Конспект группового логопедического занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи на тему «звук и буква п»

Стихи про букву П для детей

Подборка стихов про букву П для детей дошкольного возраста, которые хотят легко запомнить алфавит.

Букву П в спортивном залеПерекладиной назвали. —Ну-ка, милый, не ленись,Подойди да подтянись.

***

П — Проворная ПчелаМишке меду Принесла.Он Пчелу благодарил,Сладким чаем напоил.

***

На букву П у нас Песок,И Помидор, и Петушок,Пузырики, ПодаркиИ Пони в зооПарке.

***

П напоминает что-то?Да, открытые ворота!Вот взгляни на образец:Попугай Плохой Певец.

***

Я писал её до полдника —Перекладина, два столбика.Как турник, иль дверь в купе,В алфавите буква П.

***

Наконец мы строим двери:По бокам и вверх — панели.Три опоры, и поверь,Буква П у нас, как дверь.

***

Пекарь П печёт в печиПироги и калачи.

Плюшки, пончики, печенье —Это просто объеденье.

***

Петя любит Песни Петь.Любит дверью поскриПеть.Любит ездить он в куПеИ слова на Букву П!

***

Письма Пеночка Писала,Попугаям Посылала.Почту Пони Перевёз,Почтальон-Паук Принёс.

***

Петуха лепил Полдня —Пальцы мяли Пластилин.Похвалил отец меня:«Прехорошенький… Павлин».

***Поезд Пыхтит. На Пустынном Перроне Плачет,Печалится Плюшевый Пони.ВПрочем, Понятна Причина Печали —Пони в Плацкартный вагон не Пускали.

Просто Пока в Пассажирском вагонеНе Предусмотрены Полки для Пони.Но Предложила ему Проводница:Можно в Почтовый вагон ПоПроситься.

***

Пастернак Позвал в ПодружкиВ Палисаднике Петрушку,Полушут, Получудак,Полоумный Пастернак.

***ПЫХТИТ ПО рельсам ПАРОВОЗ,Немало грузов ПЕРЕВЁЗ.Колёса дружно в лад стучат.Вагоны выстроились в ряд.И ПАРОВЫМ зовут недаром,ПЛАТФОРМУ всю укроет ПАРОМ.

***

Перчик Придуман совсем не наПрасно:С Перчиком Пища остра и Прекрасна.Повар Передник надел, и колПакВ руки Половник берёт и черПак,

В воду бросает сПаржу и морковку,РеПку, лучок, шамПиньон и Перловку,Пол Помидора и Пол-огурца;Дальше кастрюля киПит без конца…

Повар ПоПробовал суП, Посолил,После Петрушку в него Положил,Перчик добавил, чуть-чуть Помешал…-«Просто Прекрасно!»- сияя, сказал.

«Просто чудесно! Ей-ей, Право слово:Первая Премия суПу готова!»

***

Охи-охи, ахи-ахи —Пряли Пряжу Прялкой Пряхи.Пряди Пряли, Прялки Пели,Пряхи Попросту Пыхтели.

***

Приходите к нам на праздник! — приглашает петушок,Каждый гость получит пряник, пастилу и пирожок.Пеликан принёс печенье, попугай на пне поёт.Поросёнок угощенье и подарки раздаёт!

***

Ну, и пузо у питона!Проглотил питон полтонны:Пышек, пенок, пирожков —Потолстел и был таков.

***

Пингвин на севере живет.Он любит холод, любит лед.Там не бывает вовсе лета,И все пингвины знают это.

***

Пироги Пироги, пюре, пельмени,Плов, печенье, пончик…Если кто захочет,Список пусть закончит.

***Поутру Пропел ПетухПросыпается Пастух.

***

ПЕЛЬМЕНИ лепим всей семьёй,Штук двести сделали с тобой.Их сразу все мы не съедим…Давай соседей угостим?

***

Паук в уголке свои сети плетет,И ждет, когда муха в них попадет,Успел он давно уже проголодаться,Но мухи совсем не спешат попадаться,

К нему в паутину никак не летят,Паучьим обедом быть не хотят.Быть может, наплел он мало сетей?Иль это мухи стали хитрей?

***

На букву П у нас Песок,И Помидор, и Петушок,Пузырики, ПодаркиИ Пони в зооПарке.

***

Песню Пел Павлин Прекрасный,Пел про Пальмы и Песок,Павиан на ПианиноПодыграл ему разок.

***

Пестрый Птенчик ПоПугай,Петь нам Песню Помогай.Про Пустыни Про Поля,Про Простые тоПоля.

***

***

Вам понравились стихи про букву П для детей?

Буква П — Заюшка

    попугай 

     павлин

         принцесса

       пе-тух

       пчела

           по-езд

         па-латка

       подснежники

по-пу-гай

Стихи с буквой П
Похвалили птицы.

Прилетели к павлину птицы

Перьями похвастать — хвалиться.

Показал перепел перья —

Перья ровные, перья серые.

Показал пеликан перья —

Перья гладкие, перья белые.

Показал попугай перья —

Перья яркие, краски смелые.

Показал павлин хвост павлиний —

Павлина все птицы хвалили.

 

Задания с буквой П

 Другие буквы — Азбука от Заюшки с картинками, детскими стихами и заданиями.Материал предназначен для родителей и воспитателей, для использования дома и в детском саду.Копирование материалов для распространения в интернете запрещено.

Продолжи фразу

И от ветра, и от зноя,
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко!
Что это? … (Палатка.)

Он на вокзале есть всегда,
К нему подходят поезда,
Двойное Р содержит он
И называется… (перрон).

Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он веселая игрушка,
И зовут его… (Петрушка).

Встает на заре,
Поет во дворе.
На голове гребешок.
Кто же это? … (Петушок.)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту —
Зовусь я… (подосиновик).

Я — хозяйка разных снов
Про дельфинов, про слонов.
Про дворцы хрустальные
И про звезды дальние.
Вы ложитесь, и на ушко
Вам нашепчет сны… (подушка).

Я взял муку и взял творог.
Испек рассыпчатый… (пирог).

Если все ты будешь знать,
То получишь в школе… (пять).

Он круглый и красный.
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней… (помидора).

Чок, чок, пятачок.
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок.
Голос тонок, звонок.
Кто же это, угадай!
Это… (поросенок).

Муха ахнула сперва:
«Ах, какие кружева»,—
И пропала голова!
Бедняжка, словно в тине,
Увязла в … (паутине).

Портфель у меня
Не велик и не мал:
Лежат в нем задачник.
Букварь и … (пенал).

Веселятся Коля, Лена —
Это значит… (перемена).

Вперевалку шел со льдин
К нам на утренник… (пингвин).

Я хотел устроить бал
И я гостей к себе… (позвал).

Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит — плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали?
Это … (птица).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Я буду произносить слоги и по очереди бросать мяч, а вам надо правильно произнести слог наоборот и перебросить мяч обратно.

Слоги: ап-па, оп-по, уп-пу, ып-пы, па-ап, по-оп, пу-уп и т. д.

2. Основная часть. Сегодня мы с вами отправимся в мир Знаний, а туда могут отправится самые сообразительные и находчивые.

Хотите? (Да).

Сможете? (Да).

3. Игра с мячом

Логопед называет слово в единственном числе и бросает ребенку, который образует слово в родительном падеже (нет кого? чего) и возвращает мяч обратно.

Пчела-, Бабачка, Жук, Комар, Муха, Оса.

Затем проводится аналогичная игра, образуя существительные во множественном числе (много кого? чего)

Пчела-пчел, Бабочка, Комар, Муха, Оса.

4. Пальчиковая гимнастика.

«Пчела»

Прилетела к нам вчера

(Машут ладошками.)

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек

(На каждое название насекомого загибают один пальчик.)

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(Делают кружочки из пальчиков

и подносят к глазам.)

Пожужжали, полетали,

(Машут ладошками.)

От усталости упали.

(роняют ладони на стол).

5. Игра «Сложи картинки»

Вот и приехали мы с вами в мир Знаний, а в этом мире праздник одного звука, а какого звука, мы узнаем, выполнив задание. Давайте мы с вами откроем волшебный сундучок, а в этом сундучке находятся разрезные картинки.

Надо сложить разрезные картинки и назвать предметы, которые у них получились (в их названиях должен быть звук п или пь).

Логопед. Скажите, с какого звука начинаются все эти слова?

Дети. Со звука П

Работа со звуком

Повторить правильную артикуляцию звука П (работа с зеркалами)

При произнесении звука – губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; кончик языка немного отходит от нижних зубов; язык плоский; голосовые связки отдыхают, горло не дрожит.

Логопед. Ребята, давайте все вместе произнесем звук «П».

Дети. «П»«П»«П»

Логопед. Скажите, мы можем пропеть звук «П»?

Дети. Нет.

Логопед. Звуки, которые встречают преграду, как называются?

Дети. Согласные.

Логопед. Верно звук «П» согласный.

Логопед. Звонкий или глухой?

Дети. Звук П глухой.

Логопед. Звук твердый, глухой, согласный живет в синем домике и у него есть младший братик звук «Пь», он живет в зеленом домике.

6. Дифференциация звуков п-пь.

Поиграем с вами в игру «Твердый-мягкий». Я буду называть слова со звуками «П», «Пь», когда вы услышите твердый звук в этом слове поднимите синюю фишку, а когда мягкий-поднимите зеленую фишку.

Слова: паук, пчела, пищит, летит, плетет, перелетает и т. д.

Логопед. Молодцы! Правильно!

7. Игра «Ромашка»

Ребята, сейчас мы с вами разделимся на две команды. Первая команда будет собирать цветок с серединкой синего цвета, выбрать те лепестки, на которых картинки с твердым звуком «П». Вторая команда собирает цветок с серединкой зеленого цвета, в названии которых мягкий звук «ПЬ».

(Если задание детьми выполнено верно, то все лепестки его будут одного цвета.)

8. Физминутка. Предлагаю немножечко отдохнуть. Вставайте со стульчиков, мы станем с вами кузнечиками.

«Кузнечик»

Поднимайте плечики раз, два, раз, два

Прыгайте кузнечики

Прыг-скок, прыг-скок,

Сели, травушку покушали

Тишину послушали

Тише, тише высоко

Прыгай на носках легко.

Логопед. Вот мы и отдохнули немножечко. Присаживайтесь на свои места.

9. Знакомство с буквой П.

Показ буквы с сопровождением стихотворений о букве. Логопед читает стихи о букве П.

Логопед. Послушайте стихотворение.

На хоккее, на футболе

Буква П- ворота в поле.

В. Степанов.

Влез на букву озорник:

Он решил, что П-турник.

Е. Тарлапан

Логопед. На что похожа буква П?

Дети. На ворота в поле, на турник…

Логопед. Из каких элементов состоит буква П?

Дети. Из трех элементов.

Логопед. Хорошо, молодцы! А давайте сейчас попробуем выложить букву П из счетных палочек.

-А теперь попробуем написать ее пальчиком в воздухе.

«Столбик вниз, еще раз вниз.

Вдруг турник на них повис.

Все ли букву вы узнали?

Букву П мы написали!»

10. Работа в тетрадях.

Давайте с вами напишем красиво букву П в тетрадях.

Написание большой и маленькой буквы П по точкам.

11. Подведение итога.

-Какие звуки мы сегодня вспомнили?

-С какой буквой познакомились?

Логопедическая тетрадь Парные согласные «Б-П»

Карандашный диктант.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Задание № 1. Запиши пару согласным:

ЗВОНКИЕ ГЛУХИЕ
В
Д
К
Ш
Б
С
Задание № 2. Пальчиковая гимнастика.
Цепочка Пальчики перебираем И цепочку получаем. Зайчик и ушки Ушки длинные у зайки, Из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет, Веселит своих зайчат. Мышка Серенький комок сидит И бумажкой всё шуршит.
Задание № 3. Назови картинки. Выдели звук «Б» или «П». Запиши букву. Определи место звуков «П» и «Б» в словах:



Задание № 4. Прочти слоговые цепочки:

ПА-ПА-БА-ПА-БА-БА-ПА-БА-БА ПО-БО-БО-ПО-ПО-БО-БО-БО-ПО ПЫ-ПЫ-БЫ-БЫ-ПЫ-БЫ-ПЫ-БЫ ПА-БО-ПЫ-ПУ-БО-ПЭ-БЫ-ПЭ-БУ

Задание № 5. Зачеркни букву «П», подчеркни букву «Б»:

В О А Р П Б Н З М Е Ч Б И В К С Т П Н А З О Б Л Д П Н Т Б Ы Е З СЛ Ц Н Я П Б С И К

А Е Ч З Б В С Ы Д О Щ П Ш З Д Б Т С Н П Ы Ф Д Н З А Л Б В С Ф Н П З К Г П С Б Д З Г

В П Ф Р Б С Н В Т К Д П Б З В Б Д И П Е З О Ф Ы З П Ы М Б О А

Задание № 6. Прочти слова:

ПОЛКА, БАНКА, БУФЕТ, СОБАКА, САПОГИ, ЗАБОР, САБЛЯ, ПУШИНКА, БАШНЯ, СОПКА, КАПКАН, БАРАБАН, БОЛОТО, РАБОТА, ЛАПА, ШАПКА.

Задание № 7. Повтори скороговорку:
БЕЛЫЕ БАРАНЫ БИЛИ В БАРАБАНЫ
Задание № 8. Вставь в слова буквы «П» или «Б»
Ре_а, жа_а, шля_а, _улка, _ ара_ан, _акет, са_ог, вер_а.

В саду стояли с водой _очки. На дереве распустились _очки. В городе есть высокая _ашня. Трактор возделывает _ашню. В небе вижу звезды _леск. Слышен волны _леск.

Задание № 9. Допиши предлоги:

Мяч лежит_______ столе.

Мяч закатился ________ стол.

Маша сидит________ кровати.

Ежик залез ________шкаф.

Задание № 10. Найди и зачеркни лишнюю картинку:

Задание № 11. Определи лишнее слово
ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА.
ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА.

Задание № 12. Подчеркни угощения, в названии которых есть согласный звук «П» – желтым карандашом, а угощения, в названии которых есть согласный звук «Б» – синим карандашом.

В булочной у нас баранки, Булки, бублики, буханки, Пирожки, батоны, плюшки, И плетёнки, и пампушки, Курабье, бисквит, печенье, Бутерброды, пай с вареньем, Много пряников, конфет, Пастила есть и щербет, И пирог с начинкой сладкой, И полено, и помадка… Называйте, не стесняйтесь, Выбирайте, угощайтесь!

Задание № 13. Распредели слова в таблице:

Задание № 14. Определи правильно парную согласную в конце слова «П» или «Б», подбери и запиши проверочное слово.
ду.
стол.
зал.
гри.
хле.
кар.
сугро.
укро.
спосо.
хлеборо.
Задание № 15. Вычеркни буквы П и Б

Весна пришла. Снег быстро таял, вода прибывала. Образовался настоящий потоп. Больше всех пострадали зайцы, кроты, мыши-полевки. Зверькам пришлось покинуть свой дом. Крот проплыл много десятков метров, прежде чем выбрался на сушу. Он очень доволен, что ни одна хищная птица не заметила его блестящей черной шкурки на поверхности воды. Добравшись, он снова благополучно нырнул в землю.

Задание № 16. Составь предложения из слов, данных вразбивку, вставляя пропущенные буквы П и Б:

Голу_ому, не_у, _о, _лыли, о_лака.

_______________________________________________________________________________

Проверка знаний:

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

logoped18.ru

Ход НОД.

I.Оргначало.

-К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

-А мы сегодня с вами познакомимся с новой буквой.

Шапокляк:

-Ха-ха. Никакую букву вы сегодня не увидите, потому что я её спрятала, а где не скажу. Вот выполните мои задания и соберёте подсказки, тогда и узнаете где она. (убегает)

-Дети, вы поможете отыскать букву? (да)

II.Повторение изученного материала.

1. Составление предложений по картинкам на экране.

-Из чего состоят предложения? (из слов)

-О чём рассказывают все предложения? (о зиме)

-Давайте подышим свежим зимним воздухом.

Дыхательная гимнастика.

Дети получают первую подсказку в виде фрагмента картинки и переходят к следующему заданию по коррекционной дорожке под музыку.

2. Деление слов на слоги. Игра «Наоборот».

Хорошо. (плохо) Кривая. (прямая) Ложь. (правда)

Гладкий. (пушистый) Левая. (правая) Первый. (последний)

-Что общего в звучании слов? (звук п)

-Какой это звук? (согласный, твёрдый)

Дети получают вторую подсказку в виде фрагмента картинки и переходят к следующему заданию, выполняя прыжки из обруча в обруч, под музыку.

3. Называние слов со звуком п и определение его места в слове. Игра «Почините платье». (дети называют слова с заданным звуком и закрывают дырки на платье синими кружками-звуками)

Дети получают третью подсказку в виде фрагмента картинки и переходят к следующему заданию по коррекционной дорожке под музыку.

4. Загадки.

Гребешок аленький, Принялась она за дело.

Кафтанчик рябенький, Завизжала и запела.

Двойная бородка, Ела, ела дуб, дуб,

Важная походка. Поломала зуб, зуб. (пила)

Раньше всех встаёт.

Голосисто поёт. (петух)

Наряд мой пёстрый, Пять мальчиков,

Колпак мой острый, Пять чуланчиков.

Мои шутки и смех Разошлись мальчики

Веселят всех. (Петрушка) В тёмные чуланчики.

Каждый мальчик

В свой чуланчик.

(пальцы и перчатки)

Какой звук спрятался во всех отгадках? (звук пь)

Какой это звук? (согласный, мягкий)

Дети получают четвёртую подсказку в виде фрагмента картинки и переходят к следующему заданию, пролезая через тоннель, под музыку.

5. Игра «Накорми мышку». Называние слов со звуком пь и определение его места в слове. (крошки – зелёные кружки-звуки)

— Все подсказки собраны. Давайте попробуем их соединить. Что получилось? (сундук)

Шапокляк:

-Отгадали! А всё равно вам сундук не открыть, потому что ключи у меня. А я вредная и злая.

Педагог:

-Дети,давайте подарим Шапокляк хорошие слова: добрая, умная.

Шапокляк:

-Ладно, отдам я вам букву, только вы меня не прогоняйте. Я тоже учиться хочу. (открывает сундук и отдаёт букву)

III. Изучение нового материала.

— Имя этой буквы «пэ». Из чего она состоит? (ножки и вверху перекладинка)

Дети, посмотрите какое платье носит буква? (синее)

А как вы думаете, почему? (она согласная)

Правильно.

Буква П всё время в одном и том же платье, а ей хочется другое – красивое.

Давайте попробуем его сделать.

Пальчиковая гимнастика.

IV. Выполнение орнамента из нетрадиционного материала на букве.

Дети садятся за столы и выполняют орнамент на букве.

V. Подведение итога непосредственно образовательной деятельности.

Сложно было освобождать букву? (да)

А какое задание было самым трудным?

Вы молодцы и очень дружные дети, поэтому и справились со всеми заданиями Шапокляк.

Задание: печатная буква П для дошкольников

Рассмотри букву П. На что она похожа? Напиши букву П в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.


Скачать файл

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Паровоз пускает пар,

Печку топит кочегар: п-п-п. Как пыхтит паровоз?

Чайник на плите стоял,

Через носик пар пускал: пах-пах-пах. Как чайник пускает пар?

2. Сообщение темы.

Ребята, вы догадались, с каким звуком мы познакомимся? Звук П. Когда мы произносим звук П, губы не хотят пускать Воздух, а он все равно прорывается между ними, и губы сердятся, тихо и «пыхтят», шлепают друг о дружку. (дети смотрят в зеркало).Символ звука П чайник. (схемы Ткаченко)

Попробуйте протянуть нашу звуковую ниточку на клубочек. Что происходит? Ниточка «рвется». Звук не умеет петь. Что звуку мешает петь? Губы.

Как называются звуки, которые не умеют петь? (согласные).

3. Игровое упражнение «Хлопни, когда услышишь звук П».

Из ряда гласных и согласных звуков, слогов, слов.

4. Игра «Почтальон Печкин собирает письма».

У детей по две картинки, в названии одной первый звук П, в названии второй звук П отсутствует.Например: павлин – аист, попугай – курица, пони – ослик, пальто – куртка. Почтальон Печкин (переодетый взрослый) с почтовой сумкой, к которой прикреплен, символ буквы П. Почтальон проверяет, правильно ли дети «отправляют» письма, просит произнести каждого ребенка свое слово, выделив звук П.

5. Игровое упражнение «Поймай звуки».

Что получится, если я произнесу звук А. а потом П (Ап).

П –А (Па) и Т. Д.

6. Физминутка.

Надувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой

Да не лопайся.

7. Работа с иппликатором Кузнецова.

Произношение звуков в слогах (па-по-пу-пи-пы-пэ, сначала правой, а потом левой рукой.

8. Знакомство с буквой.

Подходящие ворота,

Проходи, кому охота!

Что эта буква нам напоминает? Отыскивание буквы П среди других букв.

9. Звуковой анализ обратных слогов АП,ОП:

-выделение первого гласного,

-выделение последнего согласного,

-полный анализ слога.

10. Чтение.

АааааааааП, ОооооооооП и т. д. (водим пальчиком).

11. Итог.

Вспомните слова, которые начинаются на согласный звук П. Какой это звук?

Задания воспитателям.

1. Находить букву в ряду других букв.

2. «Раскрась букву П» (синим цветом).

2. Игра «Логокуб».

3. Печатать букву П. («Рабочая тетрадь» средний дошк. возраст Нищевой)

4. Выложить из пуговиц, семян и т. д.

5. Игра с мячом «Мяч передавай — слово называй» (на заданный звук)

6. Вылепить букву из соленого теста, пластилина и укрась ее.

7. Игра с мячом «Разноцветные мячики».

Красный — гласный. Синий – нет.

Что за звук? Мне дай ответ!

Сказка про букву П

День поросенка
Поросенок Персик пришел на почту и сказал Пете почтальону:
— Завтра наш праздник. День поросенка. Я хочу послать посылочку моему приятелю Пончику. Вот тут, в платке, пирожки и пирожные. Он их очень любит.

А Пончик жил на другой стороне пруда.

«Пешком далеко, не успею до праздника. Поплыву лучше на плоту»,— решил Петя.

Сел он на плот, поставил парус и плывет потихонечку. И вдруг на самой середине пруда плот развязался, и Петя упал в воду! А плавать-то он совсем не умел.

— Помогите! Тону-у! — кричит Петя, но посылку не выпускает. А поросенок Пончик сидит у своего дома и размышляет: «Потонет петух или не потонет?»

Хорошо — Персик услышал! Плюхнулся он в пруд и стал Петю пятачком к берегу подталкивать. Кое-как вытащил его на берег.

— Ты чего же, Пончик, не помог? Ведь Петя тебе посылку вез.
— Так если бы я знал, что мне, я бы помог. А так и простудиться можно.

(Г. Юдин)

Сказки с буквой для детей

Чтобы ребенку было проще запомнить новое, можно познакомить его со сказками про П.

В стране Алфавит жили 33 буквы. У каждой из них была своя жизнь. Все они были разными и неповторимыми, у всех был свой характер. Например, Н была непоседливой, Л- ленивой, А-аккуратной. А П была печальной. Она произносила слова глухо и тихо, ее плохо слышали. Она часто плакала, потому что ей неудобно было жить в доме: в дверь не пройдешь, на стуле не посидишь, приходится вечно стоять, как табуретка.

Тогда она решила отправиться в увлекательное путешествие по стране в поиске других глухих звуков, с которыми она могла бы дружить и которые помогли бы ей построить более удобное жилище.

Она прошла поле и дошла до джунглей, где жили попугаи. Увидев букву, они сильно обрадовались и начали кричать: «Привет! Привет!». И тогда П поняла, что она точно может найти друзей, ведь с нее начинаются слова: «привет», «пока», которые произносят при встрече и прощании с друзьями

С нее начинается слово «помощь», которое так важно в дружбе. П сразу повеселела и пошла домой

Придя домой, она напекла пироги своим соседям — буквам О и Р. Они пообщались, и соседки решили помочь построить для П просторный дом. Они стали часто навещать ее, приносить подарки и стали ее лучшими подругами! Так П поняла, что она важна. И ей стало сладко жить.

В мире Азбуки случилось Происшествие: Пропала П. Никто не мог Понять, куда она делась. У Порога ее жилья нашли записку: «П Похитили мы, Пираты! Принесите сокровища, и сможете Получить ее назад.» У букв не было никаких сокровищ, поэтому они решили всем алфавитом спасать Подругу.

На Паруснике Пиратов Плакала П: «Зачем вы меня Похитили? Я нужна дома, чтобы дети могли читать и Писать». «А зачем это нужно?»-спросили Пираты. «Чтобы быть образованными, многое знать, делиться информацией с другими. И ведь это так интересно, сидеть, перелистывая страницы книги, читая газеты. Можно Писать Поэмы, Письма»-ответила П. «Мы тоже хотим!»-закричали Пираты.

Вдруг на корабль стали Подниматься буквы. «Мы спасем тебя!»- воскликнули они. «Подождите! Поможем Пиратам научиться читать и Писать. Тогда они Перестанут Похищать кого-то и будут заниматься образованием». Таким образом Пираты стали грамотными и решили оставить разбой.

Ход НОД.

Дети сидят на стульях на ковре с воспитателем.

В-ль. Ребята подойдите ко мне. Скажите какое у вас сегодня настроение?

Дети. (ответы)

В-ль. Замечательно!Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (дети становятся в круг)

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

В-ль. Ребята сегодня утром в группе я обнаружила вот такой замечательный цветок Семицветик. А с ним письмо, я без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать его, а вдруг оно для нас. Согласны?

(В-ль открывает конверт, достает письмо,читает. «Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный цветок с заданиями-загадками. Кто все выполнит, тот значит готов к школе. Я желаю вам удачи! В добрый час! Мудрая Сова

В-ль. Ну что, постараемся выполнить эти задания? Докажем Мудрой сове, что к школе мы готовы!

1) Первое задание от Мудрой Совы такое, называется оно «Раздели слова на слоги»

В-ль. Мудрая сова предлагает нам определить сколько слогов в словах «кукла», «мяч», «пирамида», «машина».

В-ль. Молодцы ребята, с этим заданием мы справились, а теперь второе задание от Мудрой Совы. Она просит отгадать загадки, а загадки следующие

В темном уголке живёт,

Шелковую нить плетёт.

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался.

(Паук).

Домовитая хозяйка

Пролетала над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком.

(Пчела).

 Кто  кричит во дворе,

Будит нас на заре?

У него  есть перья — пух!

И зовут его. ! 

(Петух) 

Про полеты позабыл

Крылья в ласты превратил

Рыбку ловит среди льдин

Антарктический …

(Пингвин)

В-ль. Молодцы, отгадали загадки, на какой звук начинаются все отгаданные слова? А как вы думаете, с каким звуком и буквой нам сегодня предстоит познакомиться?

Дети. Звук П ПЬ и буква Пэ

В-ль. Правильно. Предлагаю вам достать ваши зеркала, чтобы посмотреть, что делают губы при произнесении звука П.

Ребенок. При произнесении звука П есть преграда, это губы.

В-ль. Значит какой это звук? Гласный или согласный?

Ребенок. Согласный

В-ль. Он глухой или звонкий?

Ребенок. Глухой.

В-ль. Почему он глухой?

Ребенок. Звук П глухой потому,что горлышко не дрожит.

В-ль. А как он произносится мягко или твердо?

Ребенок. Твердо.

В-ль. Каким цветом мы его обозначаем?

Ребенок. Синим

В-ль. А звук ПЬ Какой он?

Ребенок. Согласный, мягкий.

В-ль. Каким цветом значит мы его обозначаем?

Ребенок. Зеленым.

3) В-ль. Мудрая сова предлагает поиграть в игру «Сигнальщики». Под вашими стульями находятся конверты с карточками зеленого и синего цвета. На звук П поднимаем карточки синего цвета, а на звук ПЬ зеленого цвета.

Звуки- А, Т, П, К, У, П, М, О, П, П.

Слоги- ПА, ПИ, ПО, ПЕ, ПУ, ПЫ, ПЯ.

Слова- пальма, персик, пингвин, парус, пень.

В-ль. Молодцы ребята Давайте мы с вами поиграем, сделаем зарядку.

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

4) В-ль. А теперь сядем за столы, на свои места, и выполним следующее задание от мудрой совы.

Дети садятся за столы.

В-ль. Мудрая сова просит нас сделать звуковой анализ слова «ПАР» Для этого у вас на столе лежат кружочки синего, зеленого и красного цвета.

-Какие звуки обозначаем синим цветом?

-Какие звуки обозначаем зеленым цветом?

-Какие звуки обозначаем красным цветом?

-Сколько звуков в слове «ПАР»?

Один ребенок выполняет у доски, остальные на своих местах, проверяем правильность на доске и друг у друга.

5) В-ль. Мудрая сова просит придумать слова на звук П

Ответы детей.

В-ль А теперь назовите слова на звук ПЬ

Ответы детей.

6) В-ль Молодцы и это задание нам удалось выполнить. Мудрая сова предлагает вам выполнить задания в тетрадях. Откройте тетради на странице 14. Заглавную П нужно заштриховать горизонтальными линиями, а строчную п вертикальными линиями.

Дети выполняют задание.

7) В-ль. У нас остался последний лепесток с заданием. В следующем окошке найдите лишний предмет в каждой группе.

Дети выполняют.

В-ль. Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения друг у друга.

В-ль. На что похожа буква Пэ? Давайте попробуем написать букву Пэ в воздухе, а затем пропечатаем ее в тетради.

В-ль. Молодцы ребята. А теперь закройте тетради и приглашаю вас пройти на ковер. Вы справились со всеми заданиями, и мы можем смело написать о наших достижениях в письме Мудрой сове.

Давайте вспомним, какие задания нам приготовила Мудрая сова? С каким звуком и буквой мы познакомились? Как вы считаете какое задание было по-вашему самым сложным? А какое показалось легким?

Ответы детей.

В-ль. Молодцы девочки и мальчики! Давайте заселим букву Пэ в наш чудесный буквоград.

Задания с буквой «П»

1. Хлопни в ладоши, если услышишь звук П!

Паучок приехал на базар.Мухам паучок привёз товар.Он его развесил на осинке:«Кто из вас желает паутинки?»

2. Физминутка. Перебираем слова со звуком «П». Если это слово «на полу», то приседаем, если «на потолке», то поднимаем ручки вверх.

плинтус, лампа, паркет, побелка, палас, паучок

3. Прочитай слоги и добавь к ним букву или сочетания букв и получишь новые слова!

4. Прочитай слова и найди их на картинке.

5.  Определите, мягкий или твёрдый звук П!

пенал, помидор, петух, плот, Петя, парта, пылесос, перчатка, пила, паучок, песня, пёс, пчела, парк, поле, подарок

6. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук

= Б», Т», П», Т», Ф», П», К», П», М», П»
= БЯ, ПЯ, СИ, ПИ, ТЕ, ПЕ, ВЮ
= комок, осина, пихта, топь, терем, рябина, пена, спина, копейка, копилка

7. Замени в слове первую букву на звук . Какое слово у тебя получилось?

  • вилка — …илка
  • лень —
  • медаль —
  • зелёнка —
  • лесенка —
  • мир —
  • лекарь —
  • лесок —
  • речка —

8. Закрась части мозайки с буквой П. Что получилось? (источник)

9. Найди слова на букву П

10. Отгадайте загадки!

В тёмном уголке живёт,Шёлковую нить плетёт.Он тайком сюда забрался,Строить новый дом собрался./Паук/

* Посчитаем, сколько слогов в слове “паук”! (2 слога)
* Какой слог первый? (па)
* Какой первый звук в слоге “па”? (п)
* Дайте характеристику звуку П! (согласный, глухой, твёрдый)
* Какой буквой мы обозначим звук ? (П)

На полюсе южномМорозном и вьюжномРодился у мамы детёныш один.Он в море ныряет,Простуды не знает,Ведь он настоящий …/Пингвин/

* Посчитаем, сколько слогов в слове “пингвин”! (2 слога)
* Какой слог первый? (пинг)
* Назови второй слог! (вин)
* С какого звука начинается слово “пингвин”? (пь)
* Дайте характеристику звуку! (согласный, глухой, мягкий)
* Какой буквой мы обозначим звук ? (П)

11. Определите, мягкий или твёрдый звук П!

пенал, помидор, петух, плот, Петя, парта, пылесос,

перчатка, пила, паучок, песня, пёс, пчела, парк, поле, подарок

12. Звуки П и ПЬ играют с тобой в прятки. Какой звук спрятался в названии каждой картинки? Определи, в начале, середине или конце слова?

13. Соедини с буквой П только те предметы, названия которых начинаются со звуков “П” и “ПЬ”

14. А ты можешь попасть из пушки по всем буквам П? Сделай из них мишень: обведи их в кружочек.

15. Какие буквы можно составить из буквы П?

16. Найди 8 слов со звуками П и ПЬ.

17. Печатная буква П

18. Буква П прописью

19. Логопедическое лото

20. Рабочие листы

21. Прочитайте слово в левом столбике, а затем в наборе букв найдите это слово и подчеркните его.Пенал       пналилпилпиналпеналпенаПесня       пелипесяпесняпеняпеснялиЛапка       каплапалакалапкаляпкалапка

22. Раскрась петушка, где буква П, в красный цвет.

23.Найди букву П на карточке. Обведи все буквы П карандашом (если карточка распечатана на бумаге).

24. Рассмотри внимательно картинки, назови слова и скажи, какая буква потерялась?

25. Выложите из счетных палочек букву П.

26. Игра «Запоминалки»
Напишите на 5 карточках легкие слова, начинающиеся на П. Дайте ребенку минуту на запоминание и переверните их. Он должен будет назвать все, что запомнил. Добавьте еще 2 слова и дайте 45 секунд на запоминание. Потом увеличьте количество до 10. Если ребенок назовет все, он выиграл.
И напоследок повторите, что ребенок усвоил за этот урок. Вопросы для детей:
— Какую букву мы сегодня изучили?
— С каким звуком она образует пару звонкости-глухости?
— Как она пишется?
— Какие слоги вы знаете с этой буквой?
— Какие слова, начинающиеся на П, вы можете назвать?
— Если дети ответили на все эти вопросы, то материал можно считать пройденным. Если нет, повторите с ребенком то, что он не понял.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Психогимнастика (позволяет детям снять эмоциональное напряжение, корригирует эмоционально-волевую сферу).

Изобразите ссорящихся петухов.

Изобразите поросят, которые испугались волка.

Теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, назовите друг друга ласково (После этого дети садятся).

II. Сообщение темы занятия.

(Педагог предлагает детям отгадать загадки)

1. По квартирам и домам

Много писем, телеграмм

Он приносит адресатам.

Как зовут его, ребята? (Почтальон)

2. Розовая спинка,

А на ней щетинка,

Свинки ребенок

Звать его… (Поросенок)

3. Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка.

Раньше всех встает,

Голосисто поет. (Петух)

4. Из – за тридяветь земель

Мчит бумажный Журавель

Мог бы он лететь и дальше

Но нырнул в почтовы ящик (Письмо)

— Какой первый звук в слове «почтальон»? (Звук П)

— Какой первый звук вы услышали в слове «петух»? (Звук )

— Догадайтесь, о каких звуках будем говорить сегодня? (О звуках , )

III. Характеристика звуков [П |. [Пь|.

• Произнесите звук . Что вы видите? (Губы сжимаются и разжимаются и создают преграду воздуху)

• Попробуйте пропеть звук .

• Получается? (Нет)

• Значит, звук [П| гласный или согласный? (Согласный).

• В какой домик мы его поселим? (В синий) (Демонстрируется синий домик)

• Положите руку на горло, произнесите звук . Голос спит или звенит? (Спит)

• Значит, звук глухой или звонкий? (Глухой)

• Какой звук мы произносим твердо или ? (Звук [П|)

• Каким цветом мы обозначает твердый звук? (Синим)

• А как мы произносим звук ? (Мягко)

• Каким цветом мы обозначаем мягкий звук? (Зеленым)

• Какой первый звук в слове почтальон? Твердый звук

• Какой первый звук в слове «петух»?

• Назовите первый звук в слове «поросенок» ?

• Назовите первый звук в слове «письмо»

А теперь скажите, какой звук ? (Согласный, твердый, глухой).

IV. Работа с учебником.

• Послушайте, какие звуки произносят звукоежки: «П», «Пь». Произнесите и вы их. Они гласные или согласные? (Согласные). Слева какой звук? (Твердый, каким цветом мы его обозначим? (Синим). Справа какой звук? (Мягкий, каким цветом мы его обозначим? (Зеленым). Ребята, Грамотейка моет посуду. Назови, что он уже вымыл? (Половник, пиалу). Давайте обведем эти предметы по контору и дорисуем схемы. Какой первый звук в слове «половник»? , каким цветом мы обозначим его на схеме? (Синим). Какой первый звук в слове «пиала»? , каким цветом обозначается на схеме? Познакомьтесь с буквой П. Послушайте, я расскажу вам стихотворение о букве П.

Буква П на мост похожа,

По мосту идет прохожий.

А внизу через проход

Проплывает пароход.

Ребята, из скольки палочек состоит буква «П»? (Из трех). Возьмите три карандаша и выложите эту буку у себя на парте. Звуки П и Пь обозначаются этой буквой. Давайте напишем эту букву. Рассмотрите рисунок. Прочитайте, что пропищала мышь, увидев кота? . Что сделал кот? Прочитайте. . Напишите эти слова. Сколько звуков в каждом слове? (два). Какой первый звук в слове «Пи»? (Мягкий). Каким цветом обозначим? (Зеленым). Какой второй звук? . Каким цветом обозначим? (Красным). Раскрасьте схему под словом «Ап» самостоятельно.

V. Физкультминутка.

— А сейчас отдохнем.

Раз — поднялись, потянулись,

Два – согнулись, разогнулись,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

— Если это слово «на полу», то приседаем, если «на потолке»,то поднимаем руки вверх: плинтус, лампа, паркет, побелка, палас, паучок.

Хлопни в ладоши, если услышишь звук

Паучок приехал на базар.

Мухам паучок привез товар.

Он его развесил на осинке:

«Кто из вас желает паутинки?»

VI. Закрепление изученного материала

Теперь поиграем (Развитие слухового восприятия). Я буду называть звуки , а вы будете поднимать синий кружочек, если услышите твердый звук, или зеленый, если услышите мягкий звук.

Пенал, петух, парта, пылесос, перчатка, пила, песня, пес, пчела, парк, поле, подарок, помидор, пятница, печка, Петя, павлин.

-А сейчас, ребята,я предлагаю вам повторить слоги : ПА, ПЯ, ПО, ПЁ, ПЫ, ПИ, ПУ, ПЮ, ПЭ, ПЕ, МА. Скажите мне, какой слог лишний? (МА).

— Ребята перед вами лежат листки с буквами. Я попрошу вас подчеркнуть только буквы «П». А П У О П И Э Ы П М Ю П Ё Я П

VII. Подведение итогов занятия. Оценка работы детей. Молодцы! С заданием справились отлично, какие звуки мы сегодня изучали? (, ) Назовите по одному слову со звуком .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector