Устный счет: техника быстрого счета в уме

Устный счет с опорой на состав числа

Зная состав числа, ребенок может устно выполнить действия по сложению и вычитанию. Понимая, например, что число 8 состоит из 5 и 3, или 1 и 7, или 6 и 2, или 4 и 4, он может не задумываясь решать задачи на сложение и вычитание с этим числом.

Для лучшего запоминания рекомендуется решать с ребенком несложные задания:

  • Раскладывать в 2 коробки определенное количество предметов (например, взять 8 горошин и разложить их в разных вариантах: 5+3, 1+7 и т.д.). Предметы нужно постоянно менять, чтобы у ребенка не пропал интерес.
  • Предложить ребенку дополнить число до нужного. Например, повесить на елку 5 игрушек и попросить дополнить елку до 8 игрушек и т.д.

Дальше нужно усложнять задачу и решать примеры “выходящие” за десяток, например 8+5. Для этого нужно:

  • Дополнить первое слагаемое до 10. То есть, ребенок уже знает, что 10=8+2. То есть, ему нужно из второго слагаемого “забрать” число 2.
  • Он вычисляет, сколько еще нужно добавить (на основе знания состава числа 5 = 2+3);
  • Высчитать 8+2+3=13,

Такой же прием (доведение до 10) ребенок будет применять и при вычитании.

Освоив эти способы, ребенок в дальнейшем будет использовать их при решении примеров с числами в пределах 100 и 1000.

Сложение и вычитание

Умение складывать и вычитать вырабатывается обычно к пяти годам. Сначала это следует делать с помощью различных предметов, затем тренироваться решать простейшие примеры в уме. При обучении счету постепенно нужно вводить несложные примеры на сложение и вычитание. Решать примеры столбиком еще рано, но складывать однозначные числа вполне можно научить.

Заниматься математикой с малышом необходимо так, чтобы он не растерял интерес. Поэтому никаких скучных примеров по типу «3+5=? » быть не может. Учим, завлекая, наглядно. Можно в шуточной форме.

Начинать нужно с простого. К примеру, прибавлять к каждой известной цифре единицу и ее же вычитать. Стоит использовать при этом предметы, интересные ребенку или важные для него. Пример представлять лучше в виде вопроса: «У тебя две печеньки. Одной ты поделишься с мамой. Сколько останется у тебя? » И все в таком же духе.

Чтобы переходить к вычитанию, убедитесь, что малыш хорошо освоил сложение. Используйте примеры сложения и вычитания не только на занятиях, но и на прогулке, в магазине, за обедом, при уборке комнаты. Пусть ребенок проговаривает вслед за вами условие задачки. Пользуйтесь специальными пособиями и дидактическими материалами с несложными упражнениями

Обращайте внимание на наличие ярких иллюстраций. Не забываем – ребенка нужно завлечь

Чтобы легко складывать и вычитать, малышу необходимо изучить состав числа. Он должен усвоить, что 5 состоит из цифр 2 и 3, 1 и 4, 10 – из цифр 1 и 9, 2 и 8 и так далее. Перед тем, как научиться правильно считать в уме, ребенок должен хорошо решать задачки с наглядными материалами или на пальцах. Начинать обучение счету про себя лучше с 4 лет, не раньше. С этого возраста время, отведенное на сложение и вычитание, сказывается на общем развитии.

Важно усвоить понятия «больше», «меньше». Пролистывая обучающие книжки, можно спрашивать, каких животных на странице больше, какого цвета меньше

Также нужно выучить термин «поровну». Обязательно нужно объяснить ребенку, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется.

Примеры интересных закономерностей

Задания на поиск закономерностей отлично мотивируют детей быстрее освоить арифметику и перейти к заданиям посложнее.

Найди закономерность и определи, какое число спрятал четвёртый робот?

Какое число будет следующим в этом ряду?

Задания на логику гораздо интереснее арифметических тренажёров.

Использование при устном счете вычислительных приемов

Высшей степенью владения навыками устного счета является умение находить наиболее быстрый и удобный способ подсчета результата. Такие приемы нужно начинать разъяснять детям сразу же после ознакомления их с действиями сложения и вычитания.

Так, например, одним из первых способов, как научить ребенка считать в уме в 1 классе, является методика присчитывания и «перепрыгивания». Дети быстро понимают, что при прибавлении 1 получается последующее число, а при вычитании 1 — предыдущее. Потом нужно предложить познакомиться с лучшей подружкой числа 2 — лягушкой, которая умеет перепрыгивать через число и сразу же называть результат прибавления или вычитания 2.

Аналогично происходит объяснение принципа выполнения этих математических действий с числом 3. В этом поможет пример зайчика, который умеет прыгать подальше — сразу через два числа.

Также детям нужно продемонстрировать приемы:

  • перестановки слагаемых (например, чтобы посчитать 3 + 68, проще поменять числа местами и прибавить);
  • присчитывания частями (28 + 16 = 28 + 2 + 14);
  • приведение к круглому числу (74 – 15 = 74 – 4 – 10 — 1).

Процесс подсчета облегчает умение применять сочетательный и распределительный законы. Например, 11 + 53 + 39 = (11 + 39) + 53. При этом дети должны уметь видеть самый простой способ подсчета.

Как быстро перемножать

При перемножении чисел рассмотрим 4 случая:

  1. Простое перемножение двух чисел.
  2. Возведение в квадрат.
  3. Умножение на 11.
  4. Взятие процента.

При перемножении двух чисел, необходимо также разбить его на два числа. Пример — нам нужно 43 умножить на 18. Что мы делаем? Мы разбиваем 43 на 40 и 3. После чего, умножаем 18 на каждое из этих чисел, и складываем произведения. Если умножить 18 на 40, то будем 720. А, умножая 18 на 3, мы получим 54. Складывая результаты умножения, мы получаем 774

Важно понять структуру системы. Если у вас возникли трудности при умножении 40 на 18, то нужно было 18 также разбить на 10 и 8

А после, перемножив и сложив все, что необходимо, вы получили бы 720.

При возведении в квадрат число умножается само на себя. Считать необходимо по такой же системе, разбивая число на два, и выполняя все дальнейшие операции, о которых мы говорили выше.

При умножении на одиннадцать не нужно ломать голову. Есть один очень простой способ, благодаря которому, на подсчёт ответа у вас уйдут считаные секунды. Пример — необходимо умножить 15 на 11. Что мы делаем? Мы суммируем цифры, из которого состоит число 15. То есть, просуммировав 1 и 5, мы получаем 6. Эту шестёрку нужно записать между единицей и пятёркой. Получаем результат — 165.

Если сумма двух цифр больше 9, например, она равна 12, то нужно единицу, которая находится слева прибавить к старшему разряду, а двойку вписать между этими двумя цифрами. Пример — 39 умножаем на 11. Сумма 3 и 9 равна 12. Единицу мы прибавляем к старшему разряду, и получаем 4. А двойку записываем между 4 и 9. Получаем результат — 429.

Что такое процент? Это одна сотая часть от числа. То есть, если нам нужно взять 30 процентов от какого-то числа, то необходимо умножить его на 30, и разделить на 100. Как умножать числа мы рассказали вам выше, а о том как делить, мы расскажем вам далее.

Правила подсчета

Существует несколько правил устного подсчета, которые помогут облегчить это дело. Так, для начала можно воспользоваться легким способом умножения двухзначных чисел на 11. Это сделать очень просто, зная одну хитрость. Так, для примера можно взять число 69 и умножить его  11. Нужно в уме представить, что между 6 и 9 свободное место. Теперь нужно посчитать, какая сумма этих двух цифр получится. Если это однозначное число, то его мысленно нужно поместить между двумя числами. Если же это двухзначное значение, как в нашем примере, то нужно вставить в пустое место между числами только вторую цифру. Первую при этом следует добавить к первой цифре множителя. Таким образом, получается, что 6+9=15, а значит, что между ними будет стоять 5. В итоге получается 659. Теперь добавляем оставшуюся от 15 единицу к 6  и получаем, что 69 умноженное на 11 будет 759. Это может показаться сложным, учитывая, что считать нужно в уме, но всего несколько тренировок и вы сможете быстро справляться с подобными задачами.

Есть еще один несложный способ, с помощью которого можно умножать числа на 11. Для этого понадобиться умножать любое нужное число на 10, а после этого прибавлять к нему еще одно исходное значение. В примере с тем же числом 69 получится так: 69 мы умножаем на 10 и получаем 690. Теперь к нему прибавляем исходное значение, т.е. 69 и получаем такой же ответ 759.

Еще одна хитрость и легкое правило позволит вам быстро освоить умножение любых чисел на 4. Вам нужно лишь умножить любое число на 2, что не составит особого труда, а затем еще один раз на 2. Это гораздо легче, чем сразу умножать какую-либо цифру на 4.

Есть простое правило, помогающее считать в уме проценты. Можно научиться с легкостью высчитывать 15 % от любого числа. Чтобы это сделать нужно сначала взять 10 % от числа, осуществив деление его на 10. После этого следует добавить еще половину от того, что получилось. Чтобы легче было разобраться, можно рассмотреть это на примере. Так, чтобы определить 15 % от 490, нужно просчитать в уме несколько действий: 490 разделить на 10, из чего получится 49. Это и будет 10 %. Дальше 49 следует разделить на пополам, из чего выходит 24,5 и прибавить их к тем же 10%, то есть к 49. В итоге получаем 24,5+49=73,5. Именно это значение будет составлять 15 % от числа 490.

Не каждый сможет осуществить такие математические действия в уме сразу, поэтому нужно как можно больше тренироваться. Сначала можно решать подобные задачки на бумаге, а со временем выработаются навыки и быстрого устного счета.

Подобных «хитрых» приемов существует довольно много. С их помощью осуществлять сложные математические операции в уме будет гораздо легче. Следует знать хотя бы основные из них,  чтобы можно было освоить устный счет.

Ментальная арифметика для детей — методика получения гениев или всего лишь один из способов быстрого счёта

В настоящее время в мире насчитывается более 5 тысяч школ, в которых обучаются ментальной арифметике более 5 млн детей. Существует несколько десятков разновидностей этой методики. Только в России учебные центры работают по десяти популярным франшизам:

  • Абакус;
  • Smartykids;
  • Менар;
  • UCMAS;
  • GENIUS;
  • ALOHA;
  • Unicum kids;
  • Abacumo;
  • Соробан;
  • Пифагорка.

Единый принципиальный подход заключается в том, что обучение ведётся на специальных механических счётах абак (абакус). В Китае их разновидность называется суньпань, в Японии — соробан. В общем случае абак — это семейство счётных досок, которые применялись для арифметических вычислений ещё до нашей эры в древних культурах Европы и Азии. Соробан представляет собой совокупность вертикальных спиц с нанизанными на них камнями. Одним из примеров абака являются русские счёты.

Счёты соробан состоят из нечётного количества вертикальных спиц с нанизанными на них костяшками

Обучаясь ментальной арифметике, дети сначала учатся считать на абаке, механически передвигая камни руками, затем стараются выполнять математические операции в уме, мысленно представляя свои действия со счётами. В конце концов, дети становятся способны выполнять следующие операции в уме быстрее, чем на калькуляторе:

  • вычитать, умножать, делить шестизначные числа;
  • извлекать корень;
  • находить проценты.

Согласно рекомендациям специалистов по ментальной арифметике, лучше всего даётся обучение детям в возрасте от 4 до 14 лет. Причём если обычная программа обучения математическим вычислениям предполагает, что дети после первого класса должны уметь складывать и вычитать в пределах двадцати, а после второго класса в пределах ста, то дети, освоившие ментальную арифметику, могут уже в возрасте 5–6 лет спокойно оперировать трёхзначными числами.

Стандартный курс ментальной арифметики рассчитан на два года. Дети должны заниматься в классе раз в неделю. Занятие длится 1–2 часа. Но залогом успеха является ежедневное выполнение домашних заданий, на которые затрачивается от 10 до 20 минут.

Отличие изучения классической арифметики от ментальной в том, что в первом случае основой являются слуховые и визуальные ощущения, а во втором добавляются зрительные образы и тактильные ощущения. Математические операции на счётах на начальном этапе осуществляются перемещением косточек на спицах с помощью обеих рук одновременно.

Ментальной арифметикой дети занимаются в специальных классах раз в неделю в течение двух лет

Аргументы в пользу этих развивающих занятий для ребёнка

Именно развитие моторики обеих рук и зрительной памяти позволяет сторонникам ментальной арифметики говорить, что при вычислениях по данному методу оказываются задействованными оба полушария головного мозга. Поэтому считается, что такие занятия развивают:

  • воображение;
  • память;
  • логическое мышление;
  • концентрацию внимания;
  • умение абстрагироваться.

В подтверждение этого дети, прошедшие полное обучение, могут одновременно производить сложные вычисления, слушать аудиокниги или играть на музыкальных инструментах.

В интернете можно обнаружить краткое описание исследований учёных из Мадрасского университета в Индии. В исследованиях принимали участие две группы детей по 160 человек в каждой. Дети, которые изучали ментальную арифметику, лучше запоминали числа и концентрировались на заданиях, были более креативными.

Доктор социальных и экономических наук Максим Белицкий считает, что занятия ментальной арифметикой в будущем могут пригодиться руководителям бизнеса любого уровня, так как им приходится оперировать большими массивами чисел.

По ментальной арифметике проводятся чемпионаты мира, в которых участвуют сотни детей

Аргументы против

Правда, бо́льшая часть педагогов и учёных относятся довольно настороженно к ментальной арифметике. Например, преподаватели математики Леонид Звавич и Александр Шевкин напоминают, что в мире существует масса других систем быстрого устного счёта. Также российских педагогов настораживает агрессивное продвижение ментальной арифметики в качестве бизнес-модели.

Американские учёные изучали эффективность этой методики на учениках начальной школы. Каких-либо преимуществ перед другими методиками не было выявлено. Скептики приводят в свою пользу и другие аргументы:

  • нет необходимости в длительных занятиях ментальной арифметикой, так как в решении стандартных школьных задач на логику этот метод не помощник;
  • развивается только навык устного счёта, а другие математические способности атрофируются;
  • из-за шаблонного подхода утрачивается способность к поиску оптимального метода решения той или иной математической задачи.

Что ученые думают о ментальной арифметике

Американские исследователи проверяли влияние ментальной арифметики на интеллектуальные способности учеников первых и вторых классов в течение года . Результаты получились неоднозначными — первоклассники не справлялись с устным счетом, ребята из второго класса учились лучше, но ученые не выявили заметного улучшения когнитивных способностей.

В 2016 году психолог Дэвид Барнер группой ученых провел подобное исследование в Индии, но за детьми наблюдали уже в течение трех лет . Ментальная арифметика помогла некоторым школьникам лучше учиться, но результат может зависеть и от способностей конкретного ученика. В большинстве других исследований тоже проверяли навыки арифметики. Достаточного количества данных о том, как ментальная арифметика влияет на когнитивные способности, пока нет, поэтому выводы делать рано.

Основные способы быстрого счёта в уме

Для того, чтобы научиться складывать, вычитать, умножать или делить быстро, необходимо каждое из этих действий привести к определённой системе, которая будет работать чётко всегда, в любых случаях. 

Во время счёта у нас всегда есть одна очень важная проблема – переход через 10. Об этом нужно помнить.

Давайте рассмотрим удобную систему сложения.

Сложение

Давайте решим пример: 775+821

Для того, чтобы легко сложить эти числа, нам нужно разложить каждое число на сотни, десятки и единицы: 

775 – это 700+70+5

821 – это 800+20+1

Дальше мы складываем отдельно сотни, отдельно десятки и отдельно единицы друг с другом:

775+821= (700+800)+(70+20)+(5+1)= 1500+90+6= 1596

Безусловно, для того, чтобы делать это быстро, нужно хорошо знать таблицу сложения и уметь складывать и вычитать числа до 10.

Вычитание

Кажется, что вычитание всегда даётся нам сложнее, но на самом деле механизм проще, чем в сложении. 

При вычитании раскладывать на части нужно только то число, которое мы вычитаем.

Например: 

348 — 155

155 – это 100+50+5

А теперь считаем:

348 – 100 – 50 – 5 = 248 – 50 – 5 = 198 – 5 = 193

Особого внимания требуют вычисления с цифрой «9». Таблицу сложения и вычитания с девятками нужно выучить наизусть.

Интересно!

15 + 9 = 24

При сложении числа с девяткой последняя цифра в сумме слагаемых всегда будет уменьшаться на «1». В этом примере цифра «5» из первого слагаемого изменилась на «4» в ответе.

33 – 9 = 24

При вычитании с «9» последняя цифра в разности всегда будет увеличиваться на «1». В данном случае цифра «3» из уменьшаемого изменилась на «4» в ответе. 

Умножение

Нет лучшего способа умножать простые числа в уме, кроме как выучить таблицу умножения. Здесь всё довольно скучно и примитивно. Но! Зато сколько возможностей открывается, когда мы умножаем наизусть, даже представить сложно!

Давайте для начала разберёмся с двузначными числами:

28*8

Чтобы быстро умножить на «8», нам нужно разложить «28»

28 – это 20 и 8.

28*8= 20*8 + 8*8 = 160 + 64 = 224

28*38

Сначала раскладываем оба числа: 

28 – это 20 и 8;

38 – это 30 и 8.

28*38 = 20*30 + 20*8 + 8*30 + 8*8 = 600 + 160 + 240 + 64 = 1064

Интересно!

Умножить число на «11» намного проще, чем на другие множители.

Здесь достаточно просто сложить цифры умножаемого числа, и вписать сумму между этими цифрами.

Например: 35 * 11 = 3(3+5)5 = 385

А если в сумме получается больше 10, то первая цифра в ответе увеличивается на 1:

57 * 11 

5 + 7 = 12 – число больше 10. Значит «5» увеличивается на «1», и получается «6». И дальше записываем только вторую цифру от «12», то есть «2».

57 * 11 = (5+1)(2)7 = 627

Деление

Чтобы научиться делить сложные числа в уме, важно очень хорошо знать таблицу умножения. Давайте рассмотрим деление на однозначное число:

Давайте рассмотрим деление на однозначное число:

6728 : 6

В этом случаем на важно найти в многозначном числе самое ближайшее, что делится на «6» – это «6600». Раскладываем: 6728 = 6600 + 128

Раскладываем: 6728 = 6600 + 128

6728 : 6 = 6600 : 6 + 128 : 6 = 1100  + 128 : 6

128 – это 120 и 8

120 : 6 = 20

8 : 6 = 1, (3)

У нас есть ответы по частям, теперь нужно сложить все эти части:

6728 : 6 = 1100 + 20 + 1, (3) = 1121, (3)

Самое сложное – это деление многозначных чисел:

Представим, что нам нужно разделить 4608 на 64.

На сколько примерно нужно умножить 64, чтобы получить число рядом с нашим? Может быть, на 70? Давайте проверим:

64 * 70 = 4480

Получилось число немного меньше того, что нам нужно, однако ясно, что искомый множитель находится в промежутке между 70 и 80. 

Чтобы подобрать правильный «хвостик» к «70» нам нужно, чтобы произведение этой цифры на 4 (от «64») давало в результате число с окончанием 8 (от «4608»). 

Теперь нужно подобать эту цифру: 

2 * 4 = 8

«Хвостик» к 70 найден, проверяем «72»:

64 * 72 = 60 * 70 + 4*70 + 60*2 + 4*2 = 4200 + 280 + 120 + 8 = 4608.

Конечно, сразу считать в уме быстро вы не сможете. Здесь, как и в любом другом деле, необходима тренировка. Поэтому просто начните с простого и старайтесь заниматься каждый день. Тогда результат абсолютно точно вас порадует.

Для более организованной тренировки рекомендуем бесплатное приложение для мобильных устройств «Тренажёр устного счёта». С ним вам не придётся придумывать себе примеры самостоятельно, а также будет легче отследить динамику. Успехов!

Тренировка устного счета

Есть люди, которые умеют совершать несложные арифметические операции в уме. Умножить двузначное число на однозначное, умножать в пределах 20, перемножить два небольших двузначных числа и т.д. – все эти действия они могут производить в уме и достаточно быстро, быстрее среднего человека. Часто этот навык оправдан необходимостью постоянного практического использования. Как правило, люди, которые хорошо считают в уме, имеют математическое образование или, по крайней мере, опыт решения многочисленных арифметических задач.

Несомненно, опыт и тренировка играет важнейшую роль в развитии любых способностей. Но навык устного счета не опирается на один лишь опыт. Это доказывают люди, которые, в отличие от вышеописанных, способны считать в уме гораздо более сложные примеры. Например, такие люди могут умножать и делить трехзначные числа, совершать сложные арифметические операции, которые не каждый человек и в столбик сможет посчитать.

Что же необходимо знать и уметь обычному человеку, чтобы овладеть такой феноменальной способностью? На сегодняшний день существуют различные методики, помогающие научиться быстро считать в уме. Изучив многие подходы к обучению навыку считать устно, можно выделить 3 основных составляющих данного навыка:

1. Способности

Способность концентрировать внимание и умение удерживать в краткосрочной памяти несколько вещей одновременно. Предрасположенность к математике и логическому мышлению

2. Алгоритмы. Знание специальных алгоритмов и умение оперативно подобрать нужный, максимально эффективный алгоритм в каждой конкретной ситуации.

3. Тренировка и опыт, значение которых для любого навыка никто не отменял. Постоянные тренировки и постепенное усложнение решаемых задач и упражнения позволят вам улучшить скорость и качество устного счета.

Нужно отметить, что третий фактор имеет ключевое значение. Не обладая необходимым опытом, вы не сможете удивить окружающих быстрым счетом, даже если вы знаете самый удобный алгоритм

Однако не стоит недооценивать важность первых двух составляющих, поскольку имея в своем арсенале способности и набор нужных алгоритмов, вы сможете «переплюнуть» даже самого опытного «счетовода», при условии, что вы тренировались одинаковое время

Изучение цифр

Педагоги рекомендуют начинать изучение цифр с годовалого возраста, не раньше. И лучше всего это делать в игровой форме, иначе малыш не получит никаких навыков, но начнет испытывать отвращение к учебе, а это совсем не та цель, которой мы хотим добиться. Для закрепления навыков устного счета можно использовать не только игрушки, но и мультфильмы. Такие, например, как предлагает своим зрителям Очень Важный Канал, на котором представлены самые разнообразные ролики.

Все серии мультика

Сюжет

Значительным преимуществом канала является то, что ребенок сам может выбирать те мультики и тех персонажей, которые ему нравятся больше всего. Очень Важный Канал хорош также и тем, что практически во всех представленных роликах практикуется комплексный подход. Те, кто будут смотреть онлайн мультфильмы «Основы изучения цифр», смогут отметить, что в них изучают одновременно и цифры, и цвета, и сравнение разных понятий. Причем во всех мультфильмах задействованы персонажи, которые так нравятся детям

Это машинки, кораблики, забавные животные — словом, все то, что может привлечь внимание малыша. Например, машинка Лёля познакомит детей с основами устного счета, умный планшет покажет примеры того, как можно посчитать котят или львят, а в Сладкой стране можно посчитать количество леденцов и т.д

Как правило, ролики идут не дольше пяти минут, так что ребенок не устанет от обилия информации. Нужно только следить за тем, чтобы малыш не смотрел больше 4-5 серий подряд

Лучше переключить внимание на что-то другое

Как научить ребенка считать?

Хотя родители пытаются научить ребенка считать уже начиная с годовалого возраста, очень часто малыши воспринимают числовой ряд как своего рода стишок, который нужно просто заучить. Никакой пользы в таком обучении нет, ведь ребенок просто не чувствует, для чего нужны ему эти числа

Другое дело — развивающие мультфильмы (например, такие, которые представлены в сборниках Очень Важного канала). Они на конкретном примере показывают, для чего нужен счет

Игровые ситуации из этих мультфильмов можно воспроизвести и дома. Например, посчитать вместе с малышом, сколько машинок стоит у него в игрушечном гараже, сколько кубиков конструктора нужно для того, чтобы построить домик и т.д. Одновременно нужно использовать карточки с картинками и изображениями цифр. Не торопитесь, для начала остановитесь на изучении цифр от одного до пяти, а уже затем переходите к следующим примерам.

Самые простые техники быстрого счета

Если что-то показалось сложным, есть ряд методик быстрого счета:

  1. Как быстро научиться считать проценты. Чтобы найти 15% от числа, находят 10% и добавляют половину от 10%. Например, 15% от 664 = (10%) + (10%/2) = 66,4+33,2 = 99,6. Таким же образом раскладывают другие числа на составляющие.
  2. Умножая двузначное число на однозначное, раскладывают первое на две части. Например, 45 раскладывают на 40 и 5. Затем производят технику умножения каждой части и сложение итоговых результатов.
  3. При умножении трехзначных чисел также раскладывают его на части. Например, 137*5 решают так: 100*5 + 30*5 + 7*5 = 500+150+35 = 650+35 = 685.
  4. Умножение на 10 решают приписыванием к основному числу нуля. Например, 100*10 = 1000.
  5. Умножение на 5 решают так: число умножают на 10, затем делят на 2. Например, 568*5 = (568*10)/2 = 5680/2 = 5000/2+600/2+8/2+0/2 = 2500+300+4+0 = 2840.
  6. Умножение на 11 выполняют так – мысленно раздвигают начальное число и вписывают сумму крайних чисел. Например, 18*11 = 1_(1+8=9)_8 = 198.
  7. Умножение на 1,5 выполняют так – число делят на 2 и прибавляют полученную половину к целому. Например, 24*1,5 = 24/2+24 = 36.
  8. Умножение на 5 делают * на 10 и делением на 2.
  9. Умножение на 6 делают так (х*3)*2.
  10. Чтобы умножить на 12, сначала умножают на 10 и дважды добавляют исходное число. Например, 12*12 = 12*10+12+12 = 120+12+12 = 120+24 = 144.
  11. Умножая на 13, сначала умножают на 3 и 10 раз добавляют исходное число. Например, 3*13 = 3*3+10*3 = 9+30 = 39.
  12. Умножая на 14, умножают на 7, затем на 2.
  13. Умножая на 15, выполняют умножения на 10, затем 5 раз добавляют исходное число.
  14. Умножая на 16, умножают на 8, затем на 2.
  15. Умножение на 17 выполняют умножением на 7, затем 10 раз добавляют исходное число.
  16. Чтобы умножить на 18, делают умножение на 20 и два раза отнимают исходное число.
  17. Умножая на 19, умножают на 20 и один раз отнимают исходное число.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector