Вальдорфская система воспитания: что это такое и почему она до сих пор актуальна

Другой ребенок — другой подход. Новая Одиссея

“Не в коня корм” — к такому выводу я пришла, глядя на школьную жизнь сына Сергея. То сидит дома с простудой, то ходит к гастроэнтерологу, то лечится гомеопатией. Отцу эта канитель надоела, он отправил Сергея в секцию баскетбола. Укреплять тело и дух.

Дело пошло. Тренировки, сборы, соревнования, летние лагеря. Не без проблем, конечно. Случались травмы, переживал сложные отношения в команде. Но время шло, пришлось выбирать – учеба или спорт. Выбрали спорт и пошли оформлять домашнее обучение на базе своей школы. Сына поразило, что не все преподаватели отнеслись к этому с пониманием, а бывшие одноклассники называли “предателем”. Возможно, от зависти.

Чтобы не оставаться белой вороной, нашли другое заведение с очно-заочной формой обучения. Два дня в школе, три дня по утрам готовишь домашнее задание. Вечером — тренировки. Это было очень удобно! Тем более что в классе было пять человек, и все быстро сдружились. Сергею очень нравилась рабочая атмосфера в классе, он с удовольствием выполнял задания. Отрадно видеть, как ребенок становится уверенным в своих силах, крепнет духовно.

Но такая необыкновенная государственная школа не могла просуществовать долго. Через год ее закрыли. Мы пустились на поиски аналогичной платной школы с перспективой поступления после 9 класса в спортивный колледж.

Конечно, вряд ли такое образование может сравниться с полноценным обучением в хорошей гимназии. Но, выбирая спортивную стезю, надо быть к этому готовым. С другой стороны, перенасыщенная программа может привести к невосприятию учебы, девальвации знаний.

Необходимо, на мой взгляд, сохранить у ребенка интерес к жизни, радость от процесса познания. Печально смотреть на подростков, которым ничего не надо, кроме телефона и тусовки. Когда была утеряна детская живость восприятия и что нужно было сделать в тот момент — ответит только родитель, если он внимательно наблюдает за развитием чада. Он и должен выбирать форму обучения, максимально подходящую именно его ребенку, потому что готовых рецептов не бывает.

А пока старшие дети росли и социализировались, младший сын Андрей пошел в первый класс гимназии с углубленным изучением двух языков. Я очень надеюсь, что школа будет ответственной, разумной и справедливой, а дети старательны и послушны, как того хочется каждое 1 сентября.

Несколько пожеланий родителям:

  1. Внимательно выбирайте первого учителя! Именно он закладывает отношение к учебе.
  2. Не все дети интеллектуального склада, как того хотела бы школа. Развивайте таланты вашего ребенка — это поможет ему сохранить индивидуальность.
  3. Возможно, девочки устроены по-другому, но для мальчиков главное — мотивация к учебе. А уж как ее найти — отдельный вопрос.
  4. Не бойтесь пробовать новое, если считаете, что надо поменять школу или форму обучения. А может быть, стоит в имеющейся ситуации проявить характер, улучшить дисциплину и тем добиться новых высот. Вам решать.

Вальдорфская система образования

В основу вальдорфских школ легло антропософское представление, согласно которому в человеке одновременно сочетаются дух, тело и душа: мысли (разума, интеллекта), чувства и воли. Согласно этой системе образования, развитие не должно иметь однобокий характер: нельзя насильно прививать приобретение знаний или навыков, малыш должен самостоятельно, путем развития психики, моторики, образного восприятия познавать окружающий мир.

Особое внимание в образовательном процессе уделяется эмоциональному состоянию детей. В школах создается максимально комфортная обстановка, где нет давления и необходимости следовать строгой программе – каждый малыш растет в своем собственном ритме

Педагоги не форсируют процесс обучения, напротив, они используют исключительно индивидуальный подход.

Вальдорфские игрушки

Важнейшее место в вальдорфской методике занимают игрушки — ведь именно с их помощью ребенок учится взаимодействовать с внешним миром. Но традиционных кукол, машинок и солдатиков вы в школе не найдете, вместо них — необычная альтернатива.

Игрушки для вальдорфских классов подбираются очень тщательно: пластик и другая «синтетика» полностью исключены! Зато в классах можно увидеть очень много природных материалов — ветки и спилы деревьев, шишки, кусочки коры, каштаны, желуди, вот их-то и используют вместо традиционных кубиков и конструкторов. Много в школе и самодельных игрушек. Стройные ряды поделок, созданных учениками и их родителями, присутствуют в каждом классе.

Философия преподавания, предложенная гениальным Штайнером, кардинально отличается от привычных методик обучения: ребёнка не заставляют с малых лет постигать азы математики, чтения и письма. Обучение в школе направлено на развитие воображения, образного мышления и фантазии, именно это и позволяет выпускникам вальдорфских школ вырастать многосторонними и гармонично развитыми личностями.

Gnomik.ru

Главные принципы вальдорфского детского сада

Главный принцип вальдорфской педагогики заключается в том, что к изучению абстрактных дисциплин следует приступать только тогда, когда у крохи полностью сформировался эмоциональный мир. Не стоит торопить ребенка обучаться чтению и счету, пусть играет, рукодельничает, слушает сказки…

Малыши в вальдорфских садах прежде всего наслаждаются общением с воспитателями и сверстниками. Непременное условие — ритмичная организация жизни группы. Занятия чередуются, что делает процесс еще интереснее. Например, в понедельник группа рисует, во вторник лепит, а в среду занимается вокалом. На праздники малыши вместе со взрослыми пекут печенье и пироги. Жизнь идет размеренно и предсказуемо.

Еще одна важная особенность вальдорфских садов и школ — безоценочная система обучения и отсутствие соревнований между детьми. Малышей ни в коем случае нельзя сравнивать друг с другом, а тем более критиковать. Недопустимо говорить Коле, что успехи Вити более впечатляющие. Вальдорфская педагогика этого не терпит. Однако можно сравнивать достижения самого ребенка, например, вчерашний и сегодняшний рисунки. Похвалить малыша за хорошо усвоенный урок — не помешает, считали основатели методики.

Такой подход позволяет избегать стрессов и способствует сплоченности детского коллектива — воспитанники учатся слушать и уважать друг друга, а не соперничать. Этому немало способствуют частые выступления и групповые сценки, хоровое пение. Задача учителя — не столько передать знания и навыки, сколько пробудить интерес к учебе, окружающему миру и людям, которые находятся рядом.

история

Остатки Виллы Рустика были обнаружены во время дорожных работ в 2001 году.

Во время археологических раскопок недалеко от Вальдорфа в 2001/02 году были обнаружены остатки римского владения ( Вилла Рустика ). Этот очень большой двор с четырьмя гектарами закрытого двора, вероятно, служил для снабжения римских войск на Неккар-Оденвальд-Липках . Комплекс был построен, вероятно, в первом веке.

Вальдорф был впервые упомянут в документе , как Waltdorf 20 октября, 770 по случаю пожертвования в Лорше монастырь в Лорше Кодексе . Однако находки с более ранних времен показывают, что люди давно селились на том месте, где возникла более поздняя деревня в лесу. В 1230 году граф Палатин получил Вальдорф как имперское поместье . Во время немецких крестьянских войн и Тридцатилетней войны Вальдорф был ареной боев и грабежей. Во время Пфальцской войны за престолонаследие в 1689 году он был даже полностью разрушен и вновь заселен только несколько лет спустя. Как и во всем Избирательном Пфальце того времени, в основном из Швейцарии приезжали новые поселенцы и религиозные беженцы , в том числе семья Астор .

В 1803 году Вальдорф стал частью Баденского электората , из которого в 1806 году образовалось Великое герцогство Баден . Со строительством железной дороги долины Рейна из Мангейма в Карлсруэ в 1843 году город пережил экономический бум в 19 веке. 2 сентября 1901 года великий князь Фридрих I. Вальдорф предоставил права города .

После Второй мировой войны в 1946 году было расселено около 1000 перемещенных лиц . В 1950-х годах была обозначена промышленная зона площадью первоначально 85 гектаров, на которой, начиная с завода по литью под давлением Пауля Брайтфельда, до 1969 года располагалось около 70 компаний, включая Heidelberger Druckmaschinen . В 1970-х годах в Вальдорфе обосновалась также подающая надежды компания-производитель программного обеспечения SAP .

Несколько камней преткновения напоминают о депортации еврейских жителей Вальдорф -х годов, которые были депортированы в Гюрс во время кампании Wagner-Бюркель в октябре 1940 года .

Особенности метода

Отвечая на вопрос: «Вальдорфская школа -что это такое?», прежде всего стоит отметить, что учебные заведения, исповедующие данную педагогическую систему, работают по принципу «неопережения» естественного развития ребенка. В оборудовании школ предпочтение отдается естественным материалам, а также не до конца готовым игрушкам и пособиям (чтобы у детей развивалась фантазия).

Большое внимание в воспитательной системе вальдорфских школ уделяется духовному развитию, причем не только учеников, но и всех без исключения участников образовательного процесса. Учебный материал разделен на блоки (эпохи)

На всех этапах обучения день делиться на три части:

  1. Духовную, с преобладанием активного мышления.
  2. Душевную, предполагающую обучение музыке и эвритмическим танцам.
  3. Креативно-практическую, во время которой дети решают творческие задачи: рисуют, лепят, вырезают поделки из дерева, шьют и так далее.

Педагоги могут подчинять ритм дня тому предмету, блок которого на данный момент находится в изучении. К примеру, при изучении математического блока детям могут предложить увидеть математические закономерности в танцах и рисунках. Весь учебный материал подается из соображений соответствия развития ребенка развитию исторического общества. Например, в шестом классе, когда у учеников формируются представление о государственности и справедливости, их знакомят с историей Римской империи, а через год, года начнется половое созревание, – с историей Средневековья, когда были ярко выражены мужественность и женственность (рыцари и дамы соответственно). При этом ученики участвуют в тематических мероприятиях, подчиненных тому или иному историческому периоду, а иногда даже посещают те самые города, о былой славе которых они узнали от учителей.

Учебный план

В учебном плане вальдорфских школ присутствуют все предметы из обязательной общеобразовательной программы. При этом естественные науки преподаются особым образом, через наблюдения и эксперименты. Каждый урок содержит элементы, сконцентрированные на укреплении воли и развитии. Так, в начале учебного дня на основном уроке проводится ритмическая часть – знания постигаются через движения: буквы пишутся не на бумаге, а верхними или нижними конечностями в воздухе, считая, ребята прихлопывают и притопывают, таблица умножения учится путем передачи мяча по кругу.

Изложение академических предметов происходит эпохами, это означает, что на протяжении 2–5 недель дети изучают один предмет. Такой подход помогает ученикам глубже погрузиться, лучше понять и усвоить материал. Дети получают сконцентрированные знания по одной изучаемой теме и по одному предмету, у них есть время прочувствовать и осмыслить материал, закрепить его. При этом эпохами не преподаются дисциплины, требующие постоянного упражнения: языки, рукоделие, музыка и т. п. Они изучаются 2–3 раза в неделю после главного урока.

Предметы художественно-эстетического цикла, считающиеся в обычных школах второстепенными, здесь преподаются наравне с академическими, им отводится более трети учебного времени. Помимо этого, здесь учат предметы, которых нет в учебных планах обычных школ: эвритмия и рисование формы.

Плюсы и минусы

У вальдорфских школ немало поклонников по всему миру, преимущества такой системы обучения детей неоспоримы:

  • она ориентирована не на воспроизведение знаний или на механическое запоминание, а на всестороннее развитие ребенка;
  • она учитывает возрастные потребности и способности ребенка;
  • она учит ребенка ориентироваться на себя и свои достижения, а не на внешнюю оценку;
  • материал изучается всеми возможными способами, то есть малыш полностью погружается в изучаемый объект;
  • обучение строится не на принуждении, а на добровольном желании.

Вместе с тем, вальдорфские школы имеют и ряд противников. Связано это с тем, что основоположником школы являлся Рудольф Штейнер, фигура весьма противоречивая и спорная. В связи с этим школы обвиняют в оккультизме и сектанстве. Внутри школ действительно действует своя идеология, общение получается довольно закрытым, а дети буквально боготворят учителя.

Другой аспект критики связан со сложностями адаптации воспитанников в современном мире. Дети учатся сначала в садиках, затем в школах по этой системе, однако, после выпуска, им приходится поступать в университет, где правит совсем иная система обучения. Дети привыкли к тому, что их индивидуальность ценится больше всего, а процесс обучения строится на интересе, что довольно часто расходится с современными реалиями.

Основные принципы методики вальдорфской педагогики

  • Культ детства. Ребёнок должен подольше наслаждаться радостями юных лет.
  • Группы в вальдорфской школе разновозрастные, дети находятся в комфортной обстановке, похожей на семейную.
  • Активно используются природные материалы для украшения помещений, игр и занятий. Отсутствуют телевизор и компьютеры. Дети ухаживают за животными, сажают и выращивают растения, много времени проводят на улице. 
  • На занятиях учитываются особенности созревания детского мозга. До пятого класса ребята занимаются в основном музыкой, рисованием, обсуждением историй. Это помогает развитию чувственной сферы. С пятого по восьмой класс акцент делается на творчество: дети ставят спектакли и перформансы, организуют фестивали — так они учатся абстрактно мыслить. Только в старших классах они приступают к академическим дисциплинам.
  • Метод погружения. Материал изучается «эпохами» — блоками по 3-4 недели.
  • Принцип «душевной экономии». Ученик обучается тому, чем он может овладеть на текущем этапе и к чему нет отторжения.
  • Акцент на народной культуре, творчестве, духовном развитии. Большая роль отводится сюжетно-ролевым играм, которые учат детей общаться в социуме и договариваться. Активно используются игрушки из натуральных материалов упрощённой формы, сделанные своими руками. Это позволяет ребёнку фантазировать и создавать новые образы и сюжеты игры.
  • Ритм обучения меняется от смены деятельности: подвижная сменяет спокойную и наоборот.
  • Большая вовлечённость семьи в процесс обучения в вальдорфской школе. Совместные праздники и мероприятия, оформление помещений и изготовление игрушек.
  • Есть специальные предметы, например, эвритмия — сочетание танца и пантомимы под чтение стихотворений или музыку.

Общение преподавателя с учеником строится с учётом темперамента ребёнка (сангвиник, холерик, флегматик или меланхолик), а также различий в типах восприятия (визуальном, слуховом, кинетическом) и типах сигнальной системы (художественная, мыслительная, мыслительно-художественная).


‍Занятие в вальдорфской школеИсточник — mel.fm‍

‍Преподаватель в вальдорфской педагогике — прежде всего авторитет, на который равняются воспитанники. Учителя должны постоянно развиваться и быть образцом для подражания. 

Плюсы системы

  • Отсутствие стресса от оценок и комфортная обстановка для ребёнка.
  • Развитие различных творческих способностей.
  • Итог обучения — высокий эмоциональный интеллект, позитивный взгляд на мир, умение сопереживать.
  • Администрация и педагоги активно взаимодействуют с родителями, открыты для общения, посещения занятий.
  • Аккредитованные вальдорфские школы строят учебные программы по рекомендациям Министерства просвещения, дети проходят аттестацию в 4, 9 и 11 классах, сдают ОГЭ, ЕГЭ.

Минусы системы

  • Жизнь в искусственной среде школы не адаптирует ребёнка к реальному миру.
  • Дети изучают эзотерические представления о мире.
  • Игры только с игрушками, сделанными из природных материалов.
  • Навязывание авторитета учителя.
  • Если ребёнок переходит в государственную школу, он сложно адаптируется к оценочному подходу.

Принципы вальдорфской методики

Штайнер считал, что до семи лет ребёнку не нужно преподавать традиционные науки. Восприятие малыша ещё просто не готово для обработки такого объема информации! В этом возрасте ребенок нуждается в развитии образного мышления, а абстрактное ему потребуется только по достижению 12 лет.
Согласно вальдорфской педагогике график обучения малыша всем необходимым навыкам и знаниям должен быть строго расписан. Ребенок должен получать информацию небольшими порциями. Причем, освоение каждой дисциплины осуществляется именно в тот период, когда интеллект малыша уже максимально подготовлен для её восприятия.

Штайнер настаивал на необходимости акцентировать внимание на трех направлениях развития ребенка:

  • духовном;
  • творческом;
  • физическом.

И творчеству уделяется особое внимание: в процессе обучения все дети вальдорфских классов обязательно участвуют в различных театрализованных постановках — как кукольных, так и драматических. Для развития творческого потенциала проводятся занятия по лепке, вышивке, работе с камнем и древесиной

Причём, синтетические материалы вальдорфская школа не признает!

По глубокому убеждению последователей этой системы образования, для гармоничного развития ребёнка необходим полный отказ от компьютера и телевизора. Педагоги считают, что эти предметы — источник огромных объемов никому ненужной информации и регулярных стрессов, а значит, ребенка следует оградить от них.

Отечественная вальдорфская педагогика сегодня

К началу 21 века вальдорфские школы и детские сады были основаны в разных городах России. Первый выпуск квалифицированных воспитателей  Дошкольного вальдорфского центра состоялся в 1993 году (42 человека) и с тех пор выпускники несут идеи Р. Штайнера более чем в 100 детских садах и дошкольных студиях во всех регионах страны.

Ассоциация вальдорфских школ России также объединяет учителей из разных городов. По состоянию на 2019 год в России насчитывалось 19 школ, в том числе в Москве и Санкт – Петербурге, Иркутске, Самаре, Владимире, Ярославле и других городах. В их стенах обучаются более 2500 детей. Часть из них государственные, другие – некоммерческие образовательные учреждения.

При приеме в школу приоритет отдается детям из профильных детских садов. Это связано с трудностями адаптации при переходе из обычных учреждений. Налицо отставание от ФГОСов: ученики вальдорфских школ к концу второго класса могут писать только печатными буквами. Но они могут опережать сверстников по другим предметам.

Как и с момента основания, сегодня критике подвергаются как вся отечественная вальдорфская педагогическая система, так и деятельность отдельных учреждений. Основные сомнительные моменты и проблемы:

  1. Позднее начало обучения чтению, письму, математике.
  2. Недоверие родителей одному «гениальному» учителю по всем учебным предметам на 8 лет и качеству получаемых знаний.
  3. Отсутствие оценок, экзаменов.
  4. Проблемы адаптации при переходе в обычные учреждения.
  5. Отсутствие школьной формы, запрет на одежду с изображениями ярких фигур, героев мультфильмов, и т.д, приоритет однотонной одежде.
  6. Эзотерические аспекты в обучении. Школьникам «помогают» взойти к высшим духовным телам, эфирному и астральному по методике Штайнера.
  7. Недоверие родителей «оккультным методам воспитания».
  8. Устоявшееся мнение о том, что вальдорфские детские учреждения предназначены для детей с особенностями развития, душевнобольных.
  9. Критика празднования христианских праздников (например, почему часто отмечаются рождественские праздники, а не мусульманские, буддийские?).
  10. Свобода детского мнения, поощрение выражения эмоций, распущенность приводят к недисциплинированности, неуважению родителей и неуправляемости ребенка.
  11. Культовая сектантская форма эвритмического искусства и прикрытие ею духовных практик.
  12. Разновозрастные детсадовские группы.
  13. Маскировка под вальдорфской педагогикой религиозной доктрины и другие.

Некоторые школы, не имеющие государственной аккредитации, не могут освободить своих 18 – летних учеников старших классов от службы в армии и вынуждены договариваться и «передавать» их на экстернат в государственные школы, фактически обучая у себя.

Несмотря на все проблемы и критику, в Москве была учреждена «Государственная академия эвритмического искусства» и в 2017 году объявила набор на 1 курс.

Родители детей с «особенностями развития» собирают информацию о ближайших вальдорфских учреждениях и, внося высокую ежемесячную плату, водят детей в профильные садики и школы с необычными интерьерами и воспитателями – «садовницами».

В России ежегодно проводятся конференции вальдорфских образовательных учреждений, распространяя 100 – летний зарубежный и российский опыт.

На праздники и мероприятия российского вальдорфского сообщества приезжал даже сам Федеральный эксканцлер Германии Герхард Шредер, дети которого также учатся в Вальдорфской школе.

А педагоги обычных российских садиков и школ приезжают в вальдорфские учреждения на открытые уроки и с интересом следят за необычными детскими проектами из природных материалов и постановками спектаклей.  В каком обычном детском саду или школе ребятам разрешат лепить из глины, перепачкавшись с ног до головы, или высаживать в грунт огурцы? Разве пустят их на кухню кулинарить вместе с поварами?

Вопреки всем трудностям и критике интерес к вальдорфской педагогике не угасает, а школы и детские сады не испытывают недостатка в обучающихся.

«Правила» школы

Есть у данной школы свой «изюм», который и делает её особенной.

И это – принципы вальдорфской педагогики:

Здесь не принято говорить ребенку «нет». Ребенок может все! В пределах разумного, конечно. Бить другого ученика, крушить кабинеты и прочее ему не позволят. Но, чаще всего, здесь такого и не случается. Дети очень крепко между собой дружат.
«Нет» преждевременному интеллектуальному развитию. Все должно идти своим чередом. Педагоги данной школы считают, что ребенок в начальных классах ещё не готов изучать трудные науки. На этом и не настаивают. Обычно лишь к четвертому классу начинается действительное обучение. Однако говорят, что именно к четвертому классу развитие детей вальдорфской школы выравнивается и уже ничем не отличается от детей из общеобразовательного учреждения.
Учитель – авторитет. Причем один педагог ведет свой класс от самого начала и до конца. Первые восемь классов именно он будет обучать детей всем дисциплинам и лишь после девятого класса появляются другие педагоги. Детям, кстати, это нравится.
Первый урок – главный урок

Утро детей данной школы начинается с важного предмета: математика, русский язык и так далее. После него обычно делается упор на творческое развитие ребенка.
Отсутствие оценок

И детей это мотивирует. Их никто не пытается оценить. Никто не ставит «два», из-за чего у ребенка не появляется чувства никчемности.
Особая атмосфера. В школе словно живет волшебство. Класс — как одна большая семья. Все праздники могут посещать родители и принимать в них активное участие, наравне с детьми и учителями.
Отсутствие директора. Все школьные вопросы решаются на совете, участники которого: учителя, родители, воспитатели.

Как поступить в Вальдорфскую школу

Первым этапом при поступлении в Вальфдорскую школу станет собеседование, в котором принимают участие, как родители, так и ребенок. Вопросы позволяют выяснить позицию родителей по воспитанию. Кроме того обсуждается их возможность участия в развитии школы и в целом взгляд на образовательный процесс.

При достаточном количестве мест, в соответствии с Российским законодательством, поводов отказать ребенку в предоставлении образования — нет. Требования ни чем не отличаются от требований любой другой общеобразовательной школы. Единственным приоритетом при поступлении, обладают ученики дошкольного подразделения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector