенку, что говорить надо четко, вежливо и стараться поддерживать зрительный контакт с агрессором. Стоит рассказать малышу, что разные ситуации могут возникать и дома в семье, и он должен вести себя подобающе, как со сверстниками в школе, так и дома с младшими или старшими братьями и сестрами

Примеры ответов агрессорам ребенка, воспитанного как личность:

  • «Я чувствую себя расстроенным, когда вы смеетесь над моими очками. Я хочу, чтобы вы перестали это делать».
  • «Мне не нравится, когда ты смеешься над тем, как я бегаю. Это единственный способ, при помощи которого я могу бежать. Пожалуйста, прекрати».
  • «Я знаю, ты просто хочешь меня расстроить, но это не сработает».
  • «Я разочарована тем, что ты не убрал игрушки, когда я об этом попросила. Ведь ты мой старший брат, и я бы хотела, чтобы ты убрал их сейчас».

На самом деле, все просто. Если ребенок будет чувствовать себя уверенным, то у него не будут возникать неприятные ситуации с травлей или буллингом.

Остановить буллинг

В итоге школа включилась и начала разбираться в ситуации

В классе провели встречу с инспектором по делам несовершеннолетних, отдельно переговорили с родителями учеников, которых я указала в коллективном (это важно) заявлении. Деньги за вейп в итоге вернули, извинения принесли

Ученика, торгующего вейпами, поставили на учёт. Про фотожабы говорили: «Мы не знали, что вы обидитесь, мы не знали, что за это идут в суд».

Никто не ожидал, что я не буду участвовать в «родительских боях» и выяснениях, чей сын должен «лучше помыться — может тогда с ним дружить будут», а пойду прекрасным бюрократическим путём писем и жалоб. Все мгновенно научились культуре — одёргивают желающих рисовать фотожабы. Буллинг в классе моего сына прекратился. Надолго ли — посмотрим.

С мальчишками мы всё обсудили. Сперва им было очень страшно. Тем более что агрессия «крутых» даже усилилась после нашей встречи с родителями. «Крутые» обсуждали как бы встретить парней после школы, показывали Мише записки «1000 рублей, или твоя собака умрёт». Но занятия мы решили не пропускать. Я звонила на каждой перемене, муж забирал Петю из школы. А ещё я пообещала нанять им телохранителя, если угрозы хоть немного станут похожи на реальность. Но чем большую активность развивала школа, тем больше класс понимал, что всё это всерьёз. И успокоился.

Буллинг не зависит от статуса школы. Всё-таки гимназия, в которой учится мой сын, на хорошем счету. У моих коллег проблемы социального расслоения даже в элитных школах: ребёнок очень богатых родителей (ходит в школу с телохранителем) третирует весь класс детей просто богатых родителей.

И ни одна травля не закончится, пока в неё не вмешаются взрослые. Пока травящие не научатся ответственности. Главный мой месседж был таков: «Я не приходила в школу все эти три года — сделайте так, чтобы я и дальше не приходила». 

Обложка: Наталья Цымбаленко/Facebook

Дети разберутся сами

«Дети сами разберутся — это провокация, такой тюремно-нацистский подход к решению проблемы буллинга. Давайте вспомним роль педагога в замечательном фильме «Чучело». Это как бы положительная женщина, любимая учениками. Она как бы всё делала правильно. Она говорила слова о единстве коллектива… То, чем она занималась, — это чудовищное упрощение отношений. Вот мы все вместе, а дальше всё само закрутится: весь мир в черно-белых красках — эти хорошие, эти плохие, а правда за большинством. Такая позиция неминуемо приводит к буллингу», — считает директор Института неформального образования INO Вадим (Дима) Зицер.

bulling5

Дети сами разберутся — это такой нацистский подход к решению проблемы буллинга

Фото: Global Look Press/imagebroker/Siegfried Kuttig

Буллинг — примитивный способ общения в группе, почти звериный, считает Дима Зицер. Базис преследования отдельных членов коллектива строится на постулате «мир простой и мы простые, мы все должны хотеть одного и того же», считает педагог. Но в эту систему не все вписываются — всегда найдется человек, который смотрит на вещи иначе, либо он сам не понимает, что он другой, как в том же фильме «Чучело».

«На мой взгляд, педагог должен заниматься прямо противоположным — он должен усложнять отношения. Нужно ставить перед каждым учеником вопросы: «какой я?», «как устроены мои отношения с миром?», «как я смотрю на себя и на других?». С этих вопросов и поиска на них ответов начинается излечение от проблемы», — говорит педагог.

Некоторые родители считают, что их чадо должно пройти через эти испытания, дескать, так ребенок получит прививку от поджидающих в будущем трудностей взрослой жизни. Например, армии, если речь идет о мальчишках. Другие попросту недооценивают проблему — особенно те родители, которые не сталкивались сами с такой бедой в детстве. Это в корне неверный подход с точки зрения психологии.

Родители, в тех случаях, когда реагируют на ситуацию притеснения своего ребенка в школе, нередко допускают ряд других фатальных ошибок. «Например, не стоит говорить с учителем в присутствии класса, не стоит разговаривать напрямую с буллерами», — говорит психолог.

Как нельзя реагировать

Нельзя искать причину травли в ребенке, думать, что он повел себя как-то не так, раз над ним издеваются. 

Как не надо говорить  Почему это не работает 
Просто не обращай внимания. Им надоест, и они перестанут над тобой шутить.  Избегать ситуации и надеяться, что она пройдет сама — это плохая стратегия. Когда родители так говорят, дети чувствуют себя брошенными, как будто они остаются с обидчиком один на один. Кроме того, если ребенку будут постоянно говорить, что он тупой, и родители не будут в это вмешиваться, рано или поздно ребенок поверит, что так оно есть. 
Тебе нужно научиться справляться самому, папа же не вечный. Дай отпор, издеваются только над слабаками.  Такие советы обычно дают мальчикам. Из-за этого они стремятся подавить свои чувства, что со временем приводит к тревожности и депрессии. А еще такой ответ перекладывает всю ответственность на ребенка. 
Все дети через это проходят. У вас просто переходный возраст, это пройдет.  Травля — это не обычное явление, которое ребенок должен принимать как данность. Над ребенком, которого учат терпеть несправедливое отношение, будут издеваться и во взрослом возрасте. 

Родителям хочется воспитать ребенка самостоятельным, независимым и смелым. Но раз над ребенком издеваются, значит, он не может дать отпор сам и ему нужна помощь. Ни один ребенок не хочет быть жертвой, и если бы он мог решить проблему в одиночку — он бы сделал это.

Что делать ребенку, которого гнобят в школе

Родителям нужно посоветовать детям, не реагировать на провокации, не обижаться на задевания, не проявлять агрессию. Ребенок должен ответить обидчику спокойно и достойно. Если его обвинили в том, чего он не делал, то ему необходимо твердо отрицать свою вину, и не «рассасывать» конфликт. В некоторых случаях лучше молчать, нежели оправдываться: агрессор потеряет интерес к тому, кто на него не реагирует.

Ребенку не следует плакать, если ему дали прозвище. Часто в школе дразнят тех, кто носит очки. Дети обижаются, если их называют «очкариками». В этом случае посоветуйте ребенку: если тебя дразнят «очкариком», скажи «Ты верно заметил, я ношу очки». Обидчик попросту будет сбит с толку, потому как его «объект унижений» не бесится, не плачет, не отвечает ему тем самым.

Чтобы не стать жертвой буллинга, ребенок должен завоевать авторитет в классе. Самый простой способ — преуспевать в учебе, спорте, в увлечениях, заниматься хобби, которое вызовет интерес у сверстников

Важно найти соратников, ребят, которые держат нейтралитет. Если в классе появились друзья, значит ребенок не униженный, а самый обычный

Как могут помочь родители

Самое важное, вовремя узнать о травле ребенка. Зачастую дети боятся или стыдятся рассказать о своих неудачах, замалчивают об издевательствах

Последствия тишины, могут быть трагическими, так как никто не может оказать поддержку в самое трудное время.

Родителям подростков стоит быть особенно внимательными и обращать внимание на изменения в поведении ребенка. Тревожные признаки:

Тревожные признаки:

  • Нервные тики, потеря аппетита, грустный и удрученный вид
  • Нежелание общаться и разговаривать
  • Ничем не обоснованная агрессия
  • Тревожность, проблемы со сном
  • Подавленное состояние на протяжении долгого времени

Если все перечисленные описывает состояние вашего ребенка, следует постараться срочно выяснить в чем причина.

Врач-психиатр, психотерапевт Айна Громова отвечает на вопросы: что делать, если вашего ребенка травяят в школе и к чему может привести игнорирование проблем ребенка-школьника в видео:

Главное относиться к ребенку серьезно, сохранять спокойствие, успокоить и поддержать, помочь преодолеть тревоги и придумать тактику оказания помощи и обеспечения безопасности.

Не допустить подобных ситуаций помогут следующие советы:

Почаще приглашайте друзей (одноклассников) в гости
Помогать ребенку стать частью коллектива, чтобы поход в школу был не по принуждению и только «за знаниями»
Объяснять, что не нужно применять роль «жертвы», а стоит побороться за себя, привлекая друзей и стараясь не показывать страх обидчикам
Помочь выработать адекватную самооценку

Не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода, но и не стесняться выражать свои мысли, чувствовать свою нужность и важность

Методы прекращения буллинга в школе

  • Разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание. До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.
  • Влияние на агрессора извне. После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит рефферентная группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, исподволь формируя общественное мнение.
  • Привлечение авторитетного союзника. Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. Если придет такой же по значимости для них учитель, вся беседа не будет иметь смысла.
  1. Прямота. Называем проблему своим именем — это травля, гнобление. Не стоит ходить вокруг да около, дети этого не любят. Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного человека. Насилие похоже на инфекционную болезнь, которой заболел коллектив, и нужно всем заботиться о здоровье внутри их группы. Отношения стоит содержать в чистоте так же, как лицо и одежду.
  2. Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. Этот метод можно применить наедине с агрессором или с учителями, если они не понимают серьезности происходящего: «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.
  3. Введение новых правил поведения и ответственность. Предложите альфам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за новшества. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции. Что касается изменений, то они могут коснуться досуга в свободное школьное или внешкольное время.
  4. Помощь специалиста. Пригласите психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.

Комплимент обидчику: эффективная система мер по профилактике буллинга, травли несовершеннолетних

Ответ комплиментом на издевательство – это способ сместить внимание с жертвы на него самого — нападающего, а то, что особенно обескуражит обидчика, так это тот факт, что внимание, вопреки ожиданиям, является положительным. Из-за этого неожиданного поворота, дальнейшие нападки обычно прекращаются

Это эффективная система мер по профилактике буллинга, травли несовершеннолетних. Такая тактика подходит детям всех возрастов, кроме малышей, которые не сообразят, что нужно и как сказать.

  • Например, ребенок, которого дразнят из-за медленного чтения, может ответить: «Да, я читаю медленно. Но ты очень хорошо читаешь!».
  • Точно так же, на издевательства из-за спортивных навыков, ребенок может сказать: «Ты действительно отличная гимнастка!».

Важно потренироваться со взрослыми, чтобы научиться давать быстрые ответы, держа себя уверенно и сохраняя зрительный контакт

Кроме того, необходимо обратить внимание ребенка на то, что ответный комплимент — это не лесть, а способ обескуражить и оставить агрессора с чувством растерянности, чтобы избавиться от дискомфорта. У большинства агрессоров есть свои внутренние правила: когда их спрашивают, они часто не могут четко сформулировать ответ

Эти правила помогают увидеть, где находится граница между безобидной шуткой и реальной жестокостью, и комплимент обычно останавливает их от дальнейшего обращения с негативным посылом к другому человеку.

Методы, которые не работают

Школьная травля, или буллинг — это повторяющаяся ситуация, в которой один ученик (или группа) намеренно причиняет вред другому, кто в чем-то слабее их.

Такое поведение часто связано с сильными негативными чувствами — гневом, страхом, фрустрацией и с желанием повысить свой статус среди сверстников. Типы буллинга разнообразны: драки, оскорбления, бойкоты, киберагрессия (в соцсетях) и пр.

Для снижения этих цифр критически важна реакция взрослых на подростковую агрессию. Ответные действия учителей часто способны предотвратить травлю. Однако исследователи выявили горький парадокс.

При всей остроте проблемы буллинга во многих странах и на фоне хорошей осведомленности о его причинах, формах, последствиях, педагоги редко применяют эффективные меры противодействия. Репертуар их практик ограничен. В нем лидируют «средства подавления»: от относительно безобидной апелляции к учительскому авторитету до унижений и наказаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector